Методы установления причинной зависимости явлений

Время: 25-02-2013, 12:12 Просмотров: 1640 Автор: antonin
    
Методы установления причинной
зависимости явлений
МЕТОД СХОДСТВА
Для установления причины некоторого явления а и необ-
ходимых условий ее действия при помощи метода сходства
надо найти — посредством наблюдения или создать экспери-
ментально, — по крайней мере, два случая следующего вида:
A, Bv ..., Вп — а
A, Cv .... Сп — а, где л > 0.
Обстоятельство А может представлять собой в свою оче-
редь совокупность обстоятельств Av ..., Ат {т > 1). Это имен-
но все те обстоятельства, которые являются общими среди
предшествующих в обоих случаях.
Обстоятельства С{, ..., Сп отличаются от обстоятельств
Bv ..., Вп, то есть эти множества не содержат общих элемен-
тов. Допущение п = 0 предполагает возможность некоторых
вырожденных случаев. Ясно, что в любых случаях наступле-
ния а среди предшествующих ему обстоятельств всегда бу-
дет находиться не только причина, но и все необходимые ус-
ловия ее действия. Итак, А является единственно сходным
обстоятельством или совокупностью обстоятельств среди
предшествующих и в каждом случае наступает явление а.
Это дает основание с той или иной степенью вероятности
заключить, что А содержит причину и все необходимые ус-
ловия явления а. В качестве основы этого вывода формули-
427
руют следующее правило — специальное правило
метода сходства:
• Если два или более случаев наступления исследуемого явле-
ния имеют общим лишь некоторую совокупность обстоя-
тельств, возможно, одноэлементную, то эта совокупность об-
стоятельств, в которой только и сходны все эти случаи, содер-
жит в себе причину рассматриваемого явления и все необхо-
димые условия ее действия.
Во всех случаях, когда имеется механическое взаимодей-
ствие тел (трение тел, удары по металлу, обтачивание или
распиливание бревна и т. п.), всегда возникает нагревание
тел, то есть появляется теплота. Легко отобрать пары случа-
ев, которые различаются во всех обстоятельствах, кроме
указанного механического взаимодействия; это приводит к
мысли, что причиной появления теплоты в случаях описан-
ного типа является механическое взаимодействие тел.
Ученые изучали случаи возникновения рака легких у лю-
дей. Причем таким образом выбирали людей, что они попар-
но различались: образом и условиями жизни, характером
употребляемой пищи — вообще во всех обстоятельствах, кро-
ме того, что все они являются заядлыми курильщиками. От-
сюда делается вывод, что в определенных случаях курение —
является причиной этого заболевания.
Умозаключения по методу сходства довольно широко
применяются в науке и в повседневной жизни. Для установ-
ления причинной связи явлений методом сходства пользуют-
ся в физике, химии, медицине, биологии и т. д. С помощью
этого метода в различных науках найдены причины весьма
многих явлений, например, причина радуги, причина одно-
типности степных растений и т. д.
Но чаще всего его эвристическая роль в процессе позна-
ния состоит в том, что он дает эмпирические данные для
выдвижения гипотез о причинах тех или иных яв-
лений.
К сожалению, заключение этого, как и других рассматри-
ваемых методов, не является достоверным. Оно лишь в той
или иной степени правдоподобно. Причинами ошибочности
здесь, как и в других методах, может служить неполнота уче-
та предшествующих обстоятельств, упущение из вида како-
го-либо другого сходного — наряду с выделенными — об-
428
стоятельства. Но для этого метода есть еще особое объектив-
ное обстоятельство, которое делает его менее надежным, чем
другие. Это — множественность причин.
При исследовании, например, явления пищевого отравле-
ния или вообще какого-то заболевания, связанного с употреб-
лением пищи, в одном случае причиной его могло быть упо-
требление молока от какой-то коровы, а во втором случае —
мяса этой же, забитой позже коровы. Или, положим, один из
людей, подвергнувшихся отравлению, пил молоко и ел несве-
жие яйца. Второй также пил молоко и ел испорченное мясо;
по методу сходства, в данной его трактовке, мы должны были
бы заключить, что причиной отравления этих людей является
употребление молока, хотя ясно, что в действительности ско-
рее должно было бы быть так, что один отравился по причине
употребления несвежих яиц, а второй — несвежего мяса.
Когда учитываются не все обстоятельства, возможны
даже и такие курьезные случаи, которые высмеиваются в
книге «Физики шутят», вроде того, что причиной всех смер-
тей и даже всех бедствий людей является употребление ими
в пищу хлеба, поскольку именно оно является общим обсто-
ятельством в самых различных случаях.
Метод сходства чаще всего применяется лишь на первых
ступенях исследования, для получения предположительных
выводов о причинах исследуемых явлений. Эти предположе-
ния затем проверяются и обосновываются либо с помощью
других знаний об исследуемых явлениях, либо посредством
других, более точных методов установления причинной зави-
симости.
Метод сходства является по преимуществу методом на-
блюдения, а не эксперимента. Объясняется это, во-первых,
тем, что экспериментальное воспроизведение явлений требу-
ет хотя бы предположительного знания причины, в то время,
как это предположительное знание как раз и выводится
обычно посредством метода сходства; во-вторых, тем, что в
процессе экспериментирования, как правило, имеется воз-
можность применять другие, более сильные методы установ-
ления причинной связи, которые будут рассмотрены ниже.
Практически метод сходства применяется (или может по-
лезно применяться) в несколько этапов. В двух сравнивае-
мых случаях мы можем иметь не одно сходное обстоятель-
ство, а несколько сходных обстоятельств, положим Ах и Ат
429
Тогда ищем случай, где А2 (или А{) отсутствует, то есть заме-
нено каким-то другим качественно отличным обстоятель-
ством (про которое нельзя сказать, что оно есть А2 (соответ-
ственно, Aj). Если при этом явление а сохраняется, то. мы по-
лучаем условие метода сходства в чистом его виде — второе
обстоятельство (Л2 или А{) элиминируется как не являющее-
ся причиной.
МЕТОД РАЗЛИЧИЯ
При выделении обстоятельств, предшествующих некото-
рому исследуемому явлению а, в число их могут попадать
случайные обстоятельства, фактически причинно не связан-
ные с а. Поэтому возникает обычно необходимость какой-то
проверки их для того, чтобы выделить действительно при-
чинно связанные с явлением а обстоятельства. Решение этой
задачи наиболее эффективным образом достигается по мето-
ду различия. Так, выделяя в качестве проверяемого среди
предшествующих обстоятельств базисного случая какое-то
обстоятельство В, то есть представляя этот случай в виде:
Bv В2, ..., Вр ..., Вп — а,
и действуя по методу различия, мы должны выявить — пу-
тем наблюдения или экспериментально — случай:
5р В2, •-., -1 Bt, ..., Вп — —i а,
Таким образом, второй случай указывает на то, что среди
предшествующих обстоятельств имеются все те же, что и в
первом случае, кроме В(, и отсутствует явление а. Это дает
основание заключить, что В. является причиной или необхо-
димым условием а.
• Итак, специальное правило метода различия таково:
Если случай, в котором исследуемое явление наступает, и слу-
чай, в котором оно не наступает, сходы между собой во всех
обстоятельствах, кроме одного, то это обстоятельство, в кото-
ром только и разнятся эти два случая, есть причина или одно
из необходимых условий действия причины исследуемого яв-
лений.
430
Положим, задача состоит в определении причины или не-
обходимых условий образования хлорофилла в растениях.
Пусть а — «наличие нормального зеленого цвета у растения»,
выросшего при нормальных условиях: при нормальном осве-
щении (Bj), нормальной смеси газов (В2), при наличии доста-
точных тепла (В2), влаги (ВА), на почве определенного харак-
тера {В5). Данные для второй посылки -i Bv B2, By ВА, В5 ,а
могут быть получены экспериментально. Пусть растение вы-
ражено в том же месте при всех тех же условиях, кроме Bv a
именно при недостаточном освещении. Отсюда следует за-
ключение, что Вх является причиной или необходимым усло-
вием а.
Другой пример, который мы даем без детального анализа,
предлагая читателю осуществить его самостоятельно.
На звероферме, расположенной в лесу, невдалеке от за-
падногерманского города Хагена, выращивали норок, колон-
ков, куниц и серебристо-черных лис. Звероферма процвета-
ла. Однако с некоторых пор дела пошли хуже: зверьки поху-
дели, стали вялыми, некоторые даже погибли. Разгадка была
найдена при обследовании окрестностей зверофермы: в по-
лукилометре от нее расположился молодежный центр отды-
ха. Там длительное время, 1—3 часа ежедневно, а по суббо-
там и воскресеньям 5—6 часов, грохотала поп-музыка, мно-
гократно усиленная электронной аппаратурой. После ликви-
дации источника шума обитатели зверофермы за три недели
вновь обрели былую «форму».
Из всех методов установления причинной зависимости
явлений метод различия является наиболее эффективным.
В отличие от метода сходства, который представляет со-
бой по преимуществу метод наблюдения, метод различия
связан главным образом с экспериментом. Явления природы
происходят обычно при столь разнообразных обстоятель-
ствах, что два случая, сходные во всех обстоятельствах, кро-
ме одного, в естественных условиях встречаются редко. Это
и ограничивает применение метода различия при простом
наблюдении явлений. В эксперименте же получить условия,
которые необходимы для умозаключения по методу разли-
чия, довольно просто, так как обычно экспериментатор име-
ет полную возможность устранять из хода процесса отдель-
ные обстоятельства, не изменяя остальных.
431
При изучении явления не всегда бывают известны все
его предшествующие обстоятельства. Метод различия позво-
ляет в ряде случаев обнаружить наличие еще неизвестных
обстоятельств, находившихся в причинной зависимости с
исследуемым явлением.
Например, до 80-х годов XIX века существовало упро-
щенное представление о пищевых потребностях животного
организма. Ученые Англии, Франции и Германии утвержда-
ли, что организм нуждается только в белке и небольших ко-
личествах разных солей. В 1880 г. русский доктор Н. И. Лу-
нин решил проверить эти утверждения. Он взял несколько
десятков мышей и разделил их на подопытных и контроль-
ных. Первых он стал кормить искусственным молоком, из-
готовленным из очищенных веществ, входящих в состав на-
турального молока, — белка, жира, казеина, сахара и соот-
ветствующих солей; других мышей, контрольных, — нату-
ральным молоком. Подопытные мыши заболевали и гибли,
контрольные оставались здоровыми. На основании этого
Н. И. Лунин сделал вывод, что в естественной пище присут-
ствуют в малых количествах неизвестные еще вещества, ко-
торые необходимы для организма. Своими опытами, прове-
денными по методу различия, Н. И. Лунин положил начало
учению о витаминах.
Метод различия по сравнению с методом сходства имеет
ряд преимуществ, которые делают его умозаключения более
ценными в научной и практической деятельности человека.
Во-первых, метод различения связан главным образом с
экспериментом, в то время, как метод сходства базируется, в
основном, на наблюдении. Эксперимент позволяет искус-
ственно изменять условия явлений, поэтому метод различия
оказывается более удобным и более простым приемом ис-
следования причинной связи, чем метод сходства. Благодаря
эксперименту, этот метод имеет большое распространение и
применение. Он служит, как мы видели, не только для опре-
деления причины, но и для определения действия.
Вторым важным преимуществом метода различия являет-
ся большая, чем при методе сходства возможность получе-
ния достоверных выводов. Если в методе сходства мы всегда
связаны с предположением о единственности причины, то в
методе различия достоверность вывода зависит только от
точности анализа сравниваемых случаев наступления иссле-
432
дуемого явления. Для того, чтобы обеспечить достоверность
вывода по методу различия, нам необходимо лишь точно ус-
тановить обстоятельства, при которых происходит исследуе-
мое явление, а также достоверно убедиться в том, что срав-
ниваемые нами случаи этого явления различаются только в
одном обстоятельстве или в определенной совокупности об-
стоятельств. Но в эксперименте, с которым связано обычно
применение метода различия, это сделать во многих случаях
вполне возможно. Таким образом, метод различия очень час-
то обеспечивает достоверные выводы, поэтому он нередко
применяется для проверки и доказательства предположений
и догадок, полученных с помощью метода сходства в процес-
се наблюдения.
МЕТОД СОПУТСТВУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ
Этот метод, как и метод различия, может использоваться
как средство для выяснения действительного статуса некото-
рого из предшествующих обстоятельств базисного случая.
Однако, в отличие от метода различия, проверяемое здесь
обстоятельство Bt не устраняется при переходе ко второму
случаю, а модифицируется (изменяется) каким-то образом
до Ј. если при этом некоторым образом изменяется также
исследуемое явление а до а', то это является основанием
заключить, что обстоятельство В. находится в какой-то при-
чинной зависимости с явлением а, но это не означает, что
оно — обязательно причина или необходимое условие. Воз-
можно, что это какое-то релевантное сопутствующее обстоя-
тельство.
Итак, в качестве эмпирических данных для заключения
по этому методу мы должны иметь, по крайней мере, два
случая:
J5j, ..., jBf., ..., Вп — а,
*i В\ Вп - а,
Эти данные являются основанием для заключения, что
обстоятельство Bt является либо причиной, либо необходи-
мым условием действия причины, либо релевантно сопут-
ствующим обстоятельством явления а.
433
Например, пусть а, как и в примере на применение мето-
да различия, — нормальная зеленая окраска растения, выро-
сшего при обстоятельствах Bv B2, Ву В4, В5 (см. упомянутый
пример). Но если при применении метода различия переход
к другому случаю состоял в устранении обстоятельства 5,
(нормального освещения), то теперь мы изменяем его интен-
сивность (В.). При этом замечаем, что изменяется и интен-
сивность зеленой окраски растения (а'). Отсюда заключаем,
что наличие освещения является либо причиной, либо необ-
ходимым условием, либо релевантно сопутствующим обстоя-
тельством образования хлорофилла в растениях.
Ясно, что заключение здесь более слабое, чем то, что по-
лучается по методу различия, поскольку дизъюнктивное вы-
сказывание, представляющее это заключение, включает еще
дополнительную возможность, а именно возможность, что
это обстоятельство является релевантно сопутствующим.
В химических реакциях этим обстоятельством может слу-
жить, например, катализатор: с его количественными изме-
нениями могут быть связаны изменения исследуемого явле-
ния а (результата реакции).
Специальное правило вывода по этому методу:
• Если два или более случаев наступления некоторого явления
сходны во всех предшествующих обстоятельствах, кроме од-
ного, которое изменяется каким-то образом от случая к слу-
чаю и при этом изменяется и исследуемое явление, то это об-
стоятельство находится в причинной связи с исследуемым яв-
лением, то есть является либо его причиной, либо необходи-
мым условием действия причины, либо релевантно сопутству-
ющим обстоятельством.
Легко можно заметить, что метод различия является как
бы частным (предельным) случаем метода сопутствующих
изменений.
Если мы будем изменять какое-либо из обстоятельств в
ряду обстоятельств, предшествующих изучаемому явлению,
до полного исчезновения этого обстоятельства, то в пределе
получим тот случай, который необходим для умозаключения
по методу различия.
Как мы заметили, метод сопутствующих изменений дает
более слабые заключения, чем метод различия. Тем не менее
он имеет самостоятельную значимость в научном познании,
434
поскольку может применяться в тех случаях, когда устране-
ние обстоятельства Bv как и явления а, просто невозмож-
но, — возможны именно лишь какие-то их изменения. На-
пример, в некотором обществе можно наблюдать, что повы-
шение материальной заинтересованности ведет к повыше-
нию производительности труда. Это — при сохранении всех
других обстоятельств — указывает на наличие причинной
связи между этими явлениями. Однако едва ли можно найти
случай и тем более создать его экспериментально, когда во-
обще исчезает производительность труда, а также и матери-
альная заинтересованность (по крайней мере в применении
к данному обществу).
Существенно и то, что по этому методу мы выявляем не
только причины и необходимые условия, но и релевантно
сопутствующие обстоятельства.
СОЕДИНЕННЫЙ МЕТОД СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ
Прежде всего надо заметить, что характеристику этого
метода, как соединенного, не следует понимать так, что он в
действительности представляет собой сочетание или после-
довательное применение двух упомянутых в его названии
методов. Дело в том, что последовательное применение мето-
дов сходства и различия увеличивало бы степень правдопо-
добия получаемого заключения по сравнению с отдельными
их применениями. Между тем метод, который здесь имеется
в виду, дает, наоборот, менее правдоподобное заключение,
чем каждый из указанных методов.
Если предполагать последовательное применение мето-
дов, то можно было бы иметь сочетание любых из указан-
ных методов. Как мы уже замечали, особенно напрашивает-
ся последовательное применение метода сопутствующих из-
менений и метода различия, как предельного случая первого.
Соединенный же метод сходства и различия применяется
в тех случаях, когда мы не можем точно учесть состав и ха-
рактер предшествующих обстоятельств исследуемого явле-
ния, как это требуют методы сходства и различия.
Положим, что мы имеем ряд случаев, где есть явление а,
причину которого отыскиваем, и замечаем, что среди обсто-
ятельств, при которых происходит это явление, есть везде
435
некоторое обстоятельство А. Если при этом в силу неясности
характера и состава всех других обстоятельств, мы не имеем
уверенности в том, что все случаи сходны только в этом об-
стоятельстве, то не можем прибегнуть к методу сходства.
Тогда мы можем попытаться найти ряд случаев, где имеются
обстоятельства, примерно сходные со случаями первого
ряда, но явление а отсутствует. Если вместе с тем окажется,
что во всех этих случаях, отсутствует также обстоятельство
А, то это дает нам право с большей или меньшей степенью
вероятности утверждать, что обстоятельство Л находится в
причинной связи с явлением а.
Таким образом, для умозаключения по этому методу надо
иметь, по крайней мере, три случая вида:
1- А (В, Вп) — а.
2. А (С, С„) — а.
3. -А (В, Вп)-^а.
или
4. -, А (С, Сп) — -, а.
Первый и второй случаи дают основание для заключения о
том, что А является причиной или необходимым условием а по ме-
тоду сходства, однако, без учета возможности множественности
причин. Конечно, с учетом того, что имеется некоторая неопреде-
ленность, является ли сходство — в наличие обстоятельства Л —
среди предшествующих обстоятельств единственным (на что ука-
зывает заключение всех обстоятельств, кроме А в скобки).
Случаи 1, 3 (или 2, 4) позволяют по методу различия также
утверждать с некоторой вероятностью, что Л является причиной
или необходимым условием а, опять-таки с учетом упомянутой не-
определенности относительно предшествующих обстоятельств.
Видно, что, при наличии посылок 3 и 4 одновременно, данный
метод можно охарактеризовать как метод двойного сходства: сход-
ство в посылках 1 и 2 в наличии обстоятельства А и явления а; в
посылках же 3 и 4 — сходство в отсутствии Л и а.
Подчеркнем еще раз, что заключение обстоятельств Bv ..., Вп,
как и Сх, ..., Сп, в скобки указывает, что у нас нет точной уверен-
ности в том, что обстоятельства первого ряда сходны только в на-
личии А, а относительно случаев другого ряда не уверены, что на-
блюдаемые обстоятельства различны только в отсутствии А.
По существу, здесь речь идет уже не о методе исследования в
строгом смысле этого слова, а об указании того, какие наблюдае-
мые данные могут служить основанием для выдвижения опреде-
ленных гипотез.
436
Примером умозаключения о причине явления по соеди-
ненному методу сходства и различия может служить следую-
щий. На основании данных сельскохозяйственной практики
и опытной агрономии давно было известно, что растения из
группы бобовых — горох, бобы, чечевица, соя, вика, клевер,
люцерна и др. — не только не нуждаются во внесении в поч-
ву азотистых удобрений, но даже сами обогащают ее азотом.
Благодаря этому свойству, бобовые способствуют повыше-
нию урожайности других сельскохозяйственных культур, ко-
торые сеются на полях после бобовых культур.
Причина столь интересного и важного в хозяйственном
отношении явления длительное время оставалась неизвест-
ной. Она заключалась в какой-то особенности строения бо-
бовых растений, которую нужно было определить. И дей-
ствительно, сравнение различных видов бобовых, несмотря
на их разнообразие, показало, что все они имеют на корнях
ярко выраженные вздутия, называемые клубеньками. В то
же время у небобовых растений такие клубеньки отсутству-
ют. Очевидно, что здесь невозможно установить, только ли в
этом обстоятельстве сходны все бобовые и отличны все не-
бобовые растения. Однако эти наблюдения дали возмож-
ность с большей степенью вероятности заключить о том, что
именно наличие клубеньков заключает в себе причину или,
по крайней мере, необходимое условие их способности обо-
гащать почву азотом.
Изучение клубеньков показало, что они вызываются осо-
быми почвенными бактериями, которые получили название
клубеньковых. Проникая в корневую систему бобовых рас-
тений, эти бактерии помогают им усваивать свободный азот,
обогащая тем самым почву азотистыми соединениями.
МЕТОД ОСТАТКОВ
Этот метод, как его трактует Дж. Ст. Милль, сводится к
следующему правилу вывода:
Если имеется сложное исследуемое явление abed, возни-
кшее при обстоятельствах ABCD (по предположению, оче-
видно, причинно связанных с указанным явлением; по Мил-
лю — возможные причины его составляющих), и если при
этом известно — из предыдущих исследований, — что при-
437
чина части исследуемого явления abc заключена в совокуп-
ности обстоятельств ABC, то следует заключить, что причи-
ной d является оставшееся обстоятельство D.
Или — буквально по Миллю:
«Если из явления вычесть ту его часть, которая, как из-
вестно из прежних индукций, есть следствие некоторых
определенных предыдущих, то остаток данного явления дол-
жен быть следствием остальных предыдущих».1
Здесь, очевидно, требуется уточнение: указанное заклю-
чение может быть правомерно выведено лишь при наличии
дополнительного знания о том, что ABC не является причи-
ной также и d. К тому же следует обратить внимание на то,
что вывод такого рода не связан непосредственно с опыт-
ным исследованием. В лучшем случае в нем используются
посылки предшествующих опытных исследований. По су-
ществу, это просто форма теоретического рассуждения по
принципу:
Если причина какого-то явления не находится среди не-
которой совокупности предшествующих обстоятельств, то
она должна находиться среди других предшествующих об-
стоятельств, или, возможно, среди обстоятельств, которые
оказались в данном случае даже неучтенными.
Не случайно, что, как правило, примеры, которые приводят ав-
торы курсов логики, сводятся именно к тому, что заключают о на-
личии каких-то невыявленных обстоятельств, являющихся причи-
нами исследуемого явления, на том основании, что причина не на-
ходится среди выявленных предшествующих обстоятельств.
Пример вывода по этому методу, ставший уже классическим, —
это открытие планеты Нептун. Г. И. Челпанов2, например, формули-
рует его так:
«Оказалось, что наблюдаемые движения Урана не находились в
согласии с движениями, найденными посредством вычисления.
Движение Урана то замедлялось, то ускорялось. Надо было опреде-
лить причину нарушения движения Урана. Было известно, какое
количество нарушения в движении Урана было обязано влиянию
известных в то время небесных светил. Когда произвели вычита-
ние этого известного уже воздействия, то в остатке получа-
1
Дж. Ст. Милль. Система логики силлогистической и индуктивной.
М., 1914. — С. 361.
2
См. также: Горский Д. П. Логика. — М., 1963. — С. 262.
438
лось нарушение, причину которого нужно было найти. Нужно
было предположить существование еще какой-то неизвестной пла-
неты, принимающей участие в определении пути Урана. Такой
планетой оказался Нептун»1.
Как видим, действие Нептуна на Уран здесь фигурирует среди
предшествующих обстоятельств. И поэтому нет и «вычитания» из
совокупности предшествующих обстоятельств какой-то их части.
Более того, не ясно, в чем состоит само сложное явление abed?
И уж совсем этот метод не выглядит как метод эмпирического ис-
следования, когда некоторые авторы трактуют упомянутое Миллем
«вычитание» (каких-то обстоятельств из некоторой совокупности)
как простое арифметическое действие. Как мы видели, близок к
этому и Г. И. Челпанов.
В заключение еще раз обратимся к вопросу о связи изло-
женных методов с индуктивными умозаключениями. Мы
уже упоминали, что основные идеи, лежащие в основе мето-
да сходства, различия и соединенного метода сходства и раз-
личия, используются в выводах неполной индукции при спе-
циальном отборе данных, выраженных в посылках. Кроме
этого было отмечено, что эти методы могут служить средст-
вом обоснования индуктивных обобщений. Например, по
методу неполной индукции мы можем заключить, что «все
медведи, обитающие на Северном полюсе, имеют белую ок-
раску». Обоснованием этого обобщения могло бы служить
установление причины указанной особенности белых медве-
дей. Непосредственно наблюдаемая причина состоит, оче-
видно, в цветовой характеристике самой среды обитания
этих животных.
Индуктивное обобщение относительно того, что все
кристаллические вещества имеют определенную температу-
ру плавления, может получить дополнительное обоснование,
если установить, в частности, используя данные методы, что
именно кристалличность является причиной указанной их
особенности.
Наконец, полезно обратить внимание и на то, что данные
методы могут применяться не только для установления при-
чинных связей, но и для выяснения вообще необходи-
мых связей между признаками тех или иных
явлений. По крайней мере, они могут играть некоторую эв-
1
Челепанов Г. И. Учебник логики. — М., 1946. — С. 106.
439
ристическую роль в возникновении гипотез относительно
таких связей. Мы можем, например, заметить, что всегда,
когда число делится на 3, то сумма цифр его тоже делится
на 3. Когда же последний признак отсутствует, то отсутству-
ет и делимость числа на 3. На основе этих наблюдений, соот-
ветственно по методу сходства и различия, — хотя и при не-
строгом их применении — мы можем прийти к гипотезе о
необходимой связи указанных признаков,
Однако подчеркнем еще раз ограниченность этих мето-
дов, как способов научного познания: она состоит в том, что
с их помощью мы можем выяснить такие причины явлений,
которые относятся к числу наблюдаемых обстоятельств.
Кроме того, как мы видели, при их применении обычно не
обусловлена достоверность заключений.
К тому же, устанавливая с помощью этих методов при-
чинную связь тех или иных явлений, мы не имеем ответа на
вопрос, какова природа этой связи, в чем именно она состо-
ит? Каким образом, например, кристалличность тех или
иных веществ обусловливает (детерминирует) наличие у них
определенной температуры плавления? Ответы на вопросы
этого рода дает научное объяснение явлений и их связей
(см. §43).
• Упражнения
1. При расследовании одного уголовного дела было уста-
новлено, что на пункте общественного питания отравилось
пять человек. Было выявлено, что один из пострадавших ел
осетрину, щи, шницель, кофе; другой — икру, борщ, шни-
цель, сметану; третий — семгу, икру, говядину по-монастыр-
ски, шницель, мороженое; четвертый — щи, студень, шни-
цель, кисель; пятый — салат из капусты, кильку, бульон,
шницель, компот и много хлеба.
На вопрос, каков источник отравления, следователь отве-
тил, что пока (до вскрытия) ничего определенного сказать
нельзя. Согласны ли Вы с его мнением? Обоснуйте свой
ответ.
2. При расследовании другого дела было установлено, что
пострадавший ел селедку, борщ, котлеты, компот. Следствен-
ными мероприятиями был обнаружен человек, который ел
440
сметану, суп, жареную рыбу и компот в этой же столовой
без признаков отравления.
На вопрос об источнике отравления следователь дал от-
вет как и в предыдущем случае. Согласны ли Вы с его мне-
нием? Аргументируйте свой ответ.
3. Известно, что явлению а предшествуют обстоятельства
А, В, С. Какие опыты нужно проделать и какие данные полу-
чить для установления причинной связи между С и а по ме-
тоду различия, сходства и сопутствующих изменений?
4. По какому методу установления причинных зависимо-
стей сделаны следующие заключения и состоятельны ли
они?
а) Без примеси углерода железо легко куется. При добав-
лении небольшого количества углерода железо куется труд-
нее. При большом количестве добавленного углерода железо
вообще не куется. Отсюда делается заключение, что присут-
ствие углерода является причиной ухудшения ковкости же-
леза.
б) Освященная священником вода долго не портится, в то
время, как обычная вода, повседневно используемая в хозяй-
стве, портится быстро. Значит, освящение воды священни-
ком предохраняет воду от порчи.
в) Одну мышь поместили в атмосферу, лишенную кисло-
рода. Другая находилась в обычных условиях. Первая мышь
погибла. Так, мы заключаем, что кислород необходим для
жизни.
г) Некий школьник утверждал, что органы слуха у пауков
находятся на ногах...
Положив пойманного паука на стол, он крикнул: «Бе-
гом!» Паук побежал... Затем он оторвал пауку ноги и, снова
положив его на стол, скомандовал: «Бегом!» Но на сей раз
паук остался неподвижен. «Вот видите, — торжествующе за-
явил юный экспериментатор, — стоило пауку оторвать ноги,
как он сразу оглох».

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: