Понятие как форма мышления. Общая характеристика

Время: 25-02-2013, 11:48 Просмотров: 1944 Автор: antonin
    
Понятие как форма мышления.
Общая характеристика
Понятие обычно определяют как одну из основных форм
мышления; этим подчёркивается важная роль его в позна-
нии. Переход от чувственной ступени познания к абстракт-
ному мышлению характеризуется прежде всего как переход
от отражения мира в формах ощущений, восприятий и пред-
ставлений к отражению его в понятиях и на их основе в
суждениях и теориях. Мышление, таким образом, может
рассматриваться как процесс оперирования понятиями.
Именно благодаря понятиям мышление приобретает харак-
тер обобщенного отражения действительности.
Мышление, а именно абстрактное мышление, как мы уже
определили, — это отражение действительности посред-
ством языка. Наиболее существенным моментом, определяю-
щим возможность познания действительности с помощью
языка, является обобщение предметов некоторого класса,
вида (например, животных, растений, металлов и т. д.) и
мысленное выделение их при этом. Результатам таких обоб-
щений, по крайней мере, в нетривиальных случаях (когда
предметы не могут быть отображены в чувственных обра-
зах) являются именно понятия. Более того, применение по-
нятий в мышлении необходимо всегда, когда к мышлению
предъявляются требования определенности, точности и осо-
бенно доказательности. Специфика этой формы мышления
состоит в том, что она прежде всего представляет собой ре-
зультат мысленного и, значит, словесно-языкового выделе-
180
ния предметов некоторого класса, то есть предметов, качест-
венно сходных в каком-то отношении. Выделение осуще-
ствляется по определенной совокупности признаков, отличи-
тельной для данных предметов, такой, что все признаки дан-
ной совокупности вместе достаточны, чтобы отличить эти
предметы от всех остальных. Это означает, что каждый при-
знак из этой совокупности необходим для выделения данно-
го класса. Для выделения, например, класса студентов ис-
пользуются признаки: «человек», «учащийся», притом «уча-
щийся высшего или среднего специального гражданского
учебного заведения». Аналогично «материальный предмет,
который в процессах мышления и общения людей является
представителем каких-либо других объектов» (знак), «целое
положительное число, отличное от единицы и имеющее ров-
но два различных делителя» (простое число) и т. п. Но, для
того чтобы выделить класс предметов по какой-то совокуп-
ности признаков, необходимо обобщить данные предметы по
этим признакам. Обобщение состоит в том, что мы отвлека-
емся от всех индивидуальных и иных различий внутри клас-
са, от того, например, что есть студенты технических и гума-
нитарных вузов, есть хорошо и плохо успевающие и т. п.
В результате предметы мыслятся абстрактно: только как об-
ладающие указанной отличительной совокупностью призна-
ков. Таким образом, мы имеем мысленное образование: «Че-
ловек, являющийся учащимся высшего или среднего специ-
ального гражданского учебного заведения».
В силу обобщенного характера отражения предметов в
понятии они мыслятся в понятии всегда в той или иной мере
абстрактно. Но это не означает, как часто представляется,
что сами мыслимые в них предметы всегда суть некоторые
абстракции и что именно эти абстракции, а не конкретные
предметы действительности являются объектом изучения
науки. Верно, что в каждом понятии мы мыслим те или иные
предметы в той или иной мере абстрактно, но использу-
ем понятия для утверждения о конкретных, обобщенных
в них предметах. В понятиях: «металл», «растения», «атомы»
и т. п. — имеются в виду в качестве элементов объема неко-
торые предметы действительности. Когда мы утверждаем,
что все студенты обязаны сдавать экзамены, то, конечно, от-
носим эту обязанность к конкретным людям, а не к неким
абстрактным объектам. Лишь в некоторых случаях предмета-
181
ми понятий являются те или иные идеализированные пред-
меты действительности («абсолютно упругая жидкость»,
«идеальный газ», «материальная точка» и т. п.); идеальные
предметы («земной меридиан», «сила»), абстрактные объек-
ты (характеристики реальных предметов или множеств пред-
метов, отвлеченные от них и ставшие самостоятельными
объектами мысли, результаты изолирующего абстрагирова-
ния — пространство, время, упругость, числа, геометричес-
кие фигуры и т. п.) и, конечно, — в соответствии с широким
пониманием термина «предмет» — предметами понятия, эле-
ментами его объема могут быть также и явления, события,
процессы (восход солнца, революция, перестройка, механи-
ческое движение и т. п.).
Подводя итог изложенному, можно сказать, что понятие
как форма {вид) мысли, или как мысленное образование, есть
результат обобщения предметов некоторого вида и мыслен-
ного выделения соответствующего класса (множества) по
определенной совокупности общих для предметов этого
класса — ив совокупности отличительных для них — при-
знаков.
Характеристика понятия как формы познания, как спосо-
ба мыслительной деятельности явствует из данного опреде-
ления. Это — способ мысленного выделения классов предме-
тов посредством обобщения этих предметов. Этот процесс
включает, как правило, более или менее широкое множество
приемов познания. Наибольшую ценность в познании пред-
ставляют собой понятия, в которых предметы обобщаются
по существенным признакам. Однако с гносеологической
точки зрения мысль представляет собой понятие независимо
от того, насколько существенными являются признаки, со-
ставляющие основу обобщения предметов, тем более, что
для предметов одного и того же класса возможны, как мы
уже говорили, и менее и более существенные признаки, су-
щественные для характеристики самих этих предметов или с
какой-то точки зрения в связи с тем или иным использова-
нием предметов (см. § 14).
Понятие в строгом и не в строгом смысле. В гл. II отме-
чалось, что общие (как и единичные) имена употребляются
интуитивно более или менее точно и без осознания того, по
каким именно признакам выделяются или могут быть выде-
лены обозначаемые ими предметы. В этом случае не выявлен
182
смысл соответствующих общих имен, а следовательно, стро-
го говоря, они не выражают понятий. Так, человек может
пользоваться словами «дерево», «человек», «болезнь», не
умея отвечать на вопрос, что именно он имеет в виду, какие
признаки специфичны для мыслимых здесь предметов. В од-
них случаях подобного рода со словами связываются лишь
некоторые более или менее четкие представления (чувствен-
ные интуиции) и через посредство именно этих представле-
ний осуществляется связь слов с предметами действительно-
сти. В других — некоторые интеллектуальные интуиции, воз-
никшие в процессе усвоения языка. Первоначальной осно-
вой указанных интуитивных связей имен с обозначаемыми
ими предметами является совместная практическая деятель-
ность людей и, конечно, общение их в процессе деятельно-
сти. Люди выделяют предметы некоторых классов и дают им
общие названия благодаря способности этих предметов
удовлетворять их определенные потребности.
В практике научного познания понятиями называют и те
абстракции, которые представляют интуитивно употребляе-
мые имена. Таким образом, термин «понятие» употребляется
в более широком, чем указано выше, смысле. Так, говорят,
например, «дерево» — это понятие, «человек» — это поня-
тие, независимо от того, связываются или нет с этими слова-
ми знания о том, что представляют собой обозначаемые ими
предметы, выделены ли в этих предметах те признаки, кото-
рые составляют основу их обобщения, или же имеются лишь
более или менее ясные, нерасчлененные интуиции.
Иначе говоря, понятием в этом значении термина назы-
вают просто любой предмет, ставший объектом мысли (сле-
довательно, названный и мыслимый в той или иной степени
абстрактности). Часто в философии прошлого, для этого
употреблялся термин «идея». Например, Д. Локк, используя
этот термин, указывает, что под ним подразумевается «все,
что является объектом мышления человека»1. Оперируя та-
ким понятием, человек может не иметь о нем понятия. Это
парадоксальное на первый взгляд утверждение означает
лишь то, что дважды употребленный в этой фразе термин
«понятие» имеет в одном и другом случаях разные значения.
1
Локк Д. Избранные философские произведения: В 2 т. — М., 1960. —
Т. 1. — С. 75.
183
Так, А. И. Герцен в письме «Эмпирия и идеализм» говорит о
существовании в науках понятий, которые еще не понятны1.
Однако во всех случаях, где необходимо точное понимание
смыслов утверждений, и особенно если возникает надо-
бность в доказательствах наших высказываний, мы не мо-
жем ограничиваться интуициями. В подобных ситуациях не-
обходимы понятия в строгом смысле этого слова, которых
мы и будем придерживаться.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: