Логика


Логика


О значении логики сказано немало в философской литературе. Однако чаще всего подчеркивается, что изучение логики необходимо для формирования культуры мышления. Авторы настаивают на более широком значении этой науки, считая, что знание форм и процедур мыслительной деятельности составляет по существу определенный аспект и основу той части философии, которую называют теорией познания или — точнее — научной эпистемологией.
Формы и процедуры, а также общие закономерности процессов познания, которые выявляет логика, представляют собой основной
«инструментарий» так называемого абстрактного мышления, составляющего наиболее существенный аспект теории научного познания.


Овладение результатами логической науки является не только необходимым условием формирования культуры мышления, но также способствует развитию природных возможностей мыслительной деятельности человека, повышает его творческий потенциал. Несомненно, что понимание механизмов формирования научных знаний не может не способствовать рационализации процесса обучения и повышению эффективности усвоения достигнутых наукой результатов. К этому надо добавить, что при определенном понимании и соответствующем изложении логического материала изучение логики дает представление о самомпроцессе познания, в чем состоит ее важное философское значение.



Класическая логика


Логика – одна из древнейших наук. Ее следы просматриваются в древнеиндийской и древнекитайской философии, а также в философии античной Греции. Наиболее значительной фигурой здесь был Аристотель, которого по праву считают основателем формальной логики. В его сочинениях мы находим основы теоретического знания о формах и приемах мышления.

Глава I. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ
§ 1. Основные характеристики процесса познания
§ 2. Логика как наука
ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА И ЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЫСЛИ. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫMy Webpage
ЗАКОНЫ ЛОГИКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
§ 3. Краткий очерк истории логики
§ 4. Значение логики как науки
Глава II. ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ
§ 5. Язык как знаковая система. Понятие знака.
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКА
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗНАКОВ
§ 6. Основные семантические и синтаксическиекатегории языковых выражений
Упражнения
§ 7. Функциональные (синтаксические) характеристикиосновных семантических категорий языка
§ 8. Принципы употребления знаков
Упражнение
ПРИНЦИП ОДНОЗНАЧНОСТИ
ПРИНЦИП ПРЕДМЕТНОСТИ
Упражнение
ПРИНЦИП ВЗАИМОЗАМЕНИМОСТИ
ПАРАДОКСЫ ВЗАИМОЗАМЕНИМОСТИ
Глава III. СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЛОГИКА. ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ
ЛОГИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ И ТЕОРИЯ ДЕДУКЦИИ

§ 9. Основные особенности искусственных языков логики по сравнению с естественными языками
ЯЗЫК ЛОГИКИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ (СИНТАКСИС И СЕМАНТИКА ЯЗЫКА)
ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ. ПОНЯТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО СЛЕДОВАНИЯ И ЗАКОНА ЛОГИКИ
ЗАКОНЫ ЛОГИКИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИСТИННОСТНЫХ ТАБЛИЦ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЯИСТИННОСТНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ФОРМУЛ
ИСЧИСЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
НАТУРАЛЬНАЯ СИСТЕМА ИСЧИСЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
ЯЗЫК ЛОГИКИ ПРЕДИКАТОВ
СИНТАКСИС ЯЗЫКА ЛОГИКИ ПРЕДИКАТОВ (ИСХОДНЫЕ СИМВОЛЫ, ТЕРМЫ, ФОРМУЛЫ)
ЛОГИКА ПРЕДИКАТОВ
ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕДОВАНИЕ
ЗАКОН ЛОГИКИ ПРЕДИКАТОВ
ИСЧИСЛЕНИЕ ПРЕДИКАТОВ
НАТУРАЛЬНАЯ СИСТЕМА ИСЧИСЛЕНИЯ ПРЕДИКАТОВ
Глава IV. ТИПЫ ОБЪЕКТОВ ПОЗНАНИЯ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
§ 12. Возможные объекты познания (предметы мысли)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ПОЗНАНИЯ И ВОПРОС О НЕПУСТОТЕ ТЕРМИНОВ
§ 13. Понятие признака. Виды признаков
§ 14. Деление признаков по месту и роли в системе признаков. Сущность предметов
Глава V. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ
§ 15. Понятие как форма мышления. Общая характеристика
§ 16. Логическая структура и основные характеристики понятия
§ 17. Слово и понятие. Понятие и представление
§ 18. Основные приемы образования понятий
§ 19. Закон обратного отношения между объемамии содержаниями понятий. Логические и фактические объемы и содержания понятий
§ 20. Виды понятий
§ 21. Виды отношений между понятиями
Глава VI. ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ
§ 22. Обобщение и ограничение понятий
§ 23. Деление понятий. Классификация
Глава VII. ОПРЕДЕЛЕНИЕ (ДЕФИНИЦИЯ) КАК ПРИЕМ ПОЗНАНИЯ
§ 24. Общая характеристика определения
§ 25. Виды определений
§ 26. Правила и возможные ошибки в определении
§ 27. Приемы, сходные с определением
Глава VIII. СУЖДЕНИЕ (ВЫСКАЗЫВАНИЕ) КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ
§ 28. Общая характеристика и роль суждения в познании
§ 29. Простые и сложные суждения. Виды простых суждений
§ 30. Виды сложных суждений
§ 31. Понятие необходимого и достаточного условия
§ 32. Связь между простыми суждениями со сложными субъектами и предикатами и сложными суждениями. Преобразование категорическихсуждений за счет расширения субъектов
§ 33. Суждения ассерторические и модальные
§ 34. Отрицание суждений. Виды отношений междусуждениями
Глава IX. ВЫВОДЫ (УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ)
Часть I. ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ
§ 35. Выводы из сложных высказываний (выводы на основе свойств логических связок)
§ 36. Выводы из категорических суждений. Непосредственные умозаключения
§ 37. Выводы из категорических суждений. Простой категорический силлогизм
§ 38. Энтимема (сокращенный силлогизм)
Часть II. ПРАВДОПОДОБНЫЕ ВЫВОДЫ (ПРАВДОПОДОБНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ). ПОНЯТИЕ ИНДУКТИВНОГО СЛЕДОВАНИЯ
§ 39. Основные виды правдоподобных выводов (умозаключений)
§ 40. Понятие причины и основные свойствапричинных связей
§ 41. Методы установления причинной зависимостиявлений
Часть II. ТЕОРИЯ И НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО
ПОЗНАНИЯ

§ 42. Теория как форма и система знания
§ 43. Научное объяснение
§ 44. Вопрос и гипотеза как формы познания. Их методологическое значение
Глава XI. ЛОГИКО-ЭПИСТЕМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРГУМЕНТАЦИИЧасть I. ЛОГИКО-ЭПИСТЕМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРГУМЕНТАЦИИ
§ 45. Аргументация как прием познавательной деятельности. Виды аргументаций
§ 46. Доказательство и опровержение
§ 47. Виды доказательств
§ 48. Подтверждение и критика (тезиса)
Часть II. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРГУМЕНТАЦИИ
§ 50. Спор и дискуссия как разновидности аргументации. Виды споров
§ 51. Научный спор как форма познавательной деятельности. Эпистемически-эвристическоеи социально-педагогическое значение научных споров
§ 52. Уловки споров и способы их нейтрализации
§ 53. Рационализация споров: понятие о стратегиии тактике спора


Диалектическая логика


Диалектическая логика по праву считается величайшим" завоеванием человеческой мысли. Возникшая еще в Древней Греции и сформировавшаяся на идеалистической основе в немецкой классической философии XIX в., и прежде всего в философской концепции Гегеля, она стала мощным оружием познания, обрела свое истинное научное содержание только в трудах классиков марксизма, ленинизма, которые превратили ее в современное учение о познающем мышлении, о законах и формах отражения действительности в человеческом сознании.

Глава I. Мышление как высшая форма отражения действительности
1. Сущность мышления
2. Диалектика объективного и субъективного в мышлении
3. Творческий характер мышления

Глава II. Возникновение диалектической логики в немецкой классической философии XIX века
1. Попытки домарксовых философов «модернизировать» формальную логику
2. Трансцендентальная логика И. Канта
3. Диалектическая логика Гегеля

Глава III. Диалектическая логика марксизма — логика нового типа
1. Сущность марксистской диалектической логики
2. Проблема единства (тождества) диалектики, логики и теории познания
3. Основные принципы диалектической логики
4. Восхождение от абстрактного к конкретному как принцип диалектической логики

Глава IV. Материалистическая диалектика и формальная логика
1. Соотношение между диалектической и формальной логиками
2. Основные законы мышления в диалектической и формальной логиках
3. Основные формы мышления в диалектической и формальной логиках

Глава V. Проблемы истины и доказательства в диалектической и формальной логиках
1. Проблема истины в логике
2. Доказательство в диалектической и формальной логиках

Глава VI. Логика формирования и развития научной теории
1. Сущность научной теории и логика ее формирования
2. Логика развития научной теории

Глава VII. Диалектическая логика и конкретные науки
1. Эвристическая и интегративная роль диалектической логики
2. Стиль научного мышления и диалектическая логика