Виды понятий

Время: 25-02-2013, 11:50 Просмотров: 1529 Автор: antonin
    
Виды понятий
Вопрос о видах понятий — это прежде всего вопрос о
различных способах мысленного выделения и обобщения
предметов в процессе познания. Знание видов понятий важ-
но прежде всего с гносеологической точки зрения, для пони-
200
мания процесса познания. Но оно имеет и немалую практи-
ческую значимость. А именно, оно важно для понимания
смыслов тех или иных утверждений, а также для обеспече-
ния точности выражения мыслей. Таким образов, это знание
является существенным моментом логической культуры
мышления.
Различение видов понятий осуществляется с разных то-
чек зрения главным образом по трем основаниям:
1) по некоторым характеристикам объемов понятий;
2) по характеру признаков, составляющих видовое отли-
чие мыслимых предметов в понятии, точнее говоря, по ха-
рактеру предиката, выражающего это видовое отличие, то
есть предиката А(х) в понятии хА(х);
3) по характеру предметов, обобщаемых в понятии.
I. Среди всех возможных понятий обычно особо выделя-
ют пустые и непустые, а среди непустых — еди-
ничные и общие. Пустые понятия имеют в качестве
объема пустой класс. Полезно различать понятия логически
и фактически пустые. Понятие хА(х) является логически пус-
тым, если А(х) есть логически противоречивая характеристи-
ка предметов х. Ясно, что в силу законов логики пустым яв-
ляется любое понятие вида х(Р(х) & -i P{x)), например, «веще-
ство, которое является кристаллическим и не является тако-
вым». Понятие хА{х) фактически пусто, если фактически не
существует предметов х с данной характеристикой А(х). Та-
ково, например, понятие «ворон белого цвета». Не существу-
ет также, как известно, атомов в том смысле, как их понима-
ли в Древней Греции, а именно как неделимых частиц. Одна-
ко особый и наиболее значимый случай фактической пусто-
ты понятия таков, когда существование предметов х с харак-
теристикой А{х) невозможно в силу законов той области
действительности, к которой относится это понятие. Так, не-
возможны ромбы, в которых диагонали не являются взаимно
перпендикулярными, невозможны неупрутие жидкости, ме-
таллы, не обладающие хорошей электропроводимостью, и
невозможны вечные двигатели (двигатели, работающие без
дополнительной затраты энергии).
Возможность появления пустых понятий объясняется
тем, что в научном мышлении понятия возникают не только
о тех предметах, которые имеются налицо. На основе
познанных процессов, законов часто возникают предполо-
201
жения о существовании или возможности появления тех или
иных явлений с заранее определенными признаками («анти-
атомы», «жизнь на кремниевой основе» — вместо известной
нам имеющей углеродную основу — и т. п.). Здесь новые по-
нятия возникают на основе других понятий и знаний как
проявления активного и творческого характера мышления.
Естественно, что в таких случаях могут возникать понятия,
которым, как оказывается затем, ничего не соответствует в
действительности. Но в некоторых случаях наука сознатель-
но использует пустые понятия, хотя бы для формулировок
об утверждении о несуществовании соответствующих пред-
метов и явлений и даже иногда для формулировки некото-
рых законов. Читателю известны, вероятно, два закона тер-
модинамики: один из них гласит, что невозможны «вечные
двигатели» 1-го рода, второй гласит то же самое о «вечных
двигателях» 2-го рода.
Единичным является понятие, объем которого есть
единичный класс, а общие понятия имеют в качестве
объема класс, состоящий более чем из одного предмета.
Единичное понятие по сути своей представляет собой,
как и всякое другое, некое обобщение и этим отличается от
имени отдельного предмета. Мы не всегда при этом можем
даже знать, что класс обобщаемых предметов является имен-
но единичным. Без дополнительных знаний не ясно, напри-
мер, является ли общим или единичным понятие «город, по-
родненный с Волгоградом». Возможно, не каждому известно,
что в объем этого понятия входят 9 городов в разных стра-
нах мира.
В некоторых случаях возникают трудности при попытке
решить вопрос, является ли некоторое понятие общим или
единичным в силу характера мыслимых в понятии предме-
тов. Едва ли могут возникнуть сомнения насчет того, являют-
ся ли общими такие, например, понятия, как «человек»,
«растение», «город», «страна». Но уже не так легко опреде-
лить, к какому классу относятся понятия «вода», «водород»
и т. п., вообще понятия, в которых обобщаются газообраз-
ные, жидкие или сыпучие вещества, то есть объекты, трудно
поддающиеся индивидуализации. Аналогичные трудности
возникают с понятиями «любовь», «бытие» и т. п. (так назы-
ваемые абстрактные понятия).
202
Полезно использовать в таких случаях следующий крите-
рий: понятие является общим, если в пределах его объема
могут быть выделены некоторые виды предметов. Так, в объ-
еме понятия «вода» мы можем выделить: «морская вода»,
«речная вода», «дистиллированная» и «недистиллированная
вода». В объеме понятия «бытие» (имея в виду способ суще-
ствования чего-либо), выделяют «бытие отдельного челове-
ка», «общественное бытие». (Сравним утверждения диалек-
тического материализма «бытие определяет сознание» и «об-
щественное бытие» определяет «общественное сознание».)
«Любовь», как известно, также различают — «страстная» и
«спокойная», «вечная» и «непостоянная», «бескорыстная»
и «по расчету».
Еще более просто решить указанный вопрос, когда воз-
можна индивидуализация мыслимых в понятии объектов.
Так, пользуясь понятиями «талант» или «белизна», мы выде-
ляем индивидуальные случаи: «талант Пушкина», «талант
Толстого», «белизна снега», «белизна мела». Что касается по-
нятий «вода», «водород», то элементами объема здесь явля-
ются отдельные случаи, когда мы встречаем эти вещества в
природе (отдельные порции или отдельные скопления их).
Однако в данном случае речь идет о повседневном упо-
треблении соответствующих терминов. Иное дело, когда эти
термины употребляются специальным образом, например, в
химии. Термин «вода» в этом случае выражает единичное
понятие «химически сложное вещество, молекулы которого
состоят из двух атомов водорода и одного атома кислорода».
Аналогично этому «водород» есть определенное химически
простое вещество или химический элемент (в связи с тем,
что эти понятия являются единичными, выражающие их тер-
мины могут употребляться и как имена соответствующих ве-
ществ или элементов).
Среди общих понятий особое место занимают так назы-
ваемые универсальные понятия. Универсальными
являются понятия вида хА{х) объем которых совпадает с об-
ластью значений х, то есть с родом этого понятия. Это
совпадение обусловлено тем, что предикат А{х) не содержит
никакой информации относительно предметов рода и, зна-
чит, ничего не выделяет в этом роде. Аналогично тому, как
мы среди пустых понятий различаем логически и фактиче-
ски пустые понятия, мы различаем логически и фактически
203
универсальные понятия. Например, логически универсаль-
ным является х{Р(х) v-i P{x)) и вообще хА(х), где А{х) есть ло-
гический закон (общезначимая формула логики предикатов).
Понятие фактически универсально, если предикат, со-
ставляющий его видовое отличие, не выражает никакой ин-
формации относительно предметов рода данного понятия и
при этом именно в силу значений составляющих его де-
скриптивных терминов. Обычно это подразумевает наличие
закона науки, указывающего на то, что все предметы рода
обладают этим признаком. Так, например, фактически уни-
версально понятие: «Жидкость такова, что давление на ка-
кую-нибудь ее точку передается во все стороны с одинако-
вой силой». Здесь мы имеем случай, когда содержанием по-
нятия является закон-признак, необходимо присущий всем
жидкостям (согласно закону Паскаля). Естественно, что он
ничего не выделяет в множестве жидкостей, то есть не несет
никакой информации относительно них, поскольку верен
для любых жидкостей. Но если бы в качестве родового было
взято понятие «физическое тело», тогда понятие с тем же
видовым отличием выделяло бы именно жидкости.
Указанное различие внутри универсальных и пустых по-
нятий связано с приведенным выше различением логиче-
ских и фактических содержаний и соответственно объемов
понятий.
Нетрудно усмотреть следующую связь между пустыми и
универсальными понятиями: если хА(х) пусто, то х->А(х)
универсально, и наоборот, если хА{х) универсально, то
х -УА{Х) пусто.
II. По характеру признаков выделяют обычно пол-
ожительные и отрицательные, относи-
тельные и безотносительные понятия.
Понятие хА(х) положительно, если А(х) выражает на-
личие у предметов х какого-либо свойства или отношения
и отрицательно, если признак А(х) указывает на отсут-
ствие какого-либо свойства или отношения. Пользуясь
данными выше определениями положительного и отрица-
тельного признаков, можно сказать, что понятие является
положительным или отрицательным в зависимости от того,
положительным или отрицательным является признак А(х).
Понятие хА(х) положительно, если А(х) выражает нали-
чие у предметов х каких-то свойств или отношений. Поло-
204
жительными являются, например, понятия «европейское го-
сударство», «столичный город», «родственники». Примеры
отрицательных понятий — «человек, не знающий логики»,
«непересекающиеся прямые», «нечестный и безнравствен-
ный человек».
Безотносительным или относительным
понятие является в зависимости от того, представляет ли его
видовое отличие атрибутивное или реляционное свойство
(см. § 13). Безотносительными являются, например, понятия;
«кристаллическое вещество», «преступное действие», «об-
щественный прогресс». Относительными будут: «отец Со-
крата», «столица Франции», «столица какого-нибудь государ-
ства». Можно выделить три основных вида относительных
понятий по их знаковым формам:
1. х R{x, a).
2. х 3 у R(x, у).
3. х Vy R[x, у).
Первые два из только что приведенных примеров относи-
тельных понятий относятся к виду 1. Третий — к виду 2. По-
нятиями, относящимися к виду 3, будут «студент, сдавший
все экзамены сессии», «человек, не знающий ни одного ино-
странного языка».
III. По характеру обобщаемых в понятии объектов следу-
ет различать прежде всего понятия, в которых обобщаются
отдельные предметы того или иного типа (вида ХА(Х)) и сис-
темы объектов (понятия вида (Xv ..., Хк) A{XV ..., Хк), к> 1).
Примеры первых: «живое существо», «плодовое дерево»,
«город, находящийся на Экваторе» и т. п. К числу вторых от-
носятся: «параллельные прямые», «изотопы», «родственни-
ки», «супруги», «однокоренные слова», «друзья».
Дальнейшее подразделение относится к понятиям вида
ХА(Х), то есть к понятиям, в которых обобщаются отдельные
предметы. При этом различаются понятия конкретные и аб-
страктные, с одной стороны, собирательные и несобиратель-
ные — с другой. Первое из указанных делений связано с
различением конкретных и абстрактных объектов (см. § 12).
Напомним, что конкретными объектами мы называем
вещи, ситуации и процессы реальный действительности, а
также результаты той или иной идеализации таких предме-
тов (абсолютно упругие жидкости, абсолютно черные тела)
и, наконец, множества и системы предметов указанных ти-
пов, мыслимые как целое.
205
Абстрактные объекты — суть создания мысли,
идеальные предметы. Каковы те или иные характеристики
конкретных предметов (свойства их, предметно-функцио-
нальные характеристики или отношения между ними), отвле-
ченные от соответствующих предметов и ставшие самостоя-
тельными объектами мысли. Так возникают «числа», «фигу-
ры», «движение». К множеству объектов этого типа можно,
очевидно, также отнести параллели, меридианы, векторы
и т. п.
Конкретным, является понятие, элементы объема которо-
го — конкретные объекты. Таковы понятия, составляющие
смысл выражений «человек», «социалистическая револю-
ция», «растение», «государственная собственность некото-
рой страны» и т. п. Абстрактные понятия в качестве элемен-
тов объема имеют абстрактные объекты. Таковы понятия:
«число», «геометрическая фигура», «арифметическая функ-
ция», «рефлексивное и симметричное (двухместное) отноше-
ние», а также «производительность труда», «прибыль, полу-
чаемая предприятием» и т. п.
Заметим, что в логической литературе определения кон-
кретных и абстрактных понятий не вполне совпадают с дан-
ными здесь их характеристиками. Обычно говорят, что эле-
ментами конкретных понятий являются предметы, представ-
ляющие собой — с логической точки зрения — некоторые
системы признаков, то есть некоторые конкретные предме-
ты, а элементами объема абстрактных понятий являются от-
дельные характеристики (стороны, свойства) конкретных
предметов. Понятие «геометрическая фигура» относится в
таком случае к числу конкретных понятий, а абстрактными
будут: «площадь геометрической фигуры», «замкнутость гео-
метрической фигуры» и т. п.
Однако это различение весьма неопределенно, поскольку
и отдельные свойства, и отношения предметов в свою оче-
редь представляют собой какую-то систему свойств (более
высокого порядка) и поэтому подходят под определение кон-
кретных объектов. Впрочем, и та граница, которая подразу-
мевается в различении, проведенном нами первоначально,
тоже не является вполне четкой. Как известно, нет строгих
граней даже между более простыми предметами и явления-
ми действительности, и почти любое различение видов тех
или иных предметов в той или иной степени условно и неоп-
ределенно.
206
Понятие свойства (как и отношения) возникает в резуль-
тате двойного абстрагирования. С одной стороны, происхо-
дит отвлечение некоторого свойства от предметов — изоля-
ция его от предметов и превращение в самостоятельный
предмет (изолирующее абстрагирование); с другой стороны,
осуществляется обобщение этого свойства путем выделения
общих основных свойств этих свойств и отвлечения от ос-
тальных (обобщающе-различающее абстрагирование).
Существуют неясности, связанные с абстрактными поня-
тиями. Например, бывают они общими или только единич-
ными, как считают многие авторы учебников по логике?
Имеет ли смысл их деление на относительные и безотноси-
тельные?
Ясно, что среди абстрактных понятий имеются как об-
щие, так и единичные. Независимость государства имеет
виды: политическая независимость, экономическая незави-
симость и т. д. Это означает, что понятие является общим.
Далее, если иметь в виду абстрактные понятия, в которых
мыслятся свойства, отношения и тому подобные характери-
стики конкретных предметов, то все они, очевидно, являют-
ся относительными, поскольку для содержания каждого та-
кого понятия обязательными являются указания на принад-
лежность мыслимой характеристики тому или иному отдель-
ному предмету или каким-то из предметов некоторого клас-
са. Например, «независимость Украины», «независимость
(некоторого, какого-либо) государства».
Значительная доля условности имеется и в делении поня-
тий на собирательные и несобирательные. Не собира-
тельными называются понятия, предметы которых
представляют собой нечто целое, хотя и состоящее возмож-
но из каких-то различных частей, но мыслимое как нерас-
члененное целое. Например, «физическое тело», «человек»,
«растение». Конечно, каждое тело является, как мы знаем,
совокупностью молекул и других частиц, но в несобиратель-
ном понятии мы отвлекаемся от его структуры и вообще от
того, что оно представляет собой какую-то структуру. Пред-
меты, обобщаемые в собирательных понятиях, то
есть элементы объема такого понятия, это некоторая сово-
купность (возможно, даже отдельно существующих предме-
тов) или система предметов, мыслимая как целое. Например,
«производственная бригада», «народ», «флот», «лес» и т. п.
207
Объем понятия «производственная бригада» есть совокуп-
ность всех возможных производственных бригад (таким об-
разом, понятие является общим), и содержание понятия «со-
вокупность людей, соответствующим образом организован-
ных для выполнения определенных производственных за-
дач» относится к каждой из них, но, конечно, не к отдель-
ным членам бригады. Очевидно, что собирательное понятие
может быть и единичным, например, «студенческий коллек-
тив МГУ», «созвездие Большой Медведицы» и др.
Отдельные предметы, составляющие совокупности, мыс-
лимые в собирательном понятии, вообще говоря, существу-
ют или могут существовать отдельно или самостоятельно. Но
в некоторых отношениях их совокупность выступает как
одно целое (например, перед всеми людьми, составляющими
производственный коллектив, стоят некоторые общие зада-
чи, и все они в совокупности несут ответственность за их
выполнение и т.д.). Это обусловливает возможность и необ-
ходимость в некоторых случаях мыслить совокупность как
один предмет. Иногда говорят, что собирательные понятия
могут употребляться в разделительном смысле. Так, как буд-
то, употребляется собирательное понятие «данный коллек-
тив» в суждении: «Все члены данного коллектива справились
со своим заданием».
Однако точнее сказать, что в данном суждении сам пред-
мет (данный коллектив), а не понятие, берется разделитель-
но, хотя бы потому, что члены коллектива являются частями
коллектива, но не являются ни частями, ни элементами объ-
ема понятия «данный коллектив». Понятие «данный коллек-
тив» — в своем обычном собирательном смысле — мы ис-
пользуем здесь для образования нового (общего) понятия
«член данного коллектива». Это — общее, несобирательное,
относительное понятие, в котором мыслится отношение
людей к определенному предмету, именно к данному коллек-
тиву.
Другой вид также общего и относительного понятия,
представляющий собой обобщение только что рассмотрен-
ного, представляет понятие «член коллектива» (член какого-
нибудь коллектива).
К числу приведенных — обычно рассматриваемых деле-
ний в учебной литературе — полезно добавить деление по-
нятий на эмпирические и теоретические. В эмпириче,-
208
с к и х понятиях основное содержание составляют
признаки, доступные наблюдению, например, «жидкость, не
имеющая цвета, запаха и вкуса» (вода — в обыденном смыс-
ле) .В теоретических понятиях наличие этих
признаков у предметов устанавливается посредством некото-
рого теоретического анализа. Например, «химически слож-
ное вещество, молекулы которого состоят из двух атомов во-
дорода и одного атома кислорода» (вода — как особое хими-
ческое вещество). Еще примеры эмпирических и теоретиче-
ских понятий: температура как «степень нагретости тела» в
смысле ощущения его как более теплого или менее теплого
(эмпирическое понятие), «величина, характеризующая физи-
ческое тело, значение которой определяется посредством
термометра» (эмпирическое понятие); «характеристика фи-
зического тела, значение которой равно средней кинетиче-
ской энергии движения молекул» (теоретическое понятие).
Мы видели, что грани между некоторыми выделяемыми
видами понятий не всегда являются достаточно четкими. Од-
нако это не умаляет ценности этих делении (тем более, как
уже подчеркивалось, во многих классификациях даже более
простых объектов есть моменты условности, неопределен-
ности, огрубления и т.д.). К тому же деление понятий на
виды имеет не столько практическое, сколько теоретическое
значение. Оно важно с гносеологической точки зрения, по-
скольку различные виды понятий представляют собой в то
же время различные способы мыслительной деятельности.
В многообразии видов понятий выражается активный и
сложный характер отражения мира в мышлении, соответ-
ствующий сложности и многосторонности познаваемой
нами действительности. Предметами понятий, как мы виде-
ли, могут быть отдельные предметы и их характеристики
(свойства, отношения и т. д.). Предметы — и даже одни и те
же — могут обобщаться по различным их сторонам, по нали-
чию и отсутствию свойств, качеств, отношений, по собствен-
ным характеристикам предмета и по отношению его к дру-
гим предметам и т. д.
Совокупности взаимосвязанных предметов могут мыс-
литься разрозненно и, наоборот, возможно мысленное объ-
единение в некоторый агрегат предметов, существующих
раздельно, и т. д., и т. п. Знание этих способов позволяет ов-
209
ладеть, понятием как одной из форм мышления. Это важно
также и для того, чтобы умело пользоваться имеющимися в
нашем распоряжении понятиями в процессе рассуждения.
• Упражнения
Дайте характеристики следующих понятий (укажите,
к каким видам они относятся):
а) хвойное дерево;
б) плодовое растение;
в) промышленное предприятие;
г) самое большое число;
д) промышленное предприятие, не имеющее связей
с другими предприятиями;
е) социал-демократическая партия;
ж) член (какой-нибудь) социал-демократической партии;
з) породненные города;
и) член труппы какого-нибудь театра;
к) население государства, расположенного на Северном
полюсе;
л) численность населения государства, расположенного
на Южном полюсе;
м) равнодействующая всех сил, действующих на Землю.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: