4.ЕДИНСТВО МИРА И ЕГО МНОГООБРАЗИЕ

Время: 24-11-2012, 01:42 Просмотров: 2100 Автор: antonin
    
4.ЕДИНСТВО МИРА И ЕГО МНОГООБРАЗИЕ
Единство мира диалектический материализм пони¬мает как единство качественно различных материальных вещей и процессов. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике попытку естествоиспытателей-метафизиков най¬ти за качественным многообразием явлений внешнего мира некую «неизменную сущность» вещей, материю как таковую, лишенную качеств, и свести качественные раз¬личия к чисто количественным, образуемым сочетаниями тождественных мельчайших частиц. Энгельс отмечал, что такая точка зрения в известном смысле есть возврат к Пифагору, который рассматривал число, количествен¬ную определенность как сущность вещей.
В новых условиях общественного развития, когда буржуазная философия, специализируясь на гносеоло¬гии, односторонне и в искаженной фооме представляла некоторые составные части диалектики (напрнмер, реля-тивизм), истолковывала развитие релятивистски, отри¬цая моменты покоя, устойчивости, постоянства явлений, их единства, В. И. Ленин решительно выступил против субъективистских представлений в науке, «...всеобщий принцип .развития,— указывал он,— надо соединить, связать, совместить с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи etc.» .
Субъективные идеалисты ищут единства мира в субъекте, в свойствах и особенностях человеческого мыш¬ления, в априорных принципах «экономии мышления», «наименьшей траты сил» и т. п., устраняют материю, все рассматривают как совокупность ощущений.
В. И. Ленин развивает положения диалектического материализма о единстве и качественном многообразии мнра в условиях ломки устаревших понятий и представ¬лений механической картины мира и складывания новой, электромагнитной картины.
Открытие электрона и радиоактивности в конце
XIX в. разрушило метафизическое представление об ато¬ме как последней, неизменной частице материи. Оказа¬лось, что атом (вещество) состоит из электрически заря¬женных частиц и представляет сложную систему.
Пронииновение в глубь атома явилось крупным ша¬гом естествознания, еще одним доказательством единства всех явлений природы и их качественного многообразия. Однако многие физики не поняли диалектического ха¬рактера (новых открытий и пытались .перенести старые взгляды на только что открытые электроны. Электроны стали рассматривать как последние кирпичи мироздания, как .неделимые, абсолютные, неизменные сущности мира.
Вопрос о качественном многообразии видов мате¬рии — весьма важная сторона диалектико-материали¬стического ее понимания. В. И. Ленин не раз подчерки¬вал, что ошибка махизма вообще и махистской новой физики состоит в том, что игнорируется основа фило¬софского материализма — первичность материи и суще¬ствование ее вне и независимо от сознания, а также раз¬личие материализма метафизического от материализма диалектического .
«Признание каких-либо неизмененных элементов, „не-изменной сущности вещей" и т. п. не есть материализм, а есть метафизический, то есть антидиалектический ма-териализм... Диалектический материализм настаивает на приблизительном, относительном характере всякого науч-ного ^положения о стр-сен и и материи и свойствах ее, на отсутствии абсолютных граней в природе, на превращении движущейся материи из одного состояния в другое...»32.
В своем учении о материи В. И. Ленин подчеркивал две стороны: категорическое, безусловное признание су-ществования ее вне сознания и ощущения человека и человечества (материализм) и признание качественного многообразия мира, его неисчерпаемость, относитель¬ность научных положений о строении материн и свойств ее (диалектика).
Отсюда необходимость борьбы как против реляти-вистских выводов из открытий современного естествозна¬ния, ведущих к утверждению, что качественное много¬образие и неисчерпаемость мира обрекают человечество иа абсолютное незнание, что понятия и теории науки — лишь символы, знаки, рабочие гипотезы, являющиеся результатом соглашения естествоиспытателей, а не ко¬пии и образы объективного мира, так и против абсолю¬тизации данной ступени знаний о строении и свойствах материи.
С одной стороны, физика дает богатый материал, опровергающий эти крайние точки зрения. Современные ведущие физические теории—теория относитель¬
ности и квантовая механика, их синтез в релятиви¬стской квантовой электродинамике, физика «элементар¬ных» частиц и ядерных процессов, теории электроники и полупроводников и т. д.— являются теоретической осно¬вой величайших технических успехов и в том числе про-мышленного использования атомной энергии, развития реактивной и ракетной техники, запуска искусственных спутников Земли и Солнца, создания и успешной работы автоматической межпланетной станции и др.
С другой стороны, современная физика приносит все новые и новые доказательства качественного многообра¬зия явлений мира. За последние годы открыты новые
82 Там же, стр. 248.
«элементарные» частицы, качественно отличные и несво-димые друг к другу.
Из революции в естествознании на рубеже XIX и
XX вв., из величайших открытий радиоактивности и электрона В. И. Ленин сделал общий диалектический вы¬вод: нет вообще никаких неизменных, неразрушимых, исчерпаемых частиц материи. Этот вывод был преду-преждением ученым, пытающимся старые метафизиче¬ские представления об атоме как об абсолютно вечном, исходном первокирпичике материи перенести на элек¬трон. Предостерегая против подобных взглядов, В. И. Ленин писал: «Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна...»33.
Неисчерпаемость электрона и других материальных тел заключается не в агностическом отождествлении не-исчерпаемости с принципиальной непознаваемостью свсйств и отношений электронов.
Диалектический материализм в полном согласии с естествознанием учит, что принципиально непознаваемых вещей и их отношений не существует. Любые вещи и яв-ления, любые их свойства и связи, равно как и любые изменения, могут быть раскрыты и изучены силами науки и практики.
Неисчерпаемость электрона и других позднее откры¬тых «элементарных» частиц, так же как и любого мате¬риального объекта, заключается прежде всего в том, что каждый из них обладает бесчисленными свойствами, своей специфической структурой, претерпевает постоян¬ные внутренние изменения.
Важным этапом в исследовании элементарных частиц было искусственное создание в мощном ускорителе (1955 г.) отрицательного протона — частицы с массой, равной массе протона, но с отрицательным зарядом. Это был антипротон — частица, предсказанная теоретически еще двадцать пять лет тому назад. Затем был открыт ан¬тинейтрон — нейтральная частица с массой, равной мас¬се нейтрона, но с противоположным знаком магнитного момента.
Открытие антипротона и антинейтрона имеет методо-логическое значение в деле подтверждения фуидамен- тального свойства материи — ее способности превра¬щаться из одной формы в другую, качественно отличную форму. Так, «важнейшим общим свойством антинукло¬нов... является их способность аннигилировать с нукло¬нами» 34.
Новый ускоритель, построенный в г. Дубно Академией наук СССР и переданный Правительством СССР Объ-единенному институту ядерных исследований, открывает широкие перспективы для экспериментальных исследова¬ний элементарных частиц.
Класс античастиц недавно пополнился новой ядерной частицей, названной антисигма минус гиперон. Эта ча¬стица была обнаружена в марте 1960 г. коллективом ученых социалистических стран, работающих в г. Дубно. Она имеет положительный заряд и тяжелее, чем анти¬протон и антинейтрон. Масса частицы равна около 2300 электронных масс, время жизни—около одной десятимиллиардной доли секунды. За это время новая ядерная частица распадается на антинейтрон и положи¬тельно заряженный пимезон. «Изучение свойств новой частицы,— заявил корреспенденту газеты «Правда» ди¬ректор Объединенного института ядерных исследований член-корреспондент Академии наук СССР Д. И. Бло- хинцев,— позволит физикам приблизиться к созданию совершенной теории элементарных частиц, позна.н,ию их структуры и законов их взаимных превращений»35.
Физики допускают гипотезу о существовании антиве-щества, компонентами которого были бы антиядро, со-стоящее из антипротонов и антинейтронов, и позитронная оболочка. Дирак считает, что не исключено существо¬вание антизвездных систем или антнгалактик, в кото¬рых имеется преимущественная концентрация антича¬стиц. Китайские ученые Ли и Янг дополнили эту инте¬ресную гипотезу положением, что, наряду с преимущест¬венной концентрацией частиц (например, протонов) од¬ной спиральности, скажем, правой, в другом участке Вселенной может существовать концентрация левых про¬тонов и т. д.
Д. Д. Иваненко идет дальше и предлагает рассмот- реть в плане этих гипотез факт расширения известного нам участка Вселенной, поставив вопрос «Не будут ли другие участки Вселенной сжиматься, обладая преиму¬щественно концентрацией античастиц или частиц иной спиральности?» .
За последние двадцать пять лет теория элементарных частиц и ядерная физика обогатились рядом открытий взаимного превращения частиц, их перехода друг в дру¬га: например, превращения электрона и позитрона в фо¬тоны и обратно, нейтрона в протон, при этом излучается электрон и антинейтрино. До открытия антипротона опыты превращения тяжелых частиц в мезоны или в легкие частицы заканчивались тем, что в конце реакции оставался протон. После открытия антипротона создает¬ся возможность превращения пары — протон и антипро¬тон — в мезоны и легкие частицы. Экспериментально подтверждается, что общей особенностью всех без ис¬ключения «элементарных» частиц является физическая превращаемость. Следовательно, всеобщий закон «эле¬ментарных» частиц, этих простейших видов материи — их взаимопревращаемость; любой вид «элементарных» ча¬стиц способен к превращениям. «Элементарные» части¬цы могут возникать, «рождаться» и исчезать, превра¬щаясь в частицы другого вида . Этот закон «элементар¬ных» частиц подтверждает диалектическую теорию дви¬жения, согласно которой не существует неизменных, взаимно не связанных видов материи, а происходит не-престанное качественное изменение, превращение одного вида движущейся материи в другой.
Открытие все новых и новых «элементарных» частиц и их свойств свидетельствует о качественном многообра¬зии окружающего нас мира, о дальнейшем углублении наших знаний, в частности знаний атомного ядра и внут¬риядерных процессов. Познание ядерных процессов имеет огромное теоретическое и методологическое зна¬чение для объяснения явлений космического порядка и для опровержения всякого рода идеалистических домыс¬лов, паразитирующих на недоста!очной разработанности вопросов астрофизики, космогонии и космологии.
Итак, открытия последних тридцати лет. в области ядра и элементарных частиц показывают качественное многообразие вещества и подтверждают положения диа-лектического материализма о неисчерпаемости материи.
Ленин отмечал, что до революции в естествознании конца XIX и начала XX в. все исследования физических форм движения материи приводили естествоиспытателей к трем основным понятиям — «материя», «электричест¬во», «эфир». Материя отождествлялась с веществом; эфир рассматривался как материальная среда электро¬магнитного поля.
К началу XX в. было отброшено представление об электромагнитном поле как состоянии эфира, и физика стала рассматривать электромагнитное поле как новый вид материи. С этого времени физические виды материи разделяются на вещество и поле .
Исторически сложившееся разделение неорганической природы на вещество и поле не случайно. Между этими двумя видами материи существует различие, грани. Сравним хотя бы, в общих чертах вещество и электро¬магнитное поле. Прежде всего 'необходимо отметить, что ■все частицы вещества, в отличие, например, от фотона — частицы электромагнитного поля, обладают, кроме мас¬сы движения, массой покоя. Фотон не может находиться в покое. Частицы вещества могут иметь заряд или быть нейтральными. Фотон не обладает зарядом, хотя и яв¬ляется носителем электромагнитной энергии. Частицы вещества обладают конечным числом степеней свободы. Поле есть система с бесконечно большим числом степе¬ней свободы. Можно было бы назвать и некоторые дру¬гие различия вещества и электромагнитного поля.
Общие свойства этих видов материи, как корпуску¬лярные и волновые, масса и энергия, по-разному проявля- ютоя в частицах вещества и фотонах. Однако открытия физики в последние годы показали, с одной стороны, что качественное многообразие физических видов материи ие сводится к двум: веществу и полю, а с другой,— что раз¬личие между этими видами материи относительно ".
Единство всех физических видов материи и относи-тельный характер граней, разделяющих их, проявляются в общности их важнейших свойств, таких, как масса, энергия, импульс, момент количества движения и др. Квантовая физика установила, что микро-частицы об¬ладают одновременно корпускулярными и волновыми свойствами, способны превращаться друг в друга и под¬чиняются законам сохранения энергии, импульса, мо¬мента количества движения и др.
Специфические черты вещества и поля крайне отно-сительны. Вещество объединяет целую группу качествен¬но отличных друг от друга видов .материи; к ним отно¬сятся «элементарные» частицы как входящие в атомную структуру, так и существующие вне атома. Например, электроны, протоны и нейтроны составляют структуру атома, но они же встречаются в природе и вне атома. В вещество входят и более сложные виды материи: хи¬мические атомы, молекулы, состоящие из атомов, кри¬сталлы, живые клетки, организмы и т. д.
Открытия последних лет показали также, что в груп¬пе «вещество» грани относительны и условны. Новое здесь было внесено открытием античастиц.
Античастицы в обычном веществе не могут существо¬вать длительное время. Позитсоны, сталкиваясь с элек¬тронами, исчезают как частицы электронно-позитронного поля и превращаются в фотоны — частицы электромаг¬нитного поля. Антипротоны, сталкиваясь с протонами, рождают несколько мезонов. Антинейтроны, встречаясь с обычными нейтронами, исчезают, породив другие мик¬рочастицы. Если существуют антиатомы, то в той части Вселенной, которая нам известна; они недолговечны и,
89 В литературе по философским вопросам естествознания ука¬зывается иа условный хзрактер деления физ"чес^иу видов матегшн на поле и вещество. См.: С. Т. М ел ю х и н. К философской оценке современных поедставленнй о взаимосвязи поля и вещества. В сб.: «Диалектический материализм и современное естествознание», Госполитиздат. М., 1957, стр. 97—132.
сталкиваясь с атомами обычного вещества, должны пре-вращаться в фотоны или другие микрочастицы.
Физика последних лет установила новые внды полей. Кроме электромагнитного поля, известны электронно- позитронные, мезонные, нуклонные, гравитационные по¬ля. Каждое из этих полей — неоднородная среда, пред-ставляющая качественное многообразие. Так, электро-магнитное поле состоит из огромного количества кван¬тов (фотонов). Фотоны различаются длиной волн, часто¬той колебаний: фотоны радиоволн, видимого света, рентгеновских лучей, гамма-лучей. Фотоны обладают различными свойствами в зависимости от массы и энер¬гии. Например, фотоны большой энергии могут породить при столкновении с ядром или другой системой электрон и позитрон и даже протон и антипротон.
Но еще большее различие существует между раз¬ными видами полей. Частицы электронно-позитронного поля — электроны и позитроны, а также и мю-мезоны, в отличие от фотона, имеют массу покоя, электрический заряд, их спин равен Ч2', они подчиняются правилу, со¬гласно которому в каждом квантовом состоянии может находиться только одна частица данного вида, т. е. ста¬тистике Ферми — Дирака. Электроны и позитроны ближе к веществу, чем к полю.
Частицы мезонных полей (кроме мю-мезолов), так же как и частицы электронно-позитронного поля, имеют общие свойства с частицами вещества: массу покоя, ско¬рость распространения, меньшую скорости света, и др. Они отличаются от электрона и позитрона тем, что мо¬гут иметь электрический заряд, а также быть нейтраль¬ными и подчиняются статистике Бозе — Эйнштейна. Все поля могут существовать и в так называемом «нулевом» состоянии, при отсутствии квантов. Их называют тогда вакуумом электромагнитного, электропозитронного поля и т. д. Открытие новых элементарных частиц вещества н физических полей н их взаимопреврашаемости дока¬зывает материальность мира и его единство.
Физические идеалисты пытаются опровергнуть эти очевидные положения науки.
Выступая против материальности элементарных ча¬стиц и полей, они исходят из позитивистских утвержле ний о первичности отношений по сравнению с вещами, о
непознаваемости материальной сущности предметов и яв¬лений, о «десубстанциснализации» «элементарных» частиц.
Например, позитивист Марх заявляет, что природа электрона (это относится также ко всем элементарным частицам) проявляется лишь в некоторых определен¬ных отношениях чисел. Эти отношения составляют фор¬му, т. е. элементарные частицы есть форма, а не мате¬рия, форма, лишенная субстанции. «Эта «десубстаициона- лизация элементарных частиц, пожалуй,— пишет
Марх,— является одной из самых поразительных черт современной физики» . Марх критикует субстанцию с позиций релятивизма как то, что всегда остается посто¬янным, как только «носительницу свойств, которые укреплены на субстанции как платье на вешалке» . Он игнорирует различие между метафизическим и диалекти¬ческим материализмом.
Вульгаризовамное буржуазной философией понятие субстанции Ленин заменил более точным понятием мате¬рии, сохранив за последним все то рациональное, что было связано с понятием субстанции в истории прогрес¬сивной философии. Материя в этой связи выступает не только во всех вещах, но и как основа всех вещей, как носитель всех свойств, имеющихся у нее и в первую оче¬редь движения — самого общего свойства.
На вопрос, что является субстанцией мира, фило¬софы отвечали в зависимости от решения основного во¬проса философии. Материалисты исходили из признания первичности материальной субстанции; идеалисты — из первичности идеальной, духовной субстанции. Кри¬тикуя по этому вопросу позитивиста Петцольда и защи¬щая материализм, Плеханов разъяснял: «...Сказать, что никакой субстанции не существует,— значит сказать, что нет мира в себе, а есть только мнр для нас, для воспри¬нимающих субъектов» .
По вопросу о субстанции диалектический материа¬
лизм ведет борьбу против позитивистского отрицания материального субстрата отношений, сведения вещей к отношениям и против метафизического понимания мате-риальной субстанции, как «неизменной сущности вещей».
Старый метафизический материализм рассматривал качественное многообразие окружающей нас действитель-ности лишь как чувственно воспринимаемые явления, в основе которых лежит некая субстанция в виде перво-материн, или первовещества. Эта метафизическая кон¬цепция «материи как таковой», т. е. одинаковой, одно¬родной, бескачественной материальной сущности качест¬венно многообразных вещей была раскритикована Ф. Энгельсом. Он писал: «...Материя как таковая, это — чистое создание мысли и абстракция... Материя как та¬ковая, в отличие от определенных, существующих мате¬рий, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим. Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую н свести качественные различия к чисто количественным разли¬чиям, образуемым сочетаниями тождественных мельчай¬ших частиц, то оно поступает таким же образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой, вместо кошек, собак, овец и т. д.- млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, камень как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое» 43.
Критикуя эти метафизические представления, К. Маркс и Ф. Энгельс характеризуют материю как бес¬конечно многообразную на всех ступенях ее развития.
Развивая н конкретизируя в новых условиях разви¬тия естествознания и философии марксистские положе¬ния о материи как субстанции, В. И. Ленин писал, что рассуждения Богданова о «неизменной сущности ве¬щей», рассуждения Валентинова и Юшкевича о «суб¬станции» и т. д.— все это такие же плоды незнания диа¬лектики... ««Сущность» вещей или «субстанция» гоже от¬носительны; они выражают только углубление человече¬ского познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня — дальше электрона и эфи¬ра, то диалектический материализм настаивает на времен¬ном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека:» .
Подчеркивая элемент относительности в наших зна¬ниях сущности природы, неисчерпаемость ее конкретных видов: атома, электрона и т. п., В. И. Ленин настаивает на абсолютности наших утверждений о сушествовании природы вне нас. «Электрон так же неисчерпаем,, как и атом, .природа бесконечна, яо она бесконечно существует, н вот это-то единственно категорическое, единственно безусловное признание ее существования в«е сознания и ощущения человека и отличает диалектический материа-лизм от релятивистского агностицизма и идеализма:» .
Из признания первичности материи вытекает, что не существует другой силы, источника, основы всего много-образия вещей и процессов, а все порождено материей, что многообразные явления в мире представляют раз¬личные виды движушейся материи, что мир материален по своей природе. Материя — основа и причина всего многообразия вещей и процессов, оиа существует не вне и до своих конкретных проявлений, а в них. Материя н есть все то многообразие действительности, которое объективно существует.
В. И. Ленин не отрицал значения категории субстан¬ции, а, напротив, рассматривал ее как «важную ступень в процессе развития человеческого познания природы и материи». Он писал, что «...надо углубить познание ма¬терии до познания (до понятия) субстанции, чтобы най¬ти причины ивлений» .
В своих клеветнических выпадах против диалектиче¬ского материализма Г. Веттер не прошел и мимо поня¬тия субстанции. По его заявлению, «неопределенность:» ленинского определения материи как философской кате-гории заключается также в том, что ни от В. И. Ленина, ни от позднейших советских философов невозможно по¬лучить ясный ответ на столь существенный вопрос: яв¬ляется лн материя последней субстанцией или нет?
Все рассуждения Веттера на эту тему свидетельст¬вуют о том, что этот «специалист в области диалектиче¬
ского материализма:» ничего не понял ни в диалектиче-ском материализме, ни в марксистско-ленинском учении о материи. Он обнаружил противоречие между ленин¬ской критикой махизма, отрицающего материальную субстанцию, и ленинской критикой метафизической кон¬цепции о «неизменной», последней субстанции.
Диалектический материализм обобщил и критически переработал борьбу материалистической линни в фило-софии за материалистическое объяснение всех явлений природы. В этой борьбе философия выработала понятие субстанции как обозначения начала, сушностн, прин¬ципа действительности. Марксистская философия осво¬бодила понятие субстанции от идеалистического и мета-физического его толкования н заменила более точным, соответствующим сути диалектического материализма понятием материи как философской категории.
Огромное значение для раскрытия содержания поня¬тия материи как категории, обозначающей объективную реальность, имеет анализ единства движущейся материи и ее форм существования: пространства и времени. Диа-лектико-материалистическое понимание мира как дви-жущейся материи предполагает, что это движение про-исходит во времени и пространстве. «В мире нет ничего кроме движущейся материи,— писал В. И. Ленин,— и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени»47.
Вопрос о связи материи с ее формами существова¬ния: пространством и временем — важнейший философ¬ский вопрос. Не случайно он давно является объектом атак со стороны идеалистов. Последние обедняют поня¬тия материи, отрывая от нее пространство и время. Они ■выступают не только против объективной реальности материи, но и против объективной реальности простран-ства н времени.
Время и пространство — коренные, всеобщие, объек-тивные формы существования материи. Это значит, что многообразие видов движущейся материи выступает в двух основных формах: форме сосуществования, взаим¬ного расположения, протяженности разнокачественных материальных тел и явлений, которые имеют размеры (пространство), и в форме длительности, последователь-ности и смены состояний материи (время). Любые про-цессы— изменение, движение, развитие материи — всегда происходят во времени и пространстве и при по¬средстве времени и пространства 48.
Рассматривая отношения материи ко времени, есте-ствознание и материалистическая философия давно уже пришли к выводу, что мир существовал вечно и никогда и никем не был создан. Вечное существование материи во времени, ее неразрушаемость и несоздаваемость — важнейшее положение материалистической философии, опирающееся на многовековое развитие естествознания и философии.
Понимание пространства как всеобщей коренной формы существования движущейся материи направлено против идеалистических вымыслов о границах протя женности мира и показывает, что все бесконечные в своем качественном многообразии предметы и явления существуют в бесконечном пространстве.
Из сказанного в этой главе можно сделать следую¬щие краткие выводы.
1. Диалектико-матерналнстическое определение ма-терии как философской категории отражает наиболее существенные стороны действительности: существование мира вне и независимо от сознания человека и всего человечества; оно отвергает существование всяких наду-манных сверхъестественных, надпрнродных снл — абсо-лютного духа, бога и т. п.— как причин возникновения и существования природы и общества; оно утверждает чувственный, предметный, естественный характер мира.
2. Мир по природе своей материален и выступает как многообразие видов движущейся материи во времени и пространстве.
3. Материальность мира доказывается многовековым развитием философии н естествознания.
4. Единство мира состоит в его материальности, ибо все в мире произошло в результате развития единого на¬чала — материи, ибо все виды материи, несмотря на свое качественное различие, имеют общие свойства, под-тверждающие их единство.
“ См. В. И. Свидерский. Философское значеияе простран¬ственно-временных представлений в физике. Изд. Ленинградского ун-та, 1956.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: