1.ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАТЕРИИ В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Время: 24-11-2012, 01:21 Просмотров: 1520 Автор: antonin
    
1.ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАТЕРИИ В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Исходным пунктом и основой человеческого познания, *■ а также образования категорий и понятий является практика. Категории философии выступают как итог, результат познавательной и практической деятельности человечества.
В процессе трудовой деятельности, в результате мно-гократно повторяющихся наблюдений человек постоянно открывал в предметах природы новые, до того неизвест¬ные свойства и приходил к убеждению, что вещи, окру¬жающая его природа существуют независимо от него. Люди в своей практической деятельности имеют перед собой объективный мир и по этой причине с необходи¬мостью приходят к представлению о его независимости от сознания. Убеждение всего человечества в том, отме¬чал Ленин, что отображаемый нашим сознанием внешний мир существует независимо от нашего сознания, укоре¬нилось в представлениях большинства естествоиспыта¬телей. Это убеждение потому естественно и неискорени¬мо, что оно сложилось в процессе повседневной жизни людей, их производственной и общественной деятель¬ности, а не в результате влияния какой-нибудь модной философии.
Это «наивное» убеждение человечества в существова¬нии мира вне сознания и его отражении в последнем no¬te
ложено материализмом в основу теории познания, учения о материи.
Наряду с вопросом, существует ли мир независимо от человека, людей также интересовали вопросы о том, как устроен мир и что лежит в основе 'изменяющихся и преходящих явлений объективной 'реальности. Не мень¬шую историю имеет проблема об отношении сознания к природе, об отношении наших ощущений и мыслей об окружающей действительности к самой действительности. Над этим, отмечает Энгельс, задумывались наши .предки еще в те отдаленные времена, когда у человека не было правильного понятия о строении своего тела и когда лю¬ди не умели объяснить такие явления, как сновидения, смерть и т. д. Попытки объяснить эта явления привели к представлению о существовани второй, неземной, по¬тусторонней действительности, в которой живет и дей¬ствует отделившаяся от тела душа, считавшаяся бес¬смертной.
Ощущения и мышление 'рассматривали как нечто самостоятельное, независимое от тела, ему противостоя¬щее, как результат деятельности этого особого начала — душн, и в связи с этим перед людьми встали вопросы: как относится душа к внешнему миру, как относится че¬ловеческое сознание к окружающей нас действительно¬сти? Подобным же образом, не умея объяснить действие сил и законов природы, люди олицетворяли эти силы, превращали их в сверхъестественное, в богов. В процес¬се дальнейшего развития религиозных представлений возникла из многих более или менее ограниченных пред¬ставлений идея о едином боге.
Таким образом, уже перед философами древности встали вопросы: что собой представляет мир и что лежит в его основе; что является источником наших знаний о мире, т. е. откуда они происходят; как относятся наши ощущения и мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? Ответы на эти вопросы в философии были тесно связаны с определением понятия материи и созна¬ния, с ответом На основной вопрос философии.
Общие и сходные особенности и черты ранних мате-риалистических воззрений позволяют объединить разно-образные философские теории и взгляды. Помимо при¬чин социального порядка, обусловивших известную
2 Ф. Т. Архипцев
общность философских взглядов мыслителей древности, нужно иметь в виду н закономерности развития познания человека. На первых ступенях познания мир представлял¬ся человеку в чувственно-конкретных формах. Древние мыслители материальную основу мира понимали как нечто чувственное, конкретное, образно представимое. Общая черта всех древних материалистических теорий состояла в том, что это был материализм первоначаль¬ный, наивный, не опирающийся еще на. глубокий есте¬ственнонаучный анализ явлений природы.
Разложение общинных отношений, рост классовой дифференциации, формирование рабовладельческого строя, жестокая классовая борьба между рабами и .рабо-владельцами, эксплуатируемыми и эксплуататорами, вой¬на между государствами и городами — все это явилось социальной основой представлений о постоянной текуче¬сти и изменчивости явлений мира.
Определяя закономерности познания, Энгельс ука¬зывал, что первое, что нам бросается в глаза при рас¬смотрении движущейся материи,—это взаимодействие, взаимная связь явлений. Мы видим сперва общую карти¬ну бесконечного сплетения связей и взаимодействий, где все движется, изменяется, возникает и исчезает. Соци¬альные условия того времени и закономерности процесса познания обусловили то, что прогрессивные взгляды древ¬них были не только наивно-материалистическими, но и стихийно диалектическими. Энгельсовскую характеристи¬ку древнегреческого материализма как стихий но-диалек-тического можно отнести и к материалистическим школам древневосточных философов Китая и Индии.
Одной из первых стран, где возникла и начала раз¬виваться философия, была Индия. Начало философского мышления в Индии относится к весьма отдаленным вре¬менам — к концу II — началу I тысячелетия до н. э. О нем можно судить по древнейшим памятникам древнеиндий¬ской литературы, так называемым Ведам (знание), сбор¬никам гимнов и .молитв, в которых встречаются такие понятия, как бытие, первовещество, пространство, время, причина и т. п. Эти исходные понятия послужили основой последующих философских систем, сложившихся в пери¬од IX—II вв. до н. э. Многим индийским философским системам этого времени присущи элементы материализ¬
ма и тенденции к диалектической трактовке явлений природы, а также широкое распространение идей ато¬мизма.
Примером этого служат Упанишады, созданные после Вед записи рассказов и бесед на философские темы, комментарии к ведийским текстам эпохи образования в Индии классового общества приблизительно за тысячу лет до н. э., где обосновываются религиозно-идеалисти¬ческие учения. По свидетельству выдающегося русского ученого, исследователя древнеиндийской философии Ф. И. Щербатского, уже в Упанишадах есть ссылки на существование материалистической философии и борьбу ее против религии и идеализма .
Эти первые материалистические взгляды связаны с ■признанием в качестве материальных первооснов мира одного из начал — воды, огня, воздуха, света. В двухтом¬ной «Истории философии Востока и Запада», вышедшей в 1952—1953 гг. в Индии, начало индийской философии, в том числе и материалистической, также относят к пер¬вому тысячелетию до нашей эры.
В своем двухтомном произведении «Индийская фило-софия» крупнейший философ современной Индии доктор
С. Радхакришнан указывает, что материализм встречает¬ся еще в добуддийский период . Автор отмечает, ссы¬лаясь на древние источники, что существовало четыре различных школы материализма. Главное различие меж¬ду ними состояло в понимании взаимоотношения душн и тела. «Одна школа отождествляет душу с грубым те¬лом, другая — с чувствами, третья — с дыханием, четвер¬тая — с органом мышления» . Однако все онн утвержда¬ли, что душа только естественное явление.
Борьба прогрессивных групп и их идеологии против защитников кастового устройства общества с их фило-софско-религиозными взглядами достигла в Древней Индии особой остроты в VII—V вв. до н. э. В это время уже появляются философские школы, которые учат, что все в мире состоит из материи, или, точнее, как тогда выражались, из четырех великих материальных элемен¬тов — земли, огня, воды и воздуха: некоторые прибавляли еще пятый элемент — эфир, более тонкий, чем воздух, наполняющий собой все пространство.
К наиболее последовательной материалистической школе относится чарвака или локаята. Основателем этой школы считают Брихаспати. Чарваки исходили из ма-териальности мира и считали, что все живое и неживое состоит из четырех материальных первоначал. Человек также состоит из этих элементов. Не существует ника¬кого другого мира, кроме земного.
Отвергая бытие бога, души, переселение душ и вообще существование какой-нибудь неземной субстанции, чар- ваки материалистически решают вопрос о связи созна¬ния и материн: сознание не существует вне материи, вне тела человека, оно исчезает вместе со смертью человека. Сознание возникает из материи, но оно не содержится ни в одном из элементов материи. Однако оно появляется как новое свойство в живом теле, образованном из этих элементов. Здесь выражена материалистическая идея первичности материи и вторичности сознания, его зависи-мости от материи.
В философии чарваков отражена и другая сторона, выраженная в понятии материи как философской кате-гории,— данность матери» в ощущениях человека. Един-ственный достоверный источник знания, по мнению чар-ваков,— восприятие. Мы знаем о существовании четырех элементов материи на основании показаний наших орга¬нов чувств. Реальны только те объекты, которые воспри¬нимаются нами .
Бог, душа, небесное царство, жизнь до рождения и после смерти не существуют, потому что все это выходит за пределы восприятия. Эти явления чувственно не даны нам. На этом же основании некоторые материалисты вы¬ступают против представления большинства древних ин¬дийских философов об эфире, как единой, т. е. не состоя¬щей из частей, вечной и все наполняющей физической субстанции, которая неощутима и невоспринимаема.
Выступая против бога и сверхъестественных сил, ма-териалисты утверждали, что мир возник в результате сочетания материальных элементов по законам, им при-сущим. Эти материальные элементы — земля, вода, огоиь и воздух — вечны. С их помощью можно объяснить раз¬витие Вселенной от появления простейших животных организмов до философов. Разнообразие мира порож¬дается самой природой без вмешательства сверхъесте ствеиных сил. Материализм непосредственно связан с атеизмом, с отрицанием существования бога и боже¬ственного провидения.
Значительная материалистическая тенденция прису¬ща философии санкхья, возникшей около VII в. до н. э. Все явления и предметы мира, в том числе тело и душа, ощущение и интеллект, наряду с землей и водой, деревь¬ями и морем, являются следствием бесконечной реаль¬ности мира—материи (пракрити). Пракрита объективно существует, она вечна, она никем не создана, является причиной самой себя и всех вещей в мире. Движение, пространство и время — ее неотделимые свойства. Одна¬ко в философии санкхья содержались и элементы идеа¬лизма. Она утверждала, что души существуют отдельно и независимо от материи.
В ранних материалистических школах материя рас-сматривается как категория действительности — перво¬начало, первовещество. Представления о первоначале носят чувственно-созерцательный характер: материя — это совокупность элементов огня, воздуха, воды и земли. Наряду с этим мы видим попытки рассматривать мате- рию как движущуюся в пространстве и времени.
Что касается души, сознания, то главные положения материализма древности направлены га доказательство материальности сознания, его естественного происхожде¬ния и связи с телом. Материализм первых школ уже но¬сит атеистический характер и направлен против религи¬озных и идеалистических представлений и неразрывно связан с зачатками естествознания.
Развитие в Индии философских взглядов на материю связано с атомистическими представлениями. Из так на-зываемых шести ортодоксальных философских школ бли¬же всего к материализму стоят ньяя и вайшешика. Для этих школ характерен переход от чувственно-созер¬
цательных представлений о материи к положению об атомистическом строении ее.
Согласно учению «иьяя», вещи и объекты внешнего мира — столы, стулья, растения, животные и т. д.— суще¬ствуют независимо от всякого познания, от отношения к уму. Физический мир и все его вещи и явления, по мне¬нию философов этой школы, состоят из четырех физиче¬ских субстанций. Первичные составные части этих суб¬станций — вечные, неизменные атомы земли, воды, огня и воздуха.
Эта наизно-материалистическая концепция о природе мира не проводится до конца. «Ньяя» признает наряду с существованием физических субстанций существование неразрушимой и вечной духовной субстанции—Я. Со¬знание — атрибут субстанции Я. Ее специфические свой¬ства — желание, отвращение, волевое усилие, удоволь¬ствие, боль и представление. Эти качества души не воспринимаются внешними чувствами и не могут .при¬надлежать к физическим субстанциям. Однако созна¬ние— это не результат деятельности только субстанции души, оно возникает лишь тогда, когда ум связывается с чувством, а чувства вступают в контакт с внешними объектами.
Признав существование внешнего мира и отражение его посредством органов чувств в сознании человека, «ньяя» признает объективную истину. Познание истин¬но, когда оно соответствует природе своего объекта. Кри¬терием истинности или ложности познания, заявляет «ньяя», является успешное или безуспешное достиже¬ние нами поставленной перед собой цели.
Близкая к философии ньяя философская школа вайшешика все существующее отображает в семи ка¬тегориях: субстанция, качество, действие, общее, особен¬ное, присущность, небытие. Основной категорией, выра¬жающей сущность вещей, является субстанция. Она обладает постоянным свойством — качеством. Таких ка¬честв насчитывают от 17 до 24. Субстанция существует сама .по себе и является производящей причиной суще¬ствования вещей. Она — основа качества вещей и их действий. Субстанция имеет девять видов; из них пять — физические элементы: земля, вода, свет, воздух, эфир, так как они обладают специфическими свойствами, вос- г>0 принимаемыми чувствами. Запах — специфическое свой-ство земли, вкус — воды, цвет — света и т. д. Сами чув¬ства порождены физическими элементами, специфическое качество которых воспринимается тем или иным чув¬ством.
Все сложные вещи сводятся к четырем родам ато¬мов: земли, воды, огня и воздуха. Атомы вечны, ибо они не создаваемы и не разрушаемы, как не имеющие частей. Комбинации же атомов не вечны. Атомы существуют в пространстве и обладают абсолютно малой протяжен¬ностью. Эти протяженности невоспринимаемы. Атомы качественно отличны друг от друга. Их существует бес¬численное множество. Они непроннцаемы и не могут ни сжиматься, ни расширяться. Сами по себе они пассивны и приводятся в движение внешним толчком. Первопричи¬на движения объясняется невидимой естественной силой.
Особыми свойствами обладает физическая субстан¬ция — эфир. Ее специфическое качество — звук — воспри¬нимается, но сам эфир не воспринимается, поэтому о его существовании можно узнать не непосредственно, а пу¬тем логического вывода. Неатомистический эфир соеди¬няет атомы в сложные вещи и явления. Он заполняет пространство между атомами. Пространство и время — неощутимые, невоспринимаемые субстанции.
Отступлением от материализма является признание вайшешиками души как самостоятельной и вечной суб-станции. Душа выступает как субстрат сознания. Души бывают индивидуальные и верховные. Верховная — бог, он един и является творцом Вселенной, которая создает¬ся и разрушается им в соответствии с моральными до¬стоинствами индивидуальных душ для надлежащего осуществления их судьбы.
Однако бог в сутрах Канады не упоминается, а у Прашастапады он до некоторой степени «материали¬зован» и сам создается из соединений материальных атомов.
Стихийно-материалистические 'представления присущи и ранним школам буддизма и джайнизма, которые счи¬таются религиозными и идеалистическими.
Основатель джайнизма Вардхомана, или Махавира (великий герой), живший в VI в. до н. э., выступал про¬тив существования бога. Согласно учению раннего
2.1
джайнизма, мир состоит из субстанций, обладающих двумя видами свойств — существенными и случайными. Существенные свойства, или признаки, принадлежат субстанции до тех пор, пока она существует, они обес-печивают неизменную сущность и постоянство суб¬станции. Но, кроме существенных признаков, субстанция ■имеет случайные, которые приходят и уходят. Они объяс¬няют постоянную изменчивость и модификацию субстан¬ции. Реально существуют неизменность, пока субстанция остается сама собой, н изменения, когда внешне, в за¬висимости от различных условий, субстанция изме¬няется.
Реальность субстанции характеризуется тремя факто¬рами: неизменностью, порождение1М и разрушением. Мир состоит из постоянно возникающих, существующих и уничтожающихся субстанций, сам же он не имеет ни на¬чала, ни конца, существует вечно. Субстанции подразде¬ляются на протяженные и непротяженные. К непротяжен¬ным относится только время. Протяженные субстанции бывают двух родов: живые и неживые. К неживым джай- нисты относили материю, пространство, условия движе¬ния и покоя. Материя — вечная субстанция. Она может принять любую форму и развить различные качества. Предметы природы, наше тело, ум, речь, дыхание и т. д.— все это, за исключением души и пространства, продукты материи. То, что доступно для наших чувств, т. е. обычные вещи, состоят из грубой материи, чувственно невоспри- нимаемое. состоит из тонкой материи. Материя наделена качествами осязания, вкуса, запаха, цвета и звука.
Материальные объекты, воспринимаемые чувствами, состоят из атомов. Атомов бесконечное множество, они невидимы и неразложимы, бесконечно .малы, вечны и пер-вичны, бесформенны, не создаются и не разрушаются.
Материальные вещи возникают в результате соедине¬ния атомов, которые взаимно притягиваются. Атомы у джайнистов не имеют качественных отличий. Они одно¬родны и только путем различных комбинаций дают раз¬личные элементы.
Наряду с этими наивно-материалистическими и сти¬хийно-диалектическими представлениями о мире, мате¬рии, субстанции, джайнисты верят в существование осво-божденных душ, достигших божественного совершенства,
Vi
Элементы материализма и диалектики’ были присущи и ранним школам 'буддизма.
Таким образом, за много столетий до нашей эры у народов Древней Индии зародились наивно-материали-стические представления о мире, о строении материи. Уже в V столетии до н. э. материализм составляет неотъем¬лемую часть национальной культуры и оказывает силь¬ное влияние на индийскую мысль. Передовые люди того времени были убеждены в объективном существовании природы, ее материальности и познаваемости. Критикуя религию, материалисты заявляли, что никакой бессмерт¬ной души нет, так же как нет ни духов, ни богов.
Атомистические представления о строении материи развивались от понимания атомов как качественно раз-нородных у ньяя-вайшешики, что свидетельствует, что эти 'представления еще сохранили особенности чувствен¬но-созерцательного понимания .материи, к пониманию атомов как качественно однородных и различающихся лишь количественно у джайнистов. Эта эволюция пред¬ставлений об атомах связана с развитием абстрактного мышления.
Материалистические представления в Древнем Китае складывались так же, как и в Индии, в связи с развитием естественнонаучных знаний. Древнекитайские ученые об-общали успехи познания природы и пытались открыть первоосновы всех вещей и процессов природы; при этом онн, как и их предшественники и современники — древне-индийские мысшители, исходили из непосредственных на-блюдений над явлениями природы.
■Развитие наивного материализма в Древнем Китае достигло более высокого уровня, чем в Индии. Первым периодом древнекитайской философии можно считать период от древнейших времен до II в. до н. э., т. е. до основания феодальных производственных отношений.
Древнекитайские мыслители уже в XI—X вв. до н. э. первоэлементами мира считали материальные начала: воду, огонь, дерево, металл и землю. Затем в «Книге пе¬ремен» IX—VIII вв. до н. э., этом замечательном доку¬менте по истории китайской культуры, выдвигается поло¬жение, что общей основой всех элементов является мате¬риальная субстанция — ци, напоминающая воздух или эфир.
В этой книге излагаются стихийно-диалектические положения об изменении всех вещей в мире. Наряду с постоянной изменчивостью вещи имеют единое начало тай-цзи. В этом материальном начале выделяются две противоположности: ян-ци (положительное ци — это
сила света, солнце, иначе мужское начало) и инь-ци (от-рицательное ци — сила гьмы, луна, т. е. женское начало). В результате взаимодействия соединений этих начал со¬здаются и изменяются вещи. Раздвоение тай-цзы (Все¬ленной) на эти противоположности приводит к разделе¬нию мира на небо — ян-ци и землю—инь-ци.
Материализм китайских мыслителей сочетался с ате-измом, с борьбой против религии.
VI—IV вв. до н. э. в истории Китая являются перио¬дом острой классовой борьбы и децентрализации. Имен¬но в этот период зародились главные школы китайской философии: конфуцианцы, даосы, монеты, легисты, на¬турфилософы и др.
Выдающимся философом-материалистом, создавшим целое философское течение, был Лао-цзы (VI—V вв. дон. э.). Взгляды Лао-цзы изложены его последователя¬ми в книге «Дао дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.).
Лао-цзы дает всестороннее обоснование дао как фи-лософской категории, обозначающей абсолютное начало Вселенной. Он пытается представить материю как основ) существования мира, источник всех его вещей и явлений, как сущность всех предметов и процессов. Дао сущест-. вует независимо от сознания и вши человека. Оно «...есть начало неба и земли, обладающее именем—мать всех вещей». «Оно кажется праотцом всех вещей» и «предше¬ствует предку явлений» (первоначальным явлениям»; это глубочайшее начало, корень неба и земли; «глубокая (основа) всех вещей» , дао существует само по себе, в себе и не зависит ни от чего внешнего.
Дао одновременно и всеобщий закон, и материальная основа существующего. Дао является «единым» и «мно-гообразным», «постоянным» и «изменяющимся». Наряду с рациональным моментом о связи всеобщего закона с материей у Лао-цзы допускается возможность толкова¬ния материи как производной от закона, что ведет к идеализму.
Отмечая, что дао есть глубокая сущность вещей, скрытая от человека, его органов чувств, и само по себе, без посредства другого, непознаваемо, Лао-цзы тем са¬мым подчеркивает, что сущность не лежит на поверхно¬сти вещей и не может быть раскрыта одними органами чувств. Познание сущности, т. е. дао, возможно только через видимые предметы, в которых оно проявляется. На¬ряду с этим в подчеркивании абстрактности, самостоя¬тельности дао и утверждении, что дао познается нашим разумом через «глубокое и чистое созерцание», допуска¬ются недооценка роли чувственного познания и опыта и агностические формулировки.
Понимание дао как естественного закона оказало пло-дотворное влияние на дальнейшее развитие китайской науки. Однако даосизм содержал в себе ряд ненаучных положений, которые в дальнейшем легли в основу мисти¬ка-идеалистических направлений.
Материалистические взгляды на вопросы о соотноше¬нии между бытием и мышлением, о путях познания исти¬ны, о соотношении между единичным и всеобщим от¬стаивались в V—III вв. до н.э. монетами. Монеты — последователи Мо Ди (Мо-цзы, 479—381 гг. до н. э.) — разрабатывали вопросы теории познания н логики. Пер¬вым и исходным их положением было признание объек¬тивного существования вещей, которые, воздействуя на органы чувств, вызывают ощущения и понимание истин¬ности понятий как соответствие их реально существую¬щим вещам. Бытие, учили монеты,— это то, что может быть чувственно воспринято.
Против моистов и их прогрессивных этических взгля¬дов выступил ученик выдающегося мыслителя древнего Китая Конфуция — идеалист Мэн-цзы (372—289 гг. до н. э.). В учении о материи Мэн-цзы пытался придать ми¬стический характер пяти первоэлементам вещей. Он и его последователи утверждали, что изменение в природе и ис-тории, в частности появление мудрых правителей, проис-ходит под влиянием уменьшения или увеличения пяти первоэлементов: воды, огня, дерева, металла и земли.
Продолжателем материалистической тенденции дао¬сизма и идейным противником Мэн-цзы был Ян Чжу (ок. 305—335 гг. до н. э.). Он отстаивал положение, что все в природе совершается с естественной закономер¬ностью, и, отрицая существование сверхъестественного начала, исходил из смертности души, ее неотделимости от тела человека. Человек, по его .мнению, подобно дру¬гим существам и вещам, состоит из ляти материальных первоэлементов. Отличается человек от других существ лишь своим умом.
Материалистическую трактовку явлениям природы дал видный последователь Конфуция Сюнь-цзы (ок. 298— 238 гг. до н. э.). Небо, утверждает Сюнь-цзы, вопреки другим конфуцианцам, не нечто* божественное, сверхъ¬естественное, обладающее сознанием, а часть природы. Все предметы и явления природы: звезды, солнце, луна, времена года, свет и тьма, ветер и дождь представляют собой объективное бытие, независимое от человеческого сознания. Не существует никаких сверхъестественных сил, могущих распоряжаться природой. Природа — пред¬мет, который человек может заставить служить себе, управлять ею и господствовать над ней. Сознание, дух рождается и умирает вместе с телом.
Обладая умом, люди, в отличие от животных, способ¬ны познать окружающие их вещи. Объектом познания, по Сюнь-цзы, является «закон вещей». Мир вещей воз¬действует на органы чувств, без которых невозможно по¬знание, но ими управляет мышление, которое восполняет недостатки чувственного позиания и создает представле¬ние о подлинной картине мира .
Итак, в Древнем Китае наблюдается та же законо¬мерность развития учения о материи, что и в других странах рабовладельческого Востока: материалистиче¬ские школы уже ведут борьбу против идеалистической мистики, и религии за признание объективного существо¬вания и познаваемости физического мира. Материали¬стическое решение основного вопроса философии высту¬пает еще в наивной форме. Сознание рассматривается не как исторический продукт материи, а как тонкая ма¬териальная субстанция. Развитие взглядов на материю идет от конкретно-чувственных представлений о мире в целом, воплощающемся в том или ином конкретном, еди¬ничном виде вещества, к первоначальным догадкам о строении материи.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: