ВИДЫ ЗНАНИЯ

Время: 13-01-2013, 21:03 Просмотров: 1516 Автор: antonin
    
ВИДЫ ЗНАНИЯ
Так решается вопрос об отношении знания и бытия к благу. Учение это — классический об-разец идеалистической объективной телеологии, т. е. учения о целесообразности на основе объ-ективного идеализма. К нему восходят все по-следующие учения о целесообразности от Ари-стотеля до Шеллинга и Гегеля.
Но в той же VI книге «Государства» Пла¬тон развивает понятие о видах знания. Основ¬ное деление классификации Платона — разде¬ление знания на чувственное и интеллектуаль¬ное. Чувственное знание — низший вид, интел-лектуальное— высший. Каждая из этих сфер в свою очередь делится на «мышление» (noesis) и «рассудок» (dianoia).
Под «мышлением» Платон понимает деятель-ность одного лишь ума, свободную от примеси чувственности, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. Это та деятельность, которую Аристотель назовет впоследствии «мышлением о мышлении» (no^sis noeseos), а неоплатоники — вслед за Платоном — интел¬лектуальной интуицией («умным видением»).
Тот же термин используют впоследствии Фих¬те и Шеллинг. Даже Гегель, отвергший этот термин, отнюдь не отрицал существования не-посредственного интеллектуального созерцания предметной истины. Все эти идеалисты, начи¬ная с Платона, полагали, будто, находясь в сфере интеллектуальной интуиций, познающий пользуется умом ради самого ума.
Второй вид интеллектуального знания—«рас-судок». Под «рассудком» Платон понимает та¬кой вид интеллектуального знания, при кото¬ром познающий также пользуется умом, но уже не ради самого ума, а для того, чтобы понимать чувственные вещи. «Рассудок» Платона уже не непосредственный, не интуитивный, а опосред-ствованный, «дискурсивный» вид знания. И в сфере «рассудка» познающий применяет интел-лектуальные «эйдосы», но применяет их только в качестве «гипотез». Рассудок, согласно Пла¬тону, действует между сферами ума и мнения. Он ниже ума и выше ощущений.
Чувственное знание Платон также делит на две области: «веру» (pistis) и «подобие» (eica- sia). Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих и утверждаем их в этом качестве. «Подобие» — вид уже не восприятия, а представления вещей, или интел-лектуальное действование с чувственными обра-зами вещей. От «мышления» оно отличается тем, что здесь нет действия с чистыми «эйдоса- ми». Но «подобие» отличается и от «веры», удостоверяющей существование. «Подобие» — мыслительное построение, основывающееся на «вере».
С этими различиями у Платона тесно связа¬но различение знания и мнения. Знает тот, кто любит созерцать истину. Например, знает пре-красное тот, кто мыслит о самих прекрасных вещах, кто может созерцать как само прекрас¬ное, так и причастное ему, кто причастного не принимает за само прекрасное, а самого пре-красного не принимает за всего лишь причаст¬ное ему. Мысль такого человека справедливо назвать знанием (gnome).
В отличие от знающего обладатель мнения любит прекрасные цвета, образы, звуки, но его ум бессилен видеть и любить природу самого прекрасного. Мнение не есть незнание, но оно не есть и знание: оно темнее знания и яснее незнания (Платон, Государство, V, 478 С—D). Так, о тех, кто усматривает многое справедли¬вое, но самого справедливого не видит, правиль¬но будет сказать, что они обо всем мнят9 но не знают того, о чем имеют мнение. И напротив, о тех, кто созерцает само неделимое и всегда себе равное, справедливо сказать, что они все¬гда знают всё это, но не мнят.
В отличие от мнения знание есть потенция, особый род существующего. Род этот характе-ризует направленность: знание направляется к своему предмету, и всякая потенция, направля-ющаяся к одному и тому же и делающая одно и то же, называется той же самой в отличие от всякой, направленной на иное и делающей иное.
Математические предметы и математические отношения Платон выделяет в особый вид бы¬тия и соответственно в особый предмет знания. В системе видов знания математическим пред-метам также принадлежит некое «серединное» место. Это место между областью «идей» и об-ластью чувственно воспринимаемых вещей, а также областью их отображений.
«Идеи» постигаются Только посредством зна-нияи знание возможно только относительно «идей». Это развитие учения элейцев, которые полагали, что истинно сущее бытие, и только оно одно, постигается разумом.
В отличие от «идей» математические предме-ты и математические отношения постигаются посредством рассуждения, или размышления рассудка. Это и есть второй вид знания.
Чувственные вещи постигаются посредством мнения (doxa). О них невозможно достоверное знание, их нельзя постигнуть с помощью рас-суждения; если их можно постигиуть, то лишь недостоверно, лишь гипотетически.
Итак, размышление, направленное на матема-тические предметы, занимает, по Платону, се-редину между подлинным знанием и мнением. Почему же математические предметы занимают такое положение?
Дело в том, что, по Платону, математические предметы родственны и вещам, и «идеям». Предметы эти как «идеи» неизменны; при¬рода их не зависит от отдельных экземпля¬ров, представляющих их в чувственном мире. Например, природа треугольника не зави¬сит от того, какой частный треугольник мы станем рассматривать. Но вместе с тем, пояс¬няет Платон, математики вынуждены прибегать для достижения своих предметов к помощи от-дельных фигур. Фигуры же эти рисуются или представляются посредством воображения. Имен-но поэтому математическое знание не есть зна-ние, совпадающее с тем, при помощи которого постигаются «идеи». Оно совмещает в себе чер¬ты истинного знания с некоторыми чертами мнения.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: