Деление признаков по месту и роли в системе признаков. Сущность предметов

Время: 25-02-2013, 11:47 Просмотров: 1291 Автор: antonin
    
Деление признаков по месту и роли в системе
признаков. Сущность предметов
До сих пор мы рассматривали виды признаков, имея в
виду множество возможных признаков вообще. Однако
можно говорить о множестве признаков того или иного кон-
кретного предмета или вида некоторых предметов (металлов,
жидкостей, млекопитающих). Каждый предмет мыслится, во-
обще говоря, как некоторая субстанция. Однако его можно
для некоторых научных целей рассматривать и как систему
признаков (качеств, свойств, отношений, количественных
характеристик). Более строго говоря, мы всегда имеем воз-
можность рассматривать предмет как систему (множество)
известных — на данной ступени познания — признаков.
171
Среди таких признаков предмета прежде всего различаются
случайные для него и неслучайные. Случайные
обусловлены некоторыми внешними обстоятельствами и ни
в какой мере не определяют качественную специфику пред-
мета. Случайными признаками металлов, например, являют-
ся наличие тех или иных примесей, та или иная их темпера-
тура в определенных ситуациях. То же можно сказать о
воде. Для человека случайными могут быть — особенно при
командно-бюрократической организации общества — то или
иное его служебное положение, окружение и т. п.
Между неслучайными признаками существуют внутрен-
ние для данных предметов связи: одни из них обусловливают
другие. Их множество представляет собой таким образом не-
которую систему. Для предметов некоторого вида, и тем бо-
лее для отдельных конкретных предметов, это множество
бесконечно. Иное дело множество признаков этого рода,
познанных на том или ином этапе развития знания. Оно
всегда конечно, причем в определенных случаях — при от-
носительно завершенности процесса познания предметов на
некотором этапе — это множество также представляет со-
бой определенную систему, по крайней мере когда речь идет
о признаках некоторого вида предметов (вопрос о
том, в какой мере это относится к признакам отдельных
предметов, является для науки пока открытым). Одни при-
знаки здесь обусловливают другие, эти последние — третьи
и т. д. В силу этих отношений субординации одни признаки
системы можно охарактеризовать как более существенные,
другие — как менее существенные.
Системами указанного типа являются, например, множе-
ства известных признаков металлов, жидкостей, признаков,
характеризующих общественное устройство. Наличие ион-
ной кристаллической решетки у металлов обусловливает их
ковкость, пластичность; в силу наличия свободных электро-
нов в массе металла они являются хорошими проводниками
электрического тока; благодаря наличию кристаллического
строения металлы, как и другие кристаллические вещества,
имеют определенную температуру плавления.
Среди неслучайных признаков предметов можно выде-
лить совокупность некоторых наиболее существенных —
основных признаков, обусловливающих все остальные,
общие для данных предметов. Из этой совокупности, в соче-
172
тании с известными законами соответствующей области
действительности, могут быть логически выведены все из-
вестные общие для данных предметов и неслучайные для
них признаки, а для абстрактных объектов — в так называе-
мых полных теориях — вообще все признаки, общие для
предметов вида.
• Совокупность основных существенных признаков того или
иного вида конкретных предметов действительности называ-
ется их СУЩНОСТЬЮ.
Так, сущностью металлов, как химически простых ве-
ществ, является то, что они состоят из однородных атомов, а
именно атомов с одним и тем же зарядом ядра, и атомы их
обладают низким потенциалом ионизации, в силу чего легко
теряют свои внешние электроны. Этим обусловлены общие
для металлов химические свойства, особое строение их
кристаллической решетки, хорошая электропроводность,
пластичность и т. д.
Основным признаком общества (его сущностью) является
господствующий в нем способ производства, характеризую-
щийся определенным уровнем развития производительных
сил и типом производственных отношений, то есть тем, что
называется экономическим базисом общества. Экономиче-
ский базис общества определяет характер господствующих
в обществе политических взглядов, правовых отношений,
идеологии, морали.
Сущность предметов некоторого качества (предметов не-
которого класса), выявленная на некотором уровне позна-
ния, является основой качественной специфики этих пред-
метов, но лишь в той мере, в какой эта специфика нам из-
вестна на данном этапе познания. Исходя из этой сущности
мы можем объяснить известные общие, специфические для
данных предметов (неслучайные) их признаки. В процессе
дальнейшего развития знания о соответствующих предметах
открываются новые качества, свойства предметов, отноше-
ния их к другим предметам, которые нельзя объяснить исхо-
дя из познанной сущности. В таком случае происходит — в
результате поиска нужных объяснений — проникновение в
«более глубокую» сущность предметов, открытие таких же
признаков, исходя из которых могут быть объяснены все из-
173
вестные ранее и вновь открытые их особенности. Таким об-
разом, существуют сущности разных уровней или порядков.
В истории философии имело широкое распространение
представление о том, что у предметов того или иного вида
или даже отдельных предметов имеется некоторая абсолют-
ная сущность, основа всех его признаков. Эта «последняя
сущность» должна быть, согласно этим представлениям,
пределом познания соответствующих явлений. На такое по-
нимание наводит нередко встречающееся в философской
литературе определение сущности как некоторого внутрен-
него содержания вещи, определяющего специфику ее много-
образных проявлений.
Однако исторический опыт развития знания указывает
на другое, а именно на то, что сущность предмета в диалек-
тическом ее понимании — это есть лишь тот предел, до ко-
торого дошло познание предмета на данной ступени разви-
тия знания. Познание мира, как и отдельных его областей и
явлений, есть бесконечный процесс углубления знания. А
это означает, что сущность может быть менее и более глубо-
кой, и этим, в частности, объясняется смена одних теорий
другими, — более высокого порядка.
Так, еще в недалеком прошлом свет в физике понимали
как поток волн электромагнитного излучения определенного
диапазона частоты. Но при этом не объяснялись некоторые
открытые позже явления, например, явление фотоэффекта.
В настоящее время господствует уже корпускулярно-волно-
вая теория света, согласно которой свет представляет собой
поток фотонов, обладающий как волновыми, так и корпуску-
лярными свойствами.
Окисление какого-либо вещества понималось до некото-
рых пор как присоединение к атомам данного вещества ато-
мов кислорода. В настоящее время этот механизм соедине-
ния атомов объясняется как результат взаимодействия внеш-
них электронов атомов. Вообще на некотором этапе от пони-
мания химических реакций как взаимодействий между ато-
мами веществ произошел переход к пониманию их как вза-
имодействия внешних электронов и образующихся при этом
ионов веществ.
Совокупность основных, существенных признаков может
быть выделена также, по-видимому, в любом случае, в мно-
жестве признаков, общих для абстрактных предметов того
174
или иного вида, — геометрических фигур, чисел, алгебраи-
ческих систем и т. п. Для ромбов, например, это то, что ука-
зывается в определении фигур этого вида (и соответственно
в содержании понятия ромба): плоская геометрическая фи-
гура, замкнутая, ограниченная четырьмя сторонами, все сто-
роны которой равны. В аксиоматической теории алгебраи-
ческих систем того или иного вида (теории групп, булевой
алгебры и т. д. и вообще в теории некоторой структуры, на-
пример, в геометрии, как математической, формальной тео-
рии) эту совокупность признаков (и соответственно содер-
жание понятия рассматриваемой структуры) представляет
множество аксиом. Однако эту совокупность признаков не-
правомерно, видимо, рассматривать как сущность структуры
соответствующего вида, поскольку для одного и того же
множества признаков, общих для структур некоторого вида,
существует, вообще говоря, не одна такая совокупность. Так
вместо указанной совокупности, основных существенных
признаков ромба может быть другая, получающаяся из нее
заменой признака «равносторонняя фигура» на «фигура,
диагонали которой взаимно перпендикулярны и в точке пе-
ресечения делятся пополам». Известно также, что существу-
ют эквивалентные теории с различными составами аксиом.
Неестественно, конечно, было бы считать, что объекты одно-
го и того же типа имеют на одном и том же уровне позна-
ния различные сущности.
Специфическими являются случаи, когда дело касается
предметов, созданных людьми для тех или иных определен-
ных целей. Обычно сущность такого рода предметов усмат-
ривают именно в их назначении, что отражается в определе-
ниях. Часы — это прибор, с помощью которого можно от-
считывать время; термометр — прибор, служащий для изме-
рения температуры, и т. д. Назначением предмета определя-
ются и все его другие качества. Это и служит причиной того,
что оно принимается за сущность. Хотя верно и другое: бла-
годаря наличию определенных качеств (особому устройству)
та или иная вещь выполняет определенные функции. Качест-
ва вещи, предназначенной для определенной цели, вытекают
из ее назначения логически. Способность же вещи служить
определенной цели обусловлена ее качеством фактически,
как действие — причиной. Но поскольку человек мысленно
конструирует вещь прежде, чем создает ее, и при этом выво-
175
дит все ее качества именно из предназначения вещи, то это
последнее оказывается решающим. Здесь, как видим, сущ-
ность вещей определяется практическими потребностями
людей. Но это не указывает на субъективный характер дан-
ного понятия, поскольку сами вещи, которые здесь имеются
в виду, создаются людьми именно для удовлетворения своих
потребностей.
В любом случае основные существенные признаки пред-
метов некоторого вида составляют основу их качественной
специфики, поскольку они обусловливают все другие общие
и, в совокупности, специфические для данных предметов
признаки. В случае конкретных предметов действительности
обусловленность имеет причинный или целевой характер, в
случае абстрактных объектов — структурный или функцио-
нальный характер. Но в том и другом случае из совокупно-
сти указанных основных признаков в сочетании с законами
данной области действительности все другие неслучайные
признаки предметов выводимы логически.
Сущность предметов того или иного вида составляют
обычно признаки, недоступные наблюдению. Они выявляют-
ся теоретическим способом именно в результате построения
и обоснования теории, объясняющей известные признаки
изучаемых предметов. Кстати, именно в процессе построе-
ния такой теории прежде всего происходит отделение неслу-
чайных признаков от случайных. Случайные выделяются
тем, что не поддаются объяснению и не вписываются в воз-
никающую при построении теории систему.
Еще в XVIII веке возник, например, вопрос о сущности
воды. Речь шла именно о том, как объяснить известные в то
время общие для всех случаев существования воды ее свой-
ства. Основой обобщения всех этих случаев под общим на-
званием — именем «вода» — являлось первоначально прак-
тическое использование воды и связанная с этим обобщени-
ем интуиция. Как обычно при построении теории возникло
несколько гипотез. Одна из них, которая затем получила тео-
ретическое и экспериментальное подтверждение и стала об-
щепризнанной, — гипотеза Лавуазье о том, что вода есть хи-
мическое соединение кислорода и водорода. Эксперимен-
тальным подтверждением оказалось получение воды из «гре-
мучего газа». При этом как раз выяснилось, что наблюдае-
мые в различных случаях примеси воды не связаны с ее
176
сущностью, то есть представляют собой случайные призна-
ки. Углублением знания сущности воды, указанной Лавуазье,
стало в дальнейшем понимание того, что вода есть химиче-
ски сложное вещество, молекулы которого состоят из двух
атомов водорода и одного атома кислорода. При этом уда-
лось объяснить и такое примечательное свойство воды, как
сжатие ее при нагревании от 0°С до 4°С, обусловленное пе-
рестройкой молекулярной структуры воды в этом темпера-
турном промежутке.
Итак, в системе познанных признаков некоторого вида
выделяются: 1) основные, существенные признаки для
конкретных предметов действительности, составляющие их
сущность; 2) производные — обусловленные основ-
ными, а также 3) случайные признаки. Явно несостоя-
тельным является также определение в философской и логи-
ческой литературе сущности предмета как того, что необхо-
димо принадлежит предмету, без чего он не может сущест-
вовать, не может быть тем, что он есть. Попытка применить
его практически обнаруживает даже, что оно содержит
скрытый круг. Попробуем, например, руководствуясь им,
выделить существенные признаки квадрата. Для этого нужно
установить, без каких признаков ту или иную фигуру нельзя
отнести к квадратам. Но это уже требует знания существен-
ных признаков квадрата. Мы не назвали бы квадратом, на-
пример, четырехугольник, углы которого не являются пря-
мыми, а стороны равными, но именно потому, что знаем, что
эти признаки являются существенными для квадрата.
Вообще, для решения вопроса о том, без каких признаков
предмет не был бы тем, что он есть, надо знать, чем именно
этот предмет является, какими существенными признаками
выделяется из числа других предметов.
Если сущность предмета выявлена, то оказывается, что
одни признаки необходимо принадлежат ему, потому что вы-
текают из сущности, другие являются случайными, потому
что не связаны с нею. Из определения квадрата как прямоу-
гольного и равностороннего четырехугольника с необходи-
мостью следует, что диагонали его равны, что они образуют
со сторонами квадрата равные углы, что при пересечении их
образуются равные треугольники и т. д. Все эти признаки
необходимо принадлежат квадрату. Но, поскольку основные
определяющие признаки не выводятся из чего-либо, не ясно,
177
какой смысл может иметь утверждение об их необходимой
принадлежности квадрату. Они могут быть необходимы
лишь в том смысле, что необходимо обусловленным было по-
явление самих предметов данного качества, но это обуслов-
ленность какими-то внешними обстоятельствами, а не внут-
ри самого предмета.
Столь же не ясно, что имеют в виду, когда говорят, что
без существенных признаков предмет «не может существо-
вать», если речь идет о предметах, уже существующих или
существовавших. Если же объектом мысли является пред-
мет, который предполагается создать, например, корабль для
межпланетных путешествий, то здесь имеет смысл обсуж-
дать вопрос не о том, без каких признаков предмет не смо-
жет существовать, а о том, без чего он не будет соответство-
вать своему назначению. Но сущность предмета составляют
здесь скорее не эти признаки, а, как уже говорилось, само
назначение предмета. Сущность шахматного коня, напри-
мер, состоит в его роли в игре, определяемой установленны-
ми для него правилами.
От введенного понятия существенности того или иного
признака, в котором имеется в виду в определенной мере
безотносительная существенность, то есть существенность
для самого предмета, надо отличать относительную суще-
ственность. Относительно существенным яв-
ляется признак, который обусловливает тот или иной харак-
тер взаимодействия предмета с другими предметами, тот или
иной способ его использования, например, в практической
деятельности. Так, особенность воды, состоящая в том, что
она имеет максимальную плотность при 4°С, существенна
для нее как среды обитания водных животных. В силу имен-
но этой особенности воды в холодное время года вода в во-
доемах обычно не промерзает до дна, благодаря чему на дне
водоемов сохраняется жизнь обитателей водных бассейнов.
В этом смысле многие признаки, не существенные для самих
предметов, существенны для использования этих предметов
человеком. Пластичность, гибкость меди при особенно хоро-
шей ее электропроводности существенны при использова-
нии ее в качестве электропроводов. При выборе артиста на
некоторую роль существенны рост, фигура, а также то, явля-
ется ли он брюнетом или блондином.
178
Результатом того, что относительно существенные при-
знаки не отличают часто от признаков, существенных для
предметов — того или иного качества — самих по себе, яв-
ляется распространенное в философской литературе мнение
об относительности существенного и в том числе сущности
вообще.
Один из наиболее видных представителей логики прагма-
тического направления Ф. Шиллер, писал, что «сущность»,
которую пытается установить каждое определение, является
просто пунктом, который важно выяснить для данного вре-
мени» (в связи с данной целью, ради которой рассматривает-
ся предмет). «Отсюда следует, что сущности и определения
вещей являются неизбежно множественными, изменчивыми,
относительными...»1. Так, например, по Шиллеру, нет сущ-
ности человека как таковой. Каждый может ее усмотреть в
различном в зависимости от того, с какой стороны его инте-
ресует человек. «Для теолога сущностью человека является
то, что он имеет душу; для врача — то, что он имеет тело;
для повара — что он имеет желудок. Все эти определения за-
кономерны... с различных точек зрения. Для существования
человека одинаково существенно и то, что он делает деньги,
и то, что он может любить?2
За сущность предмета люди принимают обычно, по мне-
нию Шиллера, то, что в нем больше всего бросается в глаза
или является наиболее важным с точки зрения потребностей
людей.
Следует иметь в виду, что в истории логики и философии
слово «сущность» употреблялось и в смысле «нечто»,
«вещь», «предмет», «некая субстанция» (объект мысли).
В этом смысле Аристотель говорил о первых и вторых сущ-
ностях. (Первая сущность — отдельная вещь. Вторичные
сущности — это так называемые универсалии — нечто,
обозначаемое общими именами: «лошадь», «человек», «дере-
во» и т.д.) Если в этом смысле про вещь говорят, что она
есть некая сущность, то, понимая сущность как основу ка-
чественной специфики вещи, правомерно поставить вопрос:
«Какова сущность этой сущности?», например, «Какова сущ-
ность человека?».

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: