О Платоне

Время: 13-01-2013, 20:53 Просмотров: 2281 Автор: antonin
    
В истории мировой культуры Платон — ве-ликое явление. Он жил в древнегреческом обще¬стве, но как деятель — философ, ученый, писа¬тель— принадлежит всему человечеству.

Платон— один из учителей человечества. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовав¬шую несколько веков. Учение, излагавшееся са¬мим Платоном в его книгах, а впоследствии его преемниками в Академии, было полно заблужде¬ний. Основные точки зрения этого учения не только фантастичны, на наш современный взгляд, «о в прямом смысле слова превратны, глубоко ошибочны. И все же Платон — один из учителей человечества. Не будь его книг, мы н-e только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали лшру,— мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и сверше-ний, в чем их завлекающая сила. Платоном был создан и разработан один из двух основных, главных типов философского мировоззрения. Платон — создатель философского идеализма. Материализм был развит и осознан как принци-пиальное философское воззрение старшим совре-менником Платона Демокритом, гениальным гре¬ческим мыслителем и энциклопедическим уче¬ным конца V—начала IV в. до и. э. Идеализм же как учение и мировоззрение, принципиально противоположное материализму, был осознан и развит впервые только Платаном. С этого вре-мени вся последующая .история философии ока-зывается историей борьбы материализма ,и идеа¬лизма. Демокрит и Платон — зачинатели и ко¬рифеи этой завязавшейся на рубеже V—IV вв. до н. э. борьбы двух основных философских (на-правлений. Отныне во всем дальнейшем разви-тии философии явственно обнаруживаются «две линии» — Демокрита и Платона, как назвал их Ленин. До Платона идеализм выступает еще в зачаточной, частичной форме. Это учение пифа-горейцев о переселении и перевоплощении душ. Это учение .италийских философов Парменида и Зенона .о противоположности достоверного «зна¬ния», добываемого посредством ума, и ненадеж¬ного, обманчивого «мнения», доставляемого чув¬ствами. Это учение Анаксагора, друга и учителя Перикла, об «Уме», который, прикоснувшись в некоторой точке к хаосу материальных частиц, внес в них движение .и разделение, в результате которого хаос начал преобразовываться в «кос¬мос». Это воззрение мегарцев, .представителей одной из сократовских школ, утверждавших су-ществование «бестелесных идей». Но как бы ни приближались к идеализму все эти учения, твор-цы их еще были далеки от создания идеализма как мировоззрения. Даже Сократ, намечающий поворот древнегреческой философии от первона¬чального материализма VI—V вв. до н. э. к идеализму, был далек от этого.

Он не отделял
еще «идей» от «вещей». Правда, он утверждал, будто человек может познавать в самом себе не тело, мо только душу, так как лишь душа нахо-дится будто бы целиком в яашей власти. Но именно поэтому он отказывался от построения всеохватывающей идеалистической космологии и идеалистического учения о бытии: и строение мира, и природу внешнего бытия он провозгла-сил недоступными человеческому познанию. Он даже не интересовался познанием этих вещей. Если он клонился к идеализму, то его идеализм только «антропологический»: идеалистическое
учение о человеке и человеческой душе. У Пла-тона же идеализм охватывает вопросы и о при-роде, и о человеке, и о душе человека, ;и о по-знании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве — .поэзии, скульптуре, живописи, музыке,— и о красноречии, и о воспи-тании. Если в целом греки были создателями как бы «пробных систем» философии, то Пла¬тон создал «пробную систему» идеализма.
В кругу вопросов, составлявших эту систему, некоторые настолько занимали ум Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как ученый. Такими были специальные вопро¬сы математики, астрономии (космологии), музы-кальной акустики. Учение Платона — глава не только в истории античной философии, но и в истории античной науки. Школа Платона одна из школ античной математики. Изучение мате-матики Платон рассматривал не в плане одной лишь педагогики — как стадию в воспитании ума, как тренировку логическую и диалектиче-скую,— но и в плане задач .положительного зна-ния. Платон-философ неотделим от Платона-ма- тематика.
Многогранность его дарования удивительна. В нем <не только философ сочетается с ученым. В свой черед философ и ученый неотделимы в нем от художника: поэта, драматурга. Платон излагал свои философские .и научные идеи в ли¬тературных произведениях. Оригинальным было здесь не само соединение философской и науч¬ной мысли с литературной формой. В этом отно¬шении у Платона были предшественники.
Ранние греческие философы и ученые постоян¬но излагали свои воззрения в стихах. Профес¬сиональным странствующим поэтом был Ксено¬фан (известному его стихотворению подражал Пушкин). Философскими поэмами были сочине¬ния Парменида, Эмпедокла. Признаки диалоги¬ческой обработки можно обнаружить в отрывке Демокрита, изображающем спор чувств и разу¬ма. Но для всех них, за исключением Демокри¬та с его блистательной прозой, поэтический язык был лишь средством. Аристотель даже сомне¬вается, можно ли, например, Эмпедокла всерьез считать поэтом, а не «физиологом», т. е. попро¬сту физиком.
Другое дело Платон. В нем философ, худож-ник, поэт — <в неразрывном единстве. Как уче-ный крупного стиля, Платон мыслит гипотеза-ми, но эти гипотезы становятся у него мифами. При этом он не приспособляет к своим точкам зрения ходячие, всем известные мифы, но щед¬ро создает мифы заново с неистощимым и мощ¬ным воображением, смело и изобретательно. Он излагает свои идеи не в трактатах, не в докла-дах, не в статьях, а в диалогах. Диалоги эти — сцены, еще лучше сказать — философские коме-дии и драмы. Может быть, прототипом этой фор-мы стали для него комические сценки Эпихарма, с которыми Платон легко мог познакомиться во время своего нахождения в Сицилии, месте дея-тельности этого поэта. Но как далеко ушел Пла-тон от своего прототипа! Диалоги Платона пол-ны живого драматического движения; широко и свободно набросанные, выразительные по крас-кам и живописному изображению характеров, они блещут иронией, насмешкой, дышат вдохно-вением и страстью.
В его диалогах очерчены и целые группы лиц, и отдельные лица: ученики и друзья Сократа, софисты, поэты, сам Сократ, Аристофан, Алки- виад, Протагор, Горгий и многие другие. За не¬которыми выведенными в диалогах фигурами стоят их знаменитые философские прототипы; историки и исследователи Платона не раз вы¬сказывали догадки, что, например, за образом Кратила в диалоге этого имени скрывается зна¬менитый основатель, кинической школы Антис- фен, за образом Калликла в «Горгии» — основа¬тель киренской школы Аристипп и т. п.
Цели, каким служит язык платоновской про¬зы, очень разнообразны. То он средство инди-видуальной характеристики лица, то средство создания и закрепления вновь .возникающего термина философии, теории познания, логики. Но во всех этих применениях это гибкий, выра-зительный, прозрачный, вместе точный и образ-ный язык. Изучая его в подлиннике, удивляешь-ся не столько тому, как возникает, складывается «на наших глазах» философский язык Древней Греции, сколько тому, .какого совершенства он успел уже достигнуть — в диалогах Платона — в первой половине IV в. до н. э.
Цель настоящей книги — краткая характери-стика Платона, философа, ученого, писателя-ху- дожника. Предлагаемая работа не исследование для специалистов. По жанру она относится к научно-популярной литературе. Но это не беллетризованная биография. Воображение, без которого нельзя написать никакой книги, даже наиболее специальной, введено здесь в опреде-ленные рамки. Оно служит не порождению вы-мышленных фактов, разговоров, размышлений и т. д. Цель его только в связывании и в осмы-слении фактов, достоверно известных или весь-ма вероятных.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: