1. Жизнь и деятельность

Время: 14-01-2013, 23:15 Просмотров: 917 Автор: antonin
    
1. Жизнь и деятельность
Иммануил Кант — один из выдающихся мыслителей
XVIII в. Влияние его научных и философских
идей вышло далеко за рамки эпохи, в которую
он жил. Кант выдвинул ряд новых и для
своего времени передовых научных идей: гипотезу
о возникновении Солнечной системы из диффузных
твердых частиц материи, гипотезу о космическом
значении приливного трения, догадку о
существовании целой системы внешних галактик.
Канту принадлежит дальнейшее — после Декарта
и Галилея — развитие идеи об относительности
движения и покоя.
Философией Канта начинается в Германии направление,
известное под названием классического
немецкого идеализма. Течение это сыграло
большую роль в развитии мировой философской
мысли.
Метафизический материализм не смог выяснить,
какую роль в процессе развивающегося и
углубляющегося познания играет материальная
деятельность познающего субъекта, т. е. практика
общественного человека. Попытка преодоления
недостатков метафизического материализма составляет
теоретическую заслугу немецкого классического
идеализма. Философы этого течения
стали рассматривать действительность не только
как предмет созерцания, но также — и главным
3 1*
образом — как предмет деятельности человечества
в процессе исторического развития его познания.
Однако немецкие идеалисты могли развить
лишь идеалистическое понятие о деятельности и
о ее субъекте. Они пытались рассматривать действительность
в форме практики и в этом отношении
превосходили метафизических материалистов,
но под «практикой» они понимали не предметно-
материальную деятельность общественного человека,
изменяющую мир, а лишь «практику» сознания,
деятельность одного лишь мышления.
«Деятельная сторона» оказалась развитой философами
немецкого идеализма «абстрактно», «так
как идеализм, конечно, не знает действительной,
чувственной деятельности как таковой»1. Мир
оказался в их представлении порождением деятельного
сознания, притом главным образом логического
сознания, т. е. мышления.
Эта особенность немецкого идеализма обнаруживается
уже в философии Канта.
С одной стороны, Кант стремится выяснить то,
что в познании обусловлено деятельностью самого
сознания. Человек как субъект познания исследуется
Кантом в качестве существа деятельного,
а его сознание — как активный синтез данных
опыта. С другой стороны, деятельность сознания
противопоставляется у Канта предметному,
независимому от сознания содержанию действительности,
отрывается от своей основы, которая
провозглашается недоступной для познания.
Противоречие это является основным в системе
Канта. Им обусловлены многочисленные производные
противоречия, пронизывающие всю кан-
товскую философию.
Чрезвычайно сложное учение Канта возникло
не сразу. Оно претерпело значительные изменения,
впитало в себя ряд общественных, научных
и философских влияний, прежде чем сложилось
в той форме, которая определила место Канта в
истории философии.
Германия времен Канта — не единое государст-
1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 3, стр. 1.
4
венное целое, а конгломерат, состоявший из множества
по большей части мелких княжеств, кур-
фюршеств, «вольных» имперских городов, королевств.
В политической жизни германских государств
господствовали сословный сепаратизм и
разнобой местных интересов самого мизерного
масштаба. Сепаратизм политический был формой,
в которой проявлялись недоразвитость экономической
жизни Германии и незрелость ее социальных
сил. «Бессилие каждой отдельной области
жизни (здесь нельзя говорить ни о сословиях,
ни о классах, а в крайнем случае лишь о бывших
сословиях и неродившихся классах) не позволяло
ни одной из них завоевать исключительное
господство»2.
Отсутствие общественного класса, способного
возглавить борьбу за общие интересы немецкой
нации, крайнее раздробление социальных сил и
их незрелость были причиной того, что абсолютистское
государство, сложившееся в Германии в
своей «самой уродливой, полупатриархальной
форме»3, приобретает здесь — в представлении немецких
теоретиков — мнимую независимость от
своей социальной основы. В сознании немецкого
буржуазного общества и его теоретиков государство
ошибочно представляется как не зависящее
от классовых интересов. Представление о мнимой
самостоятельности государства усиливалось и поддерживалось
в сознании теоретиков сильным развитием
бюрократии.
Все эти обстоятельства отразились на развитии
духовной жизни Германии. Абсолютистская и бюрократическая
опека над наукой, философией, литературой
была чрезвычайно тягостна и стеснительна.
Некоторые крупнейшие деятели немецкой
науки, например Винкельман, бежали из Германии,
не будучи в силах вынести гнет политического
строя и приниженное положение науки.
Лессинг, величайший борец немецкого Просвещения,
рвался из Германии, как из тюрьмы, и толь-
2 К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 3, стр. 183.
3 Там же.
5
ко начавшаяся Семилетняя война заставила eго
вернуться в страну. Гёте также бежал из Веймара
в Италию, и время, проведенное им в стране
классического искусства, стало рубежом в его
творчестве.
При обстоятельствах, исторически сложившихся
в тогдашней Германии, немецкая литература
и наука получили особое общественное значение.
Сознание национального единства обнаружилось
главным образом в области литературы. Стихи,
драмы, поэмы, статьи Лессинга, Шиллера, Гёте
читались во всей Германии — в Саксонии так же,
как и в Пруссии, во Франкфурте так же, как
в Иене и Веймаре.
Классическая филология имела уже большие
достижения. Здесь не только накапливался обширный
материал, но и создавался метод критического
исследования. Однако результаты научных
изысканий были в большинстве случаев достоянием
узкого цеха специалистов. Всюду
господствовали рутина и педантизм.
Философия и наука находились в еще худших
условиях, чем литература. Над философской
мыслью властвовала богословская опека. Попытки
Реймаруса и Лессинга внести дух критики в библейскую
историю рассматривались как дерзкое посягательство
на устои протестантской религиозности.
(Кант, как будет показано ниже, на самом себе
испытал силу клерикальных наветов и теологической
опеки.)
В философии господство богословия сказывалось
в самом содержании дисциплин, преподававшихся
в университетах: в «рациональной теологии
» («философское» обоснование религии), «рациональной
психологии», т. е. «философском»,
а по сути религиозном, учении о нематериальной
сущности души и, наконец, «рациональной космологии
», как называлось умозрительное учение
о мироздании, приспособлявшееся обычно к ветхозаветным
представлениям о мире.
При обосновании всех этих учений главную
роль играли идеи Вольфа — последователя идеалиста
Лейбница. Многочисленные ученики Воль-
6
фа занимали большинство философских кафедр в
Германии. Философия, разрабатывавшаяся ими,
была полна компромиссов с религией и представляла
упрощенную, во многих вопросах даже опошленную
школьную переработку идеализма Лейбница,
его учения о целесообразности в природе.
Такова была философская школа, которую пришлось
пройти Канту.
В жизни его не было больших событий или
потрясений, крутых перемен или поворотов, резких
проявлений борьбы. Он занимался лишь изучением
наук и философии, преподавательской
деятельностью и изложением результатов своих
исследований, прожив всю жизнь в Кенигсберге
и его окрестностях. В те времена это был крупный
и оживленный торговый центр Восточной
Пруссии. Пестрое по национальному составу и
по роду занятий население доставляло Канту
большой материал для его этнических, антропологических
и психологических наблюдений.
Родился Кант 22 апреля 1724 г. в Кенигсберге
в небогатой семье ремесленника. В доме Канта
властвовал дух сурового благочестия, Канта первоначально
прочили в пасторы, но интерес к науке
и философии рано пробудился в нем и определил
его призвание. Способности Канта к науке
были рано замечены в семье, и ему была обеспечена
возможность получить серьезное образование
в Фридриховой коллегии в Кенигсберге. В университете
Кант познакомился с механической натурфилософией
Ньютона и с учением Вольфа. Непосредственным
учителем Канта был Мартин
Кнутцен. Из университета же он вынес превосходное
знание латинских классиков и мастерское
умение писать на латинском языке. На этом языке,
по обычаям того времени, были впоследствии
написаны Кантом его диссертации. Окончив в
1745 г. курс обучения, Кант в течение девяти лет
проживал и работал в качестве домашнего учите
ля в трех семействах. Два из них были аристократические.
Это давало Канту материальные
средства, необходимые для того, чтобы на досуге
вести философские исследования. В 1755 г. Кант
7
защитил диссертацию о принципах метафизического
знания и получил звание приват-доцента.
Профессуры в Кенигсбергском университете ему
пришлось ждать целых пятнадцать лет. Все это
время Кант служил в Кенигсбергской дворцовой
библиотеке в должности помощника библиотекаря,
получая всего 52 талера в год. Только в
1770 г., в возрасте сорока шести лет Кант был
назначен профессором логики и метафизики Ке-
нигсбергского университета. Здесь в течение многих
лет — до 1797 г.— Кант с поразительным трудолюбием
и добросовестностью преподавал огромный
цикл дисциплин — философских, математических
и физических. В это время им были написаны
все его основные философские произведения.
Совмещение напряженной педагогической и исследовательской
работы обеспечивалось не только
величайшим трудолюбием, но и строжайшим порядком
в распределении времени и занятий. Пунктуальность
и точность этого распорядка, которого
Кант неотступно придерживался, вызывали всеобщее
удивление.
В зрелые годы своей профессорской деятельности
Кант имел большой успех. Кант считал, что
все подробности результатов исследования надо
оставлять для книг, лекции же должны быть доступны
и скорее должны побуждать к самостоятельному
размышлению, чем исчерпывающе излагать
результаты исследований.
В размеренной, тихой жизни Канта можно отметить
три факта, нарушивших не столько распорядок
ее, сколько внутреннее течение мыслей
Канта.
Это, во-первых, влияние сочинений Руссо, во-
вторых, влияние событий французской буржуазной
революции, направившей внимание Канта на
вопросы теории права, государства и философии
истории, и, в-третьих, столкновение с прусским
правительством из-за сочинения о религии.
В событиях Французской революции Кант видел
попытку осуществления новых идеалов права
и гражданского порядка. Кант не скрывал своего
сочувственного отношения к перевороту 1789 г.,
8
а в сочинении, посвященном проблемам права, решительно
отвергал феодальные наследственные
привилегии. Отношение Канта к событиям Французской
революции выражалось им осторожно,
в крайне абстрактной философской форме и потому
не привело к каким-либо конфликтам с правительством.
Зато Канту не удалось избежать конфликта по
вопросу о религии. Опубликованное им в 1793 г.,
а в 1794 г. вышедшее вторым изданием сочинение
«Религия в пределах только разума» вызвало
бурю негодования в среде богословов и в правительственных
кругах. Истолкование религии в
духе деизма и морали казалось дерзким выступлением
против протестантских принципов. Недалекий
преемник Фридриха II, прусский король
Фридрих-Вильгельм, напуганный революцией
1789 г. и опасавшийся распространения идей
французского свободомыслия, подписал в 1794 г.
именной указ, в котором Канту было сделано предупреждение,
что дальнейшие его выступления по
вопросам религии, расходящиеся с протестантским
правоверием, повлекут за собой серьезные
репрессии.
Кант дал письменное обещание совершенно
воздерживаться от публичных высказываний по
вопросам религии, как в лекциях, так и в сочинениях.
После смерти Фридриха-Вильгельма, последовавшей
в 1797 г., Кант не считал уже себя
связанным обещанием. Впрочем, в это время силы
Канта шли на убыль. С 1797 г. он оставляет университетское
преподавание и замыкается почти
безвыходно в домашней жизни.
Последнее десятилетие XVIII в. было вершиной
прижизненной известности Канта и временем
наибольшего влияния его философии. Книги Канта
начинают читать, обсуждать и комментировать
не только в Германии, но и в Голландии и в
Англии. В 1795 г. сочинение Канта о вечном мире
появляется в переводе на французский язык во
Франции.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: