Философия Мартина Хайдеггера


Мартин Хайдеггер


Дата рождения: 26 сентября 1889
Место рождения: Месскирх, Германская империя
Дата смерти: 26 мая 1976 (86 лет)
Место смерти: Месскирх, ФРГ
Школа/традиция: Феноменология, Герменевтика, Экзистенциализм
Направление: Западная Философия
Период: Философия XX века
Основные интересы: Онтология, Метафизика, Эпистемология, Философия Греции, технология, искусство, язык, мышление
Значительные идеи: Dasein, Gestell
Оказавшие влияние: Досократики, Платон, Аристотель, Дунс Скот, Кант, Шеллинг, Гегель, Кьеркегор, Ницше, Брентано, Дильтей, Гуссерль
Испытавшие влияние: Жан-Поль Сартр, Жак Деррида, М. Мерло-Понти, Мишель Фуко, Х.-Г.Гадамер, Ханна Арендт, Ваня Шутлич, Христос Яннарас

Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) является одним из крупнейших философов, который дал новое направление немецкой и общемировой философии XX века. Он ставил задачу вернуть европейскую философию к проблеме бытия. Об этом свидетельствует и название одной из его фундаментальных работ "Бытие и время" (1927г.). Он подверг критике абстрактно-теоретические представления о "разуме", характерные для классической традиции европейского Просвещения. “Пытаясь строить онтологию на основе гуссерлианской феноменологии, Хайдеггер стремился раскрыть “смысл бытия” через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только человеку изначально свойственно понимание бытия…”

Содержание

1.Творчество Мартина Хайдеггера в зарубежной сравнительной философии
2.Хайдеггер в сопоставлении с западными мыслителями. Хайдеггер – экзистенциалист
3.От экзистенциалистского образа Хайдеггера к феноменологическому и к образу создателя фундаментальной онтологии.
4.Хайдеггер и Гуссерль – центр сопоставлений
5.Хайдеггер и Сартр
6.Хайдеггер в контексте историко-философских исследований мысли Востока и Запада
7.Хайдеггер и индийская философия
8.Хайдеггер и китайская философия
9.Хайдеггер и японская философия: сравнения его с двумя японскими мыслителями прошлого
10.Хайдеггер и латиноамериканская философия. Восприятия философии Хайдеггера в Латинской Америке
11.Очерк хайдеггеровской философии
12.Введение
13.Экзистенция и вопрос о бытии
14.Экзистенция и Dasein
15.Dasein и временность
16.Понятие экзистенциала
17.Бытийно-историческое мышление «позднего» Хайдеггера
18.Хайдеггер и востоковедная тенденция в немецкой мысли (М.Я. Корнеев) §1. У истоков востоковедных исканий: от Альберта Великого до Николая Кузанского
19.Эпилог
20.У истоков востоковедных исканий: от Альберта Великого до Николая Кузанского
21. Расцвет востоковедных изысканий: от Лейбница до Фр. Шлегеля
22.Метаморфозы востоковедной тенденции: от «философской этнологии» Шеллинга до «Так говорил Заратустра» Ницше
23.Восточные мотивы в творчестве раннего и позднего Хайдеггера: первые наброски
24.Концепты Хайдеггера в сравнении с концептами классической восточной философии §1. Взаимодействие европейской и восточной мысли до Хайдеггера
25. Взаимодействие европейской и восточной мысли до Хайдеггера
26.Возможные подходы к изучению проблемы «Хайдеггер и Восток»
27.Философия Хайдеггера и даосское учение сюань-сюэ
28.Основные выводы
29.Философский язык Хайдеггера и даосских текстов
30.Заключение
31.Мартин Хайдеггер и буддизм дальневосточной Махаяны (К.Ю. Солонин) §1. Некоторые основоположения
32. Некоторые основоположения
33.Постановка проблемы. Сходства и различия
34.Китайский взгляд на мир. Адекватность описания
35.Я, Вещь и Бытие
36.Краткое введение в проблемы чань-буддизма. Теория «отсутствия мыслей»
37.Хуэй-нэн: отсутствие мысли и недвойственность
38. Ученики и последователи Хуэй-нэна: Хэцзэ Шэнь-хуэй, Усян и Баотан У-чжу
39.Бытие Хайдеггера и Брахман Упанишад, Бхагавадгиты и Шанкары
40.Упанишады: Брахман как высшая реальность
41.Бхагавадгита: достижение тождества с Брахманом через бхакти-йогу
42.Шанкара: освобождение как результат интеллектуальной интуиции
43.Хайдеггер: знание истины Бытия как пребывание в ней
44.Хайдеггер и традиционалистская мысль Китая XX века (Е.А. Торчинов) §1. Восточная мысль и философия Хайдеггера: возможные подходы
45.Восточная мысль и философия Хайдеггера: возможные подходы
46.Пути развития традиционалистской мысли Китая в XX веке
47.Основания культурной традиции в герменевтике современного конфуцианства; место буддийской философии. Хайдеггер о проблеме «реальности внешнего мира»
48.Период формирования и определение горизонтов проблематики (1922–1949)
49.Период создания оригинальных философских систем (1949 – середина 80-х годов)
50. Современный период развития современного конфуцианства
51.Основания сопоставления философии Хайдеггера и современного конфуцианского традиционализма
52.. Герменевтика Хайдеггера и традиционалистское истолкование категорий китайской культуры современными конфуцианцами
53.Слово, язык и письменность у Хайдеггера и в конфуцианской традиции
54.Основания культурной традиции в герменевтике современного конфуцианства; место буддийской философии. Хайдеггер о проблеме «реальности внешнего мира»
55.Основные выводы
56.Взаимонаправленные векторы
56.М. Хайдеггер и Ультима Туле (Гипотеза)
57.Теоретические основания. Бытие и мгновение
58.Понятие Ничто. Религиозное измерение Хайдеггера
59.Дальневосточная традиция об уме, ничто и вещах
60.Нисида Китаро (1870–1945)
61.Ниситани Кэйдзи
62. Хайдеггер и индийская философия (И.К. Романова) §1. Метафизика Сарвепалли Радхакришнана и экзистенциализм Хайдеггера
63.Метафизика Сарвепалли Радхакришнана и экзистенциализм Хайдеггера
64.Категории бытия и мышления Шанкары в сопоставлении с категориями бытия и мышления Хайдеггера в интерпретации Дж. Мехты
65.Индийский экзистенциализм Гуру Датта и экзистенциальная философия Хайдеггера
66.Новейшие тенденции в восприятии философии Хайдеггера в Индии
67.Бытие и время в реалистическом и мусульманском персонализме Мохаммеда Азиза Лахбаби в сравнении с концепцией бытия и времени Мартина Хайдеггера §1. Идея Хайдеггера о греческом начале философии как предмет полемики в африканской философской мысли
68.Постановка вопроса
69.Трудности, возникающие при конкретном исследовании данной темы
70.Основное текстовое пространство, на котором Лахбаби «встречается» с Хайдеггером
71.Реалистический персонализм Лахбаби и персонализм Мунье
72.Вечность Абсолюта Насра и временность бытия Хайдеггера Часть первая Наср и Хайдеггер как личности в сравнении
73.Наср и Хайдеггер как личности в сравнении
74.Эскизное сопоставление интеллектуальных биографий Насра и Хайдеггера
75.Хайдеггер и хайдеггерианство в Иране
77.Идея Хайдеггера о греческом начале философии как предмет полемики в африканской философской мысли
78.Идея Хайдеггера о греческом начале философии как предмет полемики в африканской философской мысли
79.Экзистенциальная философия Леопольда Седара Сенгора между экзистенциализмом Сартра и феноменологией Хайдеггера
80.Основные элементы экзистенциальной философии Сенгора