Метод Ницше

Время: 21-02-2013, 14:12 Просмотров: 909 Автор: antonin
    
3. Метод Ницше
Из этой формы вопроса выводится метод. Заданные нам поня¬тие, чувство, верование следует трактовать как симптомы воли, имеющей некое четкое направление. Чего хочет тот, кто го¬ворит это, тот, кто мыслит и ощущает это? Речь идет о следую¬щем: показать, что он не смог бы говорить, мыслить или чув¬ствовать этого, если бы у него не было такой воли, таких сил, такого образа жизни. Чего же хочет тот, кто говорит, любит или создает? И, наоборот, чего хочет притязающий на барыш от не им совершенного действия, апеллирующий к “бескорыстию”? Чего хочет сам аскет? А утилитаристы с их понятием пользы?
А Шопенгауэр, когда создает странное понятие отрицания воли ? Истины ли? Но чего же, в конце концов, хотят искатели исти¬ны, те, кто говорит: “Я ищу истину”? .— Воление — не такой акт, как другие. Это одновременно генетическая и критическая инстанция всех наших действий, чувств и мыслей. Метод со¬стоит в следующем: соотнести некое понятие с волей к власти, чтобы сделать его симптомом воли, без которой его невозможно было бы даже помыслить (а чувство — испытать, а действие — предпринять). Такой метод соответствует трагическому вопро¬су. Он сам есть трагический метод. Или, точнее, если лишить слово “драма” всего — искажающего его смысл — диалектичес¬кого и христианского пафоса, то это будет методом драматиза¬ции. “Чего ты хочешь?” — спрашивает Ариадна Диониса. То, чего хочет некая воля, — вот скрытое содержание соответству¬ющей ей вещи.
Нас не должно обманывать выражение “то, чего хочет воля”. То, чего хочет воля,— не объект, не объективное, не цель. Цели и объекты, даже мотивы,— все еще симптомы. В зависимости от своего качества, воля хочет утверждения своего различия или от-рицания того, что различает. Всегда хотят лишь качеств: тяжело-го, легкого... То, чего хочет воля, — это всегда качество ее соб-ственное и соответствующих сил. По поводу благородной, утвер-ждающей и легкой души Ницше говорит: “Неведомо какая фун-даментальная уверенность в самой себе, нечто такое, чего невоз-можно ни искать, ни найти, ни даже, быть может, потерять” .
Итак, когда мы спрашиваем: “Чего хочет тот, кто думает вот это?”, мы не удаляемся от фундаментального вопроса “Кто?”, а лишь придаем ему правило и методическое развитие. На самом деле мы требуем, чтобы ответом на вопрос были не примеры, но опре¬деление типа. Но ведь именно тип конституирован качеством воли к власти, нюансировкой этого качества и соответствующим отношением сил; все остальное — симптомы. То, чего хочет воля, является не объектом, но типом, типом того, кто говорит, того, кто мыслит, кто действует, не действует, реагирует и т. д. Тип оп-ределяется лишь через определение того, чего хочет воля в при-мерах, относящихся к этому типу. Чего же хочет искатель исти¬ны? Таков единственный способ, позволяющий узнать, кто ищет истину. Метод драматизации представляется, таким образом, единственным методом, адекватным замыслу Ницше и форме поставленных им вопросов: дифференциальным, типологичес¬ким и генеалогическим методом.
Этот метод, несомненно, должен преодолеть и второе возра-жение, касающееся его антропологического характера. Но нам достаточно рассмотреть, каков тип самого человека. Если вер¬но, что для человека конститутивен триумф реактивных сил, то весь метод драматизации устремляется к раскрытию других ти¬пов, выражающих другие соотношения сил, к раскрытию дру¬гого качества воли к власти, способного подвергнуть трансму¬тации слишком человеческие ее нюансы. Ницше говорит: не-человеческое и сверхчеловеческое. Вещь, животное, бог способ¬ны поддаваться драматизации не меньше человека или того, что обусловливает человека. Это также метаморфозы Диониса, сим-птомы некой воли, которая чего-то хочет. К тому же они выра-жают некий тип, неизвестный человеку тип сил. Метод драма-тизации в любом отношении превосходит человека. Воля зем¬ли — чем была бы воля, способная утверждать землю? Чего хо¬чет воля, для которой сама земля оказывается бессмыслицей? Каково ее качество, становящееся также и качеством земли? Ницше отвечает: “Легкость” .

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: