1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИИ КАК ФИЛОСОФСКОЙ КАТЕГОРИИ

Время: 24-11-2012, 01:33 Просмотров: 2248 Автор: antonin
    
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИИ КАК ФИЛОСОФСКОЙ КАТЕГОРИИ
Глубочайший революционный переворот, совершен- ный К. Марксом и Ф. Энгельсом в философии, привел к созданию высшей формы материализма, неизмеримо более богатой содержанием и несравненно более после¬довательной, чем все предыдущие.
В марксистской философии материализм и диалек¬тика связаны в единое целое; в ней материалистиче¬ское объяснение явлений природы органически соеди¬нено с материалистическим пониманием общественной жизни, философское истолкование действительности — с борьбой за ее революционное преобразование. Эти ос¬новные черты марксистской философии, несомненно, отразились и на определении центральной категории научного мировоззрения — категории материи. Мате¬риализм, определяет Энгельс, есть общее мировоззре¬ние, основанное на определенном понимании отноше¬ния материи и духа...'. Поэтому отрицание материи
как объективной реальности В. Й. Ленин рассматри¬вал как отрицание основ марксистского мировоззрения.
Категория материи в диалектическом материализ¬ме — это уже не узкое понятие, обозначающее вещество, атом как последнюю частицу мироздания, а предельно широкое понятие, охватывающее всю объективную ре¬альность. При определении материи как философской категории диалектический материализм отвлекается ог конкретных свойств, присущих отдельным видам мате¬рии: от связей и отношений между ними, раскрывает в них главное, существенное, их объективный характер.
Сущность философских категорий заключается в том, что они отражают всеобщие стороны и связи пред¬метов и процессов действительности. Такой всеобщей стороной, присущей всем предметам, свойствам пред¬метов и их отношениям, является свойство быть объ¬ективной реальностью, существовать вне нашего созна¬ния. Отвлекаясь от всех многообразных и сложных отношений внешнего мира, диалектический материа¬лизм приходит к наиболее общим, абстрактным и одно¬временно определяющим категориям — материального и идеального, физического и психического, бытия и созна¬ния. В силу предельной широты этих понятий все явле¬ния действительности можно разделить на материаль¬ные и идеальные. Поэтому, определяя общий взгляд на мир, вырабатывая свое мировоззрение, необходимо прежде всего решить вопрос об отношении материаль¬ного и идеального. Этот вопрос, который по-разному решался философами, стал основным вопросом миро¬воззрения, философии. Однако до возникновения марк¬сизма философы в силу классового положения и огра¬ниченности науки и практики своего времени не смогли сознательно выделить из массы философских вопросов главный, определяющий, в сущности, решение всех дру¬гих вопросов, а именно — вопрос об отношении идеаль¬ного к материальному, сознания к материи, духа к природе.
Заслуга К- Маркса и Ф. Энгельса состояла в дока-зательстве, что вопрос об отношении сознания к ма¬терии является основным вопросом философии и что его решение в конечном итоге определяет сущность любой философской системы, решение других философ¬ских проблем, а тем самым и партийную позицию осно¬вателей и представителёй этой системы.
Считая вопрос об отношении сознания к материи основным, главным вопросом философии, К- Маркс и Ф. Энгельс смогли научно подойти к истории философии, раскрыть за внешним обилием философских течений, за хаотическим нагромождением взаимно как будто не свя-занных философских систем и взглядов борьбу двух не-примиримых направлений в философии — материализма и идеализма.
Основоположники марксизма не только сформули-ровали основную философскую проблему, но и дали всестороннее ее разрешение н тем самым обогатили и развили материализм, создали исторический материа¬лизм и проводили его последовательно в области обще¬ственных наук.
Глубокое теоретическое развитие материализма и было одновременно раскрытием богатого, многосторон¬него диалектико-материалистического содержания фи¬лософской категории материи. Основоположники марк¬сизма доказали первичность материи и вторичность сознания. Материя существует вечно и тем самым предшествует возникновению сознания, которое ею про¬изводится и порождается. Сознание — продукт и ре¬зультат развития материи, свойство высокоорганизо¬ванной материи. Ощущения, представления, мысли и т; д. как совокупность субъективных образов объек¬тивного мира имеют своим источником, причиной ма¬терию.
Последовательное 'Проведение материализма в объяс-нении всех явлений природы и общества дало возмож¬ность К- Марксу и Ф. Энгельсу всесторонне обосновать одно из краеугольных положений диалектического мате¬риализма — о материальности мира и его единстве. При этом они рассматривали мир как бесконечное много¬образие видов движущейся материи.
Опираясь на эти положения и на все богатство идей диалектического материализма и обобщив наиболее важ¬ное из того, что было открыто наукой после Энгельса, В. И. Ленин в новых условиях творчески развил марк¬сизм и дал впервые в истории материалистической философий глубоко Научное развернутое ОПреДелеаие материи как философской категории.
Чтобы определить категорию материального, или ма-терии, указывает В. И. Ленин, нельзя использовать из¬вестные в логике способы определения. Материю можно определить только в ее отношении к сознанию, т. е. на¬учно решить основную проблему философии — отноше¬ния сознания к материи. Материя как исходная катего¬рия материалистического мировоззрения выражает такие отношения действительности, которые являются одновре-менно и наиболее существенными, простейшими и опре-деляющими.
Глубокое, исчерпывающее научное определение ма¬терии дано В. И. Лениным.
В третьей главе «Материализма и эмпириокритициз¬ма» Ленин посвящает специальный параграф вопросам «Что такое материя? Что такое опыт?», где рассматри¬вает основные понятия главных философских направле¬ний современности — диалектического материализма и позитивизма: категории материи и опыта (термин пози-тивистов XX в., употребляемый вместо терминов дух, ощущение). Рассмотрев различные определения понятия материи, В. И. Ленин сделал вывод, «...что нельзя, по сути дела нельзя дать иного определения двух последних понятий гносеологии (материи и сознания.— Ф. Л.), кро¬ме как указания на то, которое из них берется за пер¬вичное» . Определение материи есть диалектико-мате¬риалистическое решение основного вопроса философии, есть повторение того, «что материя, природа, бытие, фи¬зическое есть первичное, а дух, сознание, ощущение, психическое — вторичное» .
В развернутом определении материи Лениным ре¬шается и другая сторона основной проблемы филосо¬фии — вопрос о познаваемости объективного мира. «Ма¬терия есть философская категория для обозначения объективной реальности,— указывает Ленин,— которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» .
В этом классическом определении сформулированы важнейшие черты материи: первичность, объективная реальность, независимость от сознания и познаваемость, данность в ощущениях, которые выражают материали-стическое решение двух сторон основного вопроса фило-софии.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: