Краткий очерк истории логики

Время: 25-02-2013, 11:23 Просмотров: 1408 Автор: antonin
    
Краткий очерк истории логики
Логика — одна из древнейших наук. Точно установить,
кто, когда и где впервые обратился к тем аспектам мышле-
ния, которые составляют предмет логики, в настоящее время
не представляется возможным. Отдельные истоки логическо-
го учения можно обнаружить еще в Индии, в конце II тыся-
челетия до н. э. Однако если говорить о возникновении логи-
ки как науки, то есть о более или менее систематизирован-
ной совокупности знаний, то справедливым будет считать
родиной логики великую цивилизацию Древней Греции.
Именно здесь в V—IV веках до н. э. в период бурного разви-
тия демократии и связанного с ним небывалого оживления
общественно-политической жизни трудами Демокрита, Со-
крата и Платона были заложены основы этой науки. Родона-
чальником же, «отцом» логики, по праву считается величай-
ший мыслитель древности, ученик Платона — Аристотель
2—2061 33
(384—322 гг. до н. э.). Именно он в своих упомянутых выше
трудах, объединенных общим названием «Органон» (орудие
познания), впервые обстоятельно проанализировал и описал
основные логические формы и правила рассуждений, а
именно: формы выводов из так называемых категорических
суждений — категорический силлогизм («Первая аналити-
ка»), сформулировал основные принципы научных доказа-
тельств («Вторая аналитика»), дал анализ смысла некоторых
видов высказываний («Об истолковании»), наметил основ-
ные подходы к разработке учения о понятии («Категории»).
Серьезное внимание Аристотель уделял также разоблачению
различного рода логических ошибок и софистических при-
емов в спорах («О софистических опровержениях»).
Важнейшее обстоятельство, способствовавшее выделе-
нию логики в самостоятельную отрасль знания, носило ярко
выраженный практический характер, поскольку логика в то
время разрабатывалась в тесной связи с запросами оратор-
ского искусства, то есть как часть практической риторики.
Искусство публичной речи, умение вести полемику, убеж-
дать людей ценилось у древних греков исключительно высо-
ко и стало предметом специального анализа в школах так на-
зываемых софистов. Первоначально к ним относили мудрых,
авторитетных в различных вопросах людей. Затем так стали
называть людей, за плату производивших обучение искус-
ству красноречия; они должны были научить умению убеди-
тельно защищать свою точку зрения и опровергать мнение
своих оппонентов. Такого рода навыки предполагают не
только умение красиво говорить, но и владение сложными
механизмами мышления и, прежде всего, различными спосо-
бами построения умозаключений, доказательств, опроверже-
ний, то есть того, что и составляет основное содержание ло-
гики.
Фундаментальный характер логических изысканий Арис-
тотеля проявляется в том, что его логическое учение, усовер-
шенствованное в некоторых аспектах, а иногда и искажен-
ное, просуществовало без особых принципиальных измене-
ний до середины XIX века и получило название тради-
ционной логики.
Вместе с тем неверно было бы считать, что развитие тра-
диционной логики не сопровождалось появлением новых
идей, стимулировавших развитие ее теоретического и прак-
34
тического содержания. Некоторые существенные добавле-
ния к работам Аристотеля о различных формах выводов
были сделаны представителями философской школы стои-
ков (III—II века до н. э.). К сожалению, они не были извест-
ны до недавнего времени. Немало внимания уделяли пробле-
мам логики философы средних веков. Многие полученные
здесь .результаты связаны с логическим анализом языка и
понятием модальности. В основном, однако, исследования
шли по линии детализации результатов Аристотеля, в осо-
бенности его учения о категорическом силлогизме.
Выдающимся событием в истории логики в Новое время
стало появление труда английского философа Ф. Бэкона
«Новый органон», который, по его мнению, должен был за-
менить аристотелевский «Органон» в качестве орудия позна-
ния. Критически оценивая значимость форм выводов, в ко-
торых используется уже готовое знание, Ф. Бэкон стремился
разработать приемы исследования самой природы. Он поло-
жил начало разработке методов установления причинно-
следственных связей в объективной действительности. Его
учение об этих методах приобрело относительно завершен-
ный характер в работах Дж. Фр. Гершеля и Дж. Ст. Милля.
Результаты этих разработок вошли в историю логики под на-
званием «Индуктивные методы установления причинных
связей». Вопросами логики занимались и внесли определен-
ный вклад в ее развитие многие видные ученые Нового вре-
мени: Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и другие. Примечатель-
но, что Г. Лейбниц выдвинул ряд идей фундаментального ха-
рактера, получивших интенсивное развитие в современной
логике.
Начало нового этапа в развитии логики было положено
трудами Дж. Буля, О. де Моргана, русского логика П. С. По-
рецкого. Принципиальное отличие этого этапа состояло в
применении методов математики к исследованию логиче-
ских связей, что привело к созданию специального раздела
логики — алгебры логики, получившей завершение в трудах
Э. Шредера. В дальнейшем усилиями Г. Фреге, Б. Рассела —
А. Уайтхэда сложился особый метод исследования логиче-
ских отношений и форм выводов — метод формали-
зации. Суть этого метода состоит в употреблении для опи-
сания структур высказываний, законов логики и правил вы-
вода специально созданного в рамках логики формализован-
35
ного языка. Применение этого метода открыло новые воз-
можности этой науки и положило начало ее интенсивному
развитию под названием «символическая логика».
В настоящее время логика представляет собой весьма
разветвленную и многоплановую науку, результаты и мето-
ды которой активно используются во многих областях теоре-
тического познания, в том числе и непосредственно связан-
ных с рядом современных направлений практической дея-
тельности. Она находит применение в философии, математи-
ке, психологии, кибернетике, лингвистике и др. С самой об-
щей точки зрения в современной логике, как мы уже гово-
рили, выделяют три больших раздела: символическую («фор-
мальную») логику, логическую семиотику и методологию.
Логические исследования в области методологии
касаются разнообразных общенаучных понятий и приемов
познания, то есть тех, которые применяются в любом позна-
вательном процессе на ступени абстрактного мышления:
определение, классификация, построение и проверка гипо-
тез, теория, доказательство и др.
Крупным разделом современной логики является логи-
ческая семиотика. Она занимается анализом есте-
ственных и искусственных языков в разных познавательных
аспектах. В этом разделе язык исследуется как средство по-
знания действительности.
Наиболее фундаментальным среди всех разделов совре-
менной логики является символическая («фо р -
мальная») логика — современное учение о дедукции,
о многообразии форм, законов и правил выводов. Именно
для этого раздела наиболее характерен упоминавшийся ме-
тод формализации. Конечно, современная символическая ло-
гика отличается от традиционной логики по многим аспек-
там. Тем не менее по предмету познания — при его широ-
ком понимании — принципиальных различий между совре-
менной символической логикой и логикой традиционной
нет. И та и другая исследует различные формы отражения
действительности на ступени абстрактного мышления.
Для характеристики современного состояния логической
науки отметим также и тот факт, что каждый из приведен-
ных выше ее разделов, в свою очередь, представляет весьма
разветвленную область знания. Так, например, символиче-
ская логика подразделяется на классическую и неклассиче-
36
скую. Неклассическая же логика подразделяется также на
интуиционистскую логику, модальную логику, логику вопро-
сов, релевантную логику и др. Сказанного, как кажется, до-
статочно, чтобы утверждать: в настоящее время логика пред-
ставляет собой весьма широкую область знания, богатую со-
держанием, разнообразием направлений и методов исследо-
вания.
Однако в настоящем учебнике, имея в виду небольшой
объем курса и его практическую направленность, рассматри-
ваются в основном те вопросы, которые привлекали внима-
ние представителей традиционной логики, поскольку они
связаны с формами и закономерностями мышления в есте-
ственном языке. Однако речь идет не о простом изложении
достигнутых ранее результатов. Многие положения прежней
(традиционной) логики требуют пересмотра, в ряде случаев
существенных уточнений на основе достижений современ-
ной логики и с учетом выработанных ею методов. Благодаря
современной логике излагаемый в данном учебнике курс
практической логики приобретает теоретический характер.
Существенное значение при этом имеет уточнение в совре-
менной логике таких понятий, как логический закон, логи-
ческая форма и содержание мысли, логический вывод и до-
казательство.
Традиционная логика в определенной степени имела эм-
пирический характер. Она выделяла и описывала зафикси-
рованные в языке повседневного обихода некоторые про-
стейшие формы рассуждений из так называемых категори-
ческих (атрибутивных) суждений. Современная логика рас-
ширила круг рассматриваемых форм, введя в него рассужде-
ния, специфичные для научного познания, в частности, —
математического. Более того, современная логика определи-
ла принципы теоретического обоснования условий правиль-
ности выводов и доказательств, используя понятия: логиче-
ский закон и логическое следование. Наряду с этим, понятия
логического следования и логического вывода, а также неко-
торые другие современные понятия, относящиеся к логиче-
скому анализу языка, могут быть плодотворно использованы
для уточнения и развития многих положений традиционной
логики. В особенности это касается таких разделов традици-
онной логики, как учение о понятии, теория высказываний
(«суждений» — по старой терминологии), анализ вопроса
37
как формы развития знания и других. Значительной перера-
ботке подвергается и один из основных, аккумулирующих
разделов традиционной логики «Доказательство и опровер-
жение» (см. гл. XI).

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: