Типология злопамятности

Время: 21-02-2013, 14:21 Просмотров: 715 Автор: antonin
    
3.Типология злопамятности
Итак, первым аспектом злопамятности является топологичес¬кий: существует топология реактивных сил — именно измене¬ние их места, их смещение формирует злопамятность. Для зло¬памятного человека характерно вторжение мнемических следов в сознание, возвышение памяти в собственно сознание. И, не¬сомненно, здесь о памяти сказано не всё: нужно было бы задать¬ся вопросом о том, как сознание способно создать себе память по своей мерке, память претерпевающую и чуть ли не активную, которая больше не основывается на следах раздражений. У Ниц¬ше, как и у Фрейда, теория памяти будет теорией двух видов па¬мяти1. Но, пока мы в этом вопросе не выходим за пределы памя¬ти первого вида, мы остаемся также и в пределах чистого прин¬ципа злопамятности; злопамятный человек — это собака той породы, что реагирует лишь на следы (ищейка). Он инвестирует лишь следы: раздражение для него локально смешивается со сле¬дом, злопамятный человек уже не способен на деятельную реак¬цию.— Но это типологическое определение должно ввести нас в некую “типологию” злопамятности. Ведь когда реактивные силы одерживают верх над активными, прибегая к этому окольному пути, они сами образуют тип. Мы видим, каков главный симп¬том этого типа: чудесная память. Ницше настаивает на этой не¬способности забыть что-либо, на этом свойстве ничего не забы-
тиковать у Фрейда “пошлую и тусклую идею сублимации”. Он упре¬кал Фрейда за неумение освободить волю от нечистой совести или виновности. Он хотел опереться на активные силы бессознательно¬го, неведомые фрейдизму, и заменить сублимацию творческой и ху¬дожественной волей. Потому он и заявил: по отношению к Фрейду я таков, каков Ницше по отношению к Шопенгауэру. См.: Ранк, Воля к счастью.
1. Эта вторая память сознания основывается на речи и проявляется как способность обещать: см.: GM, II, 1.— У Фрейда также сознательная память зависит от “вербальных следов”, каковые отличаются от мне¬мических и “вероятно, относятся к особой группе” (см.: “Бессозна¬тельное” и “Я и оно”).
вать, на глубоко реактивной природе этого свойства, которое нужно рассмотреть со всех точек зрения1. По существу, тип — это одновременно биологическая, психическая, историческая, соци-альная и политическая реальность.
Почему злопамятность является духом мести? Можно было бы посчитать, что злопамятному человеку здесь дается случай¬ное объяснение: испытав слишком сильное раздражение (боль), он отказался реагировать на него якобы потому, что у него нет сил, достаточных для быстрого реагирования (riposte). Он, сле-довательно, испытал желание мести и, путем обобщения, захо¬тел направить эту ненависть на целый мир. Такая интерпретация ошибочна; она учитывает только количества: а именно количе¬ство воспринятого раздражения, которое “объективно” сравни¬вается с количеством силы рецептивного субъекта. Однако Ниц¬ше имеет в виду не количество абстрактно представленной силы, но определенное отношение в самом субъекте между составляю¬щими его силами различной природы: то, что называют типом. Какой бы ни была сила воспринятого раздражения, какой бы ни была совокупная сила самого субъекта, злопамятный человек пользуется последней лишь для того, чтобы инвестировать след первой так, что становится не способен действовать или хотя бы реагировать на раздражение. Ему также не нужно и испытывать чрезмерного раздражения, которому, впрочем, он может подвер-гнуться, но не с необходимостью. У него нет больше потребнос¬ти в обобщении, чтобы воспринять целый мир как объект своей злопамятности. В силу своего типа злопамятный человек не “ре-агирует”: его реакции не заканчиваются, они ощущаются, а не
задействуются. Следовательно, они обрушиваются на свой объект (каким бы тот ни был) так, словно ему следует мстить, словно его непременно следует заставить платить за эту бесконечную отсрочку. Раздражение может быть прекрасным и добрым, и зло¬памятный человек может испытать его как таковое: оно вполне может и не превышать силу злопамятного человека. Эта после¬дняя, в абстрактно-количественном плане вполне может оказать¬ся такой же, как и любая другая. И все же злопамятный человек ощутит соответствующий объект как нанесший ему личное оскорбление и бесчестье, так как он возлагает на объект ответ¬ственность за собственное бессилие инвестировать в него что- нибудь еще, кроме следа, кроме качественного или типического бессилия. Всякое существо и всякий объект переносятся злопа¬мятным человеком как личное оскорбление — строго пропорци¬онально тому, насколько он подвержен их воздействиям. Красо¬та, доброта несомненно кажутся ему столь же серьезными оскор¬блениями, что и претерпеваемые страдание или несчастье. “Ни от чего не можешь отделаться, ничего не можешь оттолкнуть. Все задевает. Люди и вещи подступают слишком уж — до бестактно¬сти — близко; все события оставляют следы; воспоминание пред¬стает гноящейся раной”1. Сам по себе злопамятный человек — существо страждущее: склероз или затвердевание собственного сознания, стремительность, с которой застывает и вмерзает в него всякое раздражение, груз вторгающихся в него следов сплошь причиняют жестокие страдания. А если посмотреть глубже, то память о следах оказывается злобной в себе и сама по себе. Она яз¬вительна и уничижительна, поскольку набрасывается на объект
лишь для того, чтобы компенсировать собственную неспособ-ность избавиться от следов соответствующего раздражения. По-этому месть злопамятности, даже когда она и осуществляется, все же оказывается принципиально “духовной”, воображаемой и символической. Эта существенная связь между местью и па¬мятью о следах не лишена сходства с фрейдовским садически- анальным комплексом. Сам Ницше представляет память как не¬скончаемое пищеварение, атип злопамятности — как анальный . Эту-то кишечную и язвительную память Ницше называет пау¬ком, тарантулом, духом мести... — Очевидно, что Ницше в дан¬ном случае стремится создать психологию, которая была бы по- истине типологией, обосновать психологию “в плане субъекта” . Даже возможности исцеления будут поставлены в зависимость от преобразования типов (переворачивания и трансмутации).

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: