ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: РАСЦВЕТ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ (XVIII-XIX вв.)

Время: 3-10-2012, 18:48 Просмотров: 2051 Автор: antonin
    
ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: РАСЦВЕТ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ (XVIII-XIX вв.)
Содержание учебного материала
11.1. И. Кант.
11.2. И. Фихте.
11.3. Ф. Шеллинг.
11.4. Г. Гегель.
11.5. JI. Фейербах.
11.6. К. Маркс.
11.7. Учебная и дополнительная литература.
В конце XVIII— начале XIX в. Германия не принадлежала к числу передовых государств. Политическая и территориальная раздробленность, экономическая отсталость, медленное становле­ние буржуазных отношений не позволяли ей войти в элитный клуб европейских государств-лидеров пи в политическом, пи в эко­номическом смысле. Однако центр европейской философской мысли на какое-то время парадоксально перемещается именно в полуфеодальную Германию. В течение столетия она дает миру целую плеяду ярких, самобытных, выдающихся философов, ока­завших существенное влияние не только па европейскую, по и па мировую культуру.
Исток немецкой философской классики — философия Просве­щения. Крупнейшие фигуры в ее германском варианте: Христиан Вольф (конец XVII— середина XVIII в.), Готхольд Лессинг (XVIII в.), Иоганн Гердер (середина XVIII— начало XIX в.), Иоганн Гете (XVIII— начало XIX в.). С Иммануила Канта начи­нается расцвет немецкой классической философии. Иоганн Фих­те, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель вслед за Кантом развивают идеалистическую линию. Немного позже усиливается матери­ализм. Его представители: Людвиг Фейербах, Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Марксизм обычно рассматривают в рамках постклассического периода развития европейской философии. Но его, безусловно, также можно отнести к этану расцвета немецкой философии.
К основным достижениям немецкой философии можно при­числить:
— изучение познания как особой деятельности, подчиняющей­ся своим собственным законам (И. Кант);
— разработка диалектики как учения о развитии и принципа историзма (главная заслуга принадлежит Г. Гегелю);
— обоснование гуманизма и равенства (все философы от Кан­та до Маркса);
— разработка теории общества социально-экономической спра­ведливости (марксизм).
11.1. И. КАНТ (1724-1804)
В 1724 г. в Восточной Пруссии, в городе Кенигсберге (теперь Калининград), у простого шорника и домохозяйки родился сын, которого назвали Иммануил. Спустя годы он станет одним из крупнейших немецких философов и навсегда обессмертит свое имя глубокой и оригинальной философской теорией.
В творчестве Канта обычно выделяют два периода: докрити- ческий и критический. В течение первого он занимается пре­имущественно естественнонаучной проблематикой, например разрабатывает гипотезу происхождения Солнечной системы из первичной туманности благодаря силам вращения. Мировоз­зренческое значение этой гипотезы в том, что Кант объясняет возникновение Солнечной системы и Вселенной не теологиче­ски (божественное творение), а исходя из естественных законо­мерностей природы.
Другая важная проблема, волнующая философа в этот период, — изучение методологии философского познания. Главный вопрос здесь — можно ли доказательно рассуждать о сверхопытпых пред­метах: о Боге, бессмертии души, мире как целом?
Гносеология. В течение второго, критического, периода глав­ное внимание Кант уделяет теории познания и этике. Критиче­ским этот период называется по особенностям метода философст­вования и основным работам философа: «Критика чистого
разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Крити­ка способности суждения» (1790). Здесь Капт, по его мнению, совершает «коиерииковский переворот» в философии, точнее в гносеологии, так как впервые в европейской мысли в центр теории познания ставит не объект и его свойства, а субъект и его позна­вательные возможности, которые подчиняются своим собствен­ным законам. Следует заметить, что такая расстановка акцептов не была особой новостью для восточной, тем более эзотерической философии. С древних времен многие индийские мудрецы, например Кришна, Будда, Патапджали и др., придавали важное значение качествам субъекта познания. Но в то время в Европе
о восточной философии было весьма смутное представление. Поэтому работы Капта действительно имели революционное зна­чение.
Как было отмечено, метод философских рассуждений Капта, в отличие от догматического метода философов XVII в., является критическим. Его конечная цель — осуществление критического анализа познавательных возможностей человека. «Критика чисто­го разума», как писал мыслитель, — это изучение «способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта». Иначе говоря, Кант пытается выяснить, па что, в познавательном смысле, способен «чистый разум».
Исходным здесь выступает следующий вопрос: насколько
субъективная мысленная конструкция согласуется с реальным, объективным предметом познания? И вообще, как возможно объ­ективное знание? Решая эту проблему, Капт анализирует структу­ру процесса познания. Субъект, по его мнению, в своем сознании имеет как бы два уровня: трансцендентальный и эмпирический. Последний связан с индивидуальными особенностями личности. Первый — надындивидуальный. К нему относятся всеобщие опре­деления, а значит, именно отсюда возникает объективное знание. Но как это происходит?
Познающий субъект, полагает философ, имеет следующие спо­собности познания:
1. Чувственность придает первичным ощущениям определен­ный порядок, что происходит на основе доопытпых форм чувст­венности — пространства (априорная форма внешнего чувства) и времени (априорная форма внутреннего чувства). Учение о чув­ственности у Канта называется «трансцендентальной эстетикой». Понятие «эстетика» тут трактуется несколько иначе, чем в па- стоящее время.
2. Рассудок (Verstand) есть способность мышления или, как говорит Кант, способность «познания через понятия» (категории). Понятия он воспринимает как трансцендентальные, или априор­ные, т.е. доонытпые, формы рассудка. Например: единство, мно­жество, реальность, отрицание, причина и действие, возможность и невозможность и др. (всего их 12).
Таким образом, пространство, время и понятия существуют в сознании, а может быть, точнее — в подсознании субъекта как бы изначально, т.е. врожденно. Здесь Капт созвучен Платону и Де­карту, допускавшим (хотя и в различных видах) возможность врожденного знания, т.е. знания (идей), которое пребывает в глу­бинах субъективности человека еще до его становления как созна­тельной личности.
Данные чувственного опыта с помощью рассудка выражаются в понятийной форме. Однако без конкретных чувственных пред­ставлений рассудок бессилен. Следовательно, знание возникает только из соединения чувственности и рассудка, которые допол­няют друг друга.
3. Разум (Vernunft) есть способность к высшему обобще­нию и синтезу; способность производить понятия; способность познания, не опирающегося непосредственно па опыт; способ­ность проводить умозаключения (в отличие от рассудка как спо­собности суждения) — так многозначно Капт определяет разум. В целом разум ставит цели и руководит рассудком в до­стижении абсолютного знания, так как рассудочные понятия дей­ствуют лишь в ограниченном «мире явлений». В «мире абсолют­ного» они ведут к неразрешимым противоречиям (антиномиям).
Антиномия — положение, которое рассудок может доказать и одновременно опровергнуть. (Например: «Существует Бог как причина мира. — Бога как причины мира не существует».) Анти­номии, утверждает Капт, наглядно показывают, что рассудочное мышление не лишено противоречий, т.е. диалектики. Возпикпове- пие противоречий свидетельствует о непознаваемости данного предмета с помощью рассудочных понятий, которые выходят за определенные им пределы опыта в абсолютную (трансцендент­ную) сферу ноуменов — «вещей в себе».
Науке как разуму теоретическому, т.е. рассудку, доступен лишь «мир явлений». Но эти «явления» порождаются «вещами в себе» — трансцендентными сущностями, образующими особый, не доступный теоретическому разуму мир. Оп познается только практическим разумом, который у Канта означает нечто вроде разумной нравственной воли, или веры. Таким образом, высшие трансцендентные идеи (о Боге, о мире, о душе), не имеющие от­ношения к чувственному опыту, закрыты для рассудка, по откры­ты для веры.
За подобные рассуждения Канта нередко обвиняли в агности­цизме. Но, вероятно, это не совсем справедливо. Немецкий фило­соф не отрицает познаваемость мира. Он лишь указывает па сферу применимости одной из человеческих познавательных спо­собностей. Поднимая проблему антиномий, Капт обращает внима­ние па противоречивость человеческого познания, однако при этом не предполагает противоречивости самой объективной дей­ствительности. А это далеко не бесспорно. Диалектика Каита еще зажата пределами сознания человека. Позже, у Шеллинга и Геге­ля, эти ограничения будут сняты.
«Две вещи напол­няют душу все новым и нарастаю­щим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продол­жительнее мы раз­мышляем о них, — звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Иммануил Капт
Этика. «Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и бла­гоговением, чем чаще, чем продолжитель­нее мы размышляем о них, — звездное не­бо надо мной и моральный закон во мне», — напишет Капт в «Критике практического разума». Книга была посвящена размыш­лениям о «моральном законе». Главная заслуга этического учения Канта — обоснование идеи самоценности личности, а также ее права на свободный выбор.
Подлинная свобода — это независимость от условий чувствен­ного «мира явлений». Человеческая воля, по мнению Каита, авто­номна, так как определяется не внешними влияниями, а собствен­ным выбором, собственным законом, свободно принимаемым человеком. Следовательно, мораль автономна от всех чувствен­ных условий жизни. Она должна руководствоваться единым нрав­ственным законом-требованием (категорическим императивом): «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Здесь Капт но-повому озвучивает древнюю этическую формулу, получившую название «золотого правила нравственности»: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Категорический императив Капта обосновывает ценность чело­веческой личности. Человек «есть цель сама по себе», поэтому он, в отличие от других сотворенных вещей, не может быть ис­пользуем как средство.
Этика Капта пронизана аскетизмом. Моральный закон и прин­цип удовольствия не согласуются. Человек должен отказаться от иллюзии, что исполнение нравственного долга принесет ему зем­ное чувственное счастье. Долг Кант ставит выше счастья и удо­вольствия.
Третья фундаментальная критическая работа Капта — «Крити­ка способности суждения» — посвящена изучению понятия цели. Если цель субъективна, то в таком случае способность суждения выступает в качестве эстетической способности. Но если цель объективна, то способность суждения приобретает телеологиче­ский (телеология — учение о цели) характер.
Социальная философия. Заслуживают внимания и социаль- но-философские идеи Канта. Свобода индивида для него являет­ся незыблемым, почти священным принципом. Права и свободы индивида могут быть обеспечены только благодаря воле всего об­щества. При этом каждый его член обязан подчиняться правовым законам. Социальная свобода, в понимании Капта, есть не что иное, как право человека следовать законам, которые существуют для всех членов общества.
Лучшая форма организации политической власти в обществе, при которой возможно соблюдение принципа свободы, есть парламентская республика. Разделение властей — на законода­тельную, исполнительную и судебную — ее важнейшая полити- ко-правовая особенность. Здесь Капт принимает и развивает идеи английских и французских просветителей.
11.2. И. ФИХТЕ (1762-1814)
Старший сын многодетной семьи сельского крестьянствующе­го ремесленника из деревни Раммепау (Восточная Пруссия) ока­зался необычайно талантлив. Пастор и местный помещик номог- ли мальчику поступить в школу. Позже он закончит Лейпцигский университет и увлечется философией Капта. Это непрактичное увлечение и прославит Иоганна Готлиба Фихте, который, по со­вету кумира, опубликует свою первую философскую работу. За пей, однако, последуют и другие, что завершится созданием ори­гинальной философской системы.
Философия Фихте — субъективный идеализм. Сам он предпочитал называть ее «учением о науке» (иаукоучепием — так же называется и его основная работа). Гносеологический вопрос — как возможно научное знание? — выступает у него одним из важнейших.
Несмотря на крайне почтительное отношение к Канту как фи­лософу, Фихте соглашался с ним не во всем. По его мнению, по­нятие «вещь в себе» есть пережиток догматического мышления. А значит, он должен быть устранен. В решении этого вопроса Фих­те сближается с Декартом. Чтобы научное
знание было достоверным, размышляет оп, ш мнению фихге;
оно должно опираться на достоверную ос- только человече-
нову. Что может быть такой основой? ское самосознание
т («Я есть Я») может
1 олько человеческое самосознание, осо- выступать досто-
знание своего бытия — «Я есть» или «Я верной основой на­есть Я» (сравните с декартовским тезисом: учного познания.
«Мыслю — следовательно, существую»).
Эта формула, по мнению Фихте, не просто утверждение своего бытия, но и выражение свободы воли — воли автономного, неза­висимого субъекта. Акт самосознания («Я есть Я») — диалектиче­ское объединение противоположностей, т.е. субъекта и объекта. Субъект воспринимает себя как объект. Объект осознает свою ав­тономную субъективность.
Поэтому в центр своей системы Фихте ставит «абсолютное Я» — абстрактного трансцендентного субъекта, который у пего, по сути, выступает как высшее, т.е. абсолютное, начало всего бы­тия. Фактически субъективное начало — «абсолютное Я» — у Фихте предстает в качестве единой субстанции, лежащей у осно­вания бытия. Все остальное, что не принадлежит субъективной сфере «абсолютного Я», у пего называется «не-Я», а это есть вся объективная реальность, т.е. природа.
Субъективный идеализм Фихте во многом уязвим. Но па его основе он выдвигает ряд глубоких, фундаментальных идей, в чем-то созвучных древним учениям адептов Сокровенной Мудрости.
Во-первых, оп говорит, что природа существует не бесцельно,
не сама по себе, по для какой-то определенной цели. Эта цель, в его понимании, — противостояние «абсолютному Я». Для свое­го развития «абсолютному Субъекту» необходимо некое препят­ствие, преодолевая которое, он сможет раскрыть в объективность свою скрытую сущность и осознать самого себя. Таким образом, «абсолютное Я» («абсолютный Субъект»), преодолевая сопротив­ление «пе-Я» (Природы), достигает вершины своего развития. Но это идеальная цель, существующая и убегающая от человечества, как горизонт. Движение к нему — основная идея и смысл истори­ческого развития человечества. Здесь Фихте близок к некоторым ортодоксальным даршапам индийской философии, где слияние Атмапа (субъективного космического начала, кульминирующе­го в человеке) и Брахмана (объективного космического начала) расценивается в качестве духовной цели мироздания и человека.
Во-вторых, диалектический подход применяется и к сущнос­ти «абсолютного Субъекта». Понятие «абсолютное Я» у Фихте имеет двойное значение. С одной стороны, это «эмпирическое», «индивидуальное Я», которое человек воспринимает в акте само­сознания. С другой — «абсолютное Я» — это Абсолютное Бытие — Высшая Реальность, характеризующаяся непрерывным движени­ем, т.е. деятельностью. Эта двойственность и составляет основное противоречие «Я» — оно конечно и бесконечно, ограничено (че­ловеческим аспектом) и не ограничено (так как является божест­венным), неподвижно и подвижно. Внутренние противоречия толкают «Я» к развитию через «не-Я». В этом движении оно по­стоянно пульсирует от совпадения и слияния до разъединения и противостояния «индивидуального» и «абсолютного Я» в рам­ках конкретного этапа развития.
Несколько слов о социальной философии Фихте. Как и для Канта, понятие свободы для него имеет очень важное значение. Полная свобода человека, полагает Фихте, возможна только во внутреннем, субъективном мире. В объективном мире человек должен добровольно подчиняться законам общества. А это, ра­зумеется, будет несколько ограничивать его свободу.
Государство как объединение владельцев собственности совер­шенно необходимо, пока люди не научатся свободно, морально мыслить и сосуществовать. Это и есть цель исторического разви­тия в ее социальном аспекте. Общественную справедливость Фих­те связывает с реализацией права каждого члена общества па част­ную собственность. Но оп не понимает, что частный интерес, по крайней мере па протяжении текущего исторического этапа, про­тиворечит интересам общества как целого, и как следствие — под­рывает социальную справедливость и стабильность. Следующий, более радикальный, шаг в решении данной проблемы сделает Карл Маркс. Но это произойдет несколько десятков лет спустя.
11.3. Ф. ШЕЛЛИНГ (1775-1854)
Наибольшее внимание в своей философской деятельности Фридрих Шеллинг уделяет философии природы. Природа, по его мнению, мало осмысливалась его именитыми соотечествен­никами — Кантом и Фихте. Кроме того, требовали философского истолкования и естественнонаучные открытия этого периода европейской истории.
Главное достижение Шеллинга — применение диалектики к изучению природы. Тут он опирается как па идеи Н. Кузаиского, Дж. Бруно, так и па учение Фихте, кото­рый применил диалектику для анализа Главное философ-
трансцендентного субъекта. Другой важ- скос достижение
ный источник его философских постро- Шеллинга — при-
^ ^ ^ менение диалекти-
ений — открытия в области физики, хи- ки к изучению
мии, биологии и других наук. Наиболь- природы.
шее влияние на учение Шеллинга,
видимо, оказала быстро развивавшаяся теория электричества, где идея полярности (Кулон: положительные и отрицательные токи электрической жидкости) уже занимала центральное место.
Шеллинг выступил против механицизма и редукционизма в по­нимании природы. В этом его большая заслуга. Природа у пего не бездушный механизм, как думали просветители, а целостный орга­низм, пронизанный «Мировой Душой». Это понятие он заимствует у неоплатоников и трактует как некое «организующее начало» мира.
Природа являет собой непрерывный, динамический процесс развития от простейших форм к сложным. Двигатель этого процес­са — взаимодействие противоположных сил, существующих в каж­дом объекте и субъекте. Более того, вся природа — это арена про­тивостояния противоположных сил. Развиваясь, она образует как бы лестницу последовательных ступеней, которые опираются одна па другую. Все они находятся в тесной связи между собой. Таким образом, неорганическая природа естественно порождает органиче­скую и плавно переходит в нее, а она, в свою очередь, порождает живые, позже — разумные организмы.
Все природное многообразие, согласно Шеллингу, вследствие некоего творческого акта рождается в недрах единого высшего на­чала - Абсолюта. Абсолют есть тождество (неразличимость) объ­ективного бытия и субъективного мышления. Они слиты воеди­но и составляют, как пишет философ, «Абсолютную тождествен­ность». Подобное понимание Абсолютного начала характерно для теософии и других философских течений, близких эзотерической традиции познания.
Познание творческого акта бытия - возникновения природно­го многообразия из абсолютного единства - разуму недоступно. Но это возможно с помощью особой иррациональной способности познания - «интеллектуальной интуиции», хотя она доступна не каждому. Таким образом, интуицию Шеллинг ставит выше чувст­венности и разума, а искусство как синтез сознательного и бессоз­нательного - выше науки.
В поздний период философия Шеллинга приобретает теологи­ческий оттенок. На передний план выходят понятия «Бог», «воля», «вера», «откровение». Главную задачу «философии откро­вения» («Философия откровения» - цикл лекций, которые Шел­линг читал в Берлине в начале 40-х годов XIX в.) философ видит в изучении внутреннего, скрытого смысла христианства и сущ­ности Христа - как Логоса и человека.
11.4 Г. ГЕГЕЛЬ (1770-1831)
Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте, в семье чиновника. Поступил в гимназию, где изучал древние языки и ис­торию. Позже, в восемнадцать лет, штудировал теологию в Тю­бингенском теологическом институте. Этот период совпал с Фран­цузской революцией, идеи которой будоражили умы германской молодежи. Разумеется, не обошли они и молодого Георга. В инс­титуте он начинает понемногу читать философскую литературу - французских просветителей, немецких мистиков, Канта и Фихте. Но философские суждения Гегеля в этот период еще очень ско­ванны. Он не чувствует в себе философа. После окончания Тю­бингенского института его охарактеризуют так: «Хорошо зна­ком с богословием и филологией, но совершенно безразличен к философии».
Как бы удивились его преподаватели, если бы узнали, что Ге­орг Гегель впоследствии станет одним из самых значительных не­мецких философов!
Основное достижение Гегеля — разра­ботка целостного учения о законах и кате- Главное философ-
гориях диалектики. Диалектика у пего по- ское достижение
Гегеля — разработка
нимается как учение о развитии, единстве целостного учения о
и противостоянии противоположностей. законах и категориях
Здесь Гегель опирается па своих пред- диалектики,
шественников — Капта, Фихте и совре­менника Шеллинга. Но их идеи он воспринимает критично. Он не признает каптовскую «вещь в себе» — тут, по его мнению, сущ­ность отрывается от явлений. В действительности же сущность является, а явление существенно. Не разделяет он и учение об априорных формах сознания. Сознание, по Гегелю, диалектично отражает бытие, которое развивается. Следовательно, логика сов­падает с диалектикой. Таким образом, у Гегеля диалектика приме­няется и к бытию, и к мышлению.
Принимая идею Фихте об активности
Абсолютного Субъекта, Гегель критикует Диалектика — уче-
его за субъективизм. У Шеллинга он за- ние 0 Развитии>
единстве и проти- имствует принцип тождества объекта и востоянии противо-
субъекта, по учению об «интеллектуаль- положностей.
ной интуиции» противопоставляет свою
систему диалектической логики. В пей оп отказывается от арис­тотелевского закона непротиворечия (закон формальной логики).
Итак, как же выглядит диалектика Гегеля?
Ее исходное положение — принцип тождества бытия и мышле­ния (объекта и субъекта). «Понятие», по мнению Гегеля, не просто субъективное порождение человеческого сознания. Существует «Аб­солютное Понятие» («Абсолютная Идея»), в котором осуществле­но тождество субъекта и объекта. Оно, разумеется, отличается от субъективных человеческих понятий. Если это Понятие-Идея изна­чально является тождеством своих противоположностей, то его раз­витие должно подчиняться законам диалектики. Вот почему логика и диалектика совпадают в едином учении о развитии.
Абсолютная Идея (Мировой Разум) есть наивысшее состоя­ние бытия. Это — Логос, или Бог, который у Гегеля понимается внеличиостно — абстрактно и пантеистически. Именно с ним фи­лософ связывает процесс развития, который у пего имеет чисто духовный источник. Сначала — диалектика идей, затем — диалек­тика вещей. Таким образом, саморазвитие Абсолютной Идеи ле­жит в основе развития природы, общества и мышления человека. Цель этого движения — достижение высшей точки синтеза — абсолютного духа, где разрешаются все противоречия.
Причину развития Гегель усматрива­ет в противостоянии противоположностей, Источник (причи-
которые заключены как в самой Абсолютной !?а) развития —
т_ борьба противопо-
Идее, так и в ее порождениях — природных ложностей
вещах. Гегель формулирует абстрактную
формулу любого процесса развития: тезис
(утверждение) —* антитезис (отрицание) — • синтез (отрицание преды­дущего отрицания). На третьей стадии — стадии синтеза — происхо­дит преодоление противоположностей (тезис-аититезис), их примире­ние и объединение. Но это не конец развития. За синтезом начинается новый тройственный цикл. И так будет повторяться бесконечно, до тех пор, пока все противоречия внутри объекта либо субъекта не бу­дут сняты и гармонизированы в высшем синтезе.
Законы
диалектики:
•закон единства и взаимопроникнове­ния противополож­ностей
•закон перехода количественных из­менений в качест­венные
• закон отрицания отрицания
Таким образом, в диалектическом уче­нии Гегеля указаны источник развития, трехчленная формула развития и его ос­новные законы:
— единства и взаимопроникновения противоположностей;
— перехода количественных изменений в качественные;
— отрицания отрицания.
Система Гегеля. Основы своей систе­мы Гегель начинает закладывать в «Фено­менологии духа» (1806). Позже эта работа будет продолжена в трех книгах, названных «Наука логики» (1816). А в 1817 г. Гегель закапчивает «Энциклопедию философ­ских наук». В пей оп сформулировал основные идеи своей систе­мы, которые позже, в других изданиях «Энциклопедии», получи­ли дальнейшее развитие.
Система Гегеля — это попытка построить целостную систему философских дисциплин, в которых отражаются основные этапы диалектики Абсолютной Идеи. В своем развитии она проходит три ступени: логическую, природную и духовную.
1. Логическая ступень соответствует бытию Абсолютной Идеи самой по себе, до того, как ею были порождены природа и чело­веческое сознание (рассматривается в книге «Наука логики»), Ге­гель разрабатывает диалектику как учение о развитии. Оно объ­единяет три частных учения.
В учении о бытии анализируются категории качества, количе­ства, меры, формулируется закон перехода количественных изме­нений в качественные.
В учении о сущности рассматривается понятие противоречия, раскрывается закон взаимопревращения противоположностей, анализируются парные категории — форма и содержание, сущ­ность и существование, целое и части, возможность и действи­тельность, необходимость и случайность.
В учении о понятии классифицируются формы суждений, ана­лизируются виды умозаключений и т.д. Красной питью через «Науку логики» проходит диалектичное понимание идеи отрицания.
2. Вторая ступень — природа как инобытие Абсолютной Идеи (рассматривается в книге «Философия природы», 1842 г.). Подоб­но Шеллингу, природу Гегель воспринимает как систему ступе­ней, где каждая опирается и вытекает из предыдущей. Основные ступени соответствуют предметам следующих паук — механике, физике и органике (т.е. биологии). Эволюционную теорию Гегель не принимает, ведь, с его точки зрения, развивается не приро­да, а ее источник и духовная основа — Абсолютная Идея.
3. Третья ступень — Абсолютная Идея, воплощенная в чело­веческом духе (рассматривается в книге «Философия духа», 1845 г.). Здесь Абсолютная Идея достигает своего высшего развития, т.е. полноты, и становится разумной. Эта часть делится па три раздела.
В учении о субъективном духе (антропология, феноменоло­гия, психология) дается учение о человеке, его сознании.
В учении об объективном духе рассматривается право, мо­раль, нравственность. При этом «нравственность» развивается че­рез ступени семьи, гражданского общества, государства. Этим вопросам, кроме «Энциклопедии», Гегель посвятил книгу «Фило­софия права». В целом «объективный дух» — это историческая жизнь человечества в ее объективной закономерности. В пей про­является «хитрость Абсолютного Разума», который, позволяя действовать людям в соответствии со своими личными, частными целями, тем не менее реализует свою изначальную Цель. Законо­мерность истории у Гегеля — это «прогресс в сознании свободы». Сначала древнее восточное общество (свободен один — прави­тель), затем греко-римское общество (свободны некоторые — граждане), высшая стадия — христиапско-германское общество (свободны все). Последнее утверждение, конечно, убедительно­стью не отличается. Германия, да и другие христианские государ­ства, в XIX в. идеалами свободы — пи в субъективном смысле, пи в объективном — не являлись.
В учении об абсолютном духе исследуются искусство, рели­гия, философия. Здесь происходит самопознание духа. Абсолют- пая Идея познает саму себя как духовную основу природы, при­роду, человека и общую объективную закономерность — диалек­тику Абсолютной Идеи.
Уже при жизни Гегель был увенчан лаврами великого филосо­фа. После смерти его учение распространилось далеко за пределы Германии и снискало себе многочисленных поклонников. Значи­тельную роль в этом сыграли, как это пи странно, не ученики, а скорее критики — Маркс и Энгельс. Но и они, не принимая объективного идеализма своего соотечественника, почтительно относились к его диалектике.
11.5. Л. ФЕЙЕРБАХ (1804-1872)
Реакцией па бурное развитие идеалистической немецкой фи­лософии явился материализм Людвига Фейербаха. В центре его философского учения находится человек. Поэтому его систему называют антропологическим материализмом.
Свою философскую деятельность Фейербах начинает с крити­ки религии. Подобно другим философам, оп видит углубляющий­ся кризис церковного христианства, которое все более вырождает­ся в мертвое, догматическое учение. Оп приходит к выводу, что мир вступает в совершенно новую постхристиапскую эпоху. Бо­лее того, религия постеиеиио отмирает и освобождает культурное пространство для философии, которая должна качественно пре­образиться и впитать в себя то, что «составляет сущность рели­гии». То есть Фейербах говорит о формировании новой, синтети­ческой формы духовной культуры, призванной объединить то лучшее, что характерно для традиционной религии и философии.
Рассмотрим тезисно основные положения его учения.
Фейербах отрицает объективное существование Бога. Божест­венная сущность, утверждает он, есть духовная сущность человека. Человек отчуждает от себя свои лучшие духовные качества и проецирует их на абстрактный, выдуманный образ бесконечного, всемогущего, всесовершеппого Существа, которое и именует Богом. Следовательно, не Бог творит человека, а человек — Бога.
Природа первична, существует вечно и никем не сотворена. Но она не механизм, а организм — нечто живое, чувствующее, стра­дающее. Здесь Фейербах дистанцируется от механицизма филосо­фов Просвещения и сближается с Шеллингом.
Человек — порождение природы, причем самое совершенное. Все высшие существа — плод религиозной фантазии. Тут позиция
Фейербаха уязвима. Даже с точки зрения ортодоксального мате­риализма, вполне уместен вопрос: почему в беспредельном космо­се не могут пребывать существа более высокоразвитые — в мо­ральном, интеллектуальном, психическом, сенсорном и других смыслах, — чем земной человек?
В человеке Фейербах подчеркивает его природно-биологиче- скую сущность. Ни социальный, ни исторический, пи духовный ее аспекты он не рассматривает. За это немецкого философа справед­ливо критиковали. Его антропология имела чисто биологическую основу. Дух и тело составляют единый организм. После его смерти дух (душа, сознание, разум или нечто иное) отдельно от тела существовать не может. Это положение будет заимствовано Марк­сом и Энгельсом и явит собой один из краеугольных камней антро­пологии диалектического материализма. Но, как окажется, в этом вопросе Фейербах, Маркс, Энгельс и их последователи заблужда­лись. В конце XX в. эмпирически будет доказано: автономное су­ществование сознания от его биологического вместилища — реаль­ный факт.
В проблеме познания Фейербах занимает сенсуалистическую позицию. Иными словами, единственный источник человеческого познания — деятельность органов чувств.
Философия Фейербаха пронизана гу-
«Человек челове- манизмом. Христианская заповедь «воз- ку _ gor>>
люби ближнего» ВОЗВОДИТСЯ ИМ В ранг фи- Людвиг Фейербах
лософского морального закона. Не Бог, а
именно человек есть первый и высший объект любви для каждого. Отсюда этическая формула — «человек человеку — Бог». Этика Фейербаха лишена аскетизма. Высшее естественное стремление человека — стремление к счастью. Но оно, но мнению философа, невозможно за счет других людей. Следовательно, необходимо со­гласование своих желаний с интересами человечества. Эгоизм дол­жен быть уравновешен альтруизмом.
11.6. К. МАРКС (1818-1883)
Линия немецкого материализма была продолжена выдающим­ся философом и экономистом Карлом Марксом и его другом и соратником, теоретиком революционного движения Фридри­хом Энгельсом. Ни одно из учений немецких философов не име­ло такого влияния па общество, как марксизм. Причины неверо­ятно широкого распространения марксизма связывают, во-первых, с его целостностью — он охватывал философские, социальные и экономические проблемы; во-вторых, с попыткой научно обосно­вать социальное равенство и возможность построения более со­вершенного общества, в котором воплотились бы идеи свободы, братства и справедливости.
Долгое время в Советском Союзе марксизм оставался «свя­щенной коровой». Свободный критический анализ марксизма со­вершенно исключался. Научпо-философская система, по сути, бы­ла возведена в ранг религиозного учения, со своими догматами и непререкаемыми авторитетами.
В постсоветский период (90-е годы XX в.) возобладала другая тенденция — со стороны демократов марксизм и его приверженцы стали подвергаться огульному шельмованию. В действительности, как и любая другая философская система, учение Маркса и Эн­гельса имело как свои достоинства, так и недостатки, абсолютиза­ция которых никогда не приводила пи к чему хорошему.
Основой марксистской философии явились:
— немецкая классическая философия (прежде всего идеи Геге­ля и Фейербаха);
— английская политэкономия (Смит, Рикардо, Оуэп);
— французский утопический социализм (Фурье, Сеп-Симоп);
— французская историческая паука (Тьерри, Гизо, Минье);
— естественнонаучные открытия (клеточное строение живых организмов, закон сохранения энергии, теория происхождения и эволюции видов).
Сначала о философии природы. Опираясь па материализм Фейербаха и диалектику Гегеля, Маркс и Энгельс разрабатывают новую концепцию материализма — диалектический материализм. Как же выглядят его основные положения? Природа первична и состоит из материи. Бог и высшие духовные существа отрицают­ся. Материя существует вечно и никем не создавалась. Она есть единственная субстанция (материалистический монизм). Сознание (духовное начало) — свойство высокоразвитой материи. Оно воз­никает па высших стадиях эволюции природы. Развитие природы, человека и общества подчиняется законам диалектики. В своем развитии природа проходит множество последовательных стадий, высшая из которых — стадия разумной жизни. Наиболее разверну­то идеи диалектического материализма были изложены в незакон­ченной книге Энгельса «Диалектика природы» (1873—1882).
Антропология. Происхождение человека объясняется естествен­ными природными причинами. Маркс принимает теорию Дарвина.
Энгельс развивает ее с позиций диалектического материализма
и, кроме биологических факторов, обосновывает решающее значе­ние социально-практического фактора — трудовой деятельности, благодаря которой человек и выделился из животного мира. Природа человека в марксизме — чисто биологическая. Самостоя­тельное духовное начало в нем отрицается. Продолжение жиз­ни в каком-либо виде после биологической смерти не признается. Сущность человека — социально-историческая, так как разумным существом, личностью он становится только в обществе.
В познании человек опирается па свои чувственные и раци­ональные способности, которые выступают в тесном взаимодейст­вии. Иррациональным способностям познания, например инту­иции, в марксизме отводится довольно скромная роль.
Главные философские идеи Маркса:
• диалектический материализм
• атеизм
• социально-прак- тическая сущность человека
•отчуждение чело­века в обществе ча­стной собственности
• материализм в ис­тории общества
• общество равенст­ва и братства — коммунизм
• социальная рево­люция
Значительное, может быть, даже цент­ральное место в учении Маркса занимает идея отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность («Эко- помическо-философские рукописи 1844 г.»,
«Тезисы о Фейербахе» и другие работы).
Идея отчуждения разрабатывалась еще до Маркса (Гегель, Фейербах), по в духовном аспекте. Предшественники Маркса счита­ли, что отчуждение преодолевается через совершенствование сознания человека.
Маркс ставит па первое место экономиче­ское отчуждение (отчужденный труд). От­чужденный труд — труд подневольный, когда один вынужден работать на другого.
Причина отчуждения, полагает Маркс, — частная собственность. Процесс, обратный отчуждению, — присвоение человеком сво­ей родовой сущности. Достигается путем преодоления отчуждения через устранение частной собственности. Каким образом? Посредством революционного преобразования со­циально-экономического строя. Ведь буржуа сам не желает отказы­ваться от своей собственности в пользу пролетариата.
Когда частная собственность устранена, труд становится сво­бодным, творческим и превращается в средство саморазвития че­ловека. Отсюда открывается прямая дорога к обществу равенства и братства — коммунизму.
Другая фундаментальная идея Маркса, прошедшая через все его философское творчество, — обоснование социально-практи­ ческой сущности человека. Человек не просто находится в при­роде (точка зрения Фейербаха), а преобразует ее и себя самого. При этом практика, т.е. материальная деятельность, первична по отношению ко всему духовному миру человека и культуре.
Общество и история. В практической деятельности человека ведущая роль отводится производственной деятельности. Имен­но она, по мнению Маркса, и определяет уровень развития и тин •организации общества. Такие типы он называет обществен­но-экономическими формациями. В работах Маркса встречают­ся различные классификации формаций. В общем виде это: до­классовое общество — классовое общество — бесклассовое обще­ство (т.е. коммунизм) («Набросок письма к В. Засулич», 1881 г.). При более детальном подходе в марксизме принято выделять: 1) пер- вобытно-общинную (азиатскую), 2) рабовладельческую (античную), 3) феодальную, 4) капиталистическую (буржуазную), 5) комму­нистическую формации.
Развиваются они но объективным историческим законам. Ма­териализм и диалектику Маркс распространяет на обществен- но-историческое развитие. Его причина — практическая де­ятельность людей, которые стремятся обеспечить свои потреб­ности и улучшить условия жизни. Постепенно это приводит к кризису: производительные силы, которые развиваются быстрее, вступают в конфликт с производственными отношениями. Про­исходит диалектическое отрицание изжившей себя формации, т.е. социальная революция.
В чем слабость исторической концепции Маркса? Во-первых, в схематизме и абстрактности. Реальная история более сложна и неоднозначна, а поэтому не всегда укладывается в предписанную ей схему формаций. Во-вторых, историю движет не только раз­витие производительных сил и производственных отношений, по и масса других факторов — космических, духовных, культурных и т.д. Маркс же не придает им никакого значения. В-третьих, у Маркса наблюдается абсолютизация одного из типов развития — революции. Хотя в действительности социальное развитие пред­полагает как революционные, так и эволюционные изменения.
По прихоти судьбы воплощать в реальность теоретические идеи Маркса и Энгельса пришлось пе Германии, а России. Имен­но в пей марксизм получит свое дальнейшее развитие и обосно­вание. Наибольший вклад в творческую разработку учения Маркса — Энгельса внесет талантливый теоретик и пе менее та­лантливый практик социальной революции — В.И. Ленин.Л

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: