ТЕОРИЯ «ИДЕЙ», КОСМОЛОГИЯ ПЛАТОНА И ПИФАГОРЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧИСЛАХ

Время: 13-01-2013, 21:11 Просмотров: 1484 Автор: antonin
    
ТЕОРИЯ «ИДЕЙ», КОСМОЛОГИЯ ПЛАТОНА И ПИФАГОРЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧИСЛАХ
Учение Платона разрабатывалось в течение более чем полувека. За это время оно не оста¬лось одним и тем же, но развивалось и изме¬нялось. Важным этапом в идейном развитии Платона оказалось происшедшее еще в Италии его сближение с пифагорейцами, влияние их ре-лигиозно-этического учения, их философии чис-ла и их космологии.
Ранние пифагорейцы (VI в. до н. э.) пред-ставляли скорее религиозно-нравственную сек-ту, чем научную школу. Но уже основатель школы Пифагор пришел на основе занятий ма-тематикой, музыкальной акустикой и астроно-мией к убеждению, что все сущее происходит из «чисел». На эту мысль, которая может по¬казаться странной, Пифагора и его учеников навело прежде всего открытие числовых зако-номерностей, лежащих в основе благозвучных музыкальных интервалов октавы, квинты и кварты.
Принципиальное значение этого открытия трудно переоценить. Для непосредственного восприятия музыкальные интервалы казались явлением чисто качественных различий: вот
это—благозвучный аккорд октавы, а это — квин-ты, а это — кварты. Исследования пифагорей¬цев показали, что основу этих качеств образу¬ют именно количественные различия, определя-емые числом. Иными словами, качество сводит¬ся к лежащему в его основе числу. Качество — только видимость, реальность и сущность — в числе.
Воззрение это, подтверждавшееся в области музыкальной акустики, подтверждалось как будто и в астрономии. Распределение орбит пла-нет в мировом пространстве также сводилось к числовым пропорциям и отношениям.
Пифагорейцы не ограничивались установле-нием роли числа в частных сферах акустики и астрономии. Принцип, обоснованный в этих сферах, они обобщили и превратили в основной принцип своего учения о бытии. Все произошло из числа. В основе всех качественных свойств и различий лежат свойства и отношения чисел.
Как ни наивно было это воззрение, в нем таилась важная и глубокая мысль. Пифагорей¬цы первые наметили принцип будущего мате-матического естествознания. В дальнейшем их догадки и наблюдения привели к гораздо более серьезным и важным обобщениям. Этико-рели-гиозная секта, не утрачивая этого своего ха-рактера, становится одновременно и научной школой. Пифагорейцы разрабатывают вопросы математики, акустики, космологии, психологии, медицины.
Математические и космологические учения пифагорейцев IV в. (таких, как Архит) и кон¬ца V в. (таких, как Филолай), несомненно, бы¬ли известны Платону и должны были привлечь его внимание. Возможно и вероятно, что не только пифагорейцы повлияли на Платона, но что пифагорейские теории IV в. сами сложи¬лись и развивались под влиянием платонизма. В позднем и весьма важном для понимания платонизма диалоге «Тимей» Платон прямо вкладывает излагаемое им космологическое уче-ние в уста пифагорейца.
Согласно этому учению, мир есть живое су-щество, имеющее форму шара. Как живое су-щество мир имеет душу. Это мировая душа (he toy cosmoy psyche). Душа не есть часть мира. Душа окружает весь мир и состоит из трех на¬чал: «тождественного», «иного» и «сущности». Начала эти — высшие основания «предельного» и «беспредельного» бытия, т. е. бытия идеально¬го и материального. Они распределены согласно законам музыкальной октавы и в кругах, увле-кающих небесные светила собственным движе-нием.
Тело мира состоит из элементов земли, воды, огня и воздуха. Элементы эти образуют про-порциональные соединения — по законам чисел. Круг «тождественного» образует круг непо-движных по отношению друг к другу звезд. Круг «иного» — круг планет, перемещающихся на небесном своде относительно звезд и друг друга (Платон, Тимей, 36 В).
И звезды, и планеты —существа божествен-ные; мировая душа одушевляет их, так же как и остальной мир (там же, 37 D). Поскольку элементы земли, воды, огня и воздуха телесны, то они, как геометрические тела, состоят из плоскостей. Стереометрическая форма земли — куб, воды — икосаэдр (двадцатигранник), ог¬ня— пирамида, воздуха — октаэдр (восьмигран¬ник). Небо украшено по образцу додекаэдра (двенадцатигранника). Жизнью мира правят числовые отношения и гармония.
«Мировая душа» не только живет, но и по-знает. В своем круговом возвратном движении она, соприкасаясь с тем, что имеет сущность, свидетельствует о том, что с чем тождественно, что от чего отличается, а также где, когда и ка-ким образом всему бывающему доводится быть — по отношению к вечно неизменному и по отношению к другому бывающему. Слово этого свидетельства одинаково истинно как по отношению к «иному», так и по отношению к «тождественному». Когда это слово относится к чувственному, возникают твердые истинные мнения и верования. Когда же оно относится к разумному, мысль и знание необходимо дости-гают совершенства.
Душа человека родственна душе мира: в ней подобная гармония и подобные же круговоро¬ты. Сначала душа жила на звезде, но впослед¬ствии была заключена в тело, которое и стало причиной ее нестройности, или дисгармонии. Цель человеческой жизни — восстановление пер¬воначальной совершенной природы. Достигает¬ся она изучением круговращений небес и гар¬монии. Орудием для ее достижения служат на¬ши чувства. К той же цели ведут способность речи и музыкальный голос, служащий слуху, а через слух -1— гармонии. Движения гармонии родственны круговращениям души.
Математические, космологические, физические идеи «Тимея» неотделимы от мифологической фантастики, ставшей впоследствии предметом усердного комментирования в неоплатонической литературе. В «Тимее» излагается миф о все-лении человеческих душ в тела птиц и зверей. Это вселение определяется нравственным подо-бием тому или иному виду живых существ. До-стигнув очищения, душа вновь возвращается на свою звезду.
Сходство между учением Платона и пифаго-рейцев обнимает целый ряд пунктов. Сам Пла¬тон удостоверил это сходство в своем «Филе- бе». «Древние, — говорит он здесь, — которые были лучше нас и обитали ближе к богам, пе¬редали нам сказание, что все, о чем говорится, как о вечно сущем, состоит из единства и мно¬жества и заключает в себе сросшиеся воедино предел и беспредельность» (Платон, Филеб,
16 С — D).
Из этого строения сущего Платон выводит метод его познания. А именно «мы всегда долж-ны полагать одну идею относительно каждой вещи и соответственно этому вести исследо-вание: в заключение мы эту идею найдем» (там же).
Область «идей» образует своего рода иерар¬хию, связанную в некую систему. Поэтому, найдя искомую «идею», необходимо рассмот¬реть, не существует ли кроме нее еще какого- либо другого числа идей, и затем «с каждым из этих единств поступать таким же образом до тех пор, пока первоначальное единство не пред¬станет взору... как количественно определен¬ное» (там же, 16 D).
Идею же беспредельного можно прилагать ко множеству не непосредственно после единст¬ва, но лишь «после того, как будет охвачено взором все его число, заключенное между бес-предельным и единым...» (там же). Напротив, «современные мудрецы», которым в этом во-просе возражает Платон, непосредственно после единства помещают беспредельное, и потому промежуточные члены ускользают от них.
Здесь Платон говорит о пифагорейцах как о родоначальниках искусства различать роды, ви-ды и устанавливать их субординацию. Дейст¬вия над понятиями связаны у пифагорейцев с их учением о числах. Все познаваемое, соглас¬но их взгляду, имеет свое число. В числе в свою очередь различаются два рода: четные и нечетные числа. Кроме них существует сме-шанный род — число четно-нечетное. Каждый из этих родов делится на виды, а эти виды — на принадлежащие им виды.
Близость своего учения к пифагорейскому Платон отмечает и в диалоге «Политик». Но в нем он и осуждает пифагорейцев — за то, что они не умеют правильно применять найденную ими истину. Диалектика пифагорейцев несовер-шенна. Они не умеют открывать истинную суб-ординацию вещей. Они или сводят в единство различные вещи, или разделяют вещи, как пло-хие повара, о которых Платон говорит в «Фед- ре», не на их действительные естественные час-ти. Напротив, согласно Платону, истинный ме-тод предполагает умение сочетать двоякое: при усмотрении родового единства не упускать из виду видовые различия, а при рассмотрении видовых различий неустанно вести исследова-ние до того, пока все эти различия не будут включены в пределы соответствующего рода.
Сродство «идей» Платона и «чисел» пифаго-рейцев очевидно. «Идеи» и «числа» — бестелес-ные прообразы пластических телесных типов вещей, а также прообразы закономерности, со-гласно которой все совершается в мире. Как и у пифагорейцев, у Платона «идея» — единое в многообразии, одновременно причина и цель, сообщающая многому характер общности; у
Платона, как и у пифагорейцев, «число» — при-чина порядка, связь вечно постоянного мирово¬го строя.
В поздний период своего развития Платон пришел к тому, что попросту отождествил свои «идеи» с «числами» пифагорейцев.
Сведя все существующее к «числам», пифа-горейцы выделили в сущем как его основные и всеопределяющие противоположности предел и беспредельное (peras и apeiron). При этом «предел» они характеризовали как начало доб-рое, мужское, разумное и неподвижное, а «бес-предельное»— как дурное, женское, неразумное и подвижное.
В своем позднем воззрении Платон подобным образом исходит из мысли, будто вселенная образована необходимостью, которая подчини-лась разумному убеждению (Платон, Тимей, 48 А и 28 А). Поэтому Платон говорит о при¬чинах двоякого рода: о тех, которые совместно с умом создают прекрасное и доброе, и о тех, которые, будучи лишены ума, производят вся¬кий раз без порядка что придется.
В своей космологии Платон сближает необ-ходимость с пространством и называет ее, как и пространство, на своем полумифологическом языке «кормилицей происхождения» (там же,
46 Е).
Роль, какую по отношению к разнообразию существующих вещей играет у пифагорейцев беспредельное (apeiron), в философии Платона относительно того же разнообразия вещей игра-ет «кормилица происхождения». Многообразие вещей, производимых идеей-числом, — резуль-тат ограничения, обособления и определения пустого пространства.
Элементы физического мира — огонь, вода, воздух. Они представляют каждый в отдель¬ности пустое пространство, ограниченное пло¬скостями. Сами эти плоскости состоят из тре¬угольников. Из смешанных между собой видов треугольников и возникло беспредельное мно¬жество вещей природы.
Для нашего представления о природе про-странственные определения неизбежны. С их помощью мы представляем себе не только все множество вещей природы, но даже вечные роды сущего. Такой способ представления вну¬шает нам сама «кормилица происхождения».
Согласно космологии Платона, истинно су¬щая природа совмещает в себе единство и двой-ственность: она есть и неизменное, тождествен-ное себе бытие, и отличное от него подобие этого бытия в изменчивом и нетождественном мире вещей. Как отличающаяся от бытия, «кор-милица происхождения» есть небытие, но, как присущая небытию, она есть сущее небытие. При этом тождественное себе бытие есть «идея», начало бестелесное, идеальное. Напротив, «иное», или вечно существующее пространство, есть начало телесное, материальное.
Наконец, имеется знаменательная близость между Платоном и пифагорейцами и в их уче-ниях о начале, посредствующем между идеаль-ной и вещественной сферами. У пифагорейцев это средний Космос, или область правильного движения; он посредствует между горним Олим-пом, местопребыванием чистых стихий, и доль-ним Ураном, местом становления. У Платона этому посредствующему началу пифагорейцев соответствует «мировая душа». Платоновская «мировая душа» посредствует между идеаль¬
ным и телесным мирами, а также осуществляет начало движения, подчиненного мере.
У пифагорейцев дополнением к учению о «ми-ровой душе» является их учение -— астрономи-ческое и вместе с тем философское — о «цент-ральном огне». Этот огонь, идущий от центра мира, порождает небесные светила, окружает мир; он есть причина порядка во вселенной.
Сходное видим и у Платона: «душа мира» на-правляется из центра, окружает, или облекает, весь мир; она есть начало порядка и закономер-ного строя; от нее получают жизнь небесные светила. Даже ход образования мировой души имеет соответствие в учени” пифагорейцев о числах.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: