Приемы, сходные с определением

Время: 25-02-2013, 11:55 Просмотров: 1702 Автор: antonin
    
Приемы, сходные с определением
Поскольку определение используемых в том или ином
рассуждении терминов, выражений является важным усло-
вием точности нашего мышления, то возникает вопрос: не
следует ли определять все употребляемые нами слова и вы-
ражения? На это надо ответить так: все употребляемые в
языке выражения определить невозможно. Мы можем опре-
делить одно через другое, другое через третье — но эта по-
следовательность не может продолжаться без конца! Что-то
должно приниматься без определений. Когда рассматрива-
лось понятие знака, отмечалось, что некоторые знаки есте-
ственных языков стихийно приобретают предметные значе-
ния в процессе формирования и использования языка как
средства общения. Их связь с предметами осуществляется не
логическим способом, то есть посредством приписывания им
смысла (не определением). В конечном счете, именно такие
языки являются исходными для определений, то есть сами
не определяются. Но не имея возможности определить все
употребляемые выражения, к определениям надо стремить-
ся, но крайней мере, всегда, когда необходима точность в ре-
шении тех или иных вопросов. Они составляют необходи-
мый элемент доказательства тех или иных утверждений. На-
пример, при доказательстве любой теоремы мы должны точ-
ным образом очертить класс предметов, к которым она отно-
сится. Это можно сделать, лишь определив общее имя, обо-
значающее предметы этого класса. Точно определен должен
быть смысл и того, что утверждается в теореме. Как можно,
например, доказать, что диагонали ромба всегда перпендику-
лярны, не определив, что называется ромбом и что означает
перпендикулярность диагоналей? Мы не можем понять пра-
вил грамматики и точно применять их, если не являются до-
статочно ясными встречающиеся в их формулировках выра-
жения. Особая точность требуется в формулировках право-
вых норм, юридических законов. Нельзя обвинить человека
в совершении того или иного проступка или преступления и
тем более доказать его виновность, не имея определений со-
ответствующих видов правонарушений.
Вместе с тем надо иметь в виду, что процесс выработки
определения, или, что то же, формирования понятия, кото-
рое предполагается ввести определением, представляет со-
271
бой нередко очень сложный процесс. В силу этого, даже при
наличии сознания необходимости определения, во многих
науках, особенно в тех, которые имеют дело со сложными,
конкретными явлениями действительности, даже существен-
ные термины языка не имеют точных смыслов, а вместе с
этим и точных предметных значений.
Когда по каким-либо причинам мы не можем указать
предметное значение какого-либо термина посредством при-
писывания этому термину смысла, важно сделать это хотя
бы с какой-то степенью точности каким-либо другим обра-
зом. Одним из таких приемов является указание (на-
зываемое также остенсивным определением).
Буквально он состоит именно в указании по крайней мере
некоторых экземпляров класса подразумеваемых предметов
или самого предмета, если речь идет об единственном пред-
мете. Детей знакомят, например, с разными цветами, пока-
зывая их на специальной шкале цветов. Сюда же относятся
и словесно (вербально) формулируемые примеры интересу-
ющих нас предметов или явлений. Вообще, применение при-
ема указания основано на наличии у людей некоторой при-
родной интуитивной способности угадывать в отдельных
предметах класса нечто общее, что объединяет эти предметы
в класс. Ребенок достаточно хорошо усваивает употребление
слов «собака», «кошка», «корова», «лошадь» и др. на основе
знакомства с отдельными экземплярами соответствующих
животных. Однако, если попытаться разъяснить, кто такие
пресмыкающиеся, указывая в качестве примеров на змей,
ящериц, жаб, то едва ли человек догадается, исходя из этих
примеров, что к пресмыкающимся относится, например, и
крокодил. Дело, очевидно, в том, что класс пресмыкающихся
более разнороден, нежели класс домашних животных. По-
этому применение приема указания в этом случае значитель-
но менее эффективно. И тем более этот способ выяснения
значений терминов не применим, когда речь идет об объек-
тах вообще недоступных наблюдению: электрон, протон,
электромагнитные волны, вечный двигатель, скорость света
и т. д.
Другой прием, сходный с определением — описание.
Применяется в случаях, когда речь идет о наглядно предста-
вимых предметах или явлениях и состоит в перечислении в
основном некоторых внешних признаков предметов, по ко-
272
торым могли бы составить представление о них, хотя среди
перечисленных признаков могут быть и существенные (чув-
ственно невоспринимаемые). Например: тигр — это млеко-
питающее семейства кошачьих, один из наиболее крупных
современных хищных зверей (длина тела до 3 м, вес до
320 кг). Голова круглая, с короткими ушами. Бока краснова-
то-рыжей окраски с черными поперечными полосами и т. д.
Близким к описанию является прием, который называет-
ся характеристикой. В отличие от описания решение
задачи уточнения значения термина осуществляется здесь не
путем формирования наглядного образа, а посредством пере-
числения наиболее типичных (характерных), более или ме-
нее существенных для предметов данного класса черт. На-
пример, перечисление основных симптомов той или иной
болезни или характеристика нефти как жидкости темного
цвета, горючей, маслянистой, имеющей специфический за-
пах, встречающейся в недрах земли.
Характеристика более близка к понятию, но отличается
отсутствием свойственной понятиям упорядоченности при-
знаков. В силу этого характеристика не гарантирует одноз-
начного выделения соответствующего класса объектов. Ина-
че говоря, термин получает при этом некоторое смысло-
вое содержание, но его смысл не определяется в
«строгом смысле» этого слова (см. § 6).
Перечисление признаков в характеристике не связывают
обычно с требованием: «Каждый из признаков необходим, а
все вместе достаточны для выделения рассматриваемых
предметов». Так, перечисленные выше черты, характеризую-
щие нефть, не могут служить точным критерием того, что в
том или ином случае мы имеем дело с этой жидкостью.
В качестве элемента характеристик предметов нередко
применяется прием метафорических сравнений, в основе ко-
торых лежат некоторые аналогии предметов. Так, подчерки-
вая значение нефти в народном хозяйстве, называют ее
«черным золотом», архитектуру характеризуют как «застыв-
шую музыку», верблюда — как «корабль пустыни».
«Определения» такого рода сами по себе могут служить
примерами характеристик.
К числу характеристик могут быть отнесены также и не-
которые определения, страдающие, например, ошибками не-
соразмерности. Так, приведенное выше определение неокан-
273
тианства как одного из направлений трансценденталь-
ной философии не годится как определение, но вполне мо-
жет быть принято как одна из возможных характеристик не-
окантианской философии.
В некоторых случаях прием сравнения применяется
и в качестве самостоятельного способа разъяснения того,
что имеется в виду под тем или иным термином.
Он состоит в указании чего-то существенно общего у
предметов, которые имеются в виду, с другими предметами и
вместе с тем того, что их отличает от этих других. Упрям-
ство, можем мы, например, сказать, подобно настойчивости,
упорству. Но отличается от них тем, что представляет собой
вид слабости человека, в то время как упорство и настойчи-
вость — проявление силы его характера.
Наконец, характеристика, как один из приемов, сходных
с определением, часто состоит в том, что вместо формули-
ровки общего понятия некоторого класса указывают, по
крайней мере, некоторые основные виды предметов этого
класса. Не имея возможности, например, дать определение
игры вообще, мы можем указать, что имеют в виду под тер-
мином «игра»: во-первых, игра как имитация какой-нибудь
деятельности (детские игры в войну, дочки-матери и т. д.) во-
вторых, игра как состязание на ловкость, сообразительность,
выносливость (спортивные игры); и, наконец, в-третьих, игра
как деятельность, в которой — главная цель — денежный
или материальный выигрыш (азартные игры).
В заключение главы отметим следующее. Приемы, сход-
ные с определением, зачастую используются не только в ка-
честве самостоятельных приемов познания. Их применение
довольно часто предпосылается определениям, что представ-
ляет собой важный педагогический прием, во многом облег-
чающий понимание и усвоение определений. Важно заме-
тить и то, что те, кому предназначено определение, должны
стараться по возможности зрительно представить себе те
объекты и ситуации, которые вводятся определением, то
есть пытаться связать их с какими-то образами. Известно,
что какие-то зрительные конструкции можно сформировать
даже тогда, когда речь идет об абстрактных, ненаблюдаемых
объектах. Таким образом определения становятся более
«осязаемыми», запоминающимися, и во всяком случае это
облегчает использование определений.
274
• Упражнения
1. Дайте характеристику следующих определений: укажи-
те, что является определяющим и определяемым, к каким ви-
дам (по рассмотренным выше основаниям) они относятся:
а) Дипломатия есть мировая, оперативная работа по осу-
ществлению внешней политики государства;
б) Шар есть геометрическое тело, которое образуется
вращением полукруга вокруг диаметра;
в) Утверждение, что всякое тело имеет какой-то удель-
ный вес, означает, что всякое тело испытывает определен-
ную силу притяжения к Земле, приходящуюся на каждый
кубический сантиметр его объема;
г) Форма фигуры — это то общее, что есть у всех подоб-
ных и только подобных фигур;
д) Предмет мысли — это то, что представлено в языке
единичным или общим именем;
е) Реляционное свойство (некоторого предмета) — это та-
кая характеристика предмета, которая выражена в виде од-
номестного предиката, образованного из некоторого много-
местного предиката, то есть образованного из предиката, со-
держащего более чем одну свободную переменную;
ж) Прямой угол — это угол, который не является острым
и тупым;
з) Понятие многоугольника:
1) Треугольник есть многоугольник.
2) Если некоторая фигура — многоугольник, то фигура,
которая получается в результате построения на какой-то из
ее сторон треугольника — с вычеркиванием этой стороны, —
является многоугольником.
3) Ничто, кроме указанного в пунктах 1) и 2), не является
многоугольником;
и) Укажите, можно ли определение пункта в) рассматри-
вать как определение выражения «удельный вес некоторого
тела» и если да, то к какому виду оно относится?
2. Дайте анализ (с точки зрения логической правильно-
сти) следующих определений:
а) Хлопок — это белое золото;
б) Гималаи — высочайшие горы мира;
в) Кислород — необходимое условие жизни;
275
г) Антонимы — слова противоположного значения;
д) Понятие — это мысль о предмете;
е) Учитель — человек, который учит кого-нибудь;
ж) Виктимология — быстро развивающаяся в настоящее
время отрасль криминологии;
з) Олигоцен — третья эпоха палеогена;
и) Один процент от какого-то целого — это одна сотая
часть этого целого;
к) Угол есть фигура, образующаяся при вращении луча
вокруг своей начальной точки (из учебника математики).
Укажите фигуру соответствующую 90°, 180°, 360°. Можете
ли Вы указать фигуру, соответствующую углу в 3600°?
л) Равнобедренный треугольник — это треугольник, не
являющийся равносторонним и разносторонним треугольни-
ком.
3. Попытайтесь дать определение выражениям: «мужест-
во», «самолет», «буква», «кульминация», «педагог», «талан-
тливый педагог».

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: