Понятие генеалогии

Время: 21-02-2013, 13:46 Просмотров: 1077 Автор: antonin
    
1.Понятие генеалогии
Самый общий замысел Ницше состоит в том, чтобы ввести в философию понятия смысла и ценности. Совершенно очевид¬но, что современная философия, в значительной своей части, жила и живет до сих пор за счет Ницше, однако дела при этом складываются, быть может, вовсе не так, как того хотелось са¬мому мыслителю. Ницше никогда не скрывал: философия смысла и ценностей должна быть критикой. Тезис о том, что Кант не создал подлинной критики, поскольку не сумел сфор¬мулировать ее проблему в терминах ценностей, выступает даже в качестве одного из побудительных мотивов всего ницшев- ского творчества. Тем не менее в современной философии сло¬жилась ситуация, когда именно теория ценностей породила но¬вый конформизм и новую покорность. Даже феноменология, через свой понятийный аппарат, способствовала тому, чтобы поставить ницшеанское вдохновение, зачастую в ней присут¬ствующее, на службу современному конформизму. Но когда речь заходит о самом Ницше, мы должны, напротив, отправляться от следующего факта: философия ценностей в том виде, как он ее основывает и понимает, есть подлинное осуществление кри¬тики, единственный способ, позволяющий осуществлять то¬тальную критику, то есть философствовать “молотом”. И дей¬ствительно, понятие ценности включает в себя критическое ниспровержение. С одной стороны, ценности проявляются или подают себя как принципы: оценка предполагает, что уже на¬личествуют ценности, исходя из которых оцениваются фено¬мены. Но, с другой стороны, если посмотреть глубже, именно ценности оказываются тем, что, в свою очередь, предполагает предварительное наличие оценок, “оценивающих точек зре¬ния”, из которых и возникает сама ценность ценностей. Кри¬тически поставленная проблема есть проблема ценности цен-ностей, оценки, из которой происходит эта ценность ценнос¬тей, и, стало быть, проблема созидания ценностей. Оценка оп¬ределяется как различающий элемент (iliment differentiel) соот¬ветствующих ценностей, и элемент этот одновременно крити¬ческий и творческий. Оценки, соотносимые со своим различа¬ющим элементом, выступают не как ценности, но как способы бытия, формы существования тех, кто судит и оценивает: та¬ким образом, оценки служат не чем иным, как принципами для ценностей, относительно которых выносится суждение. Вот почему нам всегда свойственны лишь те верования, чувства и мысли, каковые мы считаем достойными нашего способа бы¬тия или нашего жизненного стиля. Существуют вещи, которых нельзя высказать, ощутить или постичь, ценности, в которые можно верить лишь тогда, когда их оцениваешь “с низкой точ¬ки зрения”, когда “низко” живешь и мыслишь. Суть в следую¬щем: высокое и низкое, благородное и подлое— не ценности; они представляют собой различающий элемент, а уже из него выво¬дится ценность самих ценностей.
Критическая философия включает в себя два неотделимых друг от друга процесса: следует не только соотносить с ценно¬стями всякую вещь и всякий источник (origine) какой-либо ценности, нужно еще и сами эти ценности соотносить с тем, что является их источником и что решает вопрос об их ценно¬сти. Ницше, как известно, вел двунаправленную борьбу. Во- первых, против тех, кто ограждает ценности от критики, удов¬летворяясь инвентаризацией существующих ценностей или критикой чего-либо во имя устоявшихся ценностей: против таких “философских работников”, как Кант и Шопенгауэр1 . Но также и против тех, кто критикует — или чтит — ценности, выводя их из простых, так называемых объективных, фактов — против утилитаристов, “ученых”2 . В обоих случаях филосо¬фия погружается в неразличимую стихию (iliment) того, что ценно в себе, или того, что имеет ценность для всех. Ницше восстает сразу как против возвышенной идеи основания, де¬лающей ценности неотличимыми от их собственного источ¬ника, так и против идеи простого причинно обусловленного происхождения или заурядной точки отсчета (ип plat commen¬cement), полагающей некий безразличный к ценностям источ¬ник. Ницше создает новое понятие генеалогии. Философ вы¬ступает как генеалог; это не судья в духе Канта и не механик в стиле утилитаристов. Философ — это Гесиод. Кантовский принцип универсальности, как и излюбленный принцип ути¬литаристов — принцип подобия, Ницше заменяет чувством различия или дистанции (различающим элементом). “Имен¬но с высоты этого чувства дистанции присваивают себе право
1. ВМ, 211.
2. ВМ, VI раздел.
творить или определять ценности: при чем же здесь полез¬ность?”
Генеалогия имеет в виду сразу и ценность источника, и ис-точник ценностей. Генеалогия противится тому, чтобы ценнос¬тям приписывали как абсолютный, так и относительный или ути-литарный характер. Генеалогия подразумевает присущий ценно-стям различающий элемент, из коего проистекает их собствен¬ная ценность. Значит, генеалогия исследует источник или воз-никновение, но также — и различие или дистанцию, заключен¬ные в этом источнике. Генеалогия означает заключенные в ис¬точнике благородство и низость, благородство и подлость, бла¬городство и вырождение. Благородное и подлое, высокое и низ¬кое — таково собственно генеалогическое или критическое на¬чало. Однако, понятая таким образом, критика одновременно выступает и как нечто в высшей степени позитивное. Различаю¬щий элемент не может быть критикой ценности ценностей, не будучи также и позитивным началом некоего созидания. Поэто¬му критика всегда понималась Ницше не как реакция, но как ак¬ция. Образ действия, присущий критике, Ницше противопостав¬ляет мести, злобе, злопамятности. На протяжении всей книги за Заратустрой следуют его “обезьяна”, его “шут”, его “демон”, но обезьяна так отличается от Заратустры, как месть и злопамятность отличаются от собственно критики. Слиться в одно целое со сво¬ей обезьяной — вот что ощущает Заратустра как одно из отврати¬тельнейших искушений, которые его подстерегают. Критика яв¬ляется не ре-акцией со стороны re-sentiment, но активным выра¬жением активного способа существования: нападение — но не
месть, естественная агрессивность определенного способа бы-тия, божественная злость, без которой невозможно было бы пред-ставить себе совершенство1. Этот способ бытия есть способ бы¬тия философа, поскольку философ предлагает себя как раз на роль того, кто способен орудовать различающим элементом как началом критическим и творческим, то есть как молотом. Они мыслят “низко”,— говорит Ницше о своих противниках. С та¬кой концепцией генеалогии Ницше связывал большие ожида¬ния — ожидания новой организации наук, новой организации философии, определения ценностей будущего.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: