2.БОРЬБА НАУКИ С РЕЛИГИЕЙ ПО ВОПРОСУ О МАТЕРИАЛЬНОСТИ МИРА В XV—XVI вв.

Время: 24-11-2012, 01:26 Просмотров: 922 Автор: antonin
    
2.БОРЬБА НАУКИ С РЕЛИГИЕЙ ПО ВОПРОСУ О МАТЕРИАЛЬНОСТИ МИРА В XV—XVI вв.
Материалистические взгляды на природу, материю развивались в острой борьбе против феодальной идеоло¬гии.
В центре борьбы науки и религии в средние века и в эпоху Возрождения стоял вопрос об отношении неба и земли. Этому вопросу большое место было уделено в индийской, китайской, арабской философии и филосо¬фии Оредней Азии и Западной Европы. Доведя до крайности ошибочные положения Аристотеля о строе¬нии Вселенной, схоластика и религия различных на¬правлений разделили весь мир на две якобы резко раз¬личные части: земную, состоящую из материальных элементов: воды, воздуха, огня и земли, доступную по¬знанию человеческими чувствами, и небесную — духов¬ную, сверхъестественную, сверхчувственную.
Земля, по представлению средневековой схоластиче¬ской философии,— центр Вселенной, абсолютно непо¬движна. Вселенная ограничена, небесные светила дви¬жутся вокруг Земли, составляя небесный свод — совершенную, идеальную сущность, где находятся сверхъ¬естественные духовные существа.
Против этих идеалистических и религиозно-мисти¬ческих взглядов выступили многие мыслители эпохи Возрождения.
Н. Кузанский (1401—1464) противопоставляет по¬ложениям Аристотеля и схоластов свои натурфилософ¬ские идеи. Земля и небесные тела построены из одной и той же первоматерии, яо своему качеству они тожде¬ственны, различаются лишь размерами. Все небесные тела, в том- числе и Земля, движутся; неподвижного центра во Вселенной иет, ибо она бесконечна. Аристо¬телевское учение о четырех элементах Кузанский допол¬няет учением об атоме, т. е. количестве, которое вслед¬ствие своей малости неделимо в действительности. Его философия пантеистична; он писал: бог во всех вещах, как все они в нем.
Идеи неограниченности Вселенной, следовательно, и отсутствия центра ее, множества миров и единства ма¬терии, природы, мира отстаивает другой гениальный мыслитель эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи (1452—1519). Он боролся за восстановление в правах сенсуалистического материализма Гераклита, Демокри¬та, Эпикура и Лукреция.
Итальянский философ Бернардино Телезио (1509— 1578) призывает изучать природу «вещей» сообразно их собственным принципам. Он признает объективное существование материи, которая несотворима и неунич- тожима. «Величина» мира и масса телесного вещества при всех условиях остаются неизменными. Телезио отвергает учение атомистов о пустоте. Пространство заполнено телами, которые «вплотную» примыкают друг к другу и непосредственно воздействуют друг на друга. Он отбрасывает учение Аристотеля о четы¬рех элементах. Материя однородна и бескачественна. Критикуя схоластов, Телезио все же отступал от своего исходного материалистического положения и склонялся к мысли об одушевленности всех природных сил.
Материя сама по себе пассивна и неизменна. При¬водят ее в движение два внешних начала: тепло и хо¬лод, которые бестелесны и одушевлены. Тепло—нача¬ло всякого движения и жизненности, а холод приводит предметы к покою. Они борются за материю, их воз¬действие на первичную материю приводит к возникно¬вению Вселенной, сначала появляются небо и Земля, а потом все остальное.
Дух человека — это разновидность материн, очень тонкое вещество, состоящее из тепла. Дух объединяет все органы в единое целое и приводит их в движение, местопребывание его — в мозгу, и он умирает вместе с те¬лом человека. Наряду с признанием материальности духа, Телезио делает уступку религии и идеализму и признает существование у человека бессмертной души, данной богом, которая является 'формой тела и духа вместе.
Новые антисхоластические идеи, выраженные лишь в натурфилософских догадках Н. Куз энского, Леонар¬до да Винчи и др., были подхвачены и научно разрабо¬таны гениальным польским ученым, создателем гелио-центрической системы мира Николаем Коперником (1473—1543).
Создание гелиоцентрической системы легло в осно¬ву научной астрономии, явилось исходным пунктом картийы мира, созданной в XVII в. Галилеем н его продолжателями. Открытие Коперника обусловило глу¬бокий переворот' в технике, науке и культуре, который начался в XVI в.
Сочинения Н. Кузанского и Леонардо да Винчи не были непосредственно направлены против господству¬ющей теологии. Работы же Коперника были началом освобождения естествознания того времени от религи¬озного влияния. Своим великим открытием Коперник нанес сокрушительный удар по господствующему рели¬гиозному представлению, по основной церковной догме, которая касалась вопроса о мироздании, о происхож¬дении Вселенной. Энгельс указывает, что учение Ко¬перника было «революционным актом, которым иссле¬дование природы заявило о своей независимости... Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии... Но с этого времени пошло гигантскими шагами также и развитие наук...» .
Заслуга Коперника состояла в том, что он опроверг основные положения геоцентрической теории Птоломея, господствовавшей в астрономии до конца XV столетия. Коперник показал, что кажущиеся движения Солнца, планет и звезд объясняются суточным вращением Землн
вокруг своей оси и годовым обращением вокруг непод-вижного Солнца.
Исходя из открытий Коперника, естествознание устра¬нило мистическую границу между Землей и небесами.
Наука показала, что небо — это не убежище для сверхъестественных сил, что оно также материально. Вселенная предстала перед человеком как бесконечная материя, движущаяся по внутренне присущим ей зако-номерностям.
Взгляды Коперника нашли свое дальнейшее обосно¬вание и развитие в материалистических воззрениях Джор¬дано Бруно (1548—1600). Развивая идеи Коперника, Д. Бруно делает из них философские материалистические выводы. Он говорит о бесконечности Вселенной, в кото¬рой Земля лишь одно из небесных тел. В бесконечном Космосе не может быть центра, поэтому ни Земля, ни Солнце не могут быть таким центром. Солнце — одна нз звезд, многие из которых являются столь же огромными светилами. Бруно учнл о бесчисленности миров, подобных нашей солнечной системе. Он борется с фантастическим, ненаучным делением на «совершенное» небо и «несовер¬шенную» Землю и утверждает их физическую однород¬ность, указывая, что по своему веществу, по своей мате¬риальной субстанции, а также по тем единым законам, которым подчинены Земля и небо, мир един, т. е. един¬ство мира заключается в его материальности.
Материю Бруно рассматривает как причину и начало всех естественных явлений, как фундамент и основу дей-ствительности, ибо ее изменения порождают все много-образие последней. Материя как субстанция (т. е. в ее философском понимании), подчеркивал ои, отличается от материи в понимании механика и врача, от таких ее конкретных видов, как, например, ртуть, соль и сера.
Высоко оценивая атомистическое учение Демокрита, Эпикура и Лукреция, предпочитая его аристотелевскому пониманию материи, Д. Бруно вместе с тем высказывает ряд критических замечаний в адрес Демокрита и эпику¬рейцев. Материальная субстанция — не просто телесное начало, противоположное иетелесному — пустоте, не только субстрат форм, ио она единство материи и формы и лежит в основе всех природных явлений, как телесных, так и духовных. 
Говоря об активности материи, Бруно становится на Позиции гилозоизма: все в мире одушевлено. Дух на¬ходится во всех вещах, от самой малой до мира в целом; правда, все вещи одушевлены лишь в возможности и только некоторые в действительности. Д. Бруно был не¬утомимым борцом против церкви и религии.
Величайшее значение для обоснования и дальнейшего развития системы Коперника имели естественнонаучные работы Г. Галилея (1564—1642) — создателя основ ме¬ханики.
Система Коперника устранила принципиальное раз¬личие между Землей и другими планетами тем, что от¬крыла общую закономерность — движение всех планет вокруг Солнца, т. е. открыла механическое (кинематиче¬ское) сходство между Землей и другими планетами. Г. Галилей с помощью изобретенного им телескопа уста¬новил фазы Венеры. Это подтверждало положение Копер¬ника, что Венера обращается не вокруг Земли, а вокруг Солнца как центра. Но главная заслуга Галилея заклю¬чалась в том, что он в борьбе с реакционной церковно¬схоластической идеологией дал физическое обоснование гелиоцентризма и развил его дальше.
Схоластическая физика не допускала сходства между Землей и другими небесными телами; так, например, Луна считалась совершенно сферической и гладкой. Галилей показал, что поверхность Луны покрыта горами и впа¬динами и в этом отношении ничем не отличается от зем¬ной.
Открытие Галилеем фаз Венеры доказывало также, что эта планета подобно Луне светит отраженным светом. Кроме того, были открыты пятна на Солнце, установлено, что Млечный путь не есть некое цельное вещество, а со¬стоит из множества отдельных звезд, что Юпитер имеет четыре спутника,— все это доказывало физическую од¬нородность небесных тел и подтверждало натурфило¬софскую догадку Джордано Бруно о тождественности физической природы земли и неба. Галилей принимал мысль философов Возрождения о бесконечности Все¬ленной.
Дальнейшее развитие так называемой небесной меха¬ники связано с именами Кеплера и Ньютона. Кеплер от¬крыл основные законы движения планет, которые лежат
g Ф. Т. Аршпиев 
в основе современной астрономии. Науке приходилось заново исследовать не только небесные явления, но и большинство других областей познания. Этот период в развитии знания характеризуется переходам от общих наивных натурфилософских построений к познанию от-дельных областей мнра и изучению каждой части отдель¬но, изолированно.
Атомистические воззрения Галилея открывают новый этап в развитии атомистики, связанный с общим меха¬нистическим характером естествознания XVII — XVIII вв.
Как воинствующий противник реакционной перипа-тетической физики средневековья, Г. Галилей отбросил «скрытые качества» схоластов и подошел к анализу физи-ческих тел и явлений с точки зрения количественной. Из-менение состояния физических тел означает лишь, что произошло изменение в расположении частей без разру-шения чего-либо и без нарождения нового. В основе всех явлений природы лежит перемещение качественно одно-родных, количественно различных элементов. Новое в атомистике Галилея, по сравнению с античной, заклю¬чалось в том, что разрабатываемые им законы механики ои применял и к движению атомов. Внешние тела, со¬стоящие из атомов, не обладают ни запахом, ни цветом, а лишь формой, величиной, фигурой и другими количест¬венными характеристиками, более или менее быстрым движением.
Ограниченность и ошибка Галилея заключалась в от-несении к объективным свойствам материи лишь тех, ко-торые сводятся к количественным особенностям. Такие свойства, как вкус, цвет, запах, Галилей рассматривал в качестве субъективных.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: