Культура с доисторической точки зрения

Время: 21-02-2013, 14:26 Просмотров: 746 Автор: antonin
    
11. Культура с доисторической точки зрения
Культура означает дрессировку и отбор. Ницше называет движе-ние культуры “нравственностью нравов” ; а она неотделима от оков и пыток, то есть жестоких средств дрессировки человека. Но в этой свирепой дрессировке взгляд генеалога выделяет два элемента : 1. То, чему подчиняются представители тех или иных народов, рас, классов, всегда является историческим, произволь-ным, гротескным, глупым и ограниченным; чаще всего оно пред-ставляет наихудшие реактивные силы. 2. Но в самом факте под-чинения чему-то (все равно чему) проявляется принцип, кото¬рый превыше народов, рас, классов. Подчиняться закону, по¬скольку это закон: форма закона означает, что некая деятель¬ность, активная сила осуществляет себя в человеке и задается целью его дрессировки. Эти два аспекта нельзя смешивать, хотя в историческом плане они неразделимы: с одной стороны, истори-ческое давление государства, церкви и т. д. на индивидов ради их ассимиляции; с другой — деятельность человека как родового су-щества, деятельность человеческого вида, как она осуществля¬ется в индивиде как таковом. Отсюда и употребление Ницше слов “первобытный”, “доисторический”: нравственность нравов пред-шествует всеобщей истории ; культура есть родовая деятель-ность, “подлинная работа человека над самим собой на протя-жении продолжительнейшего периода существования человечес-кого вида, вся его доисторическая работа.., какой бы, впрочем, при этом ни была степень жестокости, тирании, глупости и иди-отизма, ей присущая” . Всякий исторический закон произволен, но что является не произвольным, а доисторическим и родовым, так это закон подчинения законам. (Бергсон также придет к это¬му тезису, когда будет доказывать в “Двух источниках морали и религии”, что всякая привычка произвольна, но что существует естественная привычка приобретать привычки.)
Доисторическое означает родовое. Культура есть доисторичес-кая деятельность человека. Но в чем состоит эта деятельность? Речь всегда идет о том, чтобы привить человеку привычки, зас-тавить его подчиняться законам, выдрессировать его. Дрессиро-вать человека означает формировать его так, чтобы он мог за-действовать свои реактивные силы. Деятельность культуры осу-ществляется главным образом в отношении реактивных сил, она наделяет их привычками и навязывает им образцы поведения, чтобы привести их в готовность к задействованию. Как таковая, культура осуществляется в нескольких направлениях. Она напа-дает даже на реактивные силы бессознательного, на пищевари-тельные силы и на наиболее сокровенные силы кишечника (ре¬жим питания и нечто аналогичное тому, что Фрейд назовет обра-зованием Education) сфинктеров) . Но ее главная цель состоит в укреплении сознания. Этому сознанию, определяющемуся ми-молетными раздражениями, опирающемуся на способность за-бывать, нужно придать прочность и твердость, каких нет у него самого. Культура наделяет сознание новой способностью, мни¬мо противопоставленной забвению: памятью . Но здесь идет речь не о памяти, а о следах. Эта изначальная память не является бо¬лее функцией прошлого, она — функция будущего. Это память не чувствительности, но воли. Память не о следах, но о словах . В форме способности обещать, вовлеченности в будущее, вос-поминания о самом будущем. Помнить о данном кому-либо обе-щании означает вспоминать не о том, что оно дано в такой-то момент прошлого, но о том, что его следует исполнить в такой- то момент будущего. А это и есть цель культурного отбора: фор-мирование человека, способного обещать и, следовательно, рас-полагать будущим, свободного и могущественного. Только такой человек активен; он делает свои реакции деятельными, все в нем активно или задействовано. Способность обещать есть резуль¬тат культуры, понимаемой как деятельность человека, направ¬ленная на человека; человек, способный обещать, есть продукт культуры как родовой деятельности.
Для нас ясно, отчего культура в принципе не останавливается ни перед каким насилием: “Возможно, в предыстории человека не было ничего более ужасного и более повергающего в смяте¬
ние, чем его мнемотехника... Если человек считал необходимым сотворить себе память, дело никогда не обходилось без казней, мученичества, кровавых жертв” . Сколько же понадобилось нака¬заний для того, чтобы выдрессировать реактивные силы, чтобы принудить их к задействованности, — прежде, чем достичь цели (свободный, активный, могущественный человек). Культура все¬гда применяла следующее средство: она превращала страдание в средство обмена, монету, эквивалент—точный эквивалент забве¬ния, причиненного ущерба, несдержанного обещания . Культура, ориентированная на это средство, называется справедливостью (юстицией), а само средство называется наказанием. Причинен¬ный ущерб = перенесенному страданию, таково уравнение нака¬зания, определяющее отношения человека к человеку. Эти отно¬шения между людьми определены, согласно уравнению, как от- ношения заимодавца и должника: справедливость делает человека ответственным за некий долг. В отношениях заимодавец—долж-ник выражается деятельность культуры в процессе осуществления ею дрессировки или формирования человека. Соответствующие доисторической деятельности, сами эти отношения суть отноше-ния человека к человеку, “изначальнейшие между индивидами” и даже предшествующие “начаткам любой социальной организа-ции” . Более того, она служит моделью “для самых примитивных и грубых общественных установлений”. Именно в кредите, а не в обмене видит Ницше архетип социальной организации. Человек, который ценой собственного страдания возмещает нанесенный им
кому-либо ущерб, человек, считающийся ответственным за долг, человек, рассматривающийся как ответственный за свои реактив¬ные силы: вот средство, пускаемое в ход культурой для достиже¬ния ее цели.— Ницше, таким образом, показывает нам следую¬щую генетическую линию: 1. Культура как доисторическая, или родовая, деятельность, состоящая в дрессировке и отборе. 2. Сред¬ство, пускаемое в ход благодаря этой деятельности, уравнение на¬казания, отношения долговой зависимости, ответственный чело¬век. 3. Продукт этой деятельности: активный, свободный и власт¬ный человек, — человек, способный обещать.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: