I.МАТЕРИАЛЬНОСТЬ МИРА

Время: 24-11-2012, 01:39 Просмотров: 2151 Автор: antonin
    
I.МАТЕРИАЛЬНОСТЬ МИРА
Диалектический материализм как научное мировоз¬зрение строит свои выводы на основе данных наук о свойствах и закономерностях развития мира. Это — научное мировозрение, и его исходная категория мате¬рии обобщает подлинные знания о мире, опирается иа науку и практический опыт. Она является основополага¬ющей категорией научного мировоззрения в силу того, что содержит в своем определении важнейшие знания о самом мире.
Исследуя вопрос об отношении предельно широких понятий гносеологии—материи и сознания, Ленин уста-навливает две черты материи как объективной реально¬сти: ее независимость от сознания, от идеального и спо¬собность воздействовать на сознание, т. е. отражаться в ощущениях. Эти черты имеют значение для характери¬стики материи (действительности) самой по себе, вне ее отношения к сознанию.
Гносеология в диалектическом материализме находит¬ся в единстве, совпадает с философским знанием о самой действительности. Диалектико-материалистическое пони-мание объективного мира отражает в категориях и зако¬нах марксистской философии его действительные отно¬шения, свойства и законы развития. В свою очередь гно¬сеология теоретически обобщает практику познаватель¬ной деятельности отдельных иаук и знания в целом,
историю познания объективного мира, его отношения, свойства и законы развития.
Категории диалектического материализма как под¬линно научного мировоззрения отражают наиболее об¬щие и существенные свойства, стороны и отношения предметов и явлений действительности. Всеобщее свой¬ство всех существующих независимо от сознания предме¬тов и процессов природы и общества «свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего соз¬нания» — отражается категорией материи.
Современные позитивисты и неотомисты заявляют, что понятие материя ие есть отражение действительно¬сти, а лишь пустой термин, словесный символ, что ленин¬ское определение материи не есть характеристика объек¬тивной реальности как таковой. Например, неотомист Г. Веттер утверждает, что Ленин якобы не дал опреде¬ления материи как таковой, а лишь охарактеризовал ее отношение к субъекту. На самом же деле в ленинском определении материи как объективной реальности, дан¬ной нами в ощущениях, выражено два важнейших свой¬ства самих вещей и процессов действительности.
Во-первых, свойство всех предметов и явлений окру-жающего иас мира существовать объективно, вне и не-зависимо от сознания человека и человечества. Ленин¬ское определение материи отвергает существование какого-либо божественного, разумного или волевого начала как причины, породившей окружающий нас мир или управляющий им. Материя первична и в том смысле, что она существует вечно, до сознания, до духа, поэтому она не может быть, как это утверждают идеалисты, со¬вокупностью ощущений или инобытием духа.
Это свойство всех вещей и явлений внешнего мира самих по себе, вне их отношения к сознанию В. И. Ленин рассматривает как главное, называя его единственным «свойством» материи «с признанием которого связан фи-лософский материализм» \ Все остальные характеристики материи являются лишь конкретизацией и углублением диалектико-материалистического понимания объективной реальности.
Во-вторых, вещи и явления внешнего мира носят чув-ственный, а не сверхчувственный, природный, а не сверх- природный характер, действительность не есть нечто по-тустороннее; непосредственно окружающие нас реальные вещи и явления прямо или косвенно (через 'взаимодей¬ствие с другими предметами, в частности и с приборами) воздействуют на органы чувств и воспринимаются нми. Ф. Энгельс определяет материю как совокупность беско¬нечного множества различных чувственно воспринимае¬мых вещей, и понятие материи рассматривается как со¬кращение, с помощью которого мы охватываем эти вещи согласно их общим свойствам. «...Вещественный, чувст¬венно воспринимаемый мир, к которому принадлежим мы сами, есть единственный действительный мир...»3.
Ленинское определение материи как категории, обо-значающей объективную реальность и отражающей су-щественные стороны самой действительности, помогает разоблачить антионтологическую сущность современного позитивизма.
Как уже было сказано, неопозитивисты, а также их предшественники, утверждают, что философия не наука и ее категории не имеют отношения к самой действительно¬сти. Онн выступают в роли «разрушителей» философии. Главная задача марксистов в связи с этим состоит в за¬щите материалистической философии как науки об объ¬ективной реальности, в доказательстве, что философия диалектического материализма и ее категории раскрыва¬ют важнейшие стороны и связи самой действительности.
Антионтологическая сущность—характерная черта всего позитивизма, начиная от О. Конта и Д. Милля и кончая Карнапом, Виттгенштейном и Б. Расселом.
О. Конт выступил против онтологии и гносеологии, сводя задачу философии к согласованию наук друг с другом с помощью единой научной классификации. Философия, по его определению,— сумма конкретных наук. Г. Спен¬сер, заявляя, что сущность вещей непознаваема, сводил задачу философии к установлению общих закономерно¬стей субъективно истолкованных явлений. В недрах ран¬него позитивизма существовала несколько отличная от Конта и Спенсера точка зрения на предмет философии, связанная с Миллем, продолжившим линию Юма. Тенденция Юма — Милля привела к позитивизму — эмпи¬риокритицизму (махизму).
Ленинский анализ сущности махизма явился по су¬ществу строго научным анализом позитивизма, очень важным в борьбе философов-марксистов против совре¬менных разновидностей позитивизма как субъективно-идеалистической философии — мировоззрения империа-листической буржуазии.
Генеральная линия, с позиции которой В. И. Ленин подвергает беспощадной критике махизм и всех врагов марксистского философского материализма,— линия, определяющая решение всех философских проблем, за-ключалась в последовательном проведении коренного положения философского материализма о существова¬нии внешнего мира вне сознания и отражении его в че¬ловеческой голове.
Антифилософскую направленность позитивизма Кон¬та и Милля продолжали махисты. Но как бы на словах ни отмежевывались махисты и современные их последо¬ватели от онтологической и гносеологической проблема¬тики философии, их критика этих проблем есть в то же самое время определенное субъективно-идеалистическое решение последних. Такова закономерность развития фи¬лософии. Отказ от материалистического решения основ¬ных проблем философии есть по существу их антимате¬риалистическое, идеалистическое решение.
В. И. Ленин показал, что «теории» махистов о ней-тральных «элементах» мира, «опыте» принципиальной координации субъекта и объекта, «экономии мышления» и т. д. не есть преодоление основного вопроса философии и отказ от понятия материи, а определенное субъективно- идеалистическое решение вопроса как о природе самого мира, так и о сущности человеческого познания.
Пытаясь устранить основной вопрос философии — противоположность между материей и сознанием, между физическим и психическим, махисты «открыли» «элемен¬ты мира», которые в одной связи дают физическое, а в другой психическое и таким образом, по мнению махи¬стов, устраняют «односторонности» материализма (пер¬вичность материи) и идеализма (первичность сознания). Все это сводится к характеристике махистами мира как
идеального по своей природе, ибо «элементы мира» и есть ощущения. «Принципиальная координация» объекта и субъекта определяет действительность как неразрыв¬ное единство субъективного и объективного, в котором объективное растворяется в субъективном и не сущест¬вует вне последнего. Ленинская критика субъективно- идеалистической трактовки природы, действительности есть одновременно защита марксистского положения о материальности самого мира, характеристики категории материи как отражающей саму действительность.
Махисты отождествляли ощущения и материю, сво¬дили материю к ощущениям. Так, Мах определяет мате¬рию как более или менее устойчивые комплексы «элемен¬тов» — ощущений. Пирсон заявляет, что материя есть не что иное, как группы чувственных восприятий . База¬ров пишет: «...чувственное представление и есть вне нас существующая действительность»б.
Все эти и другие аналогичные определения материи являются по существу как решением теоретико-познава-тельных вопросов в смысле отрицания внешнего, объек-тивного источника ощущений — объективной реальности, отражаемой нашими ощущениями, так и решением во¬проса, каков сам мир по своей природе.
В. И. Ленин, разоблачая фидеистическую сущность ма- хистской борьбы против категории материи, показывает в «Материализме и эмпириокритицизме», что субъектив¬но-идеалистическое понимание природы, физического мира махистами вытекает из решения нми основного вопроса философии. Если первичными «элементами мира» являются ощущения, то сама действительность представляется как нечто субъективное, не существую¬щее вне сознания. Рассматривая вещи и явления при¬роды, материю как мысленные символы для комплекса ощущений, махисты приходят к выводу, что предметом наших знаний, например физики, является связь между ощущениями.
Ленинская характеристика материи как предельно широкого гносеологического понятия есть одновременно и определение ее как категории, отражающей действи-тельность.
Эти два положения, лежащие в основе определения материи: существование ее вне и независимо от созиання и познаваемость, являются необходимой предпосылкой для дальнейшего исследования действительности. Вне этого невозможно раскрыть взаимосвязь и отношения различных сторон материального мира, невозможно соз¬нательно исследовать закономерности развития отдель¬ных видов материи, их строение и свойства.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: