Значение логики как науки

Время: 25-02-2013, 11:23 Просмотров: 1735 Автор: antonin
    
Значение логики как науки
Во-первых, логика имеет большое значение для формиро-
вания культуры мышления, умения эффективно использо-
вать приобретенный человечеством арсенал логических по-
знавательных средств. При этом существенно не только вы-
полнение указанных выше требований логической правиль-
ности в собственных рассуждениях, но и наличие способ-
ностей тонко чувствовать возможные отступления от логи-
ческих норм в рассуждениях своих коллег и тем более оппо-
нентов. В этом случае недостаточно уже просто приобретен-
ных мыслительных навыков. Здесь необходимы уже и опре-
деленные знания устоявшихся правил тех или иных мысли-
тельных процедур, а также описанных в истории логики ти-
пичных ошибок и софизмов. Формируясь прежде всего под
влиянием практических потребностей массовых дискуссий,
диспутов и просто интеллектуальных упражнений в Древней
Греции, логика сложилась как некоторая грамматика мышле-
ния. Незнание ее правил чревато, по существу, не меньшими
неприятностями, чем неосведомленность в грамматике есте-
ственного языка. «Логика есть великий преследователь тем-
ного и запутанного мышления, — писал известный англий-
ский логик Дж. Ст. Милль, — она рассеивает туман, скрыва-
ющий от нас наше невежество и заставляющий нас думать,
что мы понимаем предмет в то время, когда мы его не пони-
маем»1.
Далее, изучение логики способствует повышению интел-
лектуального потенциала человека, более эффективному ис-
пользованию способностей, данных человеку от природы, и
навыков, приобретаемых в жизненном опыте. Как нередко
отмечают, логика не учит мыслить, так же как и физиология
не учит переваривать пищу. Эта аналогия страдает значи-
1
Цит. по: Челпанов Г. И. Учебник логики. — М., 1946. — С. 5—6.
38
тельной неточностью!. Дело в том, что аппарат для перевари-
вания пищи дан человеку от рождения, формы же и приемы
мышления он усваивает в течение всей своей жизни, прежде
всего овладевая языком и основами наук. Логика привносит
сознание в этот стихийно осуществляемый процесс и тем са-
мым «сокращает опыты быстротекущей жизни». В опреде-
ленном смысле логика именно учит человека правилам мыш-
ления. Способность человека мыслить, схватывать связь яв-
лений, находить их объяснение, делать обобщения — все это
нередко связывают с интуицией, считая, что результаты по-
знания возникают, как правило, бессознательно, в итоге не-
которого озарения, инсайта, научного наития, а основу науч-
ных открытий составляет один лишь природный дар, данное
от рождения умение проникать в сущность явлений. Конеч-
но, нельзя отрицать значения всех этих факторов. В позна-
нии действительно большую роль играет интуиция (чув-
ственная и интеллектуальная), однако сама она развивается,
совершенствуется при овладении техникой мышления и во
всяком случае становится более продуктивной в сочетании с
последней. Кроме того, в познании часто возникают задачи
такого рода, в которых интуиция просто бессильна. Она не
способна, например, решить вопрос о совместимости или не-
совместимости условий функционирования того или иного
агрегата, автоматического устройства. Столь же трудной, не-
доступной для интуиции задачей является извлечение след-
ствий из большого количества высказываний, из множества
данных, как это нередко бывает, например, в юридической
практике.
Задача педагогики, как известно, не сводится просто к
сообщению слушателям какой-то совокупности знаний;
здесь важна выработка навыков приобретения знаний, а так-
же понимания изучаемого материала, что связано с опреде-
ленной творческой деятельностью. Хороший учитель не про-
сто требует решения задач, но и объяснения того, каким об-
разом ученик приходит к этому решению, и поощряет поис-
ки оригинальных, нестандартных решений. Вместе с тем он
требует максимального обоснования предлагаемых решений
и его, безусловно, не должна удовлетворить ссылка на про-
стую интуицию.
Итак, важная задача учителя состоит в том, чтобы на-
учить человека творческому мышлению. Но едва ли он мо-
39
жет успешно выполнить эту задачу без знания приемов та-
кого мышления. Не уподобится ли он в этом случае тренеру,
готовящему спортсмена-бегуна и не знающему законов фи-
зиологии и механики бега?
Значение логики в педагогическом процессе отмечали
многие выдающиеся педагоги и философы. Это значение
становится ясным, если учесть, что процесс познания пред-
ставляет собой определенную деятельность, направленную
на воспроизведение действительности в особых знаково-ло-
гических формах: понятиях, высказываниях, теориях — и
складывается в основном из так же структурно определен-
ных процедур: выводов и доказательств, обобщений, опреде-
лений, операций с понятиями и высказываниями и др.
Важно, чтобы преподавание осуществлялось в соответ-
ствии с законами логики и указанными структурами мысли-
тельных и познавательных процедур, выработанных челове-
чеством в процессе развития логики. И здесь безусловно
важную роль играет весь тот «инструментарий» мышления,
выявление которого составляет основную задачу логики в
достаточно широком ее понимании. Именно он и составляет
то, что называют культурой мышления. Овладение этим ин-
струментарием несомненно повышает эффективность и ре-
зультативность процесса обучения, облегчает учащимся по-
нимание и усвоение изучаемого материала.
Логика всегда считалась философской наукой. Дело в
том, что, будучи, вообще говоря, специальной наукой, она в
то же время является и некоторой специальной частью раз-
дела философии, именуемого теорией познания (гносеоло-
гией, эпистемологией). Это значит, что само изучение логи-
ки выступает как философская пропедевтика. Особенно воз-
росла роль логики для философии после того, как в ней — в
рамках символической логики — сложились специальные
методы познания, связанные с применением формализован-
ных языков: аксиоматизация, формализация теорий и др.
Применение этих методов продвинуло решение ряда про-
блем философии: о соотношении эмпирического и теорети-
ческого в познании, о диалектике формального и содержа-
тельного, о возможностях и пределах формализации и акси-
оматизации, о выразительных возможностях языков различ-
ных типов и т. д. Впервые в истории философии получены
результаты, относящиеся к философии математики и касаю-
40
щиеся природы математического знания, которые точно за-
фиксированы и доказаны в ряде теорем. Причем доказаны,
как отмечают А. А. Френкель и И. Бар-Хилел, «в соответ-
ствии с наивысшими из известных критериев строгости,
даже более строгими, чем те, что общеприняты при матема-
тических доказательствах»1.
Само собой разумеется, что логические формы и проце-
дуры существуют и реализуются как определенные аспекты,
естественной мыслительной деятельности. Это значит, что
они в известной мере определяют характер процессов пси-
хологии познания. А это обусловливает значение результа-
тов логики как науки также и для психологии, хотя здесь
есть, безусловно, и обратное влияние психологии на логику
(см. гл. II).
Все более и более в последнее время усиливается связь и
взаимное влияние логики и лингвистики (см. гл. II).
Наконец, впервые в истории логика нашла на современ-
ном этапе ее развития также важные применения, непосред-
ственно связанные с практической деятельностью. Речь идет,
в частности, о применении логики как специального аппара-
та в теории автоматического управления, искусственного ин-
теллекта, программировании и компьютеризации ряда про-
цессов интеллектуальной деятельности.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: