Тело

Время: 21-02-2013, 13:55 Просмотров: 731 Автор: antonin
    
1.Тело
Спиноза открыл перед философией и науками новый путь: мы не знаем, говорил он, даже того, что может тело; мы говорим о сознании и духе, болтаем обо всем этом, однако не знаем ни того, на что способно тело, ни того, какие силы ему присущи, ни того, что они готовят в будущем . Ницше знает, что это будущее при-шло: “Мы находимся сейчас в такой фазе, когда сознание стано-вится скромным” . Призвать сознание к необходимой скромно¬сти означает принять его таким, каково оно есть, а именно как симптом, всего-навсего симптом преобразования более глубо¬кого, чем духовное, и активности сил совершенно иного поряд¬ка, нежели духовный. “Быть может, во всяком развитии духа речь идет исключительно о теле”. Что такое сознание? Как и Фрейд,
Ницше полагает, что сознание есть область я (moi), подвергаю-щаяся воздействию внешнего мира . И все же сознание опреде-ляется не столько в отношении экстериорности (exteriorte) в тер-минах реального, сколько в отношении превосходства (superior^) в терминах ценностей. Это различие является существенным для общей концепции сознательного и бессознательного. По Ниц¬ше, сознание всегда есть сознание чего-то низшего по отноше¬нию к высшему, которому это низшее подчиняется или с кото¬рым оно “сливается”. Сознание никогда не бывает сознанием себя (soi), но — сознанием я (moi) в его отношении к себе, а “себя” сознательным не является. Это не сознание господина, но со¬знание раба по отношению к господину, не обязанному что-либо сознавать. “Сознание обычно проявляется лишь тогда, когда не¬кое целое хочет подчиниться высшему целому... Сознание воз¬никает в отношении к существу, функцией которого могли бы быть мы” . Таково низкопоклонство сознания: оно свидетель¬ствует лишь об “образовании некоторого высшего тела”.
Что есть тело? Мы не дадим ему определение, просто назвав его полем действия сил, питательной средой, где множество сил сражаются между собой. Ибо на самом деле нет ни “среды”, ни поля действия сил или битвы. “Количеств реальности” не суще-ствует, всякая реальность уже есть некое количество силы. Ни-чего, кроме количеств силы, находящихся “в напряженных от-ношениях” между собой . Всякая сила соотносится с другими, иногда подчиняясь, иногда повелевая. Именно этим отношени¬ем между властвующими и подвластными силами определяется тело. Всякое отношение сил составляет тело: химическое, био-логическое, социальное, политическое. Стоит любым двум не-равным силам вступить в отношения между собой, как они со-ставят тело; вот почему тело всегда есть продукт случайности в ницшевском смысле и оказывается вещью более поразительной, воистину гораздо более поразительной, чем сознание и дух . Од-нако случайность, отношение силы к силе, является и сущнос¬тью силы. Стало быть, не следует задаваться вопросом о том, как рождается живое тело, поскольку всякое тело — живое, будучи “произвольным” продуктом сил, его составляющих . Тело есть множественный феномен, составленный из множества несводи¬мых друг к другу сил; его единство есть единство множественно¬го феномена, “единство господства”. Высшие или властвующие в теле силы называют активными, низшие или подвластные — реактивными. Активное и реактивное, строго говоря, являются изначальными качествами, выражающими отношение силы к силе. Ибо силы, вступающие в отношения между собой, лише¬ны количества, а значит, каждая из них одновременно лишена и качества, соответствующего их количественному различию как таковому. Это различие сил, квалифицируемых в зависимости от их количества, назовем иерархией: силы активные и реактивные.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: