3.Количество и качество

Время: 21-02-2013, 13:57 Просмотров: 1198 Автор: antonin
    
3.Количество и качество
Силы обладают неким количеством, но также и неким качеством, соответствующим их количественному различию: активное и реактивное суть качества сил. Мы чувствуем, что проблема меры сил весьма тонка, поскольку в ней задействовано искусство ка-чественной интерпретации. Проблема ставится следующим об-разом: 1. Ницше всегда полагал, что силы количественны и дол-жны определяться количественно. “Наше познание,— говорил он,— стало научным в той мере, в какой оно может использовать число и меру. Нужно попытаться рассмотреть вопрос, можно ли построить научный порядок ценностей в соответствии с некоей числовой и количественной шкалой силы. Все остальные цен¬ности суть предрассудки, наивность, недоразумения. Они повсю¬ду сводимы к этой числовой и количественной шкале” .2. Одна¬ко Ницше не в меньшей степени полагал, что чисто количествен¬ная детерминация сил будет в то же время оставаться абстракт¬ной, неполной, двусмысленной. Искусство измерения сил пря- мо-таки вынуждает пустить в ход интерпретацию и оценку ка¬честв: “Механистическое мировоззрение стремится учитывать лишь количество, но сила коренится в качестве; механицизм может лишь описывать феномены, но не прояснять их” ; “Разве возможно, чтобы всевозможные количества были симптомами качества?.. Желание сводить все качества к количествам есть бе¬зумие” .
Нет ли противоречия между этими двумя разновидностями текстов? Если сила неотделима от количества, то еще больше она неотделима от других сил, с которыми соотнесена. Следо¬вательно, количество как таковое неотделимо от количествен¬ного различия. Количественное различие есть сущность силы, отношение силы ксиле. Воображать две равные силы, даже счи¬тая их противоположно направленными — приблизительная и грубая мечта; это — мечтание статистическое, подходящее для характеристики живого, но рассеиваемое химией . Итак, вся¬кий раз, когда Ницше критикует понятие количества, мы дол¬жны иметь в виду: количество как абстрактное понятие всегда и существенным образом стремится к идентификации, к вы-равниванию составляющего его единства, к устранению разли¬чия в этом единстве; Ницше ставит в упрек всякой чисто коли¬чественной детерминации сил следующее: в ней устраняются, выравниваются или компенсируются количественные разли¬чия. Напротив, всякий раз, когда он критикует качество, мы должны учитывать: качества — ничто вне количественного раз¬личия, которому они соответствуют, различия, как минимум, между двумя предположительно соотнесенными силами. Сло¬вом, Ницше никогда не интересовала несводимость количества к качеству; или, скорее, это его интересовало лишь во вторую очередь и в качестве симптома. Главный его интерес с точки зрения самого количества — несводимость количественного различия к равенству. Качество отличается от количества, но только потому, что оно — неуравниваемое в количестве, неуст¬ранимое в количественном различии. Итак, количественное раз¬личие в одном смысле есть несводимый к чему-либо иному эле¬мент количества, а в другом — элемент, несводимый к самому количеству. Качество — не что иное, как количественное разли¬чие, соответствующее этому различию во всякой силе, соотне¬сенной с другими. “Мы не можем помешать себе ощущать про¬стые количественные различия как нечто абсолютно отличное от количества, то есть как качества, уже несводимые друг к дру¬гу”1. Все, что еще выглядит антропоморфным в этом тексте, сле¬дует скорректировать в свете следующего ницшевского принци¬па: существует субъективность универсума, но уже не антропо¬морфная, а как раз космическая2. “Желание сводить все каче¬ства к количествам есть безумие...”
Вместе со случайностью мы утверждаем также и соотнесен-ность всех сил. И, несомненно, в мысли о вечном возвращении мы разом утверждаем всевозможные случайности. Но, со своей стороны, всякая отдельная сила не вступает в отношение сразу со всеми другими. Ее способность вступать в отношение осу-ществляется в соотнесенности с небольшим числом сил. Слу-чайность противостоит континууму\ Следовательно, столкно¬вения сил, снабженных количественными характеристиками, суть конкретные части случайности, утвердительные ее части, сами по себе чуждые любому закону: члены Диониса. Итак, именно в этом столкновении каждая сила обретает качество, соответствующее ее количеству, то есть аффектацию, которая фактически осуществляет ее власть. Следовательно, в одном малопонятном тексте Ницше имеет право сказать, что мироз¬дание предполагает “абсолютный генезис произвольных ка¬честв”, но сам этот генезис качеств предполагает становление
1. VP, II, 108.
2. VP, II, 15.
3. О континууме см.: VP, II, 356.
(относительное) количеств1. То, что оба эти становления нераз-делимы, указывает нам на невозможность абстрактного исчис-ления сил; мы должны в каждом случае конкретно оценивать соответствующее им качество и оттенки этого качества.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: