5.ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ — МАТЕРИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Время: 24-11-2012, 01:37 Просмотров: 2724 Автор: antonin
    
5.ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ — МАТЕРИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
При определении категории материи, выражающей сущность материалистического мировоззрения, очень важ¬но рассмотреть также вопрос о соотношении ее с кате¬горией общественного бытия. Некоторые марксисты рассматривают категорию материи как категорию физи¬ческого бытия и только . Другие же справедливо утвер¬ждают, что качественно новым в определении категории материи v Маркса и Энгельса является включение мате- риальиой основы человеческого общества в понятие ма¬терии 4В.
Важнейшим отличием марксистской философии от всех предшествующих систем является то, что диалек¬тико-материалистическое мировоззрение представляет со¬бой целостное философское учение, относящееся как к поироде, так и к обществу. Материя в качестве исходной категории всего марксистского мировоззрения выступает центральной категорией и в историческом материализме.
«Материализм,— писал В. И. Ленин,— вообще при¬знает объективно реальное бытие (материю) независимое от сознания, от ощущения, от опыта и т. д. человечества. Материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного сознания человечества» .
Как известно из истории философии, до К. Маркса и Ф. Энгельса ие было ни одного мыслителя, который по-следовательно распространил бы основные принципы ма-териализма — признание существования материальных явлений вне и независимо от идеальных и их познава-емость— на все области объективного мира, включая и общество; поэтому до марксистской философии не было материалистического понимания истории.
Величайшая заслуга марксизма состоит в том, что он на основе всестороннего научного анализа общественных явлений пришел к выводу, что общественные отношения делятся на материальные и идеальные. Материальные общественные отношения — это такие, «которые склады-ваются, не проходя через сознание людей...» Создав исторический материализм на основе глубокого исследо-вания и кропотливого анализа «Мон-Блана фактического материала» из области общественных отношений капита-листического общества, К. Маркс и Ф. Энгельс тем са¬мым достроили здание материалистической философии.
Анализируя сущность и значение революционного пе-реворота в философии, в области познания обществен¬ной жизни, совершенного Марксом и Энгельсом, Ленин обращает внимание на теоретические предпосылки, обус-ловившие возможность создания материалистического понимания истории.
1. Последовательное проведение идей диалектики и материализма во всех областях знания, распространение диалектического 'материализма иа познание обществен¬ной жизни.
2. Конкретное исследование огромного фактического материала.
В. И. Ленин отмечает, что Маркс уже в 40-х годах высказал гениальную идею — идею материализма в социо¬логии, «которая впервые создавала возможность строго научного отношения к историческим и общественным во¬просам» . Высказав эту идею, Маркс «берется за фак¬тическое (это nota bene) изучение материала» .
Исходным пунктом для открытия материалистиче¬ского понимания истории явилось диалектико-материа¬листическое решение вопроса об отношении между общественным бытием и общественным сознанием людей на основе конкретного исследования экономических, политических и других отношений капиталистического общества. «Не созиаиие людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их созна¬ние» ,— писал К. Маркс.
Буржуазные философы и ревизионисты, борясь против марксистской философии, пытаются противопоставить исторический материализм диалектическому, изолировать первый от философии марксизма-ленинизма, противопо-ставить его целому.
Ленин воевал со схоластическими рассуждениями Бул-гакова о том, что прибавочная стоимость — это ие «мате-риальная вещь», а понятие для выражения определенного общественного отношения производства. «Это противо-положение „материальной вещи“ — „понятию" представ¬ляет из себя наглядный образчик той схоластики, кото¬рую так любят в настоящее время преподносить под видом „критики". Какое значение могло бы иметь „по¬нятие" о доле общественного продукта, если бы этому понятию не соответствовали определенные „материаль¬ные вещи"?» .
В то же самое время классики марксизма-ленинизма выступали против вульгарного понимания материальных общественных отношений. Под общественным бытием исторический материализм понимает прежде всего мате-риальное производство, единство производительных сил и производственных отношений. Производственные отно-шения являются материальными, объективными, ибо они складываются, не проходя через сознание людей, т. е. независимо от воли и сознания последних.
Для определения понятия «общественное бытие» необходимо его отграничить от содержания понятий «природное бытие» и «нематериальные явления обще-ственной жизни». Маркс писал, что в материальные об-щественные отношения, например, в стоимость не входит ни грамма вещества, т. е. в них отсутствуют те природ¬ные условия, в которых живут люди. Естественные усло¬вия становятся элементом общественного бытия лишь в той мере, в какой предметы и силы природы исполь¬зуются людьми как средства производства.
Не все общественные явления относятся к мате¬риальной жизни общества. Идеологическаи и политиче¬ская стороны общественной жизни не могут быть отне¬сены к категории общественного бытия, так как оии, определяясь материальной стороной общественной жиз¬ни, складываются, проходя через сознание людей.
Существуют в обществе и такие явления и катего¬рии, как род, племя, семья, общественный класс, отно¬шения классов, нация и отношение наций друг к другу. Эти явления включают в себя как материальные, так и духовные стороны, и научная философия должна уметь выделять эти стороны, не смешивать их эклектически.
Поскольку классы, их отношения в обществе, обус-ловленные местом, занимаемым в обшественном произ-водстве, входят в экономические отношения, постольку они включаются в понятие общественного бытия. Но от¬ношения классов, классовая борьба имеют также идео¬логическую сторону, которая не входит в общественное бытие.
К общественному бытию относятся семейные отно¬шения, формы семьи, непосредственно связанные с материальной жизнью общества, бытовые отношения между людьми, возникающие на основе совместного потребления произведенных продуктов. Но семья предпо¬лагает также и отношения правовые, моральные, и этой своей стороной она не входит в общественное бытие .

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: