Становление-реактивностью сил

Время: 21-02-2013, 14:02 Просмотров: 659 Автор: antonin
    
12.Становление-реактивностью сил
Однако в действительности динамика сил приводит нас к неуте-шительному выводу. Когда реактивная сила отделяет активную от ее возможностей, активная сила, в свою очередь, становится реактивной. Активные силы становятся реактивными. Слово “ста¬новление” следует воспринимать здесь в предельном смысле: ста¬новление сил проявляется как становление-реактивностью. Су-ществуют ли другие виды становления? Как бы там ни было, мы не ощущаем, не в состоянии экспериментально проверить, не знаем иное становление, кроме становления-реактивностью. Мы не констатируем одного лишь существования реактивных сил, мы повсюду констатируем их триумф. С помощью чего они по-беждают? С помощью воли к небытию, благодаря родству реак¬ции с отрицанием. Что такое отрицание? Это качество воли к власти, именно оно квалифицирует волю к власти как нигилизм, или волю к небытию, оно создает становление-реактивностью сил. Не следует говорить, что активная сила становится реактив¬ной вследствие триумфа реактивных сил; наоборот, последние торжествуют победу оттого, что, отделяя активную силу от ее воз¬можностей, они предают ее воле к небытию как более глубоко¬му, чем они сами, становлению-реактивностью. Поэтому обра¬зы триумфа реактивных сил (злопамятность, нечистая совесть, аскетический идеал) с самого начала суть формы нигилизма.
Становление-реактивностью силы, нигилистическое становле¬ние — вот что выглядит существенно включенным в отношение силы к силе.— Существует ли другое становление? Возможно, все и побуждает нас “думать” о нем. Но здесь нужна другая чувстви-тельность; или, как часто говорит Ницше, другой способ чувство-вания. Мы пока не можем ответить на этот вопрос, поскольку едва приступили к его рассмотрению. Но мы можем задаться воп¬росом о том, почему мы чувствуем и осознаем лишь становле- ние-реактивностью. Не оттого ли, что человек сугубо реактивен? Почему становление-реактивностью для человека конститутив¬но? Злопамятность, нечистая совесть и нигилизм — это не пси-хологические черты, но основа человеческого в человеке. Они составляют принцип человеческого бытия как такового. Чело¬век, “кожная болезнь” земли, реакция земли...1 Именно в этом смысле Заратустра говорит о “великом презрении” к людям и о “великом отвращении”. Возможны ли еще для человека другая чувствительность и другое становление?
Этот удел человеческий имеет громадную важность для веч¬ного возвращения. Кажется, будто он вносит такую сильную пор¬чу в вечное возвращение или так заражает его, что последнее само становится чем-то внушающим ужас, гадливость, отвращение. Даже если активные силы и возвращаются, то они вновь стано¬вятся реактивными, вечно реактивными. Вечное возвращение реактивных сил, и более того: возвращение становления-реак¬тивностью сил. Ведь Заратустра представляет мысль о вечном возвращении не только как мысль о чем-то мистериальном и та¬инственном, но и как мысль тошнотворную и невыносимую2.
1. Z, И, “О великих событиях”.
2. См. также: VP, IY, 235 и 246.
Первое изложение концепции вечного возвращения сменяется странным видением — “задыхающийся, хрипящий, корчащий¬ся, переменившийся в лице” пастух, изо рта которого свисает тяжелая черная змея . Позже Заратустра сам разъяснит это виде¬ние: “Великое отвращение к человеку — оно душило меня и за¬ползло мне в глотку... Вечно возвращается человек, от которого ты устал, маленький человек... Увы! Человек так и будет вечно возвращаться... А вечное возвращение даже самого маленького из людей стало для меня причиной утомленности от всякого су-ществования! Увы! Отвращение, отвращение, отвращение!” Веч-ное возвращение маленького, жалкого, реактивного человека не только превращает мысль о вечном возвращении в нечто невы-носимое; оно делает невыносимым само вечное возвращение, оно помещает противоречие в вечное возвращение. Змея — живот¬ное вечного возвращения; но змея раскручивается, становится “тяжелой черной змеей”, которая свисает изо рта, готового про-изнести слова — в той мере, в какой вечное возвращение есть вечное возвращение реактивных сил. Ибо как вечное возвраще¬ние, бытие становления, могло бы утверждаться из нигилисти¬ческого становления? — Чтобы утвердить вечное возвращение, нужно откусить и выплюнуть голову змеи. После этого пастух — более не человек и не пастух: “Он преобразился, излучал сияние, он смеялся! Никогда еще человек на земле не смеялся так, как сме¬ялся он” . Другое становление, другая чувствительность — сверх¬человек.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: