ЗАРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Время: 3-10-2012, 18:46 Просмотров: 4073 Автор: antonin
    
ЗАРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (XI-XVII ввЛ
Содержание учебного материала
8.1. Общая характеристика и особенности русской философии.
8.2. Периодизация.
8.3. Древняя и средневековая русская философия.
8.4. Учебная и дополнительная литература.
8.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Активное историческое развитие пародов, населяющих обшир­ные просторы России, началось значительно позже индийцев, египтян, китайцев, греков, римлян и арабов. Становление русской мысли рассматривают с X—XI вв., когда Русь принимает христи­анство. Однако, в отличие от Индии, Китая, Египта и Ереции, пер­вые предфилософские размышления па Руси основываются иск­лючительно па мифологии и богословии. Рациональной культу­ры, в частности зачатков паук, еще не было. Это сильно повлияло как па российское православие, так и па российскую философию.
Первоначально русская философия формируется под влияни­ем национальной мифологии и греко-визаптийской религиоз- но-философской традиции. Позже, начиная с XVIII в., большое влияние стала оказывать западная философия. Восточную фило­софию, как это пи странно, Россия открывает для себя достаточно поздно — в XIX — XX веках.
Подлинная русская философия, достаточно самостоятель­ная как в формальном смысле (отделение от богословия), так и в идейном (выдвижение и разработка оригинальных идей), начинается в XVIII в. До этого можно говорить лишь о пре­дыстории русской философии, т.е. о ее зарождении, становле­нии и идейно-теоретическом формировании.
Что же принципиально отличает русскую философию от дру­гих национальных философских традиций?
1. Пристальное внимание к этическим вопросам и проблеме смысла жизни (как и зачем жить?).
2. Разработка «русской идеи» — проблемы особой духовной миссии России в мировой истории.
3. Убежденность в кризисе мировой культуры и как следствие — поиск новых путей развития философии и общества. Стремление выработать программу совершенствования общества.
4. Неприятие отвлеченности классической западной филосо­фии (начиная с XIX в.).
5. Критика узкого рационализма и общий аптисциентизм.
6. Стремление к синтезу различных подходов, идей, проблема­тики и т.д. Наиболее ярко это стало проявляться к концу XIX в. у B.C. Соловьева и философов Серебряного века, а позже у Рерихов.
8.2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ
1. Древняя и средневековая русская философия (XI — XVII вв.).
2. Русское Просвещение (XVIII - первая четверть XIX в.).
3. Период становления самобытной мысли (30—70-е годы XIX в.).
4. Серебряный век русской философии (последняя четверть XIX в. - 1917 г.).
5. Советский период русской философии (1917—1991 гг.).
6. Постсоветский период русской философии (с 1991 г.).8.3. ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ1
В рамках первого периода развития русской философии обыч­но выделяют два этана: Древняя Русь (домонгольская Киевская Русь) и русское Средневековье (государство Московское).
Толчком к развитию философской мудрости на Руси послужи­ло принятие в конце X в. христианства. Вместе с византийским православием Русь впитывает и религиозно-философские идеи.
Решающую роль в зарождении русской философии сыграли три фактора. Первый — святоотеческая мысль,
идеи которой проникают к славянским На зарождение
народам преимущественно из Византии. русской
Тут прежде всего нужно отметить уче- философии
3 г ^ з з повлияли:
ния Василия Великого (IV в.), Григория .восточная свято-
Нисского (IV в.) и Григория Назианзина отеческая мысль
(IV в.). Однако наиболее авторитетен был • славянские про- тж тт - светители
Иоанн Дамаскин (675—750), который
• светская литера- дал шесть определений философии: тура
1) постижение сущего; 2) познание вещей
божественных и человеческих; 3) помышление о смерти; 4) уподоб­ление Богу; 5) искусство искусств и паука наук; 6) любовь к муд­рости. Главное значение для Дамаскипа имела проблема соотно­шения божественного и тварпого, которую он решал, опираясь па Аристотеля.
Второй фактор — деятельность славянских просветителей,
создателей русского письменного языка — Кирилла (IX в.) и его брата Мефодия (IX в.), а также их последователей. Кирилл проявлял явную склонность к философии, за что был прозван «Философом». Для пего характерно сближение философии и эти­ки. Люди, полагал он, по милости Бога имеют равную способ­ность к совершенствованию. А находятся они между живот­ными и ангелами. От животных отличаются разумом и речью.
От ангелов — злобою и похотью. К кому человек приближает­ся — зависит от пего самого, а именно от его познаний и об­раза жизни. Философия же дает человеку познания, указыва­ет, что есть истина, и приближает к Богу.
' В этой теме рассматривается только первый период русской философии. Ее даль­нейшему развитию посвящена тема 14.
Третий фактор влияния - разнообразная светская литература (исторические, назидательные сочинения), которая, проникая на Русь, несла с собой и определенные философские идеи. Здесь можно отметить болгарский «Изборник» 1073 г., где рассматривалось арис­тотелевское учение о категориях, материи, форме, естестве. В «Хро­нике» Георгия Амартола (XI в.) рассказывалось о греческих филосо­фах Сократе, Анаксагоре, Демокрите, Платоне и др. В «Пчеле» были собраны мудрые мысли античных и христианских философов. Античная антропология излагалась в сборнике «Толковая Палея».
Первые
российские
мыслители:
• Иларион
• Владимир Моно­мах
• Никифор Грек •Кирилл Туров­ский
• Климент Смолятич
Наиболее образованными людьми в Древней Руси были служители церкви.
Поэтому закономерно, что первые фило­софы появляются именно из их числа.
Это митрополиты киевские Иларион (X - XI вв.), Никифор Грек (XI - XII вв.),
Климент Смолятич (XI - XII вв.). К числу первых русских мыслителей мож­но отнести также князя Владимира Мономаха (XI - XII вв.) и филосо- фа-книжника Кирилла Туровского (XII в.).
Из трудов Илариона Киевского известно только «Слово о за­коне и благодати». Символически трактуя Ветхий и Новый Заве­ты, он выделяет два ключевых христианских понятия: «закон» и «благодать». Закон характерен для Ветхого Завета - это узкое, национальное понятие, связанное с земным бытом и страстями. Новый Завет несет благодать, т.е. спасение и свободу всему человечеству. Таким образом, распространение христианства торжество евангельской свободы. Движение от Ветхого Завета к Новому - линия развития истории. Русь, приняв христианство, включилась в процесс распространения «Света» - Христа и Его благодати. Поэтому она и ее князья становятся богоизбранными.
Философские воззрения митрополита Никифора Грека прояви­лись, в частности, в «Послании» к Владимиру Мономаху. Будучи сторонником философии Платона, он излагает князю его учение о душе, которое переосмысливает в духе христианства. Вывод рас- суждений Никифора таков: явится душа образом Бога или утянет человека в ад - зависит от выбора и воли самого человека.
Из многочисленных работ и «обращений» митрополита Кли­мента сохранилось только «Послание пресвитеру Фоме». Там он размышляет о проблеме познания Бога, выделяя два метода: «б. 1агодатнын» (основан на вере и доступен лишь «святым») и «при­ точный» (связан с «разумением» высших истин в притчевом из­ложении и доступен каждому). При этом он признает необходи­мость философии для понимания Нового Завета, который толку­ет аллегорически.
Князь Владимир Мономах, в силу своего политического стату­са обреченный заниматься социальными проблемами мирян, пи­шет для них специальное «Поучение». Выполнено оно в стиле философского трактата практической направленности, где эконо­мические, политические и собственно этико-философские вопро­сы слиты воедино. Мономах призывает народ к праведной хрис­тианской жизни, основу которой видит в делании «добрых дел».
Кирилл Туровский стремится примирить веру и разум. Сами по себе, уверяет он, они не дают познания Бога. А потому должны дополнять друг друга. Его философский девиз «познавай веруя» укрепляет позицию рациональной философии перед ортодоксаль­ным богословием и мистической оппозицией.
Итогом духовно-интеллектуальных усилий первых русских мыслителей явилось формирование новых представлений о мире и человеке как творениях Бога, о бессмертии души, о нравствен­ных заповедях, приближающих человека к Богу и наполняющих его душу благодатью.
Кроме «книжной философии», развитие русской мысли стиму­лировали различные религиозные еретические течения, идеологи которых учились самостоятельно осмысливать множество проблем - от этических до политических. Ересей на Руси было много. И как оказалось, их сторонники нередко принимали и понимали учение Христа гораздо ближе и глубже, нежели ортодоксальная церковь.
Проникновение христианства на Русь породило мощную языческую оппозицию. Еретические тече-
Она-то и подготовила почву для распрост- и®1» повлиявшие
„ г на развитие
ранения на Руси общехристианских ере- российской
сей. Самые влиятельные из них были ари- философии:
анство и богомильство. Александрийский •арианство
пресвитер Арий (III-IV вв.) утверждал, «ересь московских
что Христос не имел никаких особых пре- антитринитариев
имуществ перед другими людьми по свое- ‘богомильство
му естеству. Он, как и другие, был челове- ‘«Новое учение»
... Феодосия Косого ком, но возвысился над всеми и стал Сы-
. • стригольничество
ном Бога благодаря своему «нраву» u
^ 3 v 3 ‘«Новая догма»
духовному и приверженности «добру». дм> Тверитинова Однако каждый через свои нравственные
усилия может стать таким же избранным Сыном Бога. Таким об­разом, арианство воспринимало Христа как духовный идеал, до­стижение которого в принципе доступно каждому. Известным по­следователем арианства на Руси явился холоп Феодосии Косой (XVI в.). Религиозное реформаторство JI.H. Толстого также во мно­гом исходило из идей арианства.
Другая ересь — богомилы — началась от манихейства. Свое на­звание богомилы получили по имени болгарского священника Богумила (X в.). Для них, как и для мапихеев, характерно при­знание дуализма мира, расколотого вечной борьбой доброго и злого начал. Богомилы ставили под сомнение духовную ценность ряда культовых и обрядовых установлений, например поклонение иконам и кресту, веру в мощи и причастие. Жестко критиковали священников за то, что они живут пе так, как проповедуют, — пьянствуют, грабят и «ипо зло в тайне творят». Резко выступали против социальной несправедливости и угнетения.
Были па Руси и так называемые самобытные ереси. Самые значительные из них: стригольничество (дьякон Карп), пе призна­вавшее церкви и отрицавшее необходимость посредников между Богом и человеком; ересь московских антитринитариев (XV —
XVI вв.), выступивших против ортодоксального учения церкви; «новое учение» ариапца Феодосия Косого; «новая догма» Дмит­рия Тверитинова (XVII —XVIII вв.), отличавшаяся, как и миро­воззрение царя Петра I, ярой антицерковной направленностью.
В XIV в. па Руси распространяется идеология и практика иси­хазма (от гр. «исихия» — безмолвие) — религиозно-мистического течения, возникшего в Византии. Сосредоточено оно было в мо­настырях Афона. На учениях адептов восточнохристиапского мистического богословия (Симеон Новый Богослов, Григорий Сипаит, Григорий Палама) выросли многие русские религиозные мыслители и духовные подвижники. Это киево-печерские старцы Феодосии Печерский (XI в.) и Нестор Летописец (XI—XII вв.). Это Нил Сорский (1433 —1508), Вассиан Патрикеев (ок. 1470- после 1531), Артемий Троицкий (?), Максим Грек (1470 —1556). Все они принадлежали к течению «пестяжателей», выступивших против иосифлян, защищавших практику тесного союза («симфо­нии») церкви со светской властью.
Исихасты практиковали безмолвную («умную» — в уме) молит­ву, вели строгую, аскетическую жизнь, что во многом напоминало практику йоги. В философии придерживались идей Псевдо-Диопи- сия Ареопагита, отрицавшего познаваемость божественной сущнос­ти. Однако исихасты полагали, что «сущность» проявляется через «энергии», проникающие во все природное бытие. А они доступны познанию. В понимании человека склонялись к идее микрокосма, в котором отражается макрокосм, т.е. природа.
В XV в. на Руси начинается активное развитие политической философии, чему способствовала сама историческая необходи­мость. До предела обостряются противоречия между светской властью (московские князья) и церковной. Церковь поддерживала удельных (местных) князей и занимала провизаптийскую пози­цию. Это препятствовало процессам московской централизации. После падения Византии в 1453 г. в церкви происходит раскол. Часть духовенства начинает поддерживать идею централизации.
Политическая идео­логия московской централизации выражалась в теориях:
• иосифлянство (Иосиф Волоцкий, Даниил, Макарий, Иван Грознвш)
•теория «Москва — третий Рим» (Зо­сима, Филофей)
Она получила свое воплощение в идео­логии иосифляпства1 и теории «Москва — третий Рим». Иосифлянство берет свое на­звание от имени его основателя игумена Иосифа Волоцкого (1439 —1515). Власть Московского государя, заявляет Иосиф, от Бога. Поэтому ему должны подчиняться все христиане и даже священники. Удель­ным князьям также надлежит относиться к нему как к государю «всея Руси». Позже митрополиты Даниил (XV —XVI вв.) и Макарий (XV —XVI вв.) продолжили эту линию. Ее кульминацией явилась политическая философия и практика царя Ивана Грозного (1530 —1584), весьма уважавше­го воззрения Иосифа.
Другая версия идеологии московской централизации связана с теорией игумена псковского Елеазаровского монастыря Фило­фея (XVI в.). Семя этой теории бросил новгородский митрополит Зосима (XV в.), для которого необходимость становления нового Центра православия па Руси взамен старого (Византия) стала оче­видной. Филофей взрастил это семя до размеров религиозно-по- литической доктрины с философско-богословским обоснованием. В «Послании к великому князю Василию» Филофей сформули­ровал ее выводы. Главный из них: «Все христианские царства со­шлись в одно твое... два Рима пали (Римская империя и Визан­тия. — С. А.), а третий стоит, четвертому же пе бывать».
Иосифляне ~ одно из идейных течений русского православия, сторонники которо­го придавали большое значение материальному (экономическому) развитию церкви. Д-1я защиты своих интересов они искали поддержки светской власти. При Иване 'розном одобряли карательную политики опричнины.Хотя цари Иван Грозный и Алексей Михайлович относились с пониманием к теории Филофея, ближе им было иосифлянство, так как доктрина «третьего Рима» в большой мере утверждала идею доминирования духовной власти над светской, а не ориента­цию па единое, сильное государство. Вероятно, поэтому иосиф- ляиство, в котором уже звучали потки секуляризации, оказалось более по нраву московской политической элите тех времен.
Идею централизации стало поддерживать и нарождающееся дворянство. Его идеологи (Ф. И. Карпов (XV — XVI вв.) и И. С. Пересветов (XVI в.)) еще не отвергают церковные цен­ности. Однако «закон» и «правда» ими ставятся выше «власти», как светской, так и церковной.
Завершается первый период развития русской мысли церков­ным расколом XVII в. Реформы Петра I открывают новую стра­ницу русской культуры, и в частности — философии.
8.4. УЧЕБНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в философию: Учебник для вузов В 2 ч. / Под общ. ред. Н.Т. Фролова. М., 1989. Ч. 1. С. 192-198.
2. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.М. Мапельмап и др. М., 1997. С. 255-269.
3. История философии: Запад — Россия — Восток. В 4 кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М, 1998. Кн. 3. С. 248-256.
4. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. Разд. 1.
5. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI - XVI вв.). Л., 1987.
6. Лазарев В.В. и др. Введение в русскую философию / М.,
1995. Гл. 1, п. 1.
7. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X —
XVII веков. М., 1990.
8. Галактионов А.А. Никандров П.Ф. Русская философия IX — XIX вв. Л., 1989. Разд. 1 и 2.
9. Тихомиров ММ. Философия в Древней Руси // Тихомиров М.Н. Русская культура X — XVIII веков. М, 1968.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: