Теория как форма и система знания

Время: 25-02-2013, 12:13 Просмотров: 1220 Автор: antonin
    
Теория как форма и система знания
Теория — наряду с понятиями и суждениями — пред-
ставляет собой одну из форм отражения (воспроизведения)
действительности в мышлении. Однако, в отличие от поня-
тия и суждения, теория не является, вообще говоря, отдель-
ной мыслью — если не иметь в виду вырожденные случаи
теории, в качестве каковых рассматривают иногда отдель-
ные суждения, выражающие, например, законы науки.
Теория представляет собой некоторую систему знания,
относящуюся к некоторой области действительности или к
некоторым аспектам той или иной области действительно-
сти. Предметом астрономии, например, является, очевидно,
особая область реальной действительности — небесные тела,
тогда как география и геология изучают определенные ас-
пекты такой области реальной действительности, как плане-
та Земля. Логика, психология, физиология высшей нервной
деятельности изучают разные аспекты мышления человека;
социология, экономическая теория, история — различные
аспекты общественной жизни.
Предметом теории могут быть и особые классы явлений:
теория теплоты, электричества, магнетизма и т. д., а также
некоторые аспекты действительности вообще: теория про-
странства и времени, философия. К особому классу теорий
относятся теории методологического характера, изучающие
методы и приемы познания. К их числу относятся, напри-
442
мер, многие разделы математики (теория математического
анализа, вариационного исчисления, теория дифференциаль-
ных уравнений) и значительная часть содержания логики.
Как система знания — в отличие от простой со-
вокупности знаний, каковой является, например, обыденное
знание — теория включает в себя определенный круг поня-
тий и высказываний, логически связанных между собой так,
что одни понятия, или термины вообще, определяются через
другие. Одни суждения связаны по смыслу с другими, опре-
деленным образом субординированы или даже выводятся из
других.
Весьма существенными характеристиками теорий явля-
ются также указания на основные задачи, функции
теории. Таковыми являются систематизация и
объяснение изучаемых явлений, а также выявле-
ние законов изучаемой области или аспекта действи-
тельности. Наиболее важной функцией теории является объ-
яснение. Часто, например, даже говорят, что объяснить явле-
ния некоторого класса — это значит построить теорию этих
явлений; можно сказать и наоборот: построить теорию —
значит объяснить какие-то явления. Важность функции объ-
яснения очевидна в естественно-научных теориях. В физике
мы объясняем суть тепловых, световых, электрических явле-
ний, явлений магнетизма и звука и т. д. В химии — суть хи-
мических реакций или имеющихся результатов химических
процессов. Законы движения в механике также объясняют
нам, каким образом взаимосвязаны такие факторы, как сила,
масса, ускорение, путь и скорость движения и т. п.
Правда, при более широком употреблении термина «тео-
рия» в практике научного познания выделяются и такие тео-
рии, которые ограничиваются лишь описанием и системати-
зацией некоторого эмпирического материала и возможно со-
держат те или иные индуктивные обобщения, — эмпири-
ческие теории (минералогия, ботаника, география,
анатомия). Иногда такие теории называют феномено-
логическими.
Заметим, что в математической и логической литературе
теорию принято определять как множество (совокупность)
высказываний, замкнутое относительно логической выводи-
мости. Это значит, что в ту или иную теорию включаются не
только уже известные высказывания, но и те, которые могут
443
быть выведены из известных. Конечно, это определение вы-
деляет важную характеристику теории и в некоторых иссле-
дованиях теорий логического и математического характера
является вполне достаточным. Но оно не отражает другие,
существенные с гносеологической точки зрения характери-
стики этой формы знания. И в особенности именно то, что
теория представляет собой некоторую систему зна-
ния. И при этом знания, в большей или меньшей степени
обоснованного.
СОСТАВ ТЕОРИЙ
В составе теории, особенно естественно-научной, хотя и
не только таковой, выделяют обычно эмпирический
базис — совокупность фактов, устанавливаемых посред-
—етвом наблюдений. Например, к эмпирическому базису мо-
лекулярно-кинетической теории строения вещества относят-
ся знания о наличии в действительности явлений диффузии
жидкостей и газов, а также (в определенной мере) и твердых
тел; испарение жидкостей; различие и изменения агрегатных
состояний тел; броуновское движение и т. п.
Научные данные, относящиеся к эмпирическому базису,
составляют исходный материал для теоретических построе-
ний. Поэтому, употребляя термин «теория» в более строгом
смысле, его отделяют от собственно теории, не включая в
состав последней.
Как уже было сказано, теория есть совокупность взаи-
мосвязанных понятий и высказываний. Среди понятий тео-
рии различаются два основных типа:
1. В понятиях первого типа выделяются и обобщаются ос-
новные характеристики и компоненты изу-
чаемых явлений. Например, в механике выделяются
такие характеристики механического движения предметно-
функционального типа, как траектория, скорость, ускорение,
а также сила, масса, импульс, кинетическая энергия и т. п.
2. Другую группу понятий — понятий классификацион-
ного характера — составляют понятия, в которых выделяют-
ся классы изучаемых предметов и явле-
ний (объектов вообще). Посредством этих понятии осуще-
ствляется классификация этих явлений. Причем, основания-
444
ми этих классификаций являются обычно упомянутые выше
характеристики. Например, в механике, наряду с основным
понятием «механическое движение» выделяются такие его
виды, как «прямолинейное», «криволинейное», «колебатель-
ное», а также «равномерное», «неравномерное», «равноуско-
ренное» и «неравноускоренное» и т. д.
На два этих типа делятся как эмпирические, относящиеся
к эмпирическому базису, так и, соответственно, теоретиче-
ские понятия теории. На теоретическом уровне познания
мы, в частности, детализируем, углубляем эмпирические по-
нятия. В той же механике на этом уровне при использова-
нии методов математического анализа появляются такие по-
нятия, как «равнозамедленное» и «равноускоренное движе-
ние», «импульс», «кинетическая энергия», «мгновенная ско-
рость» и «мгновенное ускорение» и т. д.
Основную роль в теориях играют высказывания. Они так
же, как и понятия, могут относиться к эмпирическому бази-
су и к собственно теоретическому уровню теории. Среди
последних особо выделяются два вида:
1. Высказывания, в которых выражается знание законов
изучаемой действительности и которые называются зако-
нами данной теории или науки (законы физики,
химии, математики и т. д.).
2. Так называемые предложения соответ-
ствия (точнее, интерпретационные высказывания). — Их
характеризуют обычно как предложения, выражающие свя-
зи между терминами, обозначающими нечто наблюдаемое, и
теоретическими терминами. Например: «Теплота тела (на-
блюдаемое) — это кинетическая энергия хаотического дви-
жения частиц, составляющих это тело (теоретическое)»,
«Температура тела — показатель средней скорости движе-
ния его молекул», «Электрический ток — это поток электри-
чески заряженных частиц».
Точнее, как можно видеть из примеров, предложения со-
ответствия — это утверждения, раскрывающие сущность на-
блюдаемых явлений. С логической точки зрения это реаль-
ные определения соответствующих явлений (§ 24). В них со-
держится объяснение наблюдаемых явлений.
Высказывания того и другого вида представляют собой
утверждения необходимого характера (см. § 33), в отличие от
утверждений фактического характера, каковыми являются
утверждения, относящиеся к эмпирическому базису теории.
445
ИСТИННОСТЬ ТЕОРИИ
Важной характеристикой теории является степень ее
обоснованности, ее практическая подтверждаемость. Каж-
дый ученый, который действительно стремится иметь знания
о явлениях изучаемой им области (а не просто произвольные
построения, хотя бы и позволяющие решать некоторые зада-
чи и удовлетворяющие определенным эстетическим требова-
ниям)1, всегда стремится иметь истинные теории, то есть та-
кие теории, утверждения которых соответствуют изучаемой
действительности. Хотя случается и так, что теории оказыва-
ются и ложными. Таковыми, например, являются известные
в истории теории флогистона, теплорода, неправильно объ-
ясняющие явления горения и тепловые процессы.
Основным и наиболее общим критерием истинности тео-
рий, как и высказываний вообще, является общественная
практика, включающая производственную деятельность, эк-
сперименты и вообще применение теоретических знаний в
той или иной деятельности людей. При этом деятельность не
обязательно должна быть материальной. Так, конкретная на-
учная деятельность, в которой применяются результаты ма-
тематики и логики, является сферой их практического при-
менения, а тем самым и сферой проверки этих знаний.
Вместе с тем практика не является абсолютным критери-
ем истинности наших знаний. Это верно в трех отношениях.
Во-первых, он не всегда применим — по крайней мере, не-
посредственно — для проверки высказываний. Например,
для проверки высказываний о необходимости каких-то явле-
ний, о будущих событиях. Во-вторых, практика может под-
тверждать и некоторые ложные высказывания (до некото-
рых пор в опыте подтверждались утверждения указанных
ложных теорий теплорода, флогистона). И наконец, как уже
было сказано, практика лишь подтверждает, но не доказыва-
ет истинность утверждений теории. В лучшем случае они
обеспечивает практическую, но не логическую достовер-
ность, то есть близкую к единице, но не равную единице, ве-
роятность их истинности.
1
Есть такие философы-методологи науки, которые видят задачу науч-
ного познания именно в изобретении теоретических концепций, удовле-
творяющих указанным требованиям способности служить решению неко-
торых задач, простоты, изящества и т. п.
446
Необходимым условием и тем самым важным логическим
критерием истинности теорий является их логическая
непротиворечивость, то есть взаимная согласованность
утверждений теории между собой, последовательность в
объяснении явлений.
Однако и истинные теории, как правило, не представля-
ют собой абсолютно точного знания своего предмета. Ска-
занное прежде всего относится к теориям естественно-науч-
ного характера, предметом которых являются некоторые об-
ласти или аспекты реальной действительности.
Это означает, что теория не представляет собой законченно-
го образования. В истории познания наблюдается постоян-
ная смена теорий, связанная с углублением нашего знания:
Эвклидова геометрия получила дальнейшее развитие в неэв-
клидовых, классическая механика (Галилея, Ньютона) — в
релятивистской и квантовой теориях.
ВИДЫ ТЕОРИЙ
Теории различаются прежде всего по своему предме-
ту, по характеру изучаемой или области или аспекта дей-
ствительности, а тем самым и по характеру рассматривае-
мых объектов.
Среди существующих теорий большой класс составляют
теории, изучающие те или иные области или аспекты р е -
альной действительности (конкретные науки).
К другому классу относятся теории, имеющие дело с иде-
альными областями или вообще с явлениями нена-
блюдаемого характера (абстрактные науки).
Среди первых особо выделяются естественно-на-
учные (физика, биология, теории, составляющие медици-
ну, химия и т. п.) и гуманитарные теории (фило-
софия, социология, этика, эстетика — науки в более широ-
ком смысле). Грань между ними провести вообще довольно
трудно. Вторые связаны с человеком и с различными аспек-
тами его жизнедеятельности, хотя и среди естественно-науч-
ных есть такие, которые также изучают человека: его анато-
мию, физиологию и т. д. По-видимому, деление идет здесь по
степени наблюдаемости изучаемых явлений. В первом слу-
447
чае — это непосредственно наблюдаемые явления. Во вто-
ром — это явления, наблюдаемые некоторым опосредован-
ным образом, через те или иные проявления их в жизни. В
последнем случае речь идет собственно о явлениях, связан-
ных с человеком, о таких его проявляемых в жизни характе-
ристиках, как психика, эстетические или этические взгляды
и убеждения, характеристики употребляемого им языка, яв-
ления и объекты культуры, миропонимание и т. п.
Среди наук, изучающих области идеальной действитель-
ности, следует прежде всего выделить математику и логику,
вернее, теории, относящиеся к математике и логике. Это
теории, изучающие абстрактные и идеальные объекты и ме-
тоды научного познания.
Другим основанием деления теорий на виды является
способ их построения.
Наиболее четко выделяются по своему строению ак-
сиоматические т е о р и и. Само их название говорит
о этом, что в них выделяется особая часть — системы аксиом.
Это совокупность высказываний, которые принимаются за
истинные (постулируются как истинные). Наряду с аксиома-
ми в них первоначально выделяются некоторые понятия, не-
обходимые для точной формулировки аксиом.
Аксиомы иногда определяют как очевидно истинные
утверждения, не требующие доказательств. Однако в науке
дело обстоит не так. Аксиомы бывают далеко не очевидными
и более того, они сами в большей или меньшей степени
обосновываются, но не внутри самой теории. Например, ак-
сиомы геометрии принимаются в результате некоторого их
обоснования в практической деятельности, в которой мы
имеем дело с теми или иными фигурами и телами. Кстати, к
вопросу об обосновании аксиом заметим, что аксиомы логи-
ческих исчислений, как правило, строгим образом обосновы-
ваются в семантике соответствующих дедуктивных теорий.
Важную часть аксиоматической теории составляет совокуп-
ность утверждений, логически выводимых из аксиом — про-
изводные утверждения теории.
Примерами таких теорий являются рассмотренные выше
аксиоматически построенные логические исчисления (см.
§ 10, 11), аксиоматическая теория множеств и аксиоматичес-
кая арифметика в математике. В настоящее время аксиома-
448
тизирована геометрия, аксиоматизированы некоторые физи-
ческие теории, например, механика.
Однако большинство теорий не являются аксиоматизиро-
ванными, хотя в них тоже есть некоторые исходные утвер-
ждения, но нет четкого разделения на исходные и производ-
ные — выводимые из них. Причем даже те, которые более
или менее выделяются как исходные, имеют определенное
обоснование в самой теории. Эти теории называют г и п о -
тетико-дедуктивными. Хотя следует уточнить, что
эта характеристика указывают не на особенность их строе-
ния, а на способ, методы их формирования и развития: тако-
вым является гипотетико-дедуктивный метод
познания. Он состоит в том, что, исходя из какого-то
множества наблюдаемых явлений, мы строим вначале неко-
торые гипотезы, объясняющие эти явления. В ряде случаев,
когда речь идет об установлении законов между явлениями,
эти гипотезы получаются посредством индуктивных обобще-
ний. Объяснительные гипотезы обычно являются результата-
ми мыслительной творческой деятельности человека, кото-
рая не сводится к каким-либо известным логическим при-
емам, не регламентируется теми или иными правилами: ос-
новную роль в них играет интуиция, изобретательность. Да-
лее идет проверка, обоснование выдвинутых гипотез. Как го-
ворилось уже ранее (§ 39), основную роль в этом процессе
обоснования гипотез играют дедуктивные «извлечения» из
них следствий, которые проверяемы путем наблюдения, и
собственно проверка этих следований. Особую надежность
теории придает реализация каких-то ее следствий в практи-
ческой деятельности и оправдание при этом ожидаемых ре-
зультатов.
Такой процесс дедукции и проверки ее результатов рас-
ширяет круг известных нам явлений. При этом зачастую от-
крываются явления, не объясняемые данными гипотезами и
даже противоречащие им. В таких случаях происходит кор-
ректировка гипотез, их уточнение, обобщение и т. д., а иног-
да, конечно, и просто отбрасывание их как ложных. Таким
образом, гипотетико-дедуктивный метод — это форма посто-
янного взаимодействия теоретического и эмпирического ис-
следования.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: