ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА МАТЕРИЮ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Время: 24-11-2012, 01:26 Просмотров: 1649 Автор: antonin
    
ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА МАТЕРИЮ В СРЕДНИЕ ВЕКА
В первые века нашей эры в результате классовых противоречий, высшей формой которых явилась ре¬волюция рабов, рабовладельческое общество сменилось феодальным.
Исторические условия эпохи феодализма не способ-ствовали развитию естественнонаучных и философских взглядов «а материю. Господствующей идеологией была религия. Философия превратилась в служанку бо¬гословия. Однако передовые мыслители, особенно страи Востока (в Китае, Индии, арабских странах и в Сред¬ней Азии), вели борьбу уже в условиях раииего феода¬лизма за науку и материализм, против официальной ре¬лигиозно-схоластической идеологии.
В Китае в эпоху феодализма материалистическая тенденция была представлена рядом крупнейших мыс-лителей. Рассмотрим взгляды на материю некоторых из них.
Крупнейшим материалистом Китая был великий мыс-литель Ван Чун (I в. и. э.). Материализм Ваи Чуиа раз¬вивался и креп в борьбе против теологиии и идеализма. В трактате «Лунь-хэн» («Критические рассуждения») Ван Чун отстаивает положение о том, что материальный мир существует объективно и йет никакой иадмировой, внеприродной, сверхъестественной силы. Весь мир —
4 Ф- Т. Архипцеа
небо, земля, все живое и в том числе человек материаль¬ны и в своем развитии подчинены слепой необходимости.
В борьбе с конфуцианством Ван Чун разрабатыва¬ет свою теорию неба и земли. Коифуциаицы пропове¬дуют мистическое учение о том, что якобы небо посто¬янно наблюдает за действиями людей и наказывает нарушивших его волю. Небо — это материальное тело, пишет Ван Чун, мертвая природа, не обладающая соз¬нанием и волей. Оно «е может карать или награждать людей. Небо и земля составляют природу; они не рож¬даются и «е уничтожаются, а существуют вечно. Наив¬ный характер материалистических представлений Ван Чуна о мире проявился в его понимании неба как твер¬дого тела, в его представлении, что вещи рождаются при соединении материальной субстанции неба и зем¬ли, при этом небо и земля подобны мужчине и жен-щине.
В основу своей философии Ван Чун положил мате-рию— ци, которая производит все вещи, и дао—зако-номерность развития материи. Ци в его философии это субстанциальный элемент мира. Как субстанция вещей ци существует независимо от какой-либо внешней силы, это первооснова вещей, их источник и тончайшая сущ¬ность неба и земли. Ци существует в разных вещах: в разреженном состоянии (ян-ци) в виде туманных масс в небесном пространстве и в сгущенном виде (инь-ци) в образе различных тел на земле. От взаимодействия сгущенных и разреженных ци рождается все, в том чис¬ле и человек.
Стихийно-диалектические тенденции взглядов Ван Чуна на материю проявились в утверждении, что приро¬да развивается как естественность самих вещей, в поло¬жении, что ян-ци и инь-ци — два противоположных начала материального мира — находятся во взаимодей¬ствии; жизнь и смерть — две стороны единого процес¬са. Однако наряду с этим имеют место и антидиалек¬тические черты. Так, Ван Чуй утверждает, что «небо и земля не изменяются, солице и луна ие подвергают¬ся переменам, звезды не исчезают» Человек также со¬стоит из материальной субстанции — ци. «Жизнь чело-
1 История философии, т. 1. М., Изд-во АН СССР, 1957, стр. 177.
века,— писал Ван Чум,— подобна воде. Вода, замерзая, образует лед, а ци, сгущаясь, формирует человека» . Человек принципиально не отличается от животных и, так же как животные, умершие люди не превращают¬ся в духов. Ничего божественного в природе человека нет, он лишь один из элементов живой природы. Однако среди животных человек является существом наиболее высшим и ценным, так как он обладает разумом, спо¬собностью мыслить и познавать.
Ван Чун подвергает обстоятельной критике религи¬озное представление о бессмертии человеческой души. Душа — это совокупность сознательной деятельности человека, она не существует без тела. Сознание возни¬кает в результате взаимодействия чувств и внешнего мира. Первичной и главной формой связи человека с объективным миром является ощущение. Наше знание основано на чувственном восприятии реальных вещей.
Во II—IV вв. в Китае шла борьба между материа¬лизмом и идеализмом внутри даосокой школы. Идеа¬листы, последователи Чжуан Чжоу, например Ван Би (226—249), развивали даосизм в идеалистическом и те¬ологическом направлении.
Ван Фу и Чжун Чан-тун развивали материалисти¬ческие взгляды Лао-цзы, Сюнь-цзы и Ван Чуна на ма¬терию— ци, которую рассматривали в единстве с дао — общей закономерностью мира. Ван Фу и Чжун Чан-туи с позиций атеизма выступали против религии и ми¬стики.
Против распространившегося в Китае начиная с IV в. буддизма выступил в V — начале VI века вы¬дающийся философ-материалист Фань-Чжень (ок. 405— 507). Фань Чжень раскритиковал положение буддийской религии о бессмертии душ и их переселении. Он утвер¬ждал, что дух и тело человека неотделимы. Тело—суб¬станция духа, а дух —функция тела. Со смертью тела перестает существовать и дух.
В XI—XII вв. в Китае сложилась так называемая ортодоксальная школа философии, однако она не была единой, внутри нее шла борьба между материализмом и идеализмом. Представителями материалистического направления были крупнейшие философы того времени Чжоу Дунь-и (1017—1073) и Чжан Цзей (1020—1077).
В учении Чжоу Дунь-и о материи, о вселенной пре-обладали материалистические элементы. По его теории образование и развитие вселенной происходило следу¬ющим образом. Некогда вселенная была хаотической и бесформенной материей. В результате ее движения выделилось мужское (положительное) начало, а в ре¬зультате ее покоя — женское (отрицательное). След¬ствием взаимодействия этих начал явились пять эле¬ментов: вода, огоиь, дерево, металл и земля, из смеше¬ния которых возникло все существующее. С появлением человека возникли дух и сознание. По Чжоу Дунь-и изменение материи бесконечно и неисчерпаемо, природа же индивидуума неизменна.
Подобные взгляды на образование природы высказы¬вал и Чжан Цзай. В борьбе с буддийским идеализмом он создал цельное материалистическое учение. Чжан Цзай видел основу ошибочности буддизма в его идеа¬листическом содержании, в утверждении буддистов, что небо н земля существуют и исчезают в уме человека. В противоположность этому мистическому вздору Чжан Цзай утверждает, что небо и земля, солнце и луна — весь мир вещей существует независимо от нашего со¬знания или воли. Материя первична, сознание вторич¬но. Выступая против буддийского учения о перевопло¬щении души, он отрицает жизнь души после смерти человека.
Учение Чжан Цзая о материи содержит в себе ряд глубоких и оригинальных идей. Внешний мир состоит из вещей и пустоты. Любая вещь, любое явление, а также и пустота состоят из материальных частиц ци. «Все, что имеет внешний вид и может быть описано, суть бытие, существующее». Бытие есть сумма явлений, а явления состоят из ци. Ци — понятие крайне широ¬кое, оно вездесуще. Пустое пространство, которое Чжан Цзай называет «Великой пустотой»,— не нечто нема¬териальное, а оно состоит из ци. находящихся в рассе-янном, еще не сгустившемся состоянии. Говорить, что пустота может родить ци, равносильно тому, что
небытие может породить бытие. Ци имеет различные ви¬ды существования.
В первоначальном состоянии рассеянные и еще не- сгустившиеся ци заполняют бесконечное пространство, затем частицы ци сгущаются и превращаются в туман¬ную массу. В последней они разделяются на положитель¬ные частицы ян и отрицательные инь. Здесь ЧжанЦзей выступает как .наивный диалектик. Ци обладаетспособ- ностью всплывать и погружаться, подниматься и опус¬каться, находиться в состоянии движения или покоя. Все, что всплывает, поднимается, относится к орбите «чистоты ян»; вюе, что погружается, опускается, отно¬сится к орбите «мутности инь». Сталкиваясь и смешива¬ясь, ян и инь порождают все существующее, все вещи. Однако конечным результатом борьбы противополож¬ных сил — инь и ян — является их примирение и пре¬кращение борьбы. Это —дань метафизике.
Против материалистических тенденций в средневе¬ковой философии Китая вели борьбу идеалисты. В на¬чале XVI в. широкое распространение получила школа субъективного идеализма Ван Ян-мина (Ван Шоу-жэнь, 1472—1528). Ван Ян-мин критикует материализм за его утверждения, что внешний мир состоит из реальных вещей. Познание, по Ван Ян-мииу, охватывает реаль¬ность и тем самым составляет ее ядро; таким образом, в основе объективного мира лежит сознание. Материя или мир природы — лишь материал для действия духа. Вещи — лишь результат сознания. Ничего не существу¬ет вне разума. Принципы познания врожденны и за¬ключены в наших умах, а не во внешнем мире. Опыт приводит только к сомнениям и разочарованию.
Крупнейший философ-материалист XVIII в. Дай Чжэнь (Дун Юань, 1723—1777) учил, что все вещи со¬стоят из материальных частиц ци, неотъемлемым свой¬ством которых является изменение. Природа находит¬ся в вечном изменении. Изменение небесного и земного ци постоянно рождает новую и новую жизнь. Это — беспрерывный процесс.
Дай Чжэнь объяснил дао как категорию, объемлю¬щую материальное бытие и законы развития этого бы¬тия. В соотношении ци и дао он исходит из их нераз¬рывности, из того, что материя есть основа закона.
«Вечная природа» существует объективно, 'незави¬симо от сознания человека. Идеальное начало — ли есть вторичное, а ци—первичное. Природа является источником ощущений, опытного знания, которое дает нам объективную истину. Последнюю можно получить в результате анализа до мельчайших подробностей кон¬кретных вещей, их сущности.
Китайская философская мысль эпохи феодализма, в особенности материалистическая философия X— XVII в'в. нашей эры, отличалась богатством оригиналь¬ных идей. Материализм этого периода — значительный шаг вперед по сравнению с наивным материализмом древних греков.
Эта славная тысячелетняя богатая материалистиче¬ская традиция, несомненно, смыкается с прогрессивной идеологией современного революционного демократизма в Китайской Народной Республике и служит одним из источников развития философии марксизма в Китае.
В индийской философии эпохи феодализма господ-ствовали религия и идеализм. Чаре аки, ньяи, вайшеши- ки и другие древние философские школы и в эту эпоху продолжали вести борьбу с идеализмом. Натурфилософ¬ские учения о строении вещества основывались преиму¬щественно на атомистических представлениях школ ньяи и вайшешики, которые рассматривали материальные тела как состоящие из смешения частичек земли, воды, возду¬ха, света и эфира. Эти частички, невоспринимаемые органами чувств в силу своей малости, существуют во времени и пространстве.
Отступление ньяя и вайшешиков от материалистиче¬ской тенденции заключалось в утверждении, что обра¬зование всех вещей из этих частичек происходит в со¬ответствии с господствующим в мире невидимым мо¬ральным законом и порядкам. Душа и ум, по мнению этих школ, также существуют вечно и независимо от мира.
Школа санкхья отстаивала своя прежние утвержде¬ния о развитии всех вещей и явлений физического мира из вечно существующей материи — пракрити.
Наиболее последовательной материалистической шко¬лой и в эпоху феодализма продолжали быть чар- ваки-локаятикн. Они отстаивали свои положения о том, что мир состоит из различных сочетаний основных пер¬воэлементов— воды, воздуха, огня и земли, некоторые добавляли эфир. Душа, по их взглядам, является свой¬ством тела и без него не существует. Существующий мир вне нас имеет чувственный характер и восприни¬мается органами чувств человека. Восприятия являют¬ся началом познания мира.
В условиях господства религии 'материалистические школы не были до конца последовательны в борьбе с идеализмом, часто облекали свои положения в рели¬гиозную форму. Комментаторы истолковывали древние сутры и тексты основателей главных философских си¬стем чарваков, ньяя, вайшешиков, санкхьи идеалисти¬чески и теологически.
Ведущей философской школой среди религиозно-идеалистических систем была адвайта-веданта. Ее гла¬ва брамин Шанкара единственной реальностью и основой мира и первопричиной всего сущего объявляет брахман. Брахман — это безличная и бескачественная божественная субстанция, сверхъестественный мировой дух. Мир явлений есть лишь призрак, порожденный деятельностью этого духа. Истинным является брах¬ман и неистинным — весь посюсторонний мир, который представляет собой лишь иллюзию. Идеализм Шанха- ра — это индийская разновидность объективного идеа¬лизма.
Однако и внутри идеалистических систем возникала борьба между различными тенденциями. Так, предста-вителем прогрессивной тенденции, пытавшейся опереть¬ся на достижения науки, внутри веданты был крупный мыслитель XII в.— Рамануджа. Он выступил с крити¬кой положения Шанкары о том, что внешний мир — лишь иллюзия. По теории «ограниченного монизма» Рамануджи, физический мир состоит из материи, суще¬ствует реально и изменяется. Однако эти материали¬стические элементы были у него подчинены общей ре- лигиозно-идеалистической концепции. Мир, по Рама¬нудже, состоит из материи, «о создан и определяется богом.
История развития философской мысли в Японии, Иране в эпоху феодализма показывает, что в рамках религиозной и схоластической идеологии идет борьба
материалистических и атеистических тенденций против господствующей официальной философии.
В центре этой борьбы стоят вопросы: что из себя представляет мир, материален ли он, либо он (Продукт творения божественной субстанции. В своих философ¬ских взглядах прогрессивные мыслители Ирана опира¬ются на теорию древнегреческих материалистов — Де¬мокрита, Эмпедокла, Анаксагора.
Одним из теоретических источников западноевропей¬ской цивилизации была богатая и разносторонняя араб¬ская культура.
В области астрономии, математики, физики, химии арабские народы пошли дальше греков. Под влиянием развития естественнонаучных знаний арабские мыслите¬ли высказывали ряд прогрессивных идей, направленных против господствующей идеологии. Среди арабских уче¬ных были широко распространены идеи древнегреческой философии.
Известный мыслитель Аль-Кинди (800—879) поло¬жил начало использованию философии Аристотеля про¬тив официальной реакционной идеологии. Он считал, что в основе мира лежат пять «прасубстанций>: материя, форма, движение, пространство и время. Он отстаивал необходимость связи философии с естествознанием. Творчество таких арабских мыслителей, как Аль-Кин¬ди, Ибн-Баджжа (Авенпаце), Ибн-Рошд (Аверроэс) и других, свидетельствует о глубоких материалистиче¬ских традициях в истории арабской философской мысли.
Ибн-Рошд (Аверроэс, 1126—1198) своим творче¬ством подытожил историю арабской философии эпохи феодализма. Его философия явилась своеобразным свя-зующим звеном между древнегреческой философией и философскими взглядами эпохи Возрождения. Ибн- Рошд оказал серьезное влияние на западноевропейскую средневековую философию. Комментируя Аристотеля, он развивал в основном его материалистические положения. Физический мир, утверждал Ибн-Рошд, безначален и бес-конечен во времени, но ограничен в пространстве. Бытие бога не предшествует бытию материи, а «совечно> ему. Материя — универсальный и вечный субстрат движения, она сама в себе в возможности содержит форму. Он
отрицал бессмертие индивидуальной души, проповедывал ее тесную связь с телом .
Видными представителями материалистической тен-денции в средние века были ученые-естествоиспытатели народов, входящих ныне в Советский Союз,— Хорезми, Фараби, Бируни, Ибн-Сина и др. Наиболее выдающим¬ся и оригинальным мыслителем Средней Азии, а также Ирана был философ, естествоиспытатель, врач и поэт Ибн-Сина (Авиценна, 988—1037). В своих многочислен¬ных сочинениях таджикский энциклопедист придавал большое значение изучению природы и стремился воз¬родить интерес к ней. Свои философские выводы он пытается делать на основе наблюдений явлений при¬роды.
Будучи дуалистом, Ибн-Сина считал началом бытия две субстанции—материальную и идеальную. Мир не менее вечен, чем сам бог, однако он есть эманация (истечение) божества, но в силу строгой необходимо сти, а не по воле бога.
Бытие разделяется на субстанцию и акциденцию. Акциденция — это та часть бытия, которая зависит от чего-либо другого, она вторична по отношению « суб¬станции. Наиболее универсальными категориями явля¬ются возможное (материя), необходимое (божество) и действительное (мир). В отличие от Аристотеля, по Ибн-Сине телесная форма не существует без материи, а содержится в последней. Необходимое — божество — содержит в себе возможное и действительное. Но воз¬можное (материя) также содержит в себе действитель¬ное.
Предмет науки, по Ибн-Сине,— земля, небо, живот¬ные и растения — находится вне нас. Наука о природе изучает чувственные тела в движении и изменении. По знание невозможно без чувственного опыта.
Одной из главных философских проблем средневе¬ковья, тесно связанной с решением основного философ¬ского вопроса, а тем самым и с понятием материи, была проблема реальности или идеальности общих по¬нятий (универсалий).
Этот вопрос был оригинально решен Ибн-Синой. По его 'мнению, «универсальное существует трояко: 1) до вещи — в божественном разуме; 2) в вещн, поскольку всеобщее есть сущность единичной вещи; 3) после вещи —в человеческом рассудке, который абстрагиру¬ет универсальное из отдельных вещей> .
Такое решение проблемы универсалий — одной из не-многих серьезных проблем средневековья — для своего времени имело важное значение.
В эпоху феодализма среди мыслителей народов Средней Азии широко было распространено представ¬ление о мире как состоящем из четырех элементов: огня, воды, земли и воздуха. Этой точки зрения придержи¬вались основатель науки о природе в Армении матема¬тик, астроном, географ Анания Ширакаци (середина VII в.), автор гениальной поэмы «Витязь в тигровой шкуре» грузинский поэт и мыслитель Шота Руставели (XII в.), выдающийся узбекский поэт и мыслитель Алишер Навои (1441 —1501) и другие прогрессивные мыслители того времени.
Борьба между материализмом и идеализмом продол-жалась в средние века (V—XIV) и в странах Западной Европы. Однако соотношение сил между этими двумя лагерями философии здесь по сравнению с древнегрече¬ской философией изменилось в пользу идеализма. Внут¬ри господствующей схоластической философии развер¬нулась борьба между «номинализмом» и «реализмом».
В основе ожесточенных дискуссий между номина¬листами и реалистами лежал по сути дела основной во¬прос философии, что чему предшествует: отдельные, объ¬ективно существующие, чувственно воспринимаемые ве¬щи — общим идеям (номинализм) или, наоборот, об¬щие идеи — вещам (реализм). Движется ли наше по¬знание от вещей через ощущения к понятиям или от понятий к вещам.
Сами участники спора ставили вопрос о том, 'явля¬ются ли универсалии (общие понятия) чемтто реаль¬ным, т. е. вещами, существующими вне нашего ума, или они — лишь слова, имена.
Крайний реализм (Ансельм Кентерберийский,.ЛШ— 1109; Гильом из Шампо, ок. 1068—1121) развивал и пропагандировал идеализм Платона, утверждая, что общие понятия (универсалии) реально существуют до отдельных вещей как самостоятельные духовные сущ¬ности. Всеобщее — вечный, единый, неизменный и не¬познаваемый бот творит единичные вещи. Божественное начало в отличие от материального не изменяется и не разрушается. Общее—единственная подлинная реаль¬ность — не постигаемо чувственным ощущением, а по¬стигаемо лишь сверхчувственным разумом.
Противоположную точку зрения излагали номина¬листы— Беренгарий Турский (ок. 1000—1088), Росце¬лин (из Компьена, 1050—1112). Они отрицали онтоло¬гическую реальность универсалий. Общее понятие есть слово и .ничего больше; оно не обладает реальной сущ¬ностью. Только единичное, чувственно воспринимаемое обладает реальным существованием.
Среднеазиатские и арабские ученые познакомили Западную Европу с Аристотелем. С XII—XIII вв. влия¬ние философии Аристотеля усилилось.
Первым крупным представителем схоластического мристотелизма был Альберт Великий (1207—1280). Он по существу восстанавливает аристотелевское понима¬ние материи как неопределенного субстрата и возмож¬ности определенной вещи. Форму Альберт рассматри¬вает как мысль, осуществленную в материи. По его взглядам, единичная вещь возникает в результате сое¬динения материи и формы. Форма — общее, материя — единичное; форма сначала существует в божественном уме, т. е. общее существует самостоятельно до единич¬ных вещей, затем реализуется в вещах.
Самой распространенной философией этого времени была система Фомы Аквинского (1225—1274), выдаю¬щегося представителя и систематизатора средневеко¬вой схоластики, ученика Альберта Великого. Он стазил своей задачей с помощью философии, в особенности Аристотеля, поддержать католическую церковь, под¬крепить религиозное воззрение новой аргументацией. Фома Аквинский—умеренный реалист. По его мнению, общие понятия существуют до отдельных вещей лишь в мышлении 'бога как идеальные прообразы. Затем они содержатся в вещах как их сущность. Вслед за Ари¬стотелем п Альбертом ои утверждает, что единичные вещи возникают в результате соединения материи и формы. Их сущностью и являются общие понятия (ана¬логично аристотелевским «формам»). Кроме того, общие понятия образуются в человеческом 'мышлении в ре¬зультате познания. Повторяя Ибн-Сину, Фома Аквин¬ский утверждает, что универсалии имеют троякое суще¬ствование: до вещей, в вещах и после вещей.
По учению Фомы, материя — .неопределенная и пас-сивная потенция, ей придает действительное бытие форма. Бог есть чистая, лишенная материи форма. Бог создал мир из «ничего». О современных неотоми¬стах, последователях Фомы Аквинского, будет сказано ниже.
В конце XIII — начале XIV в. вновь ожило течение номинализма'. Его представителем в это время был шот-ландский схоласт Ионн Дунс Скот (род. около 1265— ум. 1308). Он и его ученики выступили против Фомы Аквинского и его последователей. Эта критика способ¬ствовала расшатыванию средневековой схоластики. Ма¬терия у Скота — всеобщая и единая основа всего тво¬рения. Все состоит из материи и формы. Материя предшествует форме. Форма придает материи .не дей¬ствительность вообще, а лишь определенную действи¬тельность. Лишь бог есть чистая форма. Совершенное знание есть знание единичного. Доводами разума нель¬зя доказать учение о творении из ничего и о бессмертии.
Уильям Оккам (1300—1350) продолжал борьбу Дун¬са Скота 'против реализма и не признавал никаких мистических «форм», «сущностей», «скрытых веществ». Материя сама по себе есть действительность и не нуж¬дается в идеальных формах, утверждал он. Реально существуют лишь единичные вещи. Общие понятия — это лишь знаки, относящиеся одновременно к несколь¬ким единичным вещам, они находятся только «в душе и словах». Поскольку реальны лишь отдельные вещи, то познание объективного мира начинается с опыта и развивается благодаря ощущениям. Некоторые из по¬следователей Оккама, как, например, парижский ученый Николай Отрекурийский (первая половина XIV в.), возрождают демокритовакую атомистику.
Номиналистические идеи оказали значительное влияние на английских философов-материалистов
Т. Гоббса и Дж. Локка. Маркс писал: «Номинализм был одним из главных элементов у английских материали¬стов и вообще является первым выражением материализ¬ма» .
Характерной чертой «эпохи Возрождения» и затем эпохи становления и первых шагов капитализма явля¬ется интерес к природе. Для успешного развития про¬изводства буржуазия! нуждалась в науке, в развитии естествознания. Философия от бесплодных споров о на¬чале и конце мира, о способах творения чувственных и идеальных существ, о единстве ‘бога и божественной троицы начинает переходить к изучению природы.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: