2,НЕРАЗРЫВНОСТЬ МАТЕРИИ И ДВИЖЕНИЯ.

Время: 24-11-2012, 01:40 Просмотров: 1493 Автор: antonin
    
2,НЕРАЗРЫВНОСТЬ МАТЕРИИ И ДВИЖЕНИЯ.
ЕДИНСТВО МИРА
Философия марксизма не только обосновывает и утверждает первичность материи, материальность мира, но и рассматривает материю как находящуюся в движе¬нии, изучает ее важнейшие внутренние свойства, ее фор¬мы существования — движение, пространство и время. Последовательно диалектико-материалистическое реше¬ние вопроса о связи материи и движения, движущейся материи и форм ее существования — пространства и вре¬мени— раскрывает перед нами материю как категорию действительности.
Установив предельно широкую научную абстрак¬цию— материю как объективную реальность, данную в ощущениях, и тем самым охарактеризовав мир как ма¬териальный, диалектический материализм в своем дви¬жении от абстрактного к конкретному развивает понятие материи, переходит к .более обогащенному представле¬нию о материи как находящейся в движении.
Объективный мир, все его вещи и процессы находят¬ся в движении, изменении и развитии, поэтому маркси¬стская философия рассматривает мир как движущуюся материю. Характеристика материи как вечно движущей¬ся отличает диалектико-материалистическую концепцию материи от метафизической.
Материя, лишенная движения, писал Энгельс, пред-ставляет собой мысленное ничто, мысленную абстракцию. Признавая материю первичной, а сознание вторичным, метафизический материализм не всегда мог оставаться последовательным, ибо он не знал действительной связи между материей и движением.
«Метафизический, т. е. антидиалектический, материа-лист,— писал В. И. Ленин,— может принимать суще¬ствование материи (хотя бы временное, до „первого- толчка" и т. п.) без движения. Диалектический материа¬лист не только считает движение неразрывным свойством материи, но и отвергает упрощенный взгляд на движе¬ние и т. д.»6.
Марксистская философия считает движение неотъем-лемым свойством материи. Это положение диалектиче¬ского материализма выражено в определении движения как формы, способа существования материи. Движение — особое свойство материи, отличное от других бесчислен¬ных свойств, присущих материальным телам; о.но есть ос¬новное свойство, атрибут материи. Нет ни в природе, ни в обществе таких явлений, предметов, которые не нахо¬дились бы в состоянии движения. Движение абсолютно, а покой, равновесие относительны.
Под движением .понимается всякое изменение 'мате¬рии, превращение одних форм ее в другие, качественно от-личные. Причины и источники движения заложены во внутренних противоречиях вещей, явлений, процессов. Движение материи есть ее самодвижение, саморазвитие. Именно этот вопрос, вопрос о соотношении материи и движения, о .понимании природы последнего играет суще-ственную роль в различии диалектического материализ¬ма от метафизического.
В. И. Лении указывал: «При первой (метафизиче¬ской.— Ф. А.) концепции движения остается IB тени салодвижеиие его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — бог, субъект etc.). При второй концепции (диа¬лектической.— Ф. А.) главное внимание устремляется именно на познание источника „сажо”движения.
Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая — жизненна»7. -
Современные идеалисты, вопреки научному положе¬нию о единстве материи и движения, пишут о «божест¬венном первотолчке», в результате которого якобы вселенная пришла в движение. Преодоление идеалисти¬ческого, метафизического понимания движения, при ко¬тором источник его переносится во вне и тем самым допускается идея первотолчка, бога, 'имеет огромное принципиальное значение для развития современного естествознания.
Идеи о «божественном первотолчке» широко пропа-гандируются неотомистами. Согласно Г. Веттеру, «...глав¬ная цель, которую преследует диалектический материа¬лизм... тезисом о .неотделимости движения от материи, а именно: доказать вечность материи н движения и ис¬ключить этим одновременно „перводвнгатель" — все это как с философской точки зрения, так и с научной яв¬ляется крупной ошибкой» .
Веттер, как видим, предельно откровенно ставит во¬прос: материя может существовать и существовала без движения как инертное, мертвое начало; движение в материю было привнесено богом. И это реакционное по¬ложение церкви неотомисты пытаются подкрепить «нау¬кой» и философией.
Беспристрастный анализ всей истории развития фи-лософии, естествознания н практической деятельности человечества доказывает справедливость положения диа-лектического материализма о материальности мира, его вечном существовании, о единстве материи и движения.
В условиях философской борьбы, когда субъективные идеалисты, махисты отрывали движение от материи, В. И. Ленин всесторонне обосновал и конкретизировал положение Энгельса о том, что не только материя не может существовать без движения, но и «движение не¬мыслимо без материи». Это положение Ленин назвал «безусловно крайне существенным» в определении «сути материализма».
Обобщая открытие в конце XIX—.начале XX в. но¬вых видов материи, новых дотоле неизвестных форм ма¬териального движения и критикуя паразитирующих на этих открытиях идеалистов, в частности сторонников «энергетизма», отрывающих движение от материн, В. И. Ленин развил положение Энгельса о неразрывно¬сти движения и материи.
Ленин доказывал при этом, что последовательный идеалист, утверждающий, что весь мир есть мое ощуще¬ние или мое представление, или «ничье» ощущение и представление, т. е. утверждающий, что мир по природе
8 G. Wetter. Der dialektische Materialismus. Seine Geschichte iind sein System in der Sowjetunion. S. 330.
своей духовен, и не подумает отрицать того, что «мир есть движение». Признавать движение — это еще не зна¬чит быть материалистом. Идеалист и не подумает отри¬цать того, что мир есть движение, но это — движение его мыслей, представлений, ощущений.
Неразрывность материи и движения в том, что мате¬рия — носитель движения, его материальное содержание, субстанция; движение же есть форма существования ма-терии, ее атрибут. В. И. Ленин определял мир как дви¬жение объективной реальности, отражаемой нашим соз¬нанием. Поэтому дело не меняется от того, говорим ли мы: «мир есть движущаяся материя или: мир есть ма¬териальное движение...» , ибо как в том, так и в другом случае подчеркивается, что речь идет не о'движении мыс¬лей и ощущений, а о движении материи, материальных тел. Отсюда вытекает и второй вывод, что не существует чистого движения, движения вообще, без того, что дви¬жется. Вопрос о том, что движется, есть вопрос о носи¬теле движения, о субстанции .
В. И. Ленин резко критиковал Оствальда, утверждаю¬щего, что признание материи носителем движения равно¬сильно разложению природы на «подлежащее и сказуе¬мое». Это такой же софизм, отмечал Ленин, как утверж¬дение, что наши суждения обязаны состоять из электронов и эфира. «На деле, мысленное устранение ■материи как „подлежащего”, из „природы”, означает молчаливое допущение мысли как „подлежащего" (т. е. как чего-то первичного, исходного, независимого от мате¬рии) в философию» и.
Таким образом, неразрывность материи и движения Ленин также рассматривает под углом зрения основного вопроса философии, в плане противопоставления мате-риализма идеализму.
Определение В. И. Лениным мира как движущейся материи строго научно. Оно является материалистиче¬ским, .поскольку подчеркивается материальность мира
ii диалектическим, поскольку подчеркивается движение, изменчивость мира. Характеристика мира как материаль-ного— и только — была бы односторонней, ибо материя не может существовать вне движения. «Лишь в движе¬нии тело обнаруживает, что оно есть» .
Марксистское положение о том, что материя не мо¬жет существовать вне движения, что движение — способ ее существования, обосновывает принцип материально¬сти мира, доказывает, что многообразные явления в мире представляют не разрозненные самостоятельные сущно¬сти, а различные виды движущейся материи, что в мире нет ничего нематериального, духовного, сверхъестествен¬ного. Все есть продукт движущейся материи — наша сол¬нечная система, Земля, жизнь на ней, человек и т. п. Если все явления и процессы внешнего мира материальны, суть порождения развивающейся материи, то м.ир пред¬ставляет собой единое целое, не разорванное «а земной и божественный, иа посюсторонний и потусторонний, на чувственный и сверхчувственный. Мир по природе своей един, и единство его состоит в материальности.
Но если рассматривать мир как простую сумму раз-розненных, взаимно не связанных, не взаимодействую¬щих, неподвижных вещей и явлений, то мы не придем к представлению о его материальном единстве. Дюринг, будучи метафизиком, для установления единства мира искал общее. Это общее получалось в результате про¬стого отбрасывания всех частных, особенных признаков тел. Таким общим он считал бытие. Всему вообще — н материи и духу — присуще бытие, существование.
Однако общее утверждение, что все предметы и яв¬ления мира существуют, писал Энгельс, «не только не может придать им никаких иных, общих илн необших, свойств, но на первых порах исключает из рассмотрения все такие свойства. Ибо как только мы от простого ос¬новного факта, что всем этим вещам обще бытие, уда¬лимся хотя бы на один миллиметр, тотчас же перед нашим взором начинают выступать различия IB ЭТИХ вешах» .
Последовательное проведение диалектического мате¬
риализма в объяснении всех явлений природы и обще-ства дало возможность основоположникам марксизма всесторонне обосновать одно из краеугольных положе¬ний диалектического материализма — о материальном единстве мира. Положение Ф. Энгельса о том, что един¬ство мира состоит в его материальности, которая дока¬зывается многовековым развитием философии и есте¬ствознания, было гениальным выводом из глубокого материалистического обобщения как истории естество-знания, так и современных данных науки. Энгельс писал, что в его время факты, накопленные эмпирическим есте-ствознанием, делали возможным в довольно систематиче-ской форме построение общей картины природы как связ-ного целого. Такую общую картину мира он и нарисовал в своих работах «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической фи-лософии». Энгельс изобразил картину мира как истори-ческий процесс развития материи от вихреобразно вра-щающихся газообразных туманностей до человеческого общества.
Выдвинув положение, что только в движении обна-руживаются свойства тел, что сама «природа движущих¬ся тел вытекает из форм движения» и, Ф. Энгельс пока¬зал, что развитие форм движения от низших, наиболее простых, к высшим приводит к усложнению, дифферен¬циации развивающейся материи.
Установление наукой подлинной истории развития природы проходило в борьбе с религией, идеализмом и метафизикой. Религия издавна поделила мир на две части: на мир земной и небесный.
Метафизическая точка зрения об абсолютной неиз-менности природы неизбежно приводила ее сторонников к постулату божественного первотолчка. Созданная Кан¬том в 1755 г. и позднее разработанная Лапласом кос¬могоническая гипотеза устранила вопрос о первотолчке и представила Землю и солнечную систему как нечто став¬шее во времени. Энгельс высоко ценил гипотезу Канта — Лапласа в деле обоснования материальности Вселенной. Она наносила сильнейший удар по религиозным пред¬ставлениям, утверждавшим, что солнечная система и другие (Миры Созданы бошм, и была величайшим завоеванием астрономии со времени Коперника. Одним словом, ка нто-л а п л асовок ая гипотеза исходила из идеи развития Вселенной и постепенного перехода от менее сложного состояния материн к более сложному.
В связи с этой гипотезой происхождения солнечной системы Ф. Энгельс ставит вопрос о ступенях, стадиях в развитии материи. Он ведет борьбу против абсолютно¬го идеализма Гегеля, который, как уже говорилось, рас-сматривает природу и ступени ее развития как воплоще¬ние, осуществление абсолютной иден, и в то же время против метафизических естествознания и философии, рассматривающих мир как вечно, (неизменный или имеющий начало в «материи как таковой», лишенной конкретных свойств.
Согласно Ф. Энгельсу, наша солнечная система — продукт длительного развития более простых видов ма-терии. О «материи как таковой» можно говорить лишь только в одном смысле, как о простейшем из известных конкретных видов материи, как о том, что предшествует более сложным ее видам и составляет основу, исходный пункт их развития.
В природе существуют относительно простые и отно-сительно мало дифференцированные виды материи. Ги-потеза происхождения Солнца из газообразных туман-ностей, указывает Ф. Энгельс, подтвердилась, когда спектроскопически было установлено существование рас-каленных газовых масс на звездном небе. Создание спектрального анализа дало возможность определить химический состав Солнца, звезд н комет. Было обнару¬жено, что небесные тела состоят из тех же элементов, что и Земля. Это открытие подтверждало положение о том, что единство мира состоит в его материальности. Исходя из данных современного ему естествознания, Ф. Энгельс указывал, что для всей Вселенной и отдель¬ных тел главной формой движения является механиче¬ское перемещение, механическое взаимодействие.
Итак, обобщив данные естественных наук, Энгельс показал, что материальность Вселенной заключается в том, что все звезды и планеты возникли в ходе истори¬ческого развития материи. Это подтверждено доказа¬тельствам об общности химического состава Земли и других небесных тел, а также и тем, то все они связаны единым материальным взаимодействием — силами при¬тяжения и отталкивания.
Энгельс рассматривал последовательность возникно-вения и смены различных ступеней развития нашей сол-нечной системы как единый непрерывный процесс разви¬тия материи от низшего к высшему, как процесс услож¬нения, где можно отметить перерывы в непрерывном раз¬витии, качественные ступени эволюции материи: туман¬ность, солнечную систему, Землю, живые организмы. Энгельс отмечает правильность мысли о том, что жизнь есть результат развития всей природы, что белок — ма-териальный носитель жизни — «возникает при определен-ных, даваемых всей связью природы условиях...»15 Воз-никновение качественно новых видов материи в резуль¬тате ее закономерного развития имеет место и на других звездах, планетах я т. д.
Механическое движение характерно как для небес¬ных тел в целом, так и для сравнительно небольших масс на каждом из «их. Это движение небольших масс кончается контактом двух тел в форме трения или удара, и в этом случае мы имеем превращение движения масс в молекулярное движение. Молекулярное движение переходит в атомное, химическое. На основании данных естественных наук Ф. Энгельс сделал вывод, что на не¬бесных телах, подобных Солнцу, наряду с перемещением масс, имеет место и физическое взаимодействие. Но хи¬мические элементы, а тем более химические соединения на Солнце еще не могут образоваться, так как очень ве¬лика температура тела. Все большее значение приобре¬тает взаимодействие превращающихся друг в друга физических форм движения, которые на этом этапе ста¬новятся основными формами движения материи. Энгельс отмечает, что по мере охлаждения тел в результате взаи¬модействия физических форм движения появляется но¬вая форма движения материи — химическое взаимодей¬ствие, материальным носителем которого является атом.
По данным современного естествознания, когда цели¬ком ионизированные, т. е. лишенные электронной оболоч¬ки, атомы звезды попадают в атмосферу, они приобре- тают оболочку и начинают вступать в химические реак-
15 Ф. Энгельс. Диалектика природы, стр. 157.
ции. С понижением температуры часть газообравной материи превращается в жидкое, а потом и в твердое со-стояние: планеты приобретают твердую кору, развива¬ется атмосфера, появляются метеорологические явления.
Следующая, более высокая ступень развития мате¬рии — это органическая природа, растительный и живот¬ный мип. Она — продукт развития 'неорганической при¬роды. В силу своих собственных внутренних законов материя породила жизнь. Жизнь есть результат развития всей природы, белок—материальный носитель жизни — возник при определенных, даваемых всей связью приро¬ды условиях «как продукт некоторого химического про¬цесса» 1в.
Доказательство материального единства органиче¬ского мира шло как по линии установления единства не только ВНУТРИ животного и растительного миров, но и между обеими этими ветвями органической природы, а также по линии установления ее единства со всей остальной природой.
Для понимания единства всего органического миоа важную роль сыграла клеточная теория, установившая, что в основе строения животных и растительных орга¬низмов лежит клетка. Покров тайны, окутывающий про¬цесс возникновения, роста и структуры организмов, по выражению Энгельса, был сорван. Клеточная теория и в особенности учение Дарвина объяснили причины беско¬нечного разнообразия организмов.
Дарвинизм показал, что животные и растения посто¬янно изменяются и что эти изменения необходимы и за¬кономерны. Они являются результатом исторического развития. Эволюционное учение Дарвина, как отмечал В. И. Ленин, положило конец метафизическому взгляду на виды животных и растений как на ничем не связан¬ные. ^vnaflHbie, богом созданные и неизменяемые.
До XIX в. в науке господствовало представление о непроходимой пропасти между живой и неживой приро¬дой. Анализ органических тел не подкреплялся синтезом. Ученые не умели построить из составных частей самую простую органическую молекулу. Временные неудачи науки, как всегда, были использованы идеалистами, ко- ТО^ЬТР утверждали, что органические тела возникают
19 Ф. Энгельс. Диалектика природы, стр. 157.
только в живых организмах, благодаря нематериальной сверхъестественной «жизненной силе».
Этому утверждению виталистов был нанесен сокру-шительный удар еще в начале XIX в. созданием в лабо-ратории ряда органических соединений из неорганиче¬ских веществ: щавелевой кислоты (1824) ,и мочевины (1828) Ф. Велером, анилина (1842) Н. Н. Зининым, жира (1860) П. Бертло, сахаристого вещества (1861)
А. М. Бутлеровым и др.
С открытием Бутлеровым теории строения органиче¬ских соединений работа над созданием органических тел из случайных находок превратилась в планомерное до¬бывание заранее предсказанных соединений. Ф. Энгельс высоко ценил развитие органического синтеза, который подрывал основы как виталистических, так и метафизи¬ческих представлений о пропасти между живой и нежи¬вой природой. «Благодаря получению неорганическим путем таких химических соединений, которые до того времени порождались только в живом организме, было доказано, что законы химии имеют ту же силу для ор¬ганических тел, как и для неорганических, и была запол¬нена значительная часть той якобы навекн непроходимой пропасти между неорганической и органической приро¬дой, которую признавал еще Кант»17.
Современная наука успешно работает над созданием самых сложных высокомолекулярных органических сое-динений белковых тел. Все это подтверждает положение диалектического материализма о материальности жиз¬ненных явлений и опровергает всякого рода идеалисти¬ческие утверждения о «жизненной силе», о духовности жизненного начала.
Итак, развитие конкретных видов материи идет от простого к сложному, от низшего к высшему. «Элемен-тарные» частицы — протоны, нейтроны и др., соединяясь, образуют ядра. Ядра в свою очередь «одеваются» элек-тронными оболочками, возникают атомы, из атомов об-разуются молекулы, а затем молекулы соединяются в макротела.
Рассматривая развитие материи по восходящей ли¬нии, Ф. Энгельс отмечает определенные ступени, каче¬
ственные узлы этого процесса. «Новая атомистика,— пишет он, имея в виду атомистику своего времени,— отличается от всех прежних тем, что она... не утверждает, будто материя только дискретна, а признает, что дис¬кретные части различных ступеней (атомы эфира , химические атомы, массы, небесные тела) являются раз¬личными узловыми точками, которые обусловливают раз¬личные качественные формы существования всеобщей материи...»
Классики марксизма всесторонне разработали положе-ние о бесконечном многообразия единой материи. Энгельс указывал, что материя расчленена на звездные системы, планетные системы, земные массы, молекулы, атомы и т. п. Он нарисовал стройную картину развития материи, отвечавшую уровню развития естествознания второй половины XIX в., показал, что мир материален, ибо каждая форма движения, изменения, развития имеет своего материального носителя, является способом суще¬ствования того или иного вида материи, ибо все виды ее, несмотря на свое качественное различие, имеют об¬щие свойства, подтверждающие их единство.
В каждой области знания, изучающей определенный вид или группу видов материи, естествознанию и мате-риалистической философии приходилось вести борьбу •против идеализма и религии. В результате этой борьбы, по выражению Энгельса, «одна армейская часть за дру¬гой складывает оружие, одна крепость за другой капи¬тулирует .перед натиском науки, пока, наконец, вся бес¬конечная область природы не оказывается завоеванной знанием и в ней не остается больше места для творца»20.
Высшим этапом в развитии материи является возник-новение человеческого общества. В отличие от идеализ¬ма диалектический материализм исходит из связи, из единства природы и человечеокого общества. Распростра¬нив материализм на познание общественных явлений, Маркс и Энгельс решили и проблему происхождения че¬ловека, человеческого общества. Марксизм доказал, что
сущность человека заключается в его производственной деятельности по преобразованию природы в своих интере-сах. Трудовая деятельность человека объясняет иетолько прогресс общества, но и происхождение самого человека. Ф. Энгельс в своей замечательной статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» раскрыл определяющее значение трудовой деятельности и внеш¬них материальных условий на организм возникающего человека. Благодаря труду возник язык как средство об¬щения людей. Труд и членораздельная речь явились глав¬ными стимулами, год влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в мозг человека. В своем дока¬зательстве материального единства мира Энгельс особое внимание обращает на развитие естествознания XIX в., ибо в результате открытий этой эпохи «материалистиче¬ское воззрение на природу покоится теперь иа еще более крепком фундамент?, чем в прошлом столетии» .

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: