Ницше и наука

Время: 21-02-2013, 13:58 Просмотров: 1110 Автор: antonin
    
4.Ницше и наука
Проблема отношения Ницше к науке была поставлена неудач¬но. Его рассматривали так, словно оно зависело от теории веч¬ного возвращения, словно Ницше был заинтересован в науке (причем, пока смутно) в той мере, в какой она благоприятство¬вала идее вечного возвращения, и терял к ней интерес, когда она ей противоречила. Однако дело обстоит иначе; исток критиче¬ской позиции Ницше по отношению к науке следует искать в со-вершенно ином направлении, даже если это направление и от-крывает перед нами некую точку зрения на вечное возвращение. Ницше и вправду был мало сведущ в науке и не слишком скло-нен к ней. Но от науки его отделяет не это, а некая тенденция, способ мышления. В меру своей осведомленности Ницше пола-гал, что научное обращение с количеством всегда предполагает уравнивание количеств, компенсацию неравенств. Критикуя науку, Ницше никогда не ссылается на привилегии качества по сравнению с количеством; он ссылается на привилегии количе-ственного различия по сравнению с равенством, привилегии не-равенства по сравнению с уравниванием количеств. У Ницше
возникает замысел некоей “числовой и количественной шкалы”, однако с не кратными друг другу, то есть с не делящимися друг на друга делениями. В науке он отвергает как раз научную ма¬нию поисков компенсаций, то есть сугубо научные утилитаризм и эгалитаризм . Вот почему вся его критика разыгрывается в трех планах: против логического тождества, против математического равенства, против физического равновесия. Против трех форм недифференцированного . Согласно Ницше, наука не может избе-жать непонимания и подрыва подлинной теории силы.
Что означает эта тенденция к редукции количественных раз-личий? Она выражает прежде всего способ, благодаря коему на¬ука становится причастной нигилизму современной мысли. Борь¬ба за отрицание различий составляет часть более общего пред¬приятия, направленного на отрицание жизни, обесценивание существования, обетование ему смерти (тепловой или иной), в результате которой вселенная погружается в недифференциро¬ванное. Физическим понятиям материи, тяжести, теплоты Ниц¬ше предъявляет упрек в том, что они столь же успешно оказыва¬ются и факторами уравнивания количеств, принципами “адиа- фории”. Именно в этом смысле Ницше указывает, что наука при¬надлежит аскетическому идеалу и по-своему служит ему3. Но нам предстоит отыскать в науке также и инструмент этой нигилис¬тической мысли. Ответ будет таким: наука, по своему призванию, понимает феномены, исходя из реактивных сил, и интерпрети¬рует их с этой точки зрения. Физика реактивна в той же мере, что и биология; и там, и здесь вещи всегда рассматриваются с мало¬
значимой стороны, со стороны реакций. Триумф реактивных сил — вот инструмент нигилистической мысли. А еще это прин¬цип манифестаций нигилизма: реактивная физика есть физика злопамятности, как и реактивная биология есть биология злопа-мятности. Но почему к отрицанию различия в силе приводит имен-но рассмотрение одних лишь реактивных сил и как оно выступает в качестве принципа злопамятности — этого мы пока не знаем.
Науке, в зависимости от занимаемой ею точки зрения, при-ходится либо утверждать, либо отрицать вечное возвращение. Но механистическое утверждение вечного возвращения и его термо-динамическое отрицание имеют нечто общее: речь идет о сохра-нении энергии, всегда истолковываемом таким образом, что оп-ределенные количества энергии не только не соотносятся с по-стоянной суммой, но и сводят к нулю свои различия. В обоих случаях переходят от принципа конечности (постоянства суммы) к “нигилистическому” принципу (аннулированию количествен¬ных различий с постоянной суммой). Механицизм утверждает вечное возвращение, но предполагая при этом, что количествен¬ные различия между начальным и конечным состояниями обра¬тимой системы взаимно компенсируются или аннулируются. Конечное состояние тождественно начальному, а то, в свою оче¬редь, считают недифференцированным по отношению к проме¬жуточным. Термодинамика отрицает вечное возвращение, но оттого, что она обнаруживает, что количественные различия ан¬нулируются только в конечном состоянии системы, в зависимо¬сти от свойств теплоты. Итак, когда тождество полагают в ко¬нечном недифференцированном состоянии, последнее противо¬поставляется дифференцированное™ начального состояния. Обе концепции объединяет одна гипотеза, гипотеза конечного или завершающего состояния, завершающего состояния становле¬ния. Бытие или ничто, бытие или небытие равно недифферен- цированны: обе концепции сходятся в идее становления с не¬ким конечным состоянием. “ Высказываясь в метафизических терминах: как если бы становление могло привести к бытию или к ничто...” Поэтому механицизм не доходит до того, чтобы по¬стулировать существование вечного возвращения, а термодина¬мика не достигает его отрицания. И механицизм, и термодина¬мика проходят мимо цели, впадают в недифференцированное, а затем — в тождество.
Вечное возвращение, согласно Ницше, вовсе не является мыс-лью о тождестве, это — мысль синтетическая, мысль об абсолют¬но различном, и требует она нового принципа за пределами на¬уки. Этот принцип есть принцип репродукции различного как такового, принцип повторения различия, то есть противополож¬ность “адиафории” . И в самом деле, мы не понимаем вечное воз-вращение, пока воспринимаем его как следствие или пример тож-дества. Мы не поймем вечное возвращение, пока некоторым об-разом не противопоставим его тождеству. Вечное возвращение не является ни непрерывностью одного и того же, ни состояни¬ем равновесия, ни средоточием тождества. Не одно и то же, еди¬ное, возвращается в вечном возвращении, но само возвращение есть единое, которое высказывается только о различном и о раз-личающем

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: