Общая характеристика и роль суждения в познании

Время: 25-02-2013, 11:56 Просмотров: 1779 Автор: antonin
    
Общая характеристика и роль суждения
в познании
Наряду с понятием к числу основных форм мышления
относится суждение. Его определяют обычно как утвержде-
ние или отрицание чего-либо о чем-либо, хотя это определе-
ние относится лишь к особому виду суждений, а именно — к
простым суждениям. Мысль этого типа, вообще говоря
(пока без различения простых и сложных суждений, о кото-
рых речь пойдет ниже) представляет собой описание неко-
торой ситуации в той или иной познаваемой области дей-
ствительности и утверждение или отрицание наличия этой
ситуации в данной области. Эта форма мышления является,
по существу, обязательным элементом всякого познания, в
особенности связанного с процессами рассуждения, с осу-
ществлением выводов и построением доказательств. В этой
форме фиксируются результаты познания отдельных пред-
метов, классов предметов, некоторых ситуаций вообще. На-
пример, «Каждая планета Солнечной системы вращается во-
круг своей оси». Можно сказать, что в этом суждении утвер-
ждается наличие в действительности ситуации: вращение во-
круг своей оси каждой планеты Солнечной системы. В суж-
дении «Для всякого проводника верно, что если по провод-
нику проходит ток, то он нагревается», — утверждается на-
личие — для каждого проводника — связи между прохожде-
нием тока по нему и его нагреванием. В суждении же «Ни
277
одна планета Солнечной системы не является неподвижной»
отрицается наличие в действительности ситуации покоя (от-
сутствия движения) каждой планеты Солнечной системы.
В силу того, что в суждении утверждается или отрицает-
ся наличие какой-то ситуации действительности, оно — при
условии точной и правильной формулировки — является ис-
тинным или ложным.
Всякая мысль, как мы уже знаем, выражается в некото-
рой знаковой — обычно языковой — форме. Для суждения
таковой является повествовательное предложение. Само
суждение составляет всегда смысл некоторого повествова-
тельного предложения. Суждение, рассматриваемое вместе с
его знаковой формой, как мы уже говорили раньше, называ-
ют высказыванием. Поэтому характеристики «истинно» или
«ложно» относятся зачастую не к самому суждению, а к вы-
сказыванию, а иногда и к самому повествовательному пред-
ложению, являющемуся законом некоторого суждения1,
• Таким образом, более подробно суждение можно охарактери-
зовать как мысль, выражаемую в знаковой форме повествова-
тельного предложения, содержащую описание некоторой си-
туации и утверждение или отрицание наличия этой ситуации
в рассматриваемой области действительности.
С наличием в суждении некоторого утверждения или от-
рицания неразрывно связано свойство суждения быть ис-
тинным или ложным. Впрочем, отрицание наличия некото-
рой ситуации всегда можно истолковать (и обычно так и де-
лается в современной логике) как утверждение наличия от-
рицательной ситуации, которая состоит как раз в том, что
нечто отсутствует в действительности. Говоря о том, что
труд есть источник всех благ человеческого общества, мы ут-
верждаем наличие именно такого положения дел в действи-
тельности, согласно которому все блага общества являются
результатами труда людей.
1
Здесь, как это обычно принято, мы рассматриваем суждение как не-
который результат познания, хотя его можно рассматривать —
наряду с понятием — и как определенную форму мыслительной
деятельности, как способ языковой обработки чувственных данных,
как специфический прием выделения и фиксации интересующих нас си-
туаций действительности.
278
В высказывании же «Без труда невозможно достичь серь-
езных успехов» утверждается отсутствие такой ситуации,
когда некоторые успехи не связаны с затратой труда.
Ситуация — связь между наличием тока и проводника и
наличием вокруг него электромагнитного поля — может
быть выражена в суждении: «Для всякого проводника верно,
что если по нему проходит ток, то вокруг него существует
электромагнитное поле».
Поэтому всегда возможно считать, что суждение есть не-
которое утверждение, а именно — утверждение о наличии
некоторой положительной или отрицательной ситуации в
действительности.
Эта возможность связана с применением общей схемы опреде-
ления понятия истинности некоторого высказывания А (схема Тар-
ского) «Истинно «Л», если и только если Л», где «Л» — имя данно-
го высказывания Л, а Л в правой части есть знак утверждаемой в
данном суждении ситуации. (Вся схема должна быть прочитана
так: «высказывание «Л» истинно, если и только если ситуация А
имеет место в действительности».)
«Л» здесь не обязательно утверждение чего-либо. Это может
быть -. В, то есть утверждение наличия некоторой ситуации, что
вычитывается из соответствующего варианта схемы: «Истинно
«-1 В», е. т. е. -. В» (высказывание «-. В» истинно, е. т. е. в действи-
тельности имеет место ситуация -i В»). Именно правая часть схемы
указывает на то, что высказывание «-i В» следует трактовать не как
отрицание наличия ситуации В, а как утверждение наличия ситуа-
ции -1В (отсутствия В).
Именно наличие утверждения или отрицания описываемой си-
туации отличает суждение от понятия. В понятии мы просто опи-
сываем некоторую ситуацию с целью мысленного ее выделения.
Выделив ситуацию, мы можем высказать о ней то или иное сужде-
ние.
Аналогично тому, как один и тот же класс предметов может
быть выделен в различных понятиях, обобщающих предметы клас-
са по разным признакам, одна и та же ситуация может быть по-
разному выделена и описана в различных суждениях. Ситуация,
выраженная в суждении: «Для всего проводника верно, что если
по нему проходит ток, то вокруг него существует электромагнит-
ное поле», может быть выражено в другом суждении: «Для всякого
проводника верно, что если вокруг него не существует электромаг-
нитное поле, то по нему не проходит электрический ток». Разные
понятия, в которых обобщаются одни и те же предметы одного и
того же класса, мы называли, как помнит читатель, равнозначным.
279
Различные суждения, в которых описывается объективно одна и та
же ситуация, можно называть содержательно эквивалентны-
м и (иногда также равносильными или равнознач-
ными). (Просто «эквивалентными» или «равнозначными» называ-
ют высказывания с одинаковыми истинностными значениями; при
этом не обязательно связанные между собой по содержанию.)
Поскольку понятие в отличие от суждения содержит только
описание некоторого предмета и ситуации без утверждения нали-
чия или отсутствия ее в действительности, — оно не является ни
истинным, ни ложным. Конечно, при условии, что имеется в виду
понятие само по себе, что мы обычно и имеем в виду
при рассмотрении понятия, а не понятие о чем-либо. По-
нятие того или иного человека о чем-либо всегда истинно или лож-
но, но именно потому, что выражается в форме суждения. Свое
понятие о ромбе я могу выразить так: «Ромб есть плоская, замкну-
тая, четырехугольная фигура с равными сторонами». В таком слу-
чае мое понятие о ромбе, очевидно, истинно. Понятие же ромба
само по себе — плоская, замкнутая, четырехугольная фигура с рав-
ными сторонами — конечно, не истинно и не ложно. Сравним:
«Поражение Парижской коммуны» и «Парижская коммуна потер-
пела поражение»; «Все жидкости упруги» и «Упругость всех жид-
костей».
В современной логике вместо термина «суждение» предпочита-
ют употреблять термин «высказывание». Однако термином «суж-
дение» в традиционной логике обозначали именно некоторый
смысл повествовательного предложения с учетом того, что он мо-
жет быть общим для различных знаковых форм. Иначе говоря,
учитывалось, что одно и то же суждение может быть выражено в
различных формах повествовательных предложений в пределах
даже одного языка, а тем более в различных языках. Можно, на-
пример, утверждать, что «Всякий человек способен мыслить» и что
«Все люди обладают способностью мышления», но в обоих случаях
выражается одна и та же мысль (одно и то же суждение). Заметим,
однако, что предложение «Не найдется человека, который не мо-
жет мыслить» представляет собой, хотя и содержательно эквива-
лентное предыдущим, но, как увидим из дальнейших определений,
другое суждение.
Напомним, что в описанном выше языке логики предикатов
суждения выражают интерпретированные формулы, не содержа-
щие свободных переменных (см. § 11).
Таким образом, говоря о суждении, мы хотя и должны отдавать
себе отчет, что оно представлено в некоторой знаковой форме, но
280
не обязательно иметь в виду какую-либо определенную знаковую
форму. Говоря же о высказывании, имеем в виду определенную
знаковую форму вместе с ее смыслом. Когда же имеем в виду
лишь саму знаковую форму высказывания, — отвлекаясь от ее
смысла, то есть выражаемого в ней суждения, — то употребляем
«повествовательное предложение».
Знание видов — логических структур — суждений, отно-
шений между суждениями и умение разбираться в возмож-
ных преобразованиях высказываний является существенным
моментом логической культуры, необходимым условием пра-
вильного понимания и выражения мысли, а также коррек-
тности логических операций с высказываниями.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: