Культура с исторической точки зрения

Время: 21-02-2013, 14:27 Просмотров: 1000 Автор: antonin
    
13. Культура с исторической точки зрения
Мы исходили из предпосылки, что культура движется от предыс-тории к постистории. Мы рассматривали ее как родовую деятель-ность, путем длительной исторической работы породившую индивида как свой постисторический продукт. И поистине имен¬но в этом состоит ее сущность, соответствующая превосходству активных сил над реактивными. Но мы оставили без внимания один важный пункт: действительный триумф низших и реактив-ных сил. Мы пренебрегли историей. О культуре мы должны ска-зать сразу и то, что она давно исчезла, и то, что она еще не нача-лась. Родовая деятельность теряется во мраке прошлого, как и ее продукт — во мраке будущего. Культура в истории, будучи пле-ненной чуждыми ей силами совершенно иной природы, получа¬ет смысл, весьма отличающийся от ее собственной сущности. Родовая деятельность в истории не отделяется от движения, из-вращающего ее и ее продукт. Более того, история и есть само это извращение, она смешивается с “вырождением культуры”.— Вместо родовой деятельности история предлагает нам расы, клас-сы, Церкви и государства. От родовой деятельности отпочковы-ваются социальные организации, ассоциации, сообщества реак-тивного характера, паразиты, полностью покрывающие и погло-щающие ее. Под прикрытием родовой деятельности, ход разви¬тия коей они извращают, реактивные силы создают коллективы, то, что Ницше называет “стадами”1. — Вместо справедливости и
процесса ее саморазрушения история представляет нам общества, которые не хотят гибнуть и даже помыслить не могут о чем-то превосходящем их законы. Какое государство прислушалось бы к совету Заратустры: “согласитесь же с вашим ниспровержени-ем” ? Закон смешивается в истории с обусловливающим его со-держанием, с содержанием реактивным, что нагружает его бал-ластом и не дает исчезнуть, — разве только в пользу других со-держаний, более глупых и тяжелых. Вместо суверенного инди¬вида как продукта культуры история показывает нам собствен¬ный продукт, одомашненного человека, в котором она находит пресловутый смысл истории: “возвышенного выродка”, “стад¬ное животное, существо покорное, болезненное, посредственное, сегодняшнего европейца” .— Всяческое насилие культуры исто-рия представляет нам в качестве законного свойства, присущего народам, государствам и Церквам, как проявление их силы. Все-возможные приемы дрессировки действительно использовались, но в перевернутом, искаженном, опрокинутом виде. Мораль, Церковь, государство еще несут на себе следы отбора, теорий иерархии. В самых глупых законах, в самых ограниченных со-обществах речь все еще идет о дрессировке человека и о том, чтобы заставить служить его реактивные силы. Но кому слу¬жить? Какую дрессировку, какой отбор осуществлять? Приемы дрессировки используются, но для того, чтобы превратить че-ловека в стадное животное, в покорное и одомашненное созда¬ние. Приемы отбора используются, но для того, чтобы ломать сильных, отбирая слабых, страдающих или рабов. Отбор и
иерархия вывернуты наизнанку. Отбор становится противо-положностью того, чем он был с точки зрения деятельности; отныне он всего лишь средство сохранения, организации, рас-пространения реактивной жизни .
История, следовательно, проявляется как акт, посредством которого реактивные силы овладевают культурой или искажают ее в свою пользу. Триумф реактивных сил — это не какой-то не-счастный случай в истории, но — принцип и смысл “всеобщей истории”. Идея исторического вырождения культуры занимает ведущее место в ницшевском творчестве: она послужит аргумен-том в борьбе Ницше против философии истории и диалектики. Она внушаетто разочарование, которое испытал Ницше: из “гре-ческой” культура превращается в “немецкую”... Начиная с “Не-своевременных размышлений”, Ницше пытается объяснить, по-чему и как культура переходит на службу к извращающим ее ре-активным силам . Заратустра развертывает и более глубокий способ объяснения, смутный символ: огненного пса . Огнен¬ный пес есть образ родовой деятельности, в нем выражается от-ношение между человеком и землей. Но земля-то и страдает дву-мя болезнями — человеком и самим огненным псом. Ибо чело¬век есть одомашненный человек; родовая деятельность есть де-ятельность искаженная, извращенная, служащая реактивным силам, смешивающая себя с Церковью, с государством. — “Цер-ковь? Это порода государства и самая лживая порода. Но умол-кни, лицемерный пес, ты знаешь свою породу лучше других! Государство есть лицемерный пес, как и ты сам; как и ты, лю¬бит оно говорить среди дыма и воя, чтобы, подобно тебе, заста¬вить верить, что слово его исходит из чрева вещей. Ибо госу¬дарство хочет непременно быть самым важным зверем на зем¬ле; и в этом ему верят”. — Здесь Заратустра ссылается на другого огненного пса: “Тот действительно говорит из сердца земли”. Идет ли тут еще речь о родовой деятельности? Но схвачена ли на этот раз родовая деятельность в доисторической стихии, коей соответствует человек как продукт постисторической стихии? Эту интерпретацию следует иметь в виду, даже если она и недоста-точна. В “Несвоевременных размышлениях” Ницше уже выра¬зил свою веру “в неисторическую и надысторическую стихию культуры” (в то, что он называл греческим смыслом культуры).
По правде говоря, есть несколько вопросов, на которые мы пока не в состоянии ответить. Каков статус этой двойственной стихии культуры? Соответствует ли ей реальность? Отлична ли она от “видения” Заратустры? Культура в истории неотделима от движения, которое извращает ее и ставит на службу реактивным силам; но культура тем более неотделима от самой истории. Дея-тельность культуры, родовая деятельность человека: разве это не простая идея? Если человек сущностно (то есть — в родовом смысле) является реактивным существом, то как он может вести или, более того, как он вел в предыстории родовую деятельность*} Как смог появиться активный человек, пусть даже и в постисто¬рии? Если человек сущностно реактивен, то представляется, что деятельность должна быть характерна для существа, отличного от человека. Если человеку, напротив, присуща родовая деятель¬ность, то представляется, что она могла быть искажена лишь ка¬ким-то случайным образом. Мы можем сейчас лишь перечислить тезисы Ницше, отложив на более позднее время поиск их смыс¬ла: человек сущностно реактивен; как бы там ни было, родовая деятельность человека существует, хотя и необходимым образом извращенная; ей суждено не достигать своей цели и приводить к одомашненному человеку; эту деятельность следует возобновить в другом плане — поскольку она производит, но производит не¬что, отличное от человека...
Тем не менее уже можно объяснить, отчего родовая деятель-ность претерпевает необходимое падение в историю и обраща¬ется на пользу реактивным силам. Если схема “Несвоевремен¬ных размышлений” покажется недостаточной, то творчество Ницше содержит другие направления, позволяющие отыскать ре¬шение. Деятельность культуры ставит себе целью выдрессиро¬вать человека, то есть сделать реактивные силы способными к служению чему-либо, к задействованию. Но в ходе дрессировки эта способность к служению остается глубоко двусмысленной. Ибо в то же время она позволяет реактивным силам идти на служ-бу к другим реактивным силам, придавать последним видимость деятельности, видимость справедливости и составлять совмест¬но с ними фикцию, одерживающую верх над активными сила¬ми. Вспомним, что в злопамятности некоторые реактивные силы мешали задействованию других реактивных сил. Нечистая со¬весть с той же целью использует чуть ли не противоположные средства: в нечистой совести реактивные силы пользуются своей способностью становиться задействованными, чтобы придать дру¬гим реактивным силам вид действующих. В этом приеме не мень¬ше фикции, чем в том, к которому прибегает злопамятность. Именно так, под прикрытием родовой деятельности, создаются ас¬социации реактивных сил. Эти последние прививаются к родовой деятельности и всегда извращают ее смысл. Под прикрытием дрессировки реактивные силы обретают чудесную возможность для объединения, формирования коллективной реакции, узур¬пирующей родовую деятельность.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: