ВВЕДЕНИЕ

Время: 13-01-2013, 23:01 Просмотров: 497 Автор: antonin
    
ВВЕДЕНИЕ

Величайшего древнегреческого фило софа Аристотеля Ф. Энгельс назы вал «самой универсальной головой»
среди древних, мыслителем, исследовавшим «су щественнейшие формы диалектического мышления» (1, 20, 19) . Аристотель жил в IV в. до н. э. К этому времени древнезападная, античная, фи лософия уже имела хотя сравнительно и непродол жительную, но богатую историю. Еще в VII в. в Греции не было ни одного философа. Во време на Аристотеля здесь существовало уже несколько философских школ, крупнейшей из которых была школа самого Аристотеля, насчитывавшая несколь ко сот учеников. Античная философия развивалась быстро. Ее прогресс удивителен. Но еще более уди вительно как бы внезапное ее возникновение. Мож но сказать, что между Гомером и Гесиодом и пер выми греческими философами разница качествен ная, а между этими философами и Аристотелем — количественная, хотя первые античные философы отстояли по времени от Гомера и Гесиода немно гим больше, чем от Аристотеля.
Мировоззрение Гомера и Гесиода было в основ ном мифологическим и уходило своими корнями в представления людей первобытного общества — в стихийный антропоморфизм, удваивавший мир,
видевший в каждом естественном явлении его сверхъестественного двойника. И самые начала ми роздания выступали для первобытного сознания в таких же антропоморфных образах. Однако на чатки философии мы находим уже у Гомера и осо бенно у Гесиода.
Мировоззрение Гераклита и Аристотеля — фи лософское мировоззрение. Гераклит отождествляет начало мироздания не с каким-либо сверхприрод- ным существом, а с одним из состояний вещества, в котором к тому же видит не только генетическое («был»), но и субстанциальное («есть») начало. Теогония сменяется космогонией, фантазирование о мироздании — мышлением о нем. Но уместно за метить, что первобытный мифологический антропо морфизм нашел своего преемника в лице антропо морфизма философско-идеалистического, когда ми роздание уподобляется человеку в аспекте мыш ления. Такой философский антропоморфизм про является и у Аристотеля в его учении о боге как о самом себе мыслящем мышлении и о первоначале мироздания.
Назовем теперь предшествующие Аристотелю школы и учения. Античную философию, которая была целостным явлением в истории философии, т. е. имела свое начало, середину и завершение, можно разделить на пять периодов. Первый из них мы обозначим как нулевой — это предфилософия. Заметим, что все существующее во времени имеет свою историю, а все имеющее историю имеет и предысторию, причем всякая история без своей предыстории непонятна. Первый же период антич ной философии — период ее зарождения из мифо логического мировоззрения — явился как бы диа лектическим отрицанием последнего под влиянием развивающегося знания и мышления.

Создателями этих учений были философы Ми летской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), зачинатель школы элеатов Ксенофан, Пифагор и ранние пифагорейцы — устроители Пифагорейского союза, философ-одиночка Гераклит и его совре менник и философский антипод Парменид — глав ный представитель уже упомянутой школы элеа тов. Все эти философы жили в VI в.
Второй период в истории античной философии — период ее зрелости — является главным, наиболее значительным и наиболее сложным. Сюда относят ся учения великих натурфилософов — Эмпедокла и Анаксагора, Левкиппа и Демокрита, а также пи фагорейца Филолая и средних пифагорейцев. К это му же периоду относится движение софистов, впер вые обратившихся к антропологической, а в связи с ней и к этическо-социальной проблематике. В уче ниях софистов и Сократа зарождается также проб лема философской методологии. Время деятельно сти упомянутых философов — V в. — составляет первую половину рассматриваемого периода исто рии античной философии. Вторая его половина при ходится на IV в. Это время деятельности Платона, первого сознательного античного идеалиста, введ шего в философский обиход термин «идея» именно как «идеальное» (в обыденном языке это слово имело значение «вид», «образ»). Сюда относится и начало деятельности так называемых сократиче ских школ (киников, киренаиков и др). Учение Аристотеля завершает этот период. Об остальных периодах мы будем говорить в Заключении.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: