Различие между силами

Время: 21-02-2013, 13:56 Просмотров: 813 Автор: antonin
    
2.Различие между силами
Подчиняясь, низшие силы не перестают быть силами, хотя они отличны от господствующих. Подчинение есть качество силы как таковой и к власти оно относится так же, как и господство: “Ни-какая сила не отказывается от свойственной ей власти. Коль ско¬ро приказ предполагает уступку, можно предположить, что абсо-лютная сила противника не побеждена, не ассимилирована, не растворена. Подчинение и господство суть две формы поведе¬ния во время поединка”1. Низшие силы определяются как реак¬тивные: они нисколько не утрачивают своей силы, количества силы, они ее осуществляют, укрепляя механизмы и конечные цели, воплощая определенные условия жизни, функции, задачи сохранения, приспособления и извлечения пользы. Таков отправ¬ной пункт понятия реакции, важность которого для Ницше мы еще увидим: механические и полезные приноравливания, регу¬ляции, выражающие всю мощь низших и подвластных сил. Од¬нако нам приходится отметить неумеренную склонность совре¬менной мысли к этому реактивному аспекту сил. Понимание организма, исходящее из реактивных сил, считается достаточ¬ным. Природа реактивных сил и их трепет зачаровывают нас. Поэтому в теории жизни механизм и целенаправленность про¬тивостоят друг другу; однако же, эти две интерпретации значи¬мы только для самих реактивных сил. Верно, по крайней мере, то, что мы понимаем организм, исходя из сил. Но верно и то, что мы не в силах постичь реактивные силы как таковые, то есть — в качестве сил, а не механических устройств или конечных целей, если не соотнесем их с силой, которая над ними властвует и сама не является реактивной. “Закрывают глаза на фундаментальное превосходство сил спонтанного, агрессивного, завоевательного, узурпаторского, преобразующего порядка, сил, которые беспре¬рывно отдают новые приказания, а ведь приспособление изна¬чально подчинено их влиянию. Так отрицается верховенство бла¬городнейших функций организма” .
Охарактеризовать эти активные силы, несомненно, труднее, ибо по своей природе они ускользают от сознания: “Великая основополагающая деятельность бессознательна” . Сознание выражает только отношение некоторых реактивных сил к вла-ствующим над ними активным силам. Сознание существенно реактивно ; поэтому мы не знаем того, что может тело, того, на какую деятельность оно способно. То, что мы говорим о созна¬нии, мы должны также сказать о памяти и о привычке. А кроме того, и о питании, воспроизводстве, сохранении, приспособ¬лении. Это — реактивные функции, реактивные специализа¬ции, выражения тех или иных реактивных сил . Сознание не¬избежно видит организм со своей точки зрения и понимает его по-своему, то есть реактивно. Науке также пришлось следовать путями сознания, всецело опираясь на реактивные силы иного рода: организм всегда рассматривался с малозначительной сто¬роны, со стороны его реакций. Согласно Ницше, проблема орга¬низма не сводится к спорам между витализмом и механициз¬мом. Чего стоит витализм, коль скоро он надеется раскрыть спе¬цифику жизни в реактивных силах, притом что в механицизме они получают другую интерпретацию? Подлинная проблема — в открытии активных сил, без которых сами реакции не бьыи бы силами . Деятельность сил необходимым образом бессоз¬нательна — это-то и превращает тело в нечто высшее по срав¬нению со всеми реакциями и в особенности по сравнению с той реакцией я, которая называется сознанием: “Весь феномен тела, с интеллектуальной точки зрения, настолько же возвышается над нашим сознанием, нашим духом, нашими сознательными способами мышления, ощущения и воления, насколько алгеб¬ра возвышается над таблицей умножения” . Активные силы тела — вот что делает тело самостью (soi) и определяет эту са¬мость как высшую и поразительную: “... Более могуществен¬ное существо, неведомый мудрец, имя коему — самость (soi). В твоем теле живет он, он и есть твое тело” . Истинная наука есть наука о деятельности. Но наука о деятельности есть также и наука о необходимом бессознательном. Абсурдна идея, соглас¬но которой наука должна идти в ногу с сознанием и в том же направлении. В этой идее чувствуется указующий перст мора¬ли. На самом же деле наука есть лишь там, где нет и не может быть сознания.
“Что активно? Стремиться к власти” . Присваивать, захваты-вать, порабощать, господствовать — вот характеристики активной силы. Присваивать означает навязывать формы, создавать фор¬мы, используя обстоятельства. Ницше критикует Дарвина, по¬скольку тот интерпретирует эволюцию и даже эволюционные слу¬чайности совершенно реактивным образом. Он восхищается Ла¬марком, ибо Ламарк предощущал существование некоей подлин¬но активной пластической силы, первичной по отношению к при¬способлениям: силы метаморфозы. У Ницше она представлена в рамках энергетики, где получила название “благородной” энер¬гии, способной ксамопреобразованию. Способность преображать¬ся, дионисическая мощь есть первое определение активности. Но всякий раз, когда мы таким образом отмечаем благородство дей-ствия и его превосходство над реакцией, нам нельзя забывать: как и действие, реакция обозначает определенный тип сил. Просто реакции не могут быть ни уловлены, ни научно познаны как силы, если мы не соотнесем их с высшими силами совершенно иного типа. Реактивность есть изначальное качество силы, однако его невозможно интерпретировать в качестве такового иначе, чем че-рез отношение к активному, исходя из активного.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: