Логика как наука

Время: 25-02-2013, 11:19 Просмотров: 1804 Автор: antonin
    
Логика как наука
Логика как наука возникла в IV веке до н. э. Ее создате-
лем был древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг.
до н. э.), который систематизировал и развил логические
изыскания своих предшественников в трудах, объединенных
общим названием «Органон» («Категории», «Об истолкова-
нии», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика»,
«О софистических опровержениях»1). Нелишне заметить,
что логика была первой из оформившихся в самостоятельную
науку отраслей знания.
Логику определяют обычно, как науку о формах правиль-
ных рассуждений, имея в виду выявление прежде всего за-
конов и форм правильных выводов и доказательств. В силу
чего ее часто называют формальной логикой2. При этом вы-
деляется наиболее существенное в содержании этой науки,
поскольку выводы (умозаключения) играют наиболее важ-
ную роль в процессах теоретического познания. Однако уже
у самого Аристотеля круг исследования проблем логического
характера был значительно шире. У него анализируются не
только основные формы мысли: понятия, суждения, но и
многие приемы познавательной деятельности. Учитывая это,
точнее было бы дать следующее определение:
• Логика есть наука о формах, приемах и методах теоретическо-
го познания на ступени абстрактного мышления, имеющих об-
щенаучный характер, о законах, составляющих основу этих
методов, а также о языке как средстве познания.
При таком подходе к логике как науке наряду с фор-
мальной логикой в ней выделяются, по крайней
мере, такие разделы как логическая семиотика
1
Аристотель. Соч.: В 4 т. — М: Мысль, 1978. — Т. 2.
2
Термин «формальное» трактуют иногда как бессодержательное, фор-
малистическое и т. п. Но к формальной логике это не имеет никакого отно-
шения! Дело просто в том, что задачей этого раздела логики как науки яв-
ляется выявление определенных форм (структур) рассуждений, но при
этом учитывается как раз, что сами формы, например, высказываний, по-
нятий, имеют содержание, а именно логическое содержание. Оно играет
очень важную роль для понимания многих познавательных процессов.
19
(исследование языка как средства познания), а также ме-
тодология (изучение общенаучных методов и приемов
познания).
Когда говорят, что логика изучает приемы и методы по-
знавательной деятельности, имеют в виду действия именно
логического характера, т. е. такие приемы и методы позна-
ния, которые не связаны со специфическим содержанием
тех или иных наук. Каждая из конкретных наук имеет в ка-
честве предмета исследования ту или иную область природы
или общественной жизни, логика же изучает то, каким обра-
зом осуществляется мыслительно-познавательная деятель-
ность в различных науках.
Наряду с исследованием законов и форм выводов и дока-
зательств, представляющих собой процесс получения нового
знания из уже имеющегося, в логике анализируются формы
выражения знания: возможные виды и логические структу-
ры понятий, высказываний, теорий, а также многообразные
операции с понятиями и высказываниями, отношения между
ними.
В исследовании же языка как средства познания выясня-
ется, каким образом выражения языка могут представлять в
нашем мышлении те или иные предметы, связи, отношения.
В связи с этим рассматриваются такие понятия, как знак,
виды знаков, принципы их употребления,
смысловое и предметное значение зна-
ков и др. Выделяются естественные и специально создава-
емый логикой — так называемые формализованные — язы-
ки, которые используются для выяснения ряда существен-
ных логических понятий (законов логики, выводов, доказа-
тельств и др.), а также для решения многих задач логико-поз-
навательного характера, играющих важную роль в процессе
обучения: совместимы ли те или иные высказывания, являет-
ся ли какое-либо выражение следствием других и т. д.
• Таким образом, видно, что будучи наукой о мыслительной
деятельности, логика тесно связана с психологией.
Однако есть существенные различия в их подходе к ана-
лизу мышления. Психология рассматривает процесс мышле-
ния как естественный процесс. Она исследует типы мышле-
ния у людей различных категорий, ее интересуют случаи па-
20
тологии и их причины, зависимость мышления от интересов
и памяти, от психологического состояния личности и многое
другое подобного рода. Предметом логики являются истори-
чески сложившиеся формы и приемы познания, от которых
зависит истинность результатов познания. Сами же фор-
мы, приемы и методы познания определяются не психиче-
скими особенностями личности, ее привычками и наклон-
ностями, а некоторыми наиболее общими свойствами и от-
ношениями вещей объективной деятельности. Дело в том,
что, в конечном счете, формы и методы познания являются
опосредованными отражениями свойств и отношений объек-
тивной реальности.
Логику, в первую очередь, интересует не то, как мыслит
человек, а то, как он должен мыслить для реше-
ния тех или иных задач логико-познавательного характера, о
которых мы говорили выше. Причем, имеется в виду такое
решение этих задач, которое бы обеспечивало достижение
истинных результатов в процессе познания. В естественных
же процессах мышления у нас нередко проявляется склон-
ность к поспешным обобщениям, излишняя доверчивость к
интуиции, неопределенность значений употребляемых слов.
Предписания логики способствуют сокращению этих и дру-
гих недостатков естественных рассуждений.
• Таким образом, логика имеет не только описательный, но и
нормативный (предписывающий) характер. И в этом смысле
описание и объяснение мыслительных процедур с точки зре-
ния логики направлено, в первую очередь, на выработку опре-
деленных требований и норм, предъявляемых к мыслитель-
ным процедурам.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: