ЖИЗНЬ И ТРУДЫ АРИСТОТЕЛЯ

Время: 13-01-2013, 23:04 Просмотров: 2902 Автор: antonin
    
ЖИЗНЬ И ТРУДЫ АРИСТОТЕЛЯ
ристотель родился в 384 г. и умер в 322 г. до н. э. Родина философа — город Стагир. Эта греческая колония была расположена на северо-западном побережье Эгейского моря. Ее окружали иллирийские и фра кийские племена, бывшие тогда все еще яа родо вой ступени общественного развития. Оторванный от Эллады, Стагир и соседние с ним полисы (суве ренные города-государства, включавшие прилегав шие к ним земли) попали в числе первых грече ских городов в политическую зависимость от быст ро возвышающейся македонской монархии. Отец Аристотеля Никомах принадлежал к потомствен ному роду врачей и служил у македонского царя Аминты III. Аристотель провел детство при дво ре, общаясь со своим сверстником — сыном Амин ты Филиппом, будущим македонским царем Фи липпом II. Впоследствии Аристотель был воспи тателем ею сына — Александра Македонского. В 369 г. пятнадцатилетний Аристотель лишился родителей. В свои отроческие годы он помогал отцу в его медицинской практике и мог унаследо вать его профессию. Но опекун Проксен разрешил ему оставить родину и отправиться для получения образования в центр культурной жизни Эллады — город Афины.
Первый афинский период. Прибыв в Афины семнадцатилетним юношей в 367/6 г., Аристотель
поступил в существовавшую там уже в течение 20 лет Академию Платона, где пробыл 20 лет сначала в качестве ученика, а затем и учителя. Когда Аристотель приобщился к философской школе Платона, последнему было уже 60 лет и он находился на вершине своей прижизненной фи лософской славы. Платон высоко ценил Аристотеля и называл его «умом». Сравнивая Аристотеля с другим своим учеником — Ксенократом, Платон говорил, что «один (Ксенократ.— А. Ч.) нужда ется в шпорах, другой (Аристотель.— А. Ч.)— в узде» (см. 52, 183). Аристотель же всегда глубо ко уважал своего учителя.
Платон скончался в 348/7 г. в возрасте 80 лет. В одном из трех сохранившихся (в данном случае частично) стихотворений Аристотеля говорится, что дурной человек не имеет права даже хвалить Платона, который первый показал как своим об разом жизни, так и учением, что быть хорошим и быть счастливым — две стороны одного и того же стремления. В 355 г. положение Аристотеля в Афинах, где он как иногородец не имел политиче ских и гражданских прав, несколько упрочилось в связи с приходом к власти промакедонской пар тии. Однако Аристотель и Ксенократ решили по кинуть Афины. К этому их побудило нежелание оставаться в Академии под началом у племянни ка Платона Спевсиппа, который стал схолархом не благодаря своему духовному превосходству, а лишь потому, что к нему как наследнику Платона перешло имущество Академии.
Годы странствий. Покинув великий город, Аристотель находит себе убежище в малоазий- ском городе Ассосе в Троаде. То, что Аристо тель избрал именно этот город, имело свои осно вания. Прибрежный Ассос был только что основан
Гермием — тиранном малоазийского города Атар- нея, признанным в этом своем качестве персами, в руках которых тогда находилась вся Малая Азия. Став правителем, Гермий, имевший ранее какое-то отношение к школе Платона, обратился к нему за помощью в деле законодательства. В от ветном письме (оно сохранилось) Платон посове товал Гермию воспользоваться той счастливой случайностью, что в Троаде, в родном им городе Скепсисе, находятся «академики» Эраст и Кориск, чья помощь стоит полка кавалерии и золотого руд ника (см.: 48, 3 (2), 521). Гермий внял совету Платона, и два философа-консультанта, памятуя, что идеальный правитель должен быть царем- философом, засадили его за изучение геометрии, которая играла в Академии роль пропедевтики к философии. После смерти Платона в Ассос к Эрас ту и Кориску прибыл Аристотель. Поняв к этому времени, что хороший правитель вовсе не должен сам быть философом, дабы не подменять благие дела красивыми речами (достаточно, чтобы он пользовался советами философов), Аристотель освободил Гермия от изучения геометрии.
Мыслитель провел в Ассосе три года (348/7— 345/4). Здесь он нашел себя — его собственное мировоззрение определилось. К тому же племян ница (и приемная дочь) Гермия Пифиада стано вится женой Аристотеля и матерью его дочери, Пифиады-младшей. Последующие три года Ари стотель живет в городе Митилена на соседнем с Ассосом острове Лесбос, куда его пригласил Тео фраст— друг и помощник, уроженец тех мест.
В 343/2 г. Аристотель прибыл в новую столицу Македонии — город Пеллу: он был приглашен Фи липпом II воспитывать тринадцатилетнего Алек сандра. В выборе Филиппа сыграли роль, по-види- 10 ^сссссссссссссооссссссссссссссс^^
мому, и старое знакомство с Аристотелем, и слава последнего как философа (учившего к тому же, что историческое предначертание греков — стать властелинами мира). Трудно Сказать, в чем со стояла методика воспитания Аристотеля и на сколько ему удалось облагородить характер буду щего «завоевателя мира», отличавшегося безрас судной смелостью, вспыльчивостью, упрямством и безмерным честолюбием. Но конечно, Аристо тель не стремился сделать из Александра филосо фа (чего желал бы на его месте Платон) и не .мучил его геометрией, а нашел главное средство воспитания в поэзии, и особенно в эпосе Гомера {которого Платон предполагал изгнать из своего идеального государства). Говорят, что Аристо тель специально для своего воспитанника «издал» гомеровскую «Илиаду», благодаря чему тот на шел свой идеал в Ахилле. Впоследствии Александр якобы сказал: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю — тем, что дает ей цену» (77лу- тарх. Александр VIII). Воспитание Александра Закончилось, когда последний в шестнадцатилетнем возрасте стал соправителем своего отца.
Аристотель возвращается на родину — в Стагир, который был разрушен Филиппом II в 349 г. в войне против Афин, но потом восстановлен са мим же Филиппом в благодарность Аристотелю за воспитание сына. В Стагире Аристотель провел три года (339—336). В это время (338) происхо дит решающее для всей Эллады событие — сра жение при Херонее (в Беотии), в котором Фи липп II нанес решительное поражение соединенному греческому войску и стал властелином всей Элла ды. Эпоха классической Греции как совокупности полисов на этом заканчивается.
т^сссаоссссс
Второй афинский период. Оказавшись в 335 г. сно ва в Афинах, уже пятидесятилетним мужем, Ари стотель при поддержке македонян, и в первую оче редь своего друга Антипатра, которого Александр, ушедший в поход против персов, оставил намест ником на Балканах, открывает собственную фило софскую школу. Правда, как иногородцу, ему раз решается открыть школу лишь за чертой города — к востоку от городской границы Афин, в Ликее. Ранее Ликей был одним из афинских гимнасиев (местом для гимнастических упражнений). Он на ходился рядом с храмом Аполлона Ликейского, что и дало название и гимнасию, и школе Аристо теля. В состав территории школы вошли соседние с гимнасием тенистая роща и сад с крытыми га лереями для прогулки. Так как «прогулка» и «кры тая галерея вокруг двора» по-древнегречески «пери- патос», то школа Аристотеля получила второе назва ние— «перипатетическая» (мнение, что это назва ние произошло от того, что Аристотель имел обык новение преподавать, прогуливаясь вместе со свои ми учениками, ныне оставлено). От него происхо дит название членов Ликея — «перипатетики». Ари стотель преподавал в Ликее более двенадцати лет.
Второл афинский период целиком совпадает с периодом походов Александра Македонского, иначе говоря, с «эпохой Александра», которая бы ла, как подчеркивает К. Маркс, временем «высо чайшего внешнего расцвета» Эллады (1, /, 98— 99). Аристотель пытался внушить Александру мысль о принципиальном различии греков и не- греков. Его письмо Александру о колонизации успеха у царя не имело. Он поощрял смешение пришлого, македонского и местного, греческого на селения (см. Плутарх. О судьбе и доблести Алек сандра I 6). Кроме того, он вообразил себя БОСТОН* 
ным деспотом-полубогом и требовал от своих дру зей и соратников соответствующих почестей. Племянник Аристотеля Каллисфен, бывший исто риографом Александра, отказался признать такое превращение македонского монарха в фараона и был казиен, что привело к охлаждению отношений между бывшим воспитанником и бывшим воспи тателем.
Неожиданная смерть тридцатитрехлетнего Алек сандра в Вавилоне (который он предполагал сде лать столицей своей сверхдержавы) 10 июня 323 г. вызвала в Афинах антимакедонское восстание, в ходе которого представители промакедонской партии были подвергнуты репрессиям. Не избежал общей участи и наш философ. Верховный жрец Элевсинских таинств предъявляет ему стереотипное обвинение в кощунстве. Поводом для этого послу жило давнишнее стихотворение Аристотеля на смерть казненного персами Гермия. Оно квалифи цируется как пеан — гимн в честь бога, что не по добало смертному, а потому считалось кощунст вом. Не дожидаясь суда, Аристотель передает управление Ликеем Теофрасту и покидает город, дабы избавить афинян от вторичного преступле ния против философии (под первым преступлением мыслитель подразумевал казнь Сократа в 399 г.) (см. Элиан. Пестрые рассказы III 36). Аристотель отправляется в Халкиду (на острове Эвбея). Через два месяца он умирает от мучившей его всю жизнь болезни желудка. Возможно, Аристотель поспешил с бегством: его друг Антипатр вскоре подавил вос стание в Афинах и власть промакедонской партии была восстановлена.
Диоген Лаэртский приводит завещание Аристо теля. В нем исполнителем своей воли Аристотель назначает Антипатра.
Аристотель оставляет содержание своей наложнице Герпиллиаде, матери его сына Никомаха, и делает распоряжения отно сительно обоих детей. Некоторых своих рабов Ари стотель отпускает на волю (см. 50, 208—210). Сын Аристотеля Никомах, принявший было уча стие в издании письменного наследия отца, уми рает молодым.
Сочинения Аристотеля. Детище Аристотеля — его философская школа Ликей просуществовала до конца античного мира. «Детьми» Стагирита были и его сочинения. Наследие мыслителя огромно. Древние каталоги его трудов содержали названия нескольких сот «книг» (см., например, каталог Диогена Лаэртского.— Там же, 212—213). До нас дошла лишь небольшая их часть. Аристотелевские сочинения распадаются на три группы: 1) диалоги и другие произведения, созданные Аристотелем в период его пребывания в Академии или чуть позд нее; это произведения, судя по сохранившимся от рывкам, тщательно им отредактированные; 2) осу ществленные под руководством Аристотеля коллек тивные труды его школы, в частности описания 158 государственных систем из числа существовав ших тогда в Элладе и за ее пределами; 3) трак таты; несмотря на несовершенство формы, это основные труды Аристотеля — в них выражено его зрелое мировоззрение.
Судьба каждой из трех групп сочинений была различной. Все диалоги и другие ранние труды
Аристотеля погибли. Мы знаем об их содержании на основании некоторых отрывков из них, приво димых в трудах более поздних античных авторов, а также в пересказе. Например, сочинение Аристо теля «Увещевания» пересказывается Ямвлихом в одноименном труде. Содержание сочинений «Об идеях», «О благе», «О философии» подробно пе редается греческим комментатором Аристотеля Александром Афродисийским. Погибли и все кол лективные работы, в том числе описания государ ственных устройств, исключая «Афинскую поли тою», связываемую обычно с именем самого Ари стотеля. Ее папирусный список был найден в конце прошлого столетия в песках Египта, где благодаря сухости климата непрочный папирус хорошо сохра няется. Уцелела и «История животных».
Что касается третьей группы сочинений, то в большинстве своем они до нас дошли, хотя и в сильно испорченном виде. Согласно Страбону (см. 56, 571) и Плутарху (см. 55, 2, 139—140), эти трактаты Аристотеля, первоначально отредак тированные Евдемом Родосским и сыном Аристо теля Никомахом, были завещаны Теофрастом (ум. в 287 г.) сыну вышеупоминаемого «академи ка» Кориска перипатетику Нелею, который поме стил их в своем доме в Скепсисе. Когда через не сколько десятилетий Атталидская династия Пер- гамского царства в своем соперничестве с царством Птолемеев в Египте пожелала организовать в Пер- гаме свой культурный центр, равный александрий скому Мусею, и стала собирать для этого рукописи, наследники Нелея, сами далекие от философии, но дорожившие трактатами, спрятали их в погреб, где они пролежали в темноте и сырости лет полтораста, пока не были проданы афинскому библиофилу Апелликону — офицеру, служившему при Митри- дате. В начале I в. Апелликон безуспешно попы тался издать их в Афинах. Когда же в 86 г. Сулла захватил Афины, то в числе его военной добычи оказались и эти рукописи. Сулла доставил их в Рим и распорядился об их издании. Наконец, в сере дине I в. перипатетик Андроник Родосский издал «корпус Аристотеля» — собрание его трактатов. Таким образом, согласно преданию, получается, что основные труды Аристотеля оставались неиз вестными античному миру с середины III до сере дины I в. В самом деле, Эпикур знал лишь диало ги Аристотеля. Однако ранняя Стоя была знако ма и с его логическими трактатами. Поэтому мож но думать, что какие-то трактаты Аристотеля все же имели хождение в списках, а к Апелликону по пали подлинники.
Диалог «Евдем» представляет Аристотеля как убежденного платоника. Философ как будто пол ностью разделяет идеалистическое учение о поту сторонних идеях как вечных и неизменных образ цах и причинах преходящих вещей чувственного мира, об антагонизме бессмертной возвышенной души и смертного низменного тела, а также уче ние о познании как вспоминании душой некогда полученного в потустороннем мире знания, которое она утратила, упав в этот мир и воплотившись. Аристотель рассказывает о том, что молодой кип риот, его друг Евдем, примкнувший, как и он, к платоновской школе, был изгнан с родного остро ва по политическим мотивам. Находясь в городе Фера в Фессалии, он тяжело заболел. Во сне ему явился прекрасный юноша, который предсказал спящему, что он выздоровеет и в течение ближай ших пяти лет вернется на родину, а тиранн Феры погибнет. И в самом деле Евдем выздоровел, а ти ранн был убит. Но Евдем не вернулся на Кипр, он погиб при осаде Дионом Сиракуз в 354 г. Однако Аристотель утверждает, что и третье предсказание свершилось, ибо под «возвращением на родину» следует понимать возвращение души Евдема в мир истины, красоты и добра. Аристотель объявляет союз души и тела противоестественным и приводит известное пессимистическое изречение поэта Феог- ни да: «Вовсе на свет не родиться — для смертного лучшая доля...» (51, 89).
В «Увещеваниях», обращенных к правителю Кип ра Темисону, Аристотель прославляет философию. По его мнению, всякое содержательное отрицание философии уже в некотором роде философствова ние. Философия трудна, она имеет дело со всеоб щим и неизменным и не нисходит до частностей. Однако она не бесполезна, ибо, открывая идеалы, дает образцы общественной и частной жизни. Нау ки (а в «Увещеваниях» философия трактуется как знание вообще) уже многого достигли без помощи государства. Каковы же будут их успехи, когда они начнут получать эту помощь?! В данном сочи нении Аристотель доводит до крайности платонов ский антагонизм души и тела, говоря, что они свя заны между собой, как живой человек — с трупом, накрепко к нему прикрученным (так этрусские пи раты расправлялись с оставшимися в живых плен никами).
Но уже в конце первого афинского периода, т. е. еще в платоновской Академии, Аристотель начинает расходиться со своим учителем во взгля дах. Об этом свидетельствуют его сочинения «Об идеях» и «О благе», диалог «О философии» и, кроме того, ранние книги некоторых трактатов. Аристотелевские трактаты могут быть разделены по своему содержанию на восемь подгрупп: 1) логи ческие ( Первая аналитика», «Вторая аналитика»
«Топика», «Опровержение софизмов», «Катего рии», Об истолковании»; объединены позднее под общим наименованием «Органон»); 2) собственно философские («Метафизика»); 3) физические («Физика», «О небе», О возникновении и уничто жении», «Метеорологика»); 4) биологические («История животных», «О частях животных», «О движении животных», «О пооисхождении жи вотных»); 5) психологические («О душе» и восемь работ, объединенных затем под общим наименова нием «Parva naturalia»); 6) этические («Нико- махова этика», «Евдемова этика», «Большая эти ка»); 7) политико-экономические («Политика»,
«Экономика»); 8) искусствоведческие («Поэтика», «Риторика»).
С трактатами Аристотеля связан так называе мый аристотелевский вопрос — вопрос об установ лении хронологической последовательности входя щих в состав трактатов «книг», а тем самым и вопрос о фмлософской эволюции взглядов Аристо теля. Большую роль в его уяснении сыграла в 20-х годах нашего века работа немецкого ученого Вер нера Йегера «Аристотель». Йегер первым попытал ся реконструировать аристотелевские диалоги. Он показал также неоднородность аристотелевских трактатов и подчеркнул большое значение в твор честве Аристотеля его второго периода (годов странствий). Он считал, что Аристотель эволю ционировал от платоновского априоризма к эмпи ризму, о чем говорят, по его мнению, биологиче ские сочинения Аристотеля, которые Йегер отнес в самый конец деятельности философа. Однако позднее английский издатель и комментатор био логических трудов Аристотеля Дарси Томпсон по казал, что эти работы опираются на биологический материал Восточного Средиземноморья, точнее го- 18 ъсесесоэос&осаэсесссссеаэсс^^
воря, окрестностей Ассоса и Лесбоса, а потому они выполнены во время пребывания Аристотеля в Малой Азии, т. е. во второй период. В соответст вии с этим голландский ученый Ф. Нуйенс отнес биологические работы ко второму периоду и, поло жив в основу своей периодизации трудов Аристоте ля изменение его взглядов на взаимоотношения души и тела, разума и души, дал в своем труде «Эволюция психологии Аристотеля» иную, чем Йегер, последовательность сочинений Аристотеля.
Остановимся на главном философском труде Аристотеля — «Метафизике». Прежде всего отме тим, что сам термин «метафизика» был Аристоте лю неизвестен; это неологизм издателя Аристо теля Андроника Родосского. Он поместил собст венно философские книги Аристотеля после книг по физике и, не зная, как это назвать, обозначил словами «то, что после физики» (та мета та фю- сика), откуда путем выпадения артикля и слияния и получилось слово «метафизика». «Метафизика» Аристотеля сложилась стихийно из разных частей, написанных в разное время. Отсюда ее противо речия и повторы. Например, ранняя часть XI кни ги предвосхищает содержание III, IV и VI книг. Поздняя часть XIII книги — новый вариант XIV и частично I книги (4-я и 5-я главы XIII книги — прямое переложение 6-й и 9-й глав I книги «Мета физики»). Книга XII самостоятельна. Так же са мостоятельны вся XIV и частично XIII книги. Самостоятельна V книга — первый словарь фило софских терминов. Йегер различил в «Метафизике» ранние и поздние части, а внутри их — основные и побочные (см. нижеприведенную таблицу). Отсут ствие II книги объясняется тем, что она считается неаристотелевской и издавна обозначалась строч ной альфой, в результате чего числовой номер
книг «Метафизики», начиная с III, равен номеру обозначающей ее буквы в греческом алфавите плюс единица. Из таблицы видно, что более или менее связное целое образуют I, III, IV, VI, VII, IX книги «Метафизики». Изучение «Метафизики» следует начинать с них. Предварительно можно изучить книгу V — словарь философских терминов.
Периоды деятель ности Аристотеля
Основные Побочные
Второй период
I (Л). V (Д),
III (В), XI (К), 1-8
IV (Г) XII (Л),
кроме 8
XIII (М), 9—10XIV (N)
Третий период
VI (К), XI (К), 9-10,
VII (Z). XII (Л), 8
VIII (Н), IX (в), X (I)
XIII, кроме 9—10

Понять учение Аристотеля трудно. И это объяс няется не только плохой сохранностью текстов, но и тем, что у Стагирита нет однозначного реше ния принципиальных философских вопросов, та ких, как взаимоотношение общего и отдельного, души и тела, эмпирической и рациональной ступе ней познания. Он колебался между материализмом и идеализмом, между «линией Демокрита» и «ли нией Платона». В целом учение Аристотеля можно охарактеризовать как объективный идеализм со аначительными элементами стихийного материа лизма.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: