Слово и понятие. Понятие и представление

Время: 25-02-2013, 11:48 Просмотров: 1564 Автор: antonin
    
Слово и понятие. Понятие и представление
Как и всякая мысль, понятие выражается в определенной
знаковой форме. Непосредственно такими формами в есте-
ственном языке являются общие описательные имена. Обыч-
но вместо них используются всякого рода сокращения («сту-
дент», «треугольник»). Понятия составляют смысл имен та-
кого рода и в силу указанной их функции — мысленного вы-
деления предметов — связывают эти имена с теми объекта-
188
ми, которые они должны представлять как знаки языка
в процессах коммуникации и мышления.
Напомним, что смысл является категорией семиотики,
конкретнее — семантики, и представляет собой одну из ха-
рактеристик знаков. Говоря о понятии, мы выходим за пред-
елы теории знаков, рассматривая понятие не как некоторую
характеристику знаков, а как определенную форму отраже-
ния действительности на ступени абстрактного мышления,
то есть на ступени познания действительности с помощью
языка. То, что в семантике называется смыслами знаков,
представляет собой определенные мысленные образования,
результаты определенной мысленной переработки предметов
действительности и фиксации их в языке. В этих образова-
ниях, как увидим далее, весьма различных по своим структу-
рам, находит выражение своеобразие и многообразие форм
мыслительной, познавательной деятельности человека. В свя-
зи с вопросом о соотношении знаковой формы понятия и
сокращающих слов следует различать два типа ситуаций.
1. В процессе той или иной научной деятельности или в
повседневной жизни человек вводит некоторые понятия, вы-
деляя интересующий его класс предметов, и затем подбирает
какое-нибудь сокращающее слово — общее имя для этих
предметов.
2. Имеется уже более или менее точно интуитивно упот-
ребляемое в научном или повседневном обиходе некоторое
имя, обозначающее предметы некоторого класса, и затем об-
разуется понятие о соответствующих предметах, отвечаю-
щее на вопрос, что представляют собой эти предметы. (Опе-
рацию такого рода называют «реальным» определением тер-
мина.)
В первом случае понятие может быть сформулировано на
основе нескольких или даже единичного наблюдаемого слу-
чая. Так, обнаружение вначале лишь одного химически про-
стого вещества — радия — с самораспадающимися атомами
послужило основанием для создания общего понятия «ра-
диоактивное вещество».
Возможно даже, и часто это происходит в фундаменталь-
ной науке, образование понятий о предметах, существование
которых только предполагается или допускается как возмож-
ное. На основе знания, например; того, что атомы известных
химически простых веществ состоят из положительно заря-
189
женного ядра и вращающихся вокруг него отрицательных
частиц — электронов, ученые предположили возможность
существования частиц, устроенных «наоборот», а именно со-
стоящих из отрицательно заряженного ядра и вращающихся
вокруг него положительно заряженных частиц — позитро-
нов. Так возникло общее понятие антиатома.
Ясно, что объем образованного таким образом понятия
может оказаться пустым. Впрочем, в науке вводятся и ис-
пользуются для определенных целей понятия и с пустыми
объемами: например, понятие «вечный двигатель» (и даже
вечный двигатель первого рода и второго рода). Оно приме-
няется для формулировки определенных законов термодина-
мики, а именно как раз для утверждения о невозможности
вечного двигателя (как первого, так и второго рода).
Как правило, понятие является результатом сложного
процесса мыслительной деятельности. В случаях же второго
типа дело осложняется часто еще недостаточной четкостью
предметных значений употребляемых слов, как знаков. Про-
цесс образования понятий здесь сочетается обычно с уточ-
нением этого значения путем просмотра того, в каких имен-
но контекстах (или, как бы сказал Витгенштейн, по каким
правилам) употребляется слово в данном сообществе. Как
правило, при этом выявляется даже многозначность употреб-
ления того или иного слова, например, слова «игра» как обо-
значение имитации некоторой деятельности ради удоволь-
ствия — детские игры, или отработки приемов некой дея-
тельности, или состязаний, или действий актеров и т. д.
И довольно неясно до сих пор, возможно ли некоторое обоб-
щение, по существу, всех этих отдельных ситуаций в едином
понятии. Аналогичным образом дело обстоит со словом «бо-
лезнь» и многими другими.
Понятие и представление. Как уже отмечалось, обобщае-
мые в понятиях предметы первоначально могут быть даны в
представлениях. Для класса чувственно воспринимаемых
предметов возможны даже некоторые общие представления,
некоторые «усредненные» образы этих предметов (напри-
мер, можно иметь некоторый «недетализированный» образ
дерева, человека). Однако едва ли возможны подобные спо-
собы воспроизведения в сознании таких предметов, как рас-
тения, организмы, и тем более объектов, не относящихся к
чувственно воспринимаемым («искривленное пространство»,
«свет», «электромагнитное поле» и т. п.).
190
С одной стороны, представления ближе к действительно-
сти, предметы отражаются в них в более или менее цельном,
естественном виде. Понятие представляет собой в некотором
роде схематическое, но, как правило, более глубокое отобра-
жение предметов. Отображение действительности в поняти-
ях обеспечивает неограниченные возможности познания
действительности. Существенно в этом отношении то, что
представления субъективны, а понятия и силу их фиксации
в языке интерсубъективны. Представление более или менее
конкретно, понятие абстрактно.
Однако и оперирование понятиями в той или иной мере
связано с представлениями. Расчленяя в понятии предметы и
явления на признаки, мы связываем, в свою очередь, обычно
сами эти признаки с некоторыми представлениями. И даже
имея дело с сугубо абстрактными предметами, человек стре-
мится ввести в свои рассуждения элементы наглядности,
конструируя для этой цели некоторые представления — на-
глядные модели абстрактных объектов.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: