Основные приемы образования понятий. Значение понятий в познании

Время: 25-02-2013, 11:49 Просмотров: 1291 Автор: antonin
    
Основные приемы образования понятий.
Значение понятий в познании
Понятия — это результат более или менее сложной мыс-
лительной деятельности. В этой деятельности можно выде-
лить следующие наиболее важные и общие приемы.
Анализ предметов, данных в представлении, — разло-
жение их на отдельные признаки, выявление их связей и от-
ношений с другими предметами. Синтез — воспроизве-
дение предметов, расчлененных в процессе анализа на от-
дельные признаки, представляющее их как систему выделен-
ных свойств и отношений. Сравнение — выявление
сходств и различий между предметами. Обобщение —
объединение в одной мысли под одной знаковой формой
множества предметов по сходным их чертам. Обобщение
связано, как уже было замечено, с процессом абстраги-
рования.
Полезно напомнить читателю три вида абстрагирования.
Один из них состоит в том, что в предмете выделяются ка-
кие-то признаки, а все другие остаются за пределами внима-
ния. Другими словами, происходит отвлечение от всех дру-
191
гих признаков. Результат применения такого приема есть аб-
страктно мыслимый, характеризуемый лишь некоторой со-
вокупностью выделенных признаков предмет. Именно этот
прием неразрывно связан с обобщением предметов некото-
рого класса и поэтому может быть назван обобщающе-
различающим абстрагированием.
Второй вид — отождествляющее абстраги-
рование. Прием состоит в том, что, выделяя некоторые
признаки предмета, мы игнорируем все остальные как несу-
щественные с той или иной точки зрения. Это ведет к ото-
ждествлению всех предметов, обладающих выделенными
признаками. Таким образом, например, выделяя те или иные
слова по их структуре, мы игнорируем все различия, связан-
ные с их написанием или произношением, и рассматриваем
все случаи употребления слова одной и той же структуры
как различные экземпляры одного и того же слова.
И наконец, имеется так называемое изолирующее
абстрагирование, состоящее в том, что отдельные
признаки предметов, отдельные их характеристики мыслен-
но отделяются от самих предметов и становятся самостоя-
тельными предметами мысли. Результатом таких процессов
являются так называемые абстрактные объекты и понятия:
«фигура», «качество», «количество», «талант», «объем», «дли-
на» и пр.
Следует различать (часто смешиваемые) такие приемы
познания, как обобщающее абстрагирование и идеали-
зация. Идеализация состоит в том, что, имея в виду неко-
торые предельные случаи (предел уменьшения трения, уве-
личение упругости и т. д.), мы либо мысленно наделяем пред-
меты какими-то свойствами, которых они в действительно-
сти не имеют (например, физические тела — способностью
восстанавливать при деформации свой объем или форму, в
результате чего появляются понятия типа «идеально упругое
тело» или «идеальная жидкость»), либо лишаем их каких-то
свойств, которыми они в действительности обладают. Так
возникают в нашем сознании «безразмерные» точки, линии,
лишенные ширины, «идеальный газ» (молекулы которого
при соударениях ведут себя как абсолютно упругие шарики).
Обобщенно говорят, что понятие является результатом ана-
лиза мыслимых в нем предметов.
192
• Итак, в понятии выделяются некоторые классы предметов по-
средством обобщения этих предметов. Результаты таких выде-
лений в понятиях представляют определенные «узлы» в поз-
наний, вокруг которых концентрируются все наши знания.
Так в процессе познания мы постоянно накапливаем зна-
ния о животных и растениях (и различных видах тех и дру-
гих), о металлах и металлоидах, об энергии и механическом
движении, о государстве и классовой борьбе, о теплоте,
электричестве, магнетизме и т. д., имея каждый раз в основе
той или иной системы знаний определенные понятия. Су-
щественную роль играют понятия в формулировке законов
науки, которые представляют собой, как известно, общие
утверждения, относящиеся к тем или иным класса предме-
тов, обобщенных в понятиях. «Во всякой замкнутой системе
энтропия возрастает» — это предложение имеет определен-
ный смысл и только в этом случае может быть истолковано
как выражение закона природы, если определенный смысл
имеют его части: «замкнутая система», «энтропия», «возрас-
тает». Эти смыслы суть понятия.
Представляя собой смыслы общих имен и имея таким об-
разом в качестве своих знаковых форм описательные общие
имена, понятия по своим знаковым формам являются свое-
образными переменными естественного языка, для которых
мы употребляем название «специфицированные перемен-
ные». Именно благодаря понятиям абстрактное мышление
характеризуется как обобщенное отражение действительно-
сти. Всякий отдельный предмет, явление и т. д. познается
здесь на основе некоторого общего понятия, как отдельное в
чем-то общем (медь — как металл со своими особыми харак-
теристиками; исторический роман — на основе понятия ли-
тературного произведения вообще).
Более того, понятия нужны не только для формулировок
и объяснения законов, знание которых является результатом
эмпирических обобщений (в частности, посредством попу-
лярной индукции). Для того чтобы объяснить, например, по-
чему давление газа на стенки сосуда увеличивается с умень-
шением его объема и с повышением температуры, надо
иметь понятия, выражающие сущности самого газа, давле-
ния, температуры. Необходимо осознать, что газ представля-
ет собой совокупность хаотически движущихся молекул, что
7—2061 193
давление на определенную единицу площади сосуда есть со-
вокупная сила ударов молекул о соответствующий участок
стенок сосуда и что температура газа — это показатель сред-
ней кинетической энергии движения молекул, от которой и
зависит сила ударов молекул о стенки сосуда.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: