Возможные объекты познания (предметы мысли)

Время: 25-02-2013, 11:43 Просмотров: 1419 Автор: antonin
    
Возможные объекты познания
(предметы мысли)
Мы уже отмечали, что в каком-то смысле многообразие
предметов познания шире, чем многообразие предметов дей-
ствительности. Неумение правильно оперировать с предмета-
ми мысли и неумение различать предметы разных типов
может приводить к нелепым рассуждениям типа: «Человек
произошел от обезьяны. Н. — человек, следовательно, Н. про-
изошел от обезьяны», или «Иванов — токарь, токарь — не
слесарь, значит, Иванов — не токарь».
Относительно объектов познания читателю следует
вспомнить то, что было сказано о предметных значениях
знаков, в особенности, о предметных значениях единичных
и общих имен (5 и 6 гл. И). Напомним, что предметами по-
знания могут быть не только вещи, явления, процессы реаль-
ного мира, но и их свойства, отношения, а также воображае-
мые объекты, продукты мыслительной деятельности и т. д.,
и т. п. Предметом в широком смысле слова, как мы помним,
является все, что обозначено именем. Давая чему-либо имя,
мы превращаем его в предмет мысли. Именем же можно
обозначить все, что обладает некоторой качественной опре-
деленностью, то есть имеет какие-то характеристики или их
совокупности, отличающие это нечто от всякого другого и
позволяющие мысленно или, по крайней мере, чувственным
образом выделить его и рассуждать о нем. Разнообразие
объектов, как возможных предметов мысли, можно, по-види-
мому, свести к следующим основным видам:
158
Во-первых, мы делим их на эмпирические и теоретиче-
ские в зависимости от того, каким образом, за счет какого
источника познания (орган чувств или мысленно-интеллек-
туальная деятельность) они вводятся в состав нашего знания.
Эмпирические объекты познания — это
реальные, чувственно-воспринимаемые, наблюдаемые пред-
меты действительности.
Как объекты теории — это результаты наблюдения и во-
обще чувственной деятельности, хотя, как мы уже говорили,
при характеристике эмпирического уровня познания они
могут быть уже в той или иной степени «обработаны» на-
шим мышлением. Сюда относятся:
1. ВЕЩИ — индивиды (люди, реки, минералы), системы
объектов (созвездия, планетные системы), более или менее
цельные ситуации (противостояние планет, те или иные
взаиморасположения планет, сезонные состояния природы
и т. п.).
2. СОБЫТИЯ (явления) — гром, молния, солнечное затме-
ние и т. п.
3. ПРОЦЕССЫ — испарение, похолодание, рассвет, пере-
мещение материков и т. д.
Это различение, конечно, является примерным.
Эмпирические объекты познания иногда характеризуют
как наблюдаемые объекты, а обозначающие их термины —
как термины наблюдения.
Источником появления теоретических объек-
тов познания является наша мыслительная деятель-
ность.
К теоретическим объектам познания относятся:
1. Реальные — по крайней мере по предположению
при их введении — объекты, то есть объекты, которые
вводятся мышлением при построении объяснительных тео-
рий. Объясняя, например, тепловые явления, химические
превращения, излучение или поглощение света, процессы и
явления, связанные с изменением агрегатных состоянии тел,
и другие явления в области физики макротел, вводятся такие
объекты, как молекулы, а затем и атомы (особенно при объ-
яснении химических взаимодействий), далее — электроны и
атомные ядра, нейтроны, протоны и т. д. Эти объекты, по
крайней мере до некоторых пор в развитии теории, имеют
гипотетический характер. Иногда оказывается, что какие-то
159
из них не существуют в действительности и исключаются из
сферы теории (флогистон, теплород, жизненная сила и т. п.).
2. Абстрактные объекты — два основных вида:
а) объекты, возникающие в познании при интенсиональ-
ном употреблении имен (см. § 8);
б) объекты, представляющие собой некоторые свойства
или отношения (характеристики вообще) предметов действи-
тельности, превращенные в самостоятельные предметы мыс-
ли, — результаты изолирующего абстрагирова-
ния (упругость, электропроводность, теплопроводность и
теплопроводность меди, вращение и вращение Земли, лю-
бовь, дружба, красота, числа, геометрические фигуры
и т.д.).
ЗАМЕЧАНИЕ. Обратим внимание на одно широко распростра-
ненное в философии недоразумение. Утверждают часто, что объ-
ектами научного познания никогда не являются реальные приметы
действительности. Даже в тех случаях, когда, по-видимому, мы изу-
чаем реальные предметы действительности (животные, растения,
металлы), мы фактически имеем дело в теории уже с результатами
определенной логической обработки этих предметов. И утвержде-
ния науки относятся к этим так называемым абстрактным объек-
там. В этом случае не различают: 1) КАК мы можем оперировать
объектами в процессе познания и то, 2) ЧТО является объектами
нашего изучения.
Пользуясь языком как средством познания, обозначая предме-
ты и их свойства и отношения посредством знаков языка, мы оп-
ределенным образом огрубляем их, поднимаем их, как выразился
А. И. Герцен, из сферы частностей в сферу всеобщностей. Обоб-
щая предметы в понятиях уже даже на эмпирическом уровне по-
знания, мы представляем их (опять-таки в языке) в той или иной
мере абстрактно, обобщаем их лишь по тем или иным общим для
предметов некоторого класса признакам, отвлекаясь от имеющихся
в этом классе различий (см § 15). В этом смысле мы всегда, конеч-
но, имеем дело не с конкретными предметами (во всей совокуп-
ности их признаков). Но данные представления предметов в языке
являются лишь необходимым средством представления конкрет-
ных, реальных предметов действительности. И конечно, когда мы
говорим, например, что все люди нуждаются в пище, пользуясь об-
щим понятием человека, в котором все люди определенным обра-
зом отождествляются, — мы говорим не об этих абстрактных лю-
дях, а о реальных — существующих в пространстве и времени: в
пище нуждаются не абстрактные, а конкретные, живые люди!
Итак, в этом разделе мы говорим об объектах познания и лишь
некоторые из них действительно являются абстрактными.
160
3. Идеализированные объекты познания —
результаты определенного типа мысленной «обработки»
предметов реальной действительности — идеализации (абсо-
лютно черное тело, идеальный газ, абсолютно упругое тело
и т. п.). Мысленная «обработка» состоит здесь в том, что мы
наделяем реально существующие предметы некоторыми
свойствами, которых они в действительности не имеют (тело,
поглощающее все падающие на него лучи — абсолютно чер-
ное тело), или лишаем их некоторых свойств, которыми
они обладают в действительности (тело, абсолютно не прово-
дящее электрический ток). Впрочем, «лишение» и «наделе-
ние» — обычно операции относительные: лишение предмета
одного свойства означает наделение его другим и наоборот
(абсолютно гладкая плоскость — то же, что плоскость не вы-
зывающая трения; тело, поглощающее все лучи — тело, не от-
ражающее никаких лучей, и т. д.).
Существуют объекты, которые одновременно являются и
абстрактными и в то же время идеализированными объекта-
ми познания — таковы, например, геометрические фигуры,
как они мыслятся в геометрии. Чтобы представить себе, на-
сколько широк круг идеализированных объектов в познании
и даже в повседневной практике вспомните о том, как мы
идеализируем наших друзей и любимых, об идеализации со-
бытий и фактов истории и т. д.
Особый вид идеализированных объектов составляют
классы, множества как предметы мысли. В реальной дей-
ствительности класс тех или иных предметов, например, ме-
таллов, растений, животных — это совокупности в каком-то
отношении качественно-однородных предметов, существую-
щих в разных местах, в разное время, обычно с постоянно
изменяющимся составом. Превращая их в предметы мысли,
мы мысленно «собираем» их в нечто единое, в единую сово-
купность как бы одновременно и в одном месте существую-
щих предметов. Но существующих отдельно и независимо
друг от друга. Когда же предполагается какая-то связь между
предметами множества, таких, например, как семья, фут-
больная команда, производственный коллектив, — тогда та-
кое множество называется агрегатом.
4. Идеальные объекты познания — резуль-
таты творческой деятельности мышления, не имеющие про-
образов в действительности.
6—2061 161
Выделяются два вида идеальных объектов:
А. Мысли, знания, информация. Они имеют, безусловно,
некоторые прообразы в действительности по содержанию,
поскольку в них воспроизводятся какие-то аспекты действи-
тельности, но не имеют прообразов как особого рода объек-
ты познания.
Идеальными считают иногда также и формы, приемы по-
знания. Точнее, их скорее надо относить к числу абстракт-
ных объектов, хотя бы потому, что они не являются, как
правило, продуктами нашего мышления.
Абстрактные и идеальные, идеальные и идеализирован-
ные объекты обычно вообще не различают, называя все их
идеальными. Нужно признать, что различие этих видов, как
впрочем и разграничение видов предметов в реальной дей-
ствительности — отнюдь не всегда теоретически простая за-
дача. Часто существенно лишь само знание о существовании
объектов качественно различных типов.
Б. Объекты играющие чисто инструментальную роль в
познании — системы координат, тензоры, векторы, паралле-
ли, меридианы и т. п.
В данном случае мы говорим здесь о них как об объектах
познания в том смысле, что имеем дело с ними в процессе
познания (хотя они могут быть и в ряде случаев являются
также объектами изучения).

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: