Научное объяснение

Время: 25-02-2013, 12:13 Просмотров: 2183 Автор: antonin
    
Научное объяснение
Заметим прежде всего, что в литературе по логике науч-
ного познания существует так называемая логическая мо-
дель научного объяснения (теория Гемпеля-Оппенгейма).
Согласно этому представлению, научное объяснение ка-
кого-то явления Н (зафиксированного в истинном единич-
ном высказывании «Н») представляет собой логический вы-
вод, посылками которого являются некоторая непустая ко-
нечная совокупность законов Lv ..., Ln той области действи-
тельности, к которой относится объясняемое явление Н, и
некоторое такое истинное единичное высказывание Е (выра-
жающее, например, условие, при котором происходит Н),
которое указывает на определенное явление (факт, признак)
из той же области; заключением же вывода является Я. При
этом объяснение может быть дедуктивным и вероятностным
в зависимости от того, каков характер логического следова-
ния, лежащего в основе этого вывода.
Не вдаваясь в подробности, скажем, что это понимание
объяснения не выражает, по-видимому, сути того, что в науке
обычно имеют в виду под этим термином: «объяснение», по-
строенное по этой схеме может вообще не содержать никако-
го объяснения интересующего нас явления! Действительно,
может ли, например, удовлетворить кого-либо объяснение,
почему медь электропроводна, построенное — в соответствии
с указанной моделью — в форме следующего вывода:
Все металлы — проводники электричества (закон L)
Медь — металл (Е)
Следовательно, медь — проводник электричества (Н)
Ясно, что здесь снова напрашивается вопрос: а почему
металлы электропроводны? Без этого неясен и ответ на пос-
тавленный вопрос о меди...
Здесь мы подошли, во-первых, к различению объясне-
ния явлений и объяснения законов науки.
Объяснение явления. Объяснение явления должно отве-
чать на вопросы: что оно представляет собой, почему и как
происходит? При объяснении тех или иных природных явле-
ний того или иного вида должна быть указана их сущность
(см. § 14). Например, электропроводность вещества состоит в
450
том, что при помещении его в электрическое поле (при воз-
никновении разности потенциалов) в нем возникает элек-
трический ток, то есть поток электрически заряженных час-
тиц. Углубляя объяснение, ссылаются также и на причину
возникновения этого потока, каковой является, в конечном
счете, взаимное притяжение частиц с противоположными
зарядами и отталкивание одноименно заряженных частиц1.
Молния представляет собой мгновенный электрический раз-
ряд между облаками или облаком и Землей (возникающий
опять-таки в силу разности потенциалов). Испарение жид-
кости есть результат отрыва поверхностных молекул жид-
кости от данной массы жидкости. Причина этого явления со-
стоит в том, что кинетическая энергия движения отрываю-
щихся молекул позволяет им преодолеть взаимное притяже-
ние молекул в массе жидкости.
Так или иначе — явно или неявно — в объяснениях этого
вида имеется указание на причину, вызывающую данное яв-
ление (см. § 40). Поэтому обычно их называют каузальными
и говорят даже, что объяснить какое-то явление — это зна-
чит, указать его причину.
Однако наиболее важной частью объяснения явления вы-
ступает не указание причины самой по себе, а раскры-
тие механизма ее действия. Более того, возмож-
ны объяснения, не содержащие даже прямого указания на
причину, но раскрывающие механизм ее действия, что, соб-
ственно, и составляет сущность некоторого явления. Объяс-
няя, например, что такое молния, мы можем в каких-то слу-
чаях ограничиться указанием на то, что это мгновенный
электрический разряд, мгновенное перетекание электриче-
ски заряженных частиц с одного облака на другое или с об-
лака на Землю. К тому же причиной, например, наличия у
предметов того или иного вида каких-то специфических
свойств является сама их сущность. Мы видели выше (см.
§ 14), что выявление сущности предметов некоторого вида
позволяет объяснить, почему именно им необходимо обла-
дать некоторыми общими свойствами, то есть объяснить
причину их качественной специфики.
1
Последнее указывает уже на существование определенного закона,
который сам может потребовать объяснения того, почему именно противо-
положные частицы притягиваются друг к другу, а одинаковые — отталки-
ваются друг от друга (см. ниже).
451
Некоторую особенность имеют объяснения явлений об-
щественной жизни, поступков, поведения людей. Здесь глав-
ную роль играет выяснение мотивов, целей по-
ведения людей (или определенных групп людей) в их
соотношении с моральными принципами и установками.
Объяснения этого рода принято называть телеологи-
ческими объяснениями.
Распространенно мнение, что цель, мотив, под влиянием которо-
го человек осуществляет какое-то действие, не является причиной
этого действия. Однако такое абсолютное противопоставление цели
и причины едва ли можно признать правильным. По крайней мере,
цель в сочетании с волей человека, направленной на осуществление
намеченного действия, является его причиной. Однако мы подчер-
кивали раньше, что причина вызывает действие при наличии опре-
деленных условий. И если в природе часто можно достаточно точно
выявить круг таких условий, то в обществе это возможно, по-види-
мому, лишь в очень простых случаях. Но если действительно какая-
то цель осуществляется, то это указывает, конечно, на то, что была
соответствующая совокупность условий и цель — в сочетании с во-
лей — проявила себя именно как причина.
Учитывая введенное ранее различение ближайшей причины
некоторого явления и более отдаленной (см. § 40), в каких-то слу-
чаях при объяснении общественных явлений полезно и даже необ-
ходимо — особенно при объяснении массовых общественных яв-
лений — ставить вопрос и об объяснении причины появления са-
мих целей и воли людей к их осуществлению. Это вопрос уже не о
непосредственных, а о более глубоких причинах явления и, соот-
ветственно, о более глубоком их объяснении.
Объяснение законов науки. Строго говоря, имеется в
виду объяснение повторяемости явлений, фиксируемая в
формулировках законов науки.
Исходным при таком объяснении обычно является не-
которое индуктивное обобщение. Результат такого обобще-
ния — вида «Все 5 суть Р» — указывает на наличие повторя-
емости: везде, где есть 5 имеется Р. Результат объяснения
этой повторяемости может быть двояким:
1) устанавливается, что указанная повторяемость являет-
ся случайной. Так, считается, что случайным является нали-
чие у всех людей мягкой мочки уха, парнокопытность всех
жвачных животных;
2) выясняется, что повторяемость имеет место в силу на-
личия некоторой связи между S и Р.
452
В последнем случае — если эта связь установлена — ин-
дуктивное обобщение приобретает статус закона науки. Та-
ким образом, сам закон науки становится результатом объ-
яснения.
Поскольку связь между явлениями или признаками 5 и Р
означает детерминированность (обусловленность) одного
другим, постольку объяснение состоит в том, чтобы пока-
зать, почему всегда (обязательно, а не случайно — иначе нет
закона) Р сопровождает 5. Иначе говоря, должен быть пока-
зан механизм взаимосвязи («сцепления») 5 и Р (механизм пе-
рехода от одного к другому). Для этого необходимо выясне-
ние сущности как 5, так и Р, ибо связь, которую выражает
закон, выявляется именно на уровне сущности соответству-
ющих признаков или явлений.
Возвращаясь к примеру объяснения того, почему медь
электропроводна, мы должны были бы указать, что ее ато-
мы — как и атомы всех металлов — обладают низким коэф-
фициентом ионизации, то есть легко «теряют» свои внешние
электроны. В силу этого в массе медного тела или проводни-
ка имеются свободные электроны, которые при возникнове-
нии разности потенциалов на концах проводника начинают
«перемещаться», то есть образуют электрический ток. По-
скольку медь здесь выступает просто как представитель
класса металлов, данное объяснение можно рассматривать
как объяснение повторяемости металл (5) — проводник (Р),
результатом которого является закон: «Все металлы — про-
водники». Таким образом, медь проводник не потому, что
все металлы проводники, как это получается согласно моде-
ли Гемпеля, а наоборот, все металлы проводники, потому что
они имеют общую с медью сущность, то есть будучи просты-
ми веществами, состоят из атомов с низким коэффициентом
ионизации.
Данный пример указывает на возможность установления
закона, относящегося к классу некоторых явлений, на осно-
ве объяснения отдельных явлений этого класса.
Так, Карно установил общий закон работы паровых ма-
шин («цикл Карно») на основе анализа сущности происходя-
щих в них процессов, отнюдь не обращаясь к множеству па-
ровых машин.
Вспомним также доказательства геометрических теорем в
школьном обучении. Для доказательства, например, того, что
453
всякий треугольник имеет сумму внутренних углов, равную
180° (закон эвклидовой геометрии) рассматривают некий от-
дельный треугольник. Переход от отдельного к об-
щему оправдан при этом тем, что при рассмотрении взя-
того треугольника учитывают только те его свойства, кото-
рые, по определению, являются общими для всех треуголь-
ников (замкнутость, ограниченность тремя прямыми).
Вывести какие-то свойства предмета из его сущности —
значит установить необходимость присущности ему
этих свойств. А согласно эпистемическому принципу «необ-
ходимость есть всеобщность», это означает также установле-
ние общего утверждения о принадлежности данных свойств
всем предметам, обладающим данной сущностью (всему
классу предметов, обладающих данной сущностью).
Возвращаясь к вопросу об обосновании индуктивных
обобщений, заметим, что в случае выяснения причин повто-
ряемости 5 и Р посредством применения какого-либо из мето-
дов установления причинной зависимости явлений (см. §41),
мы получаем уже некоторое обоснование индуктивного обоб-
щения, и, можно сказать, некоторое частичное объяснение
этой повторяемости. Мы видели, что таким именно образом
может быть обосновано и частично объяснено обобщение
«Все кристаллические вещества имеют определенную темпе-
ратуру плавления», если установлено, что причиной указан-
ной особенности кристаллических веществ является именно
их кристаллическое строение. Однако для объяснения этого
обобщения в строгом смысле слова надо обратиться к сущ-
ности теплоты, к сущности самого процесса нагревания и по-
вышения температуры тела. Нагревание — сообщение телу
теплоты — это увеличение кинетической энергии составляю-
щих его молекул. У кристаллического вещества превращае-
мая кинетическая энергия затрачивается до некоторых пор
на разрушение кристаллической структуры. И только после
полного разрушения кристаллов — то есть после превраще-
ния твердого вещества в жидкость — оно (продолжающееся
нагревание) приводит к увеличению средней скорости движе-
ния молекул, что и означает повышение температуры. Точка
плавления кристаллического тела — это и есть та температу-
ра, которая сохраняется в течение разрушения его кристалли-
ческой структуры.
454
В заключение данного раздела обратим внимание на то,
что объяснение связано с определенными типами вопросов
(см. §44):
— «Что?» (что представляет собой явление или предметы
некоторого класса?);
— «Почему?» (какова причина тех или иных явлений или
каких-то особенностей у предметов некоторого класса?);
— «Каким образом?» (каков механизм действия причи-
ны, каков механизм обусловленности, взаимосвязи явле-
ний?).
Как мы видели, при объяснении явлений и законов отве-
ты — объяснения — на эти вопросы могут совмещаться.
Если при объяснении явления указывается не просто его
сущность, но и причина и механизм ее действия, то имеем
ответ на вопросы всех указанных типов. При объяснении за-
конов выясняются ответы на вопросы «почему?» и «каким
образом?».
Естественно выделить и особый вид объяснения, играю-
щий важную роль в педагогической практике. Это — объяс-
нение, представляющее собой ответ на вопрос «каким обра-
зом?», разъясняющее процедуры решения тех или иных мас-
совых задач (объяснение алгоритмов), например, каким об-
разом найти наибольший общий делитель двух чисел, на-
именьшее кратное для них, как найти знаменатель геометри-
ческой прогрессии, сумму ее членов и т. п.
Ясно, что объяснение неразрывно связано с понима-
нием, именно с пониманием того, что представляют собой
те или иные явления, как и почему они происходят. Правда,
термин «понимание» можно употреблять и часто употребля-
ют в некотором психологическом смысле. В этом смысле че-
ловек может не понимать самого объяснения, что в педаго-
гической практике, кстати, нередко и случается. Непонима-
ние этого рода опять-таки, по-видимому, связано с механиз-
мом употребления языка. Чаще всего оно, как кажется, явля-
ется следствием неумения связать употребляемые словесные
знаки с теми предметами и явлениями, свойствами и отно-
шениями, которые составляют предметное значение этих
знаков, то есть следствием непонимания смысла и незнания
предметных значений или неточности этих знаний.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: