Воля к власти и чувство власти

Время: 21-02-2013, 14:01 Просмотров: 991 Автор: antonin
    
11.Воля к власти и чувство власти
Нам известно, что такое воля к власти — это различающий, ге-неалогический элемент, обусловливающий отношение силы к силе и порождающий качество силы. Воля к власти должна про¬являться и в силе как таковой. Изучение проявлений воли к вла¬сти следует проводить с величайшей тщательностью, поскольку от этого целиком зависит динамизм сил. Но что означает: “воля к власти проявляется”? Отношение сил в каждом отдельном слу¬чае детерминировано в той мере, в какой одна сила подвергается воздействию других сил, низших или высших. Следовательно, воля к власти проявляется как способность подвергаться воздей¬ствию. Эта способность — не абстрактная возможность: во вся¬кое мгновение она необходимо исполняется и осуществляется другими силами, с коими данная сила соотнесена. Не следует удивляться двоякому аспекту воли к власти: она детерминирует соотношение сил между собой с точки зрения их возникновения или продуцирования; но с точки зрения собственного проявле¬ния она, в свою очередь, детерминирована силами, состоящими в отношении между собой. Вот почему воля к власти всегда в один и тот же момент и детерминирована, и детерминирует, и квали¬фицирована, и квалифицирует. Стало бьггь, во-первых, воля к власти проявляется как детерминированная способность силы самой подвергаться воздействию.— Здесь трудно отрицать влия¬ние спинозизма на Ницше. Спиноза разработал чрезвычайно глубокую теорию, согласно которой любому количеству силы соответствует ее способность в определенном смысле подвергать¬ся воздействию. Тело обладает тем большей силой, чем большим числом способов на него можно воздействовать. Именно эта спо¬собность служит мерилом силы некоего тела или выражает его мощь. С одной стороны, эта способность — не просто логичес¬кая возможность, она всякое мгновение осуществляется с помо¬щью тел, с которыми соотнесено данное тело. С другой же сто¬роны, эта способность — не просто психическая пассивность: пассивны только такие ответы на воздействия, адекватной при¬чиной коих рассматриваемое тело не является .
То же самое имеет место и у Ницше: способность подвергать¬ся воздействию (d'etre affect6) не означаете необходимостью пас-сивность, это — аффективность, чувствительность, чувство. Именно в таком смысле Ницше, даже до того, как он разработал понятие воли к власти и наделил его всем его смыслом, уже гово-рил о чувстве власти: прежде, чем стать делом воли, власть рас-сматривалась Ницше как дело чувства и чувствительности. Но когда понятие воли к власти было им полностью разработано, эта первоначальная характеристика вовсе не исчезла, она стала про-явлением воли к власти. Поэтому Ницше непрестанно утвержда¬ет, что воля к власти есть “изначальная аффективная форма”, из которой и происходят все остальные чувства . Или еще точнее: “Воля к власти не есть ни бытие, ни становление, это пафос” .
То есть воля к власти проявляется как чувствительность силы; различающий элемент сил проявляется как их различающая чувствительность. “Дело в том, что воля к власти царит даже в неорганическом мире или, скорее, в том факте, что неоргани¬ческого мира нет. Невозможно устранить действие на расстоя¬нии: одна вещь притягивает другую, вещь ощущает себя притя¬гиваемой. Вот фундаментальный факт... Для того, чтобы воля к власти имела возможность проявляться, ей необходимо осязать вещи, которые она видит, она чувствует приближение того, что может ассимилировать Аффекты силы активны в той мере, в какой эта сила присваивает себе то, что ей сопротивляется, или в той мере, в какой она заставляет себя подчиниться низ¬шим силам. И, наоборот, они страдательны или, скорее, дви¬жимы извне, если эта сила подвергается воздействию высших сил, которым она подчиняется. Подчинение и есть здесь про¬явление воли к власти. Однако низшая сила может вызвать рас¬пад высших сил, их расщепление (scission), взрыв накоплен¬ной ими энергии. Ницше любит, в этой связи, сближать меж¬ду собой феномены атомного распада, деления (scission) про¬топлазмы и репродукции живого . Но не только распад, рас¬щепление, разделение суть всегдашние выразители воли к вла¬сти, но также и подверженность разложению, расщеплению, разделению: “Разделение возникает как следствие воли к вла¬сти” . Мы видим, как в каждой из двух данных сил — высшей и низшей — с необходимостью осуществляется способность подвергаться воздействию. Но эта способность не способна осуществиться, пока соответствующая сила сама не войдет в историю, или в ощутимое становление: 1. Активная сила, спо¬собность действовать или повелевать; 2. Реактивная сила, спо-собность подчиняться или быть приводимым в действие;
3. Развитая реактивная сила, способность расщеплять, разде¬лять, отделять; 4. Активная сила, ставшая реактивной, способ¬ность быть отделенной от собственных возможностей, обра¬щаться против себя .
Всякая чувствительность есть лишь становление сил: суще-ствует цикл силы, на протяжении которого сила “становится” (например, активная сила становится реактивной). Бывают даже несколько становлений сил, способных бороться друг с другом . Таким образом, недостаточны ни провозглашение сходства, ни противопоставление соответствующих черт активной и реактив¬ной силы. Активное и реактивное суть качества силы, происте¬кающие из воли к власти. Но и у самой воли к власти есть каче¬ства, sensibilia, напоминающие становления сил. Воля к власти проявляется, во-первых, как чувствительность сил, а во-вторых, как ощутимое становление сил: пафос есть наиболее элементар¬ный факт, из которого проистекает становление . Нельзя сме¬шивать обобщенное становление сил с качествами силы, оно есть становление самих этих качеств, качество самой воли к власти. Но, строго говоря, качества сил нельзя абстрагировать от их ста-новления, как и силу — от воли к власти: конкретное изучение сил всегда включает в себя динамику.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: