ЖИЗНЬ ПЛАТОНА

Время: 13-01-2013, 20:57 Просмотров: 1113 Автор: antonin
    
ЖИЗНЬ ПЛАТОНА
Так же, как его учитель Сократ, Платон был коренной афинянин, и деятельность его, за ис-ключением двенадцатилетней отлучки в города Африки, Сицилии и Южной Италии, протекла в Афинах. Афины в первой половине IV в. до н. э. были блестящим центром греческой куль¬туры. Но после Пелопоннесской войны, в которой афинская держава потерпела тяжелое поражение, наступил экономический и политический упадок. Афины утрачивают первенствующее положение, возглавленный ими союз греческих городов-госу¬дарств (полисов) разваливается. Гегемония над государствами Греции .переходит к Спарте.
Однако, несмотря на военное и политическое поражение, первенствующая роль Афин в грече-ском Просвещении не ослабевает. Через одинна-дцать лет после гибели Сократа, казненного ру-ководителями афинской державы, в тех же Афи-нах ученик Сократа Платон основывает собствен-ную школу (Академию). Вскоре она становится центром научных и философских исследований и учений. Многочисленные ученики и последова-тели школы множат ее славу и влияние. Среди них вскоре выделяется, становится гордостью Академии гениальный Аристотель (впоследствии он учредит собственную школу — Ликей).
Исходной точкой всего этого блестящего раз-вития философии .в Афинах была деятельность Сократа, выступавшего одновременно и против развившегося в V в. до н. э. материализма, и против субъективизма и релятивизма софистов.
Выступление Сократа против материализма и материалистической натурфилософии .имело свое¬образный гносеологический корень. В V в. до н. э. в различных культурных центрах древнегрече¬ского мира возник ряд натурфилософских гипо¬тез, создателю которых ставили сходные вопросы, давая на них различные, а иногда и противопо¬ложные ответы. Наиболее значительными из них были гипотезы Эмпедокла, Анаксагора, пифаго¬рейцев и атомистов конца V—начала IV в. до н. э. Левкиппа и Демокрита. Уже при первом знаком-стве с ними легко заметить, что между ними су-ществуют серьезные разногласия в объяснении физических и физиологических явлений, в пред-ставлениях об устройстве космоса и т. д. В гла-зах Сократа эти разногласия были доказатель-ством несостоятельности всех этих гипотез не только в существе их содержания, ,но и в самом подходе, на основе которото различные филосо-фы развивали свои взаимно противоречащие построения. Сократ выдвинул идею, согласно которой достоверное знание может быть достиг-нуто только с помощью понятия, строго фиксиру-ющего в предмете познания его особенные при-знаки и черты, в силу которых этот предмет при¬надлежит некоторому обнимающему его общему роду. Впервые орудием достоверного познания истины было провозглашено понятие. Но Со¬крат ограничил приложение открытого им мето¬да определения понятий областью этики. Из сви¬детельств о Сократе, оставленных его учениками
Ксенофонтом и Платоном, видно, что Сократ занимался исследованием таких понятий, как «мудрость», «дружба», «мужество» и т. п.
Платон расширил область этих исследований. Сократовский метод определения понятий он распространил на всю область онтологии, кос-мологии, психологии, теории познания, этики, теории воспитания, теории общественно-полити-ческого устройства, законодательства, эстетики и учения о художественном воспитании. Философ¬ский идеализм, которому Платон следовал, пре¬вращается у него— впервые в истории греческой мысли — в философскую систему.
В этой системе «ет ничего схоластического. Свои основные доктрины Платон выработал в живом общении с близкими к нему по духу мыс-лителями и в страстной борьбе против учений, им отвергавшихся. Основатель Академии, одной из знаменитейших школ древности, Платон не замыкался в ее стенах. Он хотел быть и был одной из деятельных сил кипевшей вокруг него жизни. История его философской деятельности пронизана борьбой, которая принимает порой драматический характер, а самого философа ста-вит на грань жизненной катастрофы.
Поэтому очерку философского учения Плато¬на должен быть предпослан очерк его жизни и деятельности.
К несчастью, задачу такого очерка легче по-стулировать, чем выполнить. Сведения о жизни Платана скудны, неполны и противоречивы. Пла-тон родился в знатной и богатой семье на остро-ве Эгина, неподалеку от Афин. Со стороны отца, Аристона, род Платона восходит к последнему царю Аттики Кодру, со стороны матери, Перик- тионы,— к семье родственников знаменитого за-конодателя Солона. Дом этот был воспет Ана-креоном и другими греческими поэтами. Родст-венником матери Платона был также «известный афинский политический деятель, в последствии тиран, Критий.
По-видимому, именно Критий ввел Платона в круг Сократа и его учеников. Философская деятельность Платона началась не очень рано. Есть предание, будто ей предшествовали заня¬тия атлетикой и даже успешные выступления на истмийских состязаниях, а также опыты Плато¬на в области художественной литературы, музы¬ки и живописи. Впоследствии Платан, как верно заметил Теодор Гомперц, не то чтобы отрекся от них, но скорее поставил свои художественные склонности и дарования на службу философии (18, стр. 205) . Еще до .вступления в число уче-ников Сократа Платон учился философии у Кра- тила. Это был последователь Гераклита, не оста¬новившийся перед самыми крайними и парадок¬сальными выводами из его учения. У Кратила основной тезис Гераклита абсолютизируется: не только нельзя дважды войти в одну и ту же реку, но и один раз. И точно так же нельзя на¬звать никакую вещь по имени: имя одно и то же, но вещь изменяется непрерывно. Выход один: вовсе не называть .вещи, а только указы¬вать на них пальцем. Впоследствии Платан вы¬скажется иронически об этом учении.
С годом гибели Сократа (399) заканчивается первое пребывание философа .в Афинах. Плато¬ну было в это время двадцать восемь лет. Он покидает родину и возвращается в Афины толь¬ко через двенадцать лет. За это время Платон побывал в Египте, Кирене, Южной Италии и Сицилии (последовательность, в какой он посе-тил эти страны, указывается различными древ-ними авторами по-разному). Пребыванию в на-званных странах предшествовала задержка в близкой к Афинам Мегаре, где главой центра молодых философов и ученых был Евклид (,не автор знаменитых «Начал», а его «однофа-милец»).

Впечатления и сведения, вынесенные из пре-бывания в Египте, сыграли важную роль в фор-мировании научных и политических воззрений Платона. Хотя Египет испытал в 525 г. до н. э. вторжение персов, социальный и политический строй государства не был поколеблен. По-види-мому, особо сильным оказалось произведенное на Платона впечатление от бытовавших в Егип¬те фиксированных форм разделения труда, а в области науки — от практиковавшихся там форм обучения арифметике. Наиболее длительным бы-ло пребывание Платона в Гелиополе, центре еги¬петской религии.
Из Египта Платон прибыл на побережье африканской Кирены. Здесь он общался с вид¬ным греческим астрономом и сведущим в музы-кальной акустике математиком Феодором, кото-рого он впоследствии вывел как действующее лицо в трех своих диалогах.
Может быть, вслед за пребыванием в Кирене последовал переезд Платона в Южную Италию, так называемую Великую Грецию. Здесь было много основанных греками городов. Большим успехом пользовалось учение пифагорейцев. Од-ной из задач Платона в его путешествии в Ита-лию было ознакомление с этим учением, в осо-бенности с результатами математических иссле-дований учеников Пифагора. В это время цен-тром деятельности пифагорейцев был Тарент. Крупнейшей умственной силой Тарента был тог-да пифагореец Архит, государственный деятель, стратег .и ученый: математик, физик, механик.
На Платона личность Архита произвела глу-бокое впечатление. Он ценил в Архите сочета-ние политической и научной деятельности в од-ном лице «е меньше, чем его научные дости-жения.
За периодом пребывания в Южной Италии последовал переезд Платона в Сицилию. На по-бережье этого большого острова греки утверди-лись давно. В начале IV в. до н. э. в греческих городах сицилийского побережья боролись меж¬ду собой политические силы так называемой ти-рании, представлявшей переходную форму от господства старой аристократии к господству рабовладельческого «демоса» («народа»), .и си¬лы демократии. Крупнейшим в то время горо¬дом не только в греческой Италии, но и во всем греческом мире были Сиракузы. Это был значи-тельный политический и блестящий культурный центр. Сиракузские правители призывали к сво-ему двору выдающихся поэтов, музыкантов, жи-вописцев, строителей. Власть в Сиракузах в то время принадлежала энергичному ,и властолю-бивому тирану Дионисию. Благодаря энергии и целеустремленности он в течение 38 лет удержи¬вал в своей .власти город-государство, в котором не утихало пламя классовой борьбы и борьбы партий. При дворе Дионисия развилось искус¬ство мимов, у которых Платон, быть может, учился мастерству индивидуальной характери-стики персонажей своих диалогов. Здесь же Пла-тон наблюдал искусство, с каким мимический поэт Софрон вводил в какой-то мере взгляды Платона на государство. Дион стремился установить власть, которая была бы способна стать выше и жест¬ких форм тирании Дионисия Старшего и рабо-владельческой демократии. Устройство государ-ства, о котором помышлял Дион, стало бы ка¬кой-то смесью из элементов монархического, аристократического и демократического строя.
Остаток своей долгой жизни Платон провел в Афинах. Попытка вмешаться ,в ход политиче¬ских событий и перестроить общество принесла ему горькое разочарование. В последнем своем крупном произведении — «Законах» — Платон отказывается от ряда .ригористических черт сво-ей первоначальной системы воспитания и поли-тической системы.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: