2.ЗНАЧЕНИЕ КАТЕГОРИИ МАТЕРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Время: 24-11-2012, 01:47 Просмотров: 2261 Автор: antonin
    
2.ЗНАЧЕНИЕ КАТЕГОРИИ МАТЕРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Ленинское учение о материи, развитое в новую эпо¬ху— эпоху величайших открытий естествознания и од-новременно кризиса физики, имеет руководящее значе¬ние для развития естественных наук.
Особенно велико значение ленинского учения о
MafepHH как философской категорий, выработанное в борьбе с различными разновидностями идеализма, в том числе и с «физическим» идеализмом. Положение о связи философского понятия материи с естественнона¬учными представлениями о ее строении и свойствах было направлено против идеалистического отрыва физических теорий от материализма.
Огромное значение для естественных наук имеют те знания действительности, которые выражены в понятии материи: объективный, т. е. независимый от сознания и познания характер предмета исследования любой науки, понимание мира как материального по своей природе, признание несотворимости и иеуничтожимости мате¬рии, неразрывности материи и движения, единства ма¬терии и форм ее существования — пространства, време¬ни, неисчерпаемости свойств и форм движения предме¬тов и явлений, бесконечности материи вглубь, неограни¬ченности саморазвития материи по законам диалектики.
Положения диалектического материализма — это те опорные пункты познания, которые облегчают есте-ствознанию возможность величайших открытий.
Диалектический материализм определяет естество¬знание как науку о движущейся материи. Поэтому фи¬лософская трактовка материи имеет прямое методоло¬гическое значение для определения предмета и целей естествознания, его приемов и средств исследования. Понимание материи как источника знаний и основная установка диалектического материализма на познание внешнего мира таким, каков он есть, направляет науч¬ную мысль на изучение фактов действительности.
«...В любой научной области — как в области при¬роды, так и в области истории — .надо исходить из дан¬ных нам фактов, стало быть, в естествознании — из различных предметных форм и различных форм движе¬ния материи... следовательно, также и в теоретическом естествознании нельзя конструировать связей и вносить их в факты, а надо извлекать их из фактов и, найдя, доказывать их, насколько это возможно, опытным пу¬тем» 8.
Категория материи имеет методологическое значение для естественных наук. Отметим в этой связи, что в
8 Ф. Энгельс. Диалектика природы, стр. 26.
литературе распространено противопоставление диалек-тики как метода познания материализму как теории объяснения, истолкования явлений действительности, теория познания. Такое противопоставление метода тео¬рии не выдерживает критики. Об -этом, в частности, свидетельствует рассмотрение классиками марксизма- ленинизма диалектики Гегеля не только как метода, но и как логики и теории познания. Марксистский диалек¬тический метод возник и вырос не только в бо.рьбе против метафизики, но и против идеалистической ге¬гелевской философии. Известно, что К. Маркс и Ф. Энгельс, высоко оценивая заслуги Гегеля в области разработки диалектического метода, считали главным его пороком исходные идеалистические позиции.
В противоположность Гегелю, у которого диалек¬тически развивается абсолютная идея, К- Маркс и Ф. Энгельс исходят из развития материи, объективной действительности, природы и общества. По Ф. Энгельсу, диалектика — аналог действительности, и тем самым метод объяснения — метод исследования всех явлений объективного мира. Основоположникам марксизма при¬ходилось доказывать, что диалектика материалистична по своему «основному духу».
К. Маркс писал: «Мой диалектический метод в осно¬ве своей не только отличен от гегелевского, но является его полной противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он под названием идеи превращает даже в самостоятельный субъект, есть демиург (творец) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. Для меня, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»9.
Марксистская философия противоположна гегелев¬скому идеализму не только как мировоззрение, но и как метод познания. Положение о том, что первично — мате¬риальное или идеальное,— важнейшая составная часть диалектического метода.
К основным методологическим принципам познания, следуя которым философы-марксисты достигают исти¬ны, принадлежит не только тезис «все движется и из¬меняется», но и тезис «материя определяет сознание». 
Проблема методологического значения категории материи не рассматривалась в домарксовском материа-лизме; между материалистическим решением основного вопроса философии и методологией научного познания не пытались установить внутренней связи.
Методологическое значение категории материи, ре¬шение основного вопроса философии, материалистиче¬скую теорию познания В. И. Ленин обосновал в связи с революцией в естествознании, анализом кризиса физи¬ки в конце XIX—начале XX в., вызванного прежде все¬го отказом некоторых естествоиспытателей от призна¬ния объективной реальности, независимой от человече¬ского сознания, ломкой устаревших понятий в физике, происходящей в условиях господства идеализма в бур¬жуазном обшестве и незнания подавляющим большин¬ством физиков' диалектического материализма. В. И. Ленину в этих условиях приходилось доказывать, что марксистский философский материализм есть един¬ственная последовательно научная основа естествозна¬ния и что он диалектичен по самому глубокому своему содержанию.
Ленинское положение, что естествознание изучает объективную реальность, которая существует вне нас и называется в гносеологии материей, направляет науч¬ную мысль на изучение вопросов о строении материаль¬ных тел, о причинах и закономерностях происхожде¬ния жизни на Земле, человеческого общества.
В то время, как материализм ясно ставит нерешен¬ные еще естествознанием вопросы и тем толкает к их разрешению, к дальнейшим экспериментальным иссле-дованиям, идеализм, как правило, задерживает позна¬ние природы своими утверждениями о создании мира какой-то сверхчувственной, недоступной познанию силой, идеей или волей, сбивает естествоиспытателей с толку изобретением новых словечек и произвольных надуман¬ных теорий, создавая видимость разрешения вопроса и уводя естествознание в сторону от правильного пути.
Примером величайшего методологического значения учения материалистов о материи для познания приро¬ды может служить атомистическая теория.
Привлечение внимания естествоиспытателей к воп¬росу о строении материальных тел, а не к сверхчув-
стветгным сущностям — величайшая заслуга материали-стической философии. Не случайно основные положе¬ния атомизма создали и разработали философы и естествоиспытатели-материалисты. В истории познания атомистика выступала почти всегда как материалисти¬ческая теория. Принципиальные основы современного знания о строении материи, объективности и познавае¬мости атомов и других частиц, их неисчерпаемости, раз¬работаны материалистической философией.
Естествознание не могло бы так успешно развивать¬ся, если бы оно исходило в своих исследованиях не из материализма, а из того, что мир и его законы разви¬тия созданы богом, что все существующее есть сово¬купность ощущений или инобытие абсолютного духа.
Сам сбъект исследования естествознания — приро¬да— толкает естествоиспытателей на стихийно-материа-листические позиции. Это давио признали идеалисты и сделали отсюда соответствующие выводы. Субъектив¬ные идеалисты, например, заявляли и заявляют, что они не против науки и готовы признать данные естество¬знания, в том числе физические представления о строе¬нии и свойствах мира, при одиом условии: если есте¬ствознание откажется от материалистического взгляда на мир, от признания материн как объективной реаль¬ности и ограничится рамками своей узко специальной области, отдав теоретико-гознавательные обобщения и выводы из своих открытий на откуп философам-идеа- листам.
Излагая сущность воззрений Беркли по этому воп¬росу. В. И. Ленин писал: «Будем считать внешний мир, природу — „комбинацией ощущений”, вызываемых в на¬шем уме божеством. Признайте это, откажитесь искать вне сознания, вне человека „основы" этих ощушеиий — и я признаю в рамках своей идеалистической теории позиания все естествознание, все значение и достовер¬ность его выводов. Мне нужна именно эта рамка и толь¬ко эта рамка для моих выводов в пользу „мира и рели¬гии". Такова мысль Беркли»10.
Подвергнув обстоятельному и глубокому анализу от-ношение махистов к естествознанию, В. И. Ленин ха-рактеризует их позиции в этом вопросе следующим образом: «Мы вам отдадим науку, гг. естествоиспытатели, отдайте нам гносеологию, философию,— таково условие сожительства теологов и профессоров в „передовых" ка¬питалистических странах» .
Идеалисты не могут ие видеть, что наука бессозна¬тельно придерживается материалистических гносеологи¬ческих предпосылок и прибегает к многочисленным ухищрениям в борьбе со стихийным материализмом естествоиспытателей. Оии пытаются оторвать их есте¬ственнонаучные теории от материалистической филосо¬фии, навязать им идеализм. В «Материализме и эмпи¬риокритицизме» приводятся высказывания спиритуа¬листа Уорда, заявившего, что идеалистическая филосо¬фия «...необходимо включает критику гносеологических предпосылок, которые наука делает бессознательно»|2. Ленин по этому поводу замечает: «Правда! Естествозна¬ние бессознательно принимает, что его учение отражает объективную реальность, и только такая философия при- мирима с естествознанием!»
В. И. Ленин указывал, что стихийное, философски бессознательное убеждение подавляюшего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внеш¬него мира, отражаемой сознанием, является тем усто¬ем, о который разбиваются все усилия и потуги раз¬личных школок идеализма. Еше более велико в этом отношении значение сознательного овладения естество¬испытателями диалектическим материализмом и его учением о материи.
Убеждение в том, что каждый конкретный объект исследования естествознания развивается по законам движения материи и не нуждается ни в каком «миро¬вом духе», что человеческое мышление способно познать существующий вне и независимо от него внешний мир, в значительной степени стимулирует создание физиче¬ских теорий, более глубоко и верно отражающих дей-ствительность. И чем глубже человеческое познание проникает в окружающий мир, чем сложнее становит¬ся предмет исследования, тем становится настоятель¬нее для естествоиспытателя необходимость сознатель¬
ного овладения диалектическим материализмом. Отсю¬да ясно значение для естествознания философского по¬нятия материи. Понятие материи как объективной реаль¬ности, отражаемой сознанием, является общей, безуслов¬ной и необходимой предпосылкой для любой есте-ственнонаучной теории, для любого научного исследо-вания.
Методологическое значение философской категории материи и разработки этой категории Лениным для развития естествознания особенно ощутимо в борьбе материализма против физического идеализма в XX в.
В конце прошлого столетия, воспользовавшись тем, что метафизический материализм был господствующим мировоззрением физиков и не мог объяснить суть новых открытий в области, главным образом, уче¬ния о материи и ту ломку понятий, которую вызвали эти открытия, идеалисты подхватили гносеологически неудачное выражение физиков «материя исчезает», «ма¬терия сводится к электричеству» и т. п. и пытались раз¬дуть его в целую систему взглядов о том, что «материя устарела», «материя исчезла», материализм якобы оп¬ровергнут, а идеализм получил научное обоснование в новых открытиях физики.
Ленинский анализ материи как философской кате¬гории сыграл огромную роль в материалистическом обобщении новых открытий физики, которые в свою оче¬редь способствовали выработке более точного определе¬ния самой категории материи как теоретической и методологической базы учения естествознания, а также имел большое значение в идейном разгроме идеализма, паразитирующего на этих открытиях. Ленин показал, что гносеологическими корнями идеалистического выво¬да об «исчезновении материи» являлось метафизическое положение, что с понятием материи связано признание неделимости атома, постоянства массы и т. д. Он указы¬вал, что открытия делимости и изменчивости атома, новых видов материи (в данном случае электронов и других элементарных частиц), новых физико-химиче¬ских свойств материи лишь свидетельствуют о том, что знание углубляется и что механика Ньютона, осно¬ванная на представлении о неизменной массе и от¬ражающая свойства и законы медленных движе¬ний, не распространяется на физические тела, двигающиеся с быстротой, приближающейся к скоро¬сти света.
На самом деле материя не исчезла и не могла ис¬чезнуть; исчез лишь старый предел человеческих знаний о ней, прежнее .представление о ее структуре, якобы ‘состоящей из неизменных химических элементов, нераз¬ложимых и равных самим себе атомов. Старое 'Пред¬ставление в результате развития науки было заменено новым, более глубоким, что вовсе не означает исчезно¬вения материи как объективной реальности и не опро¬вергает ни материализма, ни понятия материи как гно¬сеологической категории.
Ленинский анализ кризиса физики и естество¬знания на рубеже XIX и XX вв.— замечательный при¬мер того, как диалектический материализм обогащает¬ся и развивается на основе революционной ломки по¬нятий естественных наук и, в частности, физики.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: