СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНА

Время: 13-01-2013, 20:58 Просмотров: 1106 Автор: antonin
    
СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНА
Литературная деятельность Платона продол-жалась в течение полувека. Платон — первый крупнейший философ древности, от которого до нашего 'времени дошли >все (или почти все) фи-лософские сочинения. Учение, излагаемое в них, не свободно от противоречий. В некоторых из •них излагается идеалистическое учение о бытии и о познании, получившее наименование теории «идей». Но есть среди сочинений, дошедших под именем Платона, и такие, в которых те¬ория эта отсутствует. Есть, наконец, и такие со¬чинения, в которых Платон подвергает собст¬венную теорию «идей» -серьезной критике (на¬пример, диалог «Парменид»).
Не удивительно поэтому, -что уже более полу-тораста лет учеными обсуждается «платонов¬ский вопрос». Так .называют исследования, фи-лологические и философские, посвященные во-просам: 1) о подлинной принадлежности Платону дошедших под его именем сочинений и 2) об их хронолопии, или исторической последовательно-сти их написания.
«Платоновский вопрос» породил огромную, с трудом обозримую специальную литературу. Из трех с половиной десятков сочинений Платона, написанных в форме диалога, большая часть бы¬ла заподозрена (по крайней мере отдельными исследователями) в том, что в действительности не принадлежит Платону. Обычно важным дово-дом, решающим вопрос о подлинности, считает¬ся наличие указаний Аристотеля, который был прямым учеником Платона, на принадлежность того или иного диалога именно Платону. Там, где такие указания отсутствуют, открывается простор для скептической критики.
Не менее шатки в большинстве случаев дан¬ные также и для установления хронологической последовательности диалогов Платона. В них редко упоминаются события, даты которых достоверно известны из истории. В большин¬стве случаев датировка затруднена и основа¬нием для нее могут быть лишь косвенные сооб¬ражения.
Впоследствии для решения проблемы хроно-логии написания диалогов Платона стали приме-нять так называемый стилометрический метод. Он состоит в статистическом изучении некото-рых повторяющихся стилистических особенно-стей языка платоновских диалогов.
«Платоновскому вопросу» кроме работ иници-аторов этого «вопроса» были посвящены в XIX в. исследования видных (ученых филологов и историков философии: Л. Кемпбелла, В. Дит- тенбергера, Д. Пейперса, К. Риттера, Г Зибе- ка, Г. Арнима и других. В конце XIX столетия Винцент Лютославский обобщил некоторые ре-зультаты предыдущих исследований в работе «О новом методе определения хронологии диа¬логов Платона» (20), а также в работе «Проис¬хождение и развитие логики Платона» (21).
Применяя всевозможные методы исследова-ния, в том числе 'метод стилевой характеристи-ки, исследователи выделяют несколько групп диалогов. Самая ранняя из них, группа так на-зываемых сократических диалогов. В них Пла-тон, находящийся еще под влиянием Сократа, исследует главным образом понятия этики. Та-ковы, например, «Евтифрон», «Хармид», «Ла- хет», «Менон». В более поздний период были написаны «Кратил», «Пир», «Федон» и первая книга «Государства».
Еще позднее возникли остальные книги «Го-сударства», «Федр», «Теэтет» и «Парменид». Наконец, к последнему периоду деятельности Платона относятся «Софист», «Политик», «Фи- леб», «Тимей», «Критий» и «Законы». В под-линности всех этих сочинений, т. е. в их дей-ствительной принадлежности Платону, вряд ли возможно сомневаться. Подлинными являются,
по-видимому, и такие .неясные по своей хроноло¬гии диалоги, как «Ион» и «Гиппий Больший», который, (несомненно, возвещает начало буду¬щей теории «идей».
По форме, по характеру и достоинствам (изло-жения диалоги Платона неоднородны. Часть из «их написана с почти драматической живостью изображения. Это блестящие сцены из духовной жизни Афин. В этих диалогах действующие ли-ца— ярко очерченные характеры, ,в центре ко-торых стоит личность Сократа, софисты, поэты, рапсоды, политические деятели. Таковы, напри - мер, диалоги «Протагор», «Федон», «Пир». Диалоги эти принадлежат истории древнегрече-ской литературы в не меньшей степени, чем ис-тории древнегреческой философии.
Другую часть философских сочинений Пла¬тона составляют произведения, в которых диа-логическая форма только видимость, слабо об-рамляющая основное теоретическое содержание. Это диалоги-трактаты. В них исследуются труд-нейшие и отвлеченнейшие проблемы диалектики. Значение их не в художественном «воплощении философских воззрений, а в их диалектическом развитии и обосновании. Образцы таких диа¬логов— «Софист», «Парменид», «Филеб». Не¬смотря «а свойственную Платону замечатель¬ную ясность изложения, они по сложности со¬держания принадлежат к числу труднейших про¬изведений мировой философской литературы.
Итальянским исследователем А. Кьяпелли (A. Chiapelli) было (высказано предположение, что некоторые диалоги в первоначальной редак¬ции были написаны в повествовательной форме и лишь впоследствии были изложены в форме драматической (16, стр. 320—333).

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: