1.ЗНАЧЕНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КАТЕГОРИИ МАТЕРИИ

Время: 24-11-2012, 01:46 Просмотров: 982 Автор: antonin
    
1.ЗНАЧЕНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КАТЕГОРИИ МАТЕРИИ
►Значение связи между философским материализмом и ^естественнонаучными теориями о строении и свойствах материи состоит в том, что они взаимно обогащают друг друга.
Марксистско-ленинское понимание материн основано на общественно-исторической практике людей труда и науки, которая «создает иаше убеждение в том, что вещи, мир, среда существуют независимо от нас»... «убеж¬дение „наивных реалистов" (т. е. всего человечества) в том, что наши ощущения суть образы объективно реального внешнего мира, есть неизменно растущее и крепнущее убеждение массы естествоиопытателей»'.
Вся история науки и техники, повседневная жизнь людей, их живая человеческая 'практика неизбежно за¬ставляет делать вывод, «...что вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела, что наши ощущения суть образы внешнего мира» . Этот вывод сознательно кладет в основу своей гносеологии мате¬риализм. . I j . i 
Естественные науки имеют первостепенное, значение в .выработке положений философского 'материализма, в том числе и понятая материи. Положение диалектиче- ското материализма о материальности мира, писал Ф. Энгельс, доказывается длинным и трудным развити¬ем философии и естествознания. Ленинское определение материи является логическим итогом, выводом из исто¬рии раавития поз нам и я всего человечества.
Каждый шаг развития естественных наук подтвер¬ждает ленинское определение материи как философ¬ской категории. Естествознание в процессе своего раз¬вития раскрывает все новые и новые виды материи и опровергает произвольные, априористические построе¬ния идеалистов о сущности внешнего мира.
Академик С. И. Вавилов писал: «Прежде всего неожиданность, „диковинность" раскрывающейся си¬стемы мира есть один из серьезных аргументов, под¬тверждающих объективность этого мира» .
Физика, химия и другие науки открывают специфи¬ческие свойства определенных видов материи, опровер¬гают идеалистические н религиозные представления о сверхъестественности тех или иных явлений природы. Естествознание раскрывает общие физические свойства (масса, энергия н т. д.) у разных видов материи и за¬коны сохранения этих свойств, в которых проявляется неуничтожимость и несотворимость материи.
Раскрывая взаимное превращение различных видов материи, например вещества в свет и обратно, а также историческое происхождение одних ее видов из других, естествознание .подтверждает материальность мира и его единство, будучи опытной основой философского материализма и диалектического понимания природы. Диалектический материализм же опирается в своем развитии на достижения естествознания.
Определяя характер, особенности, форму материа-листической философии на том или ином ее этапе раз¬вития, указывал Ф. Энгельс, надо всегда иметь >в виду уровень и состояние естествознания. Например, опреде¬ляя причины механистического характера французского материализма XVIII в., Энгельс прежде всего отмечает, что в то время физика, химия и биология не были раз¬виты и не могли служить основой для некоторого об¬
щего воззрения иа природу. Классики марксизма-лени-низма открыли зависимость философского материализ¬ма и его учения о материи от поступательного развития естественных наук. «С каждым составляющим эпоху открытием,— писал Энгельс,—даже в естественно-исто-рической области материализм неизбежно должен изме¬нять свою форму»4. С изменением формы материализ¬ма 'Изменялось и представление философии о материи.
Изучая конкретные формы движения материи, от¬дельные стороны, свойства природы, структуру и строе¬ние материальных тел, естественные науки дают факти¬ческий материал для философских обобщений.
Рассмотрим, иапрнмер, вопрос о разработке положе¬ния Ь движении как атрибуте материи.
"Обоснование диалектическим материализмом нераз-рывности материи и движения является одним из су-щественных качественных отлнчий его от метафизического материализма и очень важным положением в борьбе с современным идеализмом (томизмом, энергетизмом и т. д.)
Домарксовокнй материализм, опираясь на ограни¬ченные представления естествознания того времени о связи материи и движения, на неразвитость таких от¬раслей знания, как химия, биология, геология, не мот обосновать идеи рав'вития. Однако эта идея пробивала себё дорогу, и к середине XIX в. накопился в ряде наук — в астрономии, геолотии, биологии — достаточ¬ный материал, свидетельствующий об эволюции мате¬рии. Более того, уже с середины XVIII в. со времени открытий М. В. Ломоносовым «всеобщего естественно¬го закона сохранения материи и движения» и создания И. Кантом гипотезы возникновения и развития нашей солнечной системы, можно было бы сделать вывод, что движение есть неотъемлемое свойство материи. Энгельс по поводу последнего открытия лисал, что если бы естествоиспытатели не ощущали отвращения к мышле¬нию, то онн из гениального открытия Канта (это же справедливо и по отношению к открытиям Ломоносова) могли бы извлечь величайшие выводы.
Если наша солнечная система и Земля есть что-то ставшее во времени, то чем-то ставшим должны также
быть геологическое, географическое, климатическое со стояние Земли1, ее растения и животные. Подобного вы вода в этот период естествоиспытатели не сделали.
Но даже независимо от гениальных идей Ломоно¬сова и Канта естествознание в другой области познания опять 'натолкнулось на идею развития. Возникла геоло¬гия, установившая, что Земля имеет историю во време¬ни. При этом геология «...обнаружила не только налич¬ность образовавшихся друг после друга и расположен¬ных друг над другом геологических слоев, но и сохра¬нившиеся в этих слоях раковины и скелеты вымерших животных, стволы, лнстья и плоды не существующих уже больше растений» .
Все это свидетельствовало, что растения и живот¬ные на Земле изменяются, имеют свою историю разви¬тия. Но метафизически мыслящие естествоиспытатели со-противлялись этому выводу, подсказываемому развиваю-щимся из дия в день естествознанием, самой жизнью.
Кювье предложил метафизическую реакционную ги-потезу, объясняющую изменения мира животных и рас¬тений катастрофами, гибелью миров и рождением но¬вых. Теория Кювье, писал Ф. Энгельс, «на место одного акта божественного творения... ставила целый ряд по¬вторных актов творения и делала из чуда существенный рычаг природы» . Лишь Ляйель, несмотря на ряд су¬щественных недостатков его теории, заменил внезап¬ные, вызванные капризом творца, революции постепен¬ным действием медленного преобразования Земли.
Тот факт, что каждая естественная наука занима¬ется своей ограниченной областью знания, требует су-ществования специальной отрасли знания, которая изу¬чала бы общее всех явлений и процессов природы и, опираясь иа открытия частных наук, делала бы выво¬ды, обязательные для любой частной иауки. Такой спе¬циальной наукой, изучающей общее, дающей зна¬ние общих законов, которым подчинено всякое дви¬жение и развитие, и является марксистско-ленинская философия. Незнание научной философии приводит к тому, что естествоиспытатели бродят вслепую по околь-
ньгм путям н тратят колоссальное количество времени и труда, двигаясь нередко в ложном направлении.
Так обстояло дело с выработкой положения о том, что движение есть неотъемлемое свойство материи, с положением о нераэрывности материи и движения. Маркс и Энгельс на основе обобщения современного им научного знания и практики пришли к выводу, что нет материи вне движения, что движение является самым существенным свойством материи, ее неотъемлемым атрибутом.
В этом плане очень ценным было бы проследить, как естествознание, и в особенности физика, с каждым но¬вым крупным открытием подтверждало вывод, что дви¬жущаяся материя не может существовать вне времени и пространства. Учение диалектического материализма о мире как материи, движущейся в 'пространстве и вре¬мени, опирается прежде всего иа данные физики о свой¬ствах пространства и времени в их связи с движением ма. терии (физические теории Ньютона и его последовате¬лей, теория относительности, квантовая механика и др.) .
Особенно важное значение для развития диалекти¬ко-материалистического учения о материи имеют экспе-риментальные и теоретические открытия в физике, науке, изучающей наиболее общие простейшие свойства и за¬коны внешнего мира. Именно физическая наука глав¬ным образом формулирует естественнонаучную картину мира. Так, механика определила понимание природы, гос-подствовавшее до великих открытий в физике конца XIX—начала XX в. На смену ему пришла электромаг¬нитная и затем квантово-механическая и ядерная карти¬на мира

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: