ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Время: 3-10-2012, 18:43 Просмотров: 13126 Автор: antonin
    
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Содержание учебного материала
3.1. Истоки китайской философии: мифология, нумерология, предфилософия.
3.2. Периодизация.
3.3. Обзор философских школ Древнего Китая.
3.4. Общие черты китайской философии.
3.5. Некоторые основополагающие понятия китайской филосо­фии.
3.6. Даосизм: основные идеи.
3.7. Конфуцианство: основные идеи.
3.8. Учебная и дополнительная литература.
3.1. ИСТОКИ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ: МИФОЛОГИЯ, НУМЕРОЛОГИЯ, ПРЕДФИЛОСОФИЯ
Как и в Древней Индии, в Древнем Китае к моменту зарожде­ния философии уже существовало мощное культурное иоле. Но его структура имела свои специфические черты. В частности, по мнению многих синологов, в Древнем Китае наблюдалось относи­тельно слабое развитие мифологии. Нельзя сказать, что ее не бы­ло совсем. Точнее — она не имела такого влияния, как, например, в Древней Индии. В какой-то мере это объясняется особенностя­ми китайского мышления, которое отличалось повышенной прак­тичностью. Поэтому наряду с мифологией оригинальным основа­нием философского мировоззрения в Китае явилась гадательная практика и сопутствующая ей предфилософия, кульминировав­шая в «Книге перемен» (И-цзин) и в многочисленной коммента­торской литературе.
Философия всегда отражает образ мировосприятия, стиль или модель мышления нации. Мышление китайца характеризовалось ассоциативностью, символичностью и склонностью к формализа­ции. Осмысление действительности для китайского менталитета предполагает особую методологию. Ее суть - символизация про- странственно-числовых структур, по-китайски - сян шу чжи сюэ («учение о символах и числах»), которое на Западе иногда имену­ют нумерологией.
В остальном становление философии в Древнем Китае во мно­гом соответствует генезису древней индийской философии. Эконо­мический подъем, появление денег и частной собственности стиму­лировали разложение традиционных родообщинных отношений, что сопровождалось трансформацией привычной схемы социаль­но-экономических отношений. Параллельно происходит развитие наук - математики, медицины, астрологии и др. Все эти процессы требовали выработки новых моделей миропонимания, новых ориентиров и ценностных установок. Их выдвижение происхо­дит на фоне переосмысления традиций. Как и в Индии, в Китае первыми философами были странствующие мудрецы, отшель­ники и аскеты.
Основанием китайской философии
явился корпус древней предфилософской
„ / л.7 \ Древняя китайская
литературы - «Пятикнижие» («Уцзин»), „редфилософская
К нему относились: «Книга песен» («Шиц- литература:
зин»), «Книга истории» («Шуцзин»), • «Книга песен»
«Книга перемен» («Ицзин»), «Книга об- ««Книга истории»
рядов» («Лицзин»), летопись («Чуньцю»), ««Книга перемен»
К «Пятикнижию» примыкали: «Сицы чжу- ««Книга обрядов»
ань» - комментарий к «И-цзин», историче- «летопись
ская рукопись «Цзо чжуань» и др. «комментарии
к «Книге перемен»
В предфилософской литературе подни- «исторические
мается множество различных вопросов. рукописи Отметим некоторые из них.
Вопрос о происхождении зла: от кого оно — от Бога или от человека? Авторы «Уцзип» склонны видеть причину зла в чело­веке («зависят распри только от людей») и оправдывать Бога. В «Шуцзин» рассматривается проблема первоначала мира. Ре­шается она с позиций натурализма: существует пять первоначал — вода, огонь, дерево, металл, земля, и пять явлений природы — дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер. Важная роль в объ­яснении мироздания отводится двум полярным и вместе с тем взаимозависимым силам (началам) ян и инь. Понятия эти многозначны и олицетворяют собой, как сказали бы современ­ные философы, диалектические противоположности. Но в древ­ней нредфилософии они еще не обрели значения универсальной философской абстракции и трактуются более «нриземлепио» — как силы света и тьмы, тепла и холода, жесткости и мягкости, как мужское и женское начала.
На раннем этапе, до появления «ста школ» китайской фило­софии, формируется и представление о дао, которое можно считать одним из краеугольных понятий всей китайской фило­софии. Позже, в философских школах, оно будет развито и уг­лублено. Пока же дао понимается как «путь», естественный ход вещей или безличный мировой закон, властвующий пал, природой и обществом.
Значительное внимание уделяется обоснованию ритуала (ли), который для китайской культуры выступает в качестве опреде­ляющего принципа жизнеустройства. Он имеет как религиозный, так и светский аспект. С ритуалом связана социальная нравствен­ность, почитание Неба, властей, родителей, старшего брата и умер­ших. «Цзо чжуапь» указывает: «Ритуал [основан па] постоянстве [движения] неба, порядке [явлений] па земле и поведении паро­да»; «Ритуал — это устои [в отношениях] верхов и низов»; «Он дает жизнь пароду».
Уже в ранних мифологических источниках происходит попыт­ка объяснения возникновения человека. Его прародитель — сверхъестественный, божественный проточеловек Паньгу, кото­рый зарождается в недрах космического яйца. Папьгу создает не­бо и землю. После его смерти из частей тела возникают космиче­ские объекты (звезды, Солнце, Лупа) и явления природы (ветер, гром, облака, молнии и т.д.). Люди произошли от паразитов, кото­рые по неизвестным причинам появились па теле божественного проточеловека.
3.2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Среди специалистов не сложилось пока общего мнения относи­тельно принципов периодизации китайской философии. Используют­ся различные принципы: историко-политический (соотнесение этапов развития философии с правлением определенных династий или исто­рическим периодом); историко-философский — периодизация по раз­витию основных школ (раннее конфуцианство, официальное конфу­цианство, супское пеокопфуциапство и т.д.) и другие.
Мы возьмем за основу европейскую линейную схему, по, есте­ственно, с соответствующей корреляцией хронологии культур- но-исторических этапов.
1. Период древней китайской философии (XI — III вв. до н.э.). В этот период (правление династии Чжоу) происходит фор­мирование мифологической и иредфилософской базы (примерно до VI в. до н.э.), становление (VI — V вв. до н.э.) и расцвет (эпоха Чжапь-го — «борющихся царств» — V — III вв. до н.э.) основных школ («сто школ») древней китайской философии.
2. Средневековый период (III в. до н.э. — XIX в.). Упадок фило­софии во время империи Цииь (III в. до н.э.). Восстановление фило­софских традиций и возведение конфуцианства па уровень государст­венной идеологии (II в. до н.э.). Развитие основных философских школ (кроме моизма и школы имен, которые погибли) без значитель­ных новаций (после II в. до н.э. вплоть до середины XIX в.). Взаимо­влияние школ: конфуцианство и легизм, даосизм и буддизм и др.
3. Новый период китайской философии (середина XIX в. — 1919 г.).
4. Новейший период китайской философии (с 1919 г. до на­стоящего времени).
3.3. ОБЗОР ФИЛОСОФСКИХ школ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
В китайской философии существовало множество различных школ и течений. Оценка их числа и значения зависит от критерия классификации. Здесь будут приведены шесть наиболее значимых и четыре второстепенные по влиянию школы.
1. Натурфилософская школа (ипь-яп цзя). Главный предста­витель: Цзоу Янь.
2. Конфуцианство. Основатель: Кун Фу-цзы (Конфуций).
3. Моизм (мо-цзя). Основатель: Мо-цзы.
4. Школа имен (мин-цзя) иногда называется школой логиков, софистов и «спорщиков» (диалектиков). Видные представители: Хуэй Ши, Гунсунь Лун.
5. Школа закона (фа-цзя, или легизм). Видные представители: Шан Ян, Хань Фэй-цзы, Ли Сы.
6. Даосизм (дао дэ цзя). Основатель: Лао-цзы.
7. Школа дипломатов (цзун хэн цзя).
8. Школа эклектиков (цза цзя).
9. Школа аграрников (нун цзя).
10. Школа литераторов (сяо шо цзя).
Среди историков китайской философии существует мнение, что идеи «ста школ» китайской философии в конечном счете вос­ходят к трем основным традициям: 1) мантике, нумерологии и фи­лософии «Книги перемен»; 2) даосизму; 3) конфуцианству.
3.4. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Китайская философия специфична и значительно отличается не только от европейской, но даже и от достаточно близкой ей (геогра­фически) индийской философии. Несмотря на это, китайская мысль в рамках указанных школ имеет полное право именоваться философской мыслью. Даже нумерологическая философия имеет тесную связь с рациональностью как типом мировосприятия, хотя это рациональность особого, не всегда понятного европейцам рода.
Дао — исток и центральное
понятие древней китайской философии.
Оно означает:
• Всеобщий косми­ческий закон
• Естественный, при­родный ход вещей
•Абсолют как высшее состояние бытия - начало и конец всех вещей
•Символ высшей космической гармо­нии
Итак, важнейшие особенности китай­ской философской мысли.
• Сильный традиционализм в культуре, который не мог не отражаться на филосо­фии. Традиционализм проявляется в фор­ме ритуала - как религиозного, так и светского.
• Сосуществование множества различ­ных школ (за исключением отдельных эта­пов китайской истории).
Преобладание чисто практической философии, решавшей проблемы общест­венного управления, обоснования нравст­венных норм и правил поведения.
• Осмысление действительности на ос­нове символического и структурно-числово­ го (нумерологического) методов восприятия и объяснения (малый ян, малая ипь, триграммы, гексограммы, «нять-па-пять агентов дви­жения» (у-сип), смысловые узоры спирали дао (вэпь ли) и т.д.)
• Слабое развитие логики.
• Малая системность как следствие слабого развития логи­ки и недостаточной связи с наукой.
• Дао — исток и центральное понятие древней китайской фи­лософии.
• Значительный антропоцентризм, проявлявшийся как в нату­ралистической, так и в социальной философии.
• Преобладание идеализма над материализмом.
3.5. НЕКОТОРЫЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Дао (букв, «путь») — одно из важнейших многозначных поня­тий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон; б) естественный, природный ход вещей; в) Абсолют как высшее состояние бытия — начало и конец всех вещей; г) символ высшей космической гармонии.
Дэ — понятие, во многом близкое понятию «дао». В «Дао дэ цзии» говорится: «Дао рождает (вещи), дэ вскармливает (их)». В сущ­ности, дэ — это трансформированное дао, проявленное и доступное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции. Применительно к человеку дэ есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру. В даосизме человек с «высшим дэ» — это совершепномуд- рый (шэнжепь).
Жэнь — основное понятие конфуцианства. Означает «гуман­ность», «милосердие», «человечность». Жэнь — одно из «пяти иостояпств», которым должен обладать совершенный человек. Для Конфуция жэнь — это «спокойно-самодостаточная» лю­бовь к людям, привносящая в мир гармонию и ритуальную бла­гопристойность.
И — «чувство долга», «долг-справедливость». В широком смысле и — моральные принципы, которых должен придержи­ваться совершенный человек по собственной воле, в силу своей добродетели.
Инь — ян парные понятия, в широком значении выражаю­щие идею двойственности начал бытия. Инь — ян — диалектиче­ская пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе.
Существует бесчисленное множество конкретизации этой абст­рактной двойственности: тьма — свет, движение — покой, земное — небесное, холод — тепло, женское — мужское начала, смерть — жизнь и т.д.
Ли — «ритуал», «церемония», «этикет». Ли — это всевозмож­ные нормы поведения — религиозного, светского, семейного.
Чжи — мудрость, знание, ум, интеллект.
Сяо — один из этических принципов конфуцианства — «сы­новья почтительность и почитание старшего брата». Исполнять сяо — значит служить родителям по правилам ли.
Тянь — Небо, которое воспринималось как некая высшая божест­венная сила. Для Мо-цзы Небо не только «зарождает и взращивает все сущее», по и следит за исполнением своих «небесных» законов. «Кто нарушает волю Неба, тот непременно понесет наказание».
У син — пять первоэлементов мироздания: дерево, огонь, зем­ля, металл, вода.
Увэй («недеяние») — в даосизме означает следование естест­венным законам и непарушение их своей волей. Увэй — это не полное бездействие, а скорее действие особого рода, когда поступ­ки человека соотнесены с законами природы и естественной необ­ходимостью.
Ци — букв, «дыхание», «эфир», «жизненная энергия», «сила». Вве­дение этого понятия приписывают даосам. В общем смысле ци — духовно-материальная энергия, жизненная сила. Она имеет раз­личные состояния в зависимости от уровня проявления — космо­логического, антропологического и психологического.
Цзюнь-цзы — «совершенный», «достойный», «благородный че­ловек» («муж»), благодаря которому поддерживается равновесие в мире. Цзюнь-цзы — конфуцианский идеал человека, обладающе­го пятью ностояпствами (совершенными качествами) — жэнь,
и, ли, сяо, чжи. «Совершенный человек» противопоставляется «ничтожному человеку» (сяожэпь), воплощению нравственной, интеллектуальной и профессиональной ограниченности.
3.6. ДАОСИЗМ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Основание даосизма приписывается китайскому мудрецу Лао-цзы (VI — V вв. до н.э.) — букв, «престарелый учитель». Собственное имя: Ли Эр (?). До сих пор историки сомневаются в точности датировок времени его жизни. Видные привержен­цы даосизма: Ле-цзы (VI в. до н.э.), Ян Чжу (приблизительно
V — IV вв. до н.э.), Чжуан-цзы (IV — III вв. до н.э.) и др. Наибо­лее значительные произведения: «Дао дэ цзип», «JIe-цзы», «Чжу- ан-цзы», «Хуайпапь-цзы», «Хутайнапь-цзы».
Даосизм — вероятно, самое философское из всех китайских учений. Не случайно многие его мировоззренческие положения заимствовались другими школами. В целом проблематика даосиз­ма посвящена осмыслению космического бытия, его первооснов и развития, а также изучению человека как природного существа. Социально-философским и этико-политическим проблемам даосы не уделяют столько внимания, как конфуцианцы, легисты и монеты.
Центральная категория этой школы — дао. Здесь «дао» становится многознач- Даосизм — самое
ным мировоззренческим понятием. Дао — философское
из всех китаиских начало и конец всех вещей, их первоосно- учений
ва, а также всекосмический закон. Иногда gro проблематика
дао трактуется как субстанция всех вещей — в основном посвя-
т. е. то, что лежит в их основе и составляет щена осмыслению
_ первооснов и раз-
изначально глубинную сущность. Дао «су- вития космическо-
ществует [вечно], подобно нескончаемой го бытия, а также
нити». Дао существует само по себе, оно изучению человека
как природного не является творением, так как даже существа
«предшествует небесному владыке».
Представление о дао в даосизме диалектично. Ему постоянно приписываются противоположные свойства и характеристики. «Дао бестелесно». «Однако в его глубине и темноте скрыты тон­чайшие частицы». Или: «Дао постоянно осуществляет недеяние». «Однако пет ничего такого, что бы оно пи делало». Кроме того, в «Дао дэ цзип» говорится о двойственности дао — есть дао бе­зымянное (или постоянное) и дао, обладающее именем. Первое дао в каком-то смысле более высокое. Оно — причина мироз­дания и «матерь Поднебесной». Второе, которое является только отражением первого, проявляется в самом мироздании. Оно можег содержать в себе прообразы вещей, которые «вскармливает» (оформ­ляет?) дэ — другое трансформированное состояние изначального дао.
В определенном смысле «безымянное дао» может соответст­вовать небытию, которое порождает бытие — «дао с именем». Вообще в древнем китайском языке глагол «быть» не использо­вался. Поэтому отождествление понятий здесь условное. Но оно имеет под собой основания. Некоторые историки филосо­фии, па наш взгляд, совершенно справедливо усматривают смысловую взаимосвязь понятия «бытие» и некоторых аспек­тов термина «дао».
Человек в даосизме рассматривается преимущественно с при­родной точки зрения. Поэтому закономерно, что проблема продления жизни и даже достижения бессмертия в этом уче­нии занимает центральное место. Исследование этой пробле­мы у даосов не только теоретическое. Они разрабатывают спе­циальную практику продления жизни, которая опирается на определенное мировоззрение, диету, дыхательные упражне­ния, методики стимуляции внутренней энергии ци и алхимию. Данный аспект даосизма глубоко эзотеричен (сокровенен). Внешнему наблюдателю здесь трудно отделить зерна от пле­вел. Но, вероятно, достижения даосских магов в области геронтологии, медицины и в развитии сверхфизических спо­собностей человека все же были значительны. Не только простолюдины, но и высшие чиновники и даже императоры отдавали должное мистическим познаниям даосов.
В даосизме человеку приписывается двойственная природа. Первое его начало происходит от дао. Поэтому оно истинное и ес­тественное. Второе начало порождается собственным эго человека со всеми его дурными наклонностями, страстями и заблуждения­ми. Поэтому оно ложное и искусственное. У настоящего человека истинная натура должна победить ложную.
«Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя — могуществен».
Дао дэ цзип
Таким образом, этический идеал в даосизме - человек, обла­дающий дао и высшим дэ - совершенномудрый (шэнжень). Его отношение к миру определяется принципом увэй (недеяние). Он следует естественному закону дао и со­вершенствует его внутри себя - в своей душе. Он «не борется, но умеет побеж­дать». Даосы не принимают этические иде­алы конфуцианцев, моистов и легистов, так как они порождены обществом, отошедшим от естественного пути «дао».
Вернуть к нему Поднебесную (Китайскую империю) с тупиковой дороги цивилиза­ции - главная социальная цель Лао-цзы и его последователей.
Справедливая критика даосами цивилизации, приводящей лю­дей к страданиям, порой распространяется и на культуру. Такой нигилизм уже явно приобретает регрессивный характер: «Трудно управлять народом, когда у него много знаний»; «Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма».
Принцип увэй распространялся и на управление государст­вом. Самый совершенный правитель, согласно даосскому учению.
тот, кто не вмешивается в естественный ход вещей и позволяет им двигаться согласно дао. Позитивное здесь, например, то, что путь «дао» не предполагает никаких войн. Даосизм утверждает миролюбие.
В познании выделяются два пути. Первый, высший, связан с постижением «безымянного дао». Он имеет мистический оттенок. Это доступно только совершенномудрым. Второй связан с «дао, обладающим именем». Это познание природного мира. В целом даосская методология познания, не лишенная эмпиризма, отлича­лась символичностью, пумерологичпостыо и мистицизмом.
Во II - III вв. даосизм разделяется па два течения: философское (дао цзя) и религиозное (дао цзяо). Второе направление широко распространяется среди населения Китая и становится одним из трех (другие — это конфуцианство и чань-буддизм) доминирующих религиозных учений. Многие тайные общества, секты и крестьян­ские восстания в Поднебесной опирались па идеологию даосиз­ма. В период с VIII по XVII в. происходило формирование «Дао цзан» («Сокровищницы даосских писаний»), т.е. полного собрания сочинений сторонников даосизма. По некоторым оценкам, в него вошло примерно 4500 томов известных и анонимных авторов.
3.7. КОНФУЦИАНСТВО: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Основатель этой философской школы — Кун Фу-цзы (VI —
V вв. до н.э.) (чаще его называли Куп-цзы — учитель Куп, или в рус­ской стилизации Конфуций), выходец из семьи обедневших аристок­ратов и военных, прославившийся как талантливый педагог и поли­тический деятель. Видные представители древнего конфуцианства: Мэн-цзы (IV — III вв. до н.э.) и Сюнь-цзы (IV III вв. до н.э.). Ос­новные источники: «Лунь юй», «Ли цзи», «Мэн-цзы», «Сюнь-цзы».
Конфуцианство обращено преиму­щественно к соци- ально-философ- ским и этико-поли- тическим проблемам. Чело­век в нем рассмат­ривается как часть общества.
Конфуцианство обращено преимуще­ственно к социально-философским и этико-политическим проблемам. Чело­век здесь рассматривается как часть об­щества. Это первое важнейшее отличие конфуцианства от натуралистического даосизма. Второе заключается в отноше­нии к прошлому. Конфуций тоже скло­нен к его идеализации. Но для пего древний «золотой век», в котором все существует согласно дао (даосизм), не конечная, а исходная точка. Он воспринимается как прообраз будущего сильного государства, богатого и добродетельного общества.
Исходное положение в философии Конфуция — идея Неба (Гянь) как высшей мироуправляющей силы. Оно совмещает в се­бе как духовные, так и природные начала. Небо определяет жизнь человека и всего общества. В этом смысле оно понимается как судьба или рок. Вместе с тем Небо поддерживает справедливость па Земле. Тут, следовательно, предполагается некий высший за­кон и его карающее действие. Понятие «дао» для Конфуция не имеет такого широкого, фундаментального значения, как для
Лао-цзы. У первого, как правило, оно означает нравственный закон.
Конфуций разрабатывает модель со­вершенного человека («благородный ,,
r г «Не делай другим
муж» — цзюнь-цзы), который для простых то, чего пс желаешь
смертных, «низших людей» (сяо жэнь) себе»,
должен выступать этическим идеалом. Конфуций
«Благородный муж» обладает пятью нос-
тояиствами (совершенными качествами): гуманностью (жэнъ),
справедливостью и долгом (и), знанием правильного ритуала (ли), мудростью (чжи), почтительностью (сяо). Общая формула нравственного поведения: «Чего не желаешь себе, то не делай и другим».
«Благородный муж» — не только этический, но и политиче­ский идеал. Совершенный правитель, представитель политиче­ской элиты, должен владеть пятью постояпствами. В этом, по мнению Конфуция, секрет управления государством. Государь своим примером учит подданных должному поведению. «Зачем, управляя государством, — спрашивает китайский мудрец, — уби­вать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и парод будет добрым».
Вообще же социальное устройство для Конфуция видится по принципу семьи. Государь — ставленник, «сын» Неба. Для своих подданных он является отцом и матерью. Они обязаны выпол­нять его волю, так как через него говорит само Небо. Но и госу­дарь должен заботиться о подданных, как о своих детях. Все обя­заны выполнять нормы ли — социального и религиозного ритуала, т.е. предписанные правила поведения. Тогда в обществе воцарит­ся равновесие и справедливость.
Важное место в конфуцианстве занимает вопрос о природе человека. Точка зрения Конфуция синологами трактуется по-разному. Одни считают, что он подчеркивал врожденную склонность человека к добру. Другие, опираясь па некоторые высказывания учителя Куна, утверждают, что для него человеческая природа представлялась нейтральной к добру и злу. Возможно, поэтому последователи Конфуция не имели общего мнения по этому вопросу. Для Мэн-цзы человек изначально добр. Для Гао-цзы — нейтрален. Для Сюпь-цзы — зол.
Оригинальный аспект учения Конфуция — исправление имен (чжэн мин). Логика здесь такова. С течением времени в природе и обществе все изменяется. Эти изменения порой имеют негатив­ный характер. Например, происходит рассогласование между из­начальным и действительным назначением (ценностью, ролью, значением, местом и т.д.) вещей. Правитель превращается в пра­вителя только по названию, а не по сути. Сын теряет свое сынов­нее почтение к родителям и становится сыном только по имени. Поэтому все время от времени нужно приводить в норму. Прави­тель должен быть настоящим правителем. Сын должен быть сы­ном, и т.д.
Методология познания у Конфуция и конфуцианцев — яркий пример гносеологических особенностей китайского менталитета. Проникновение в истину для китайцев — это постижение поряд­ка: построение структуры, геометрической схемы, классификация, перечисление, разложение по таблицам, рядам и клеточкам. Кро­ме того, если девиз западной философии — «сомнение и свобод­ное размышление», то для китайской философии в большинстве своем — это «обучение и повторение изученного» (Конфуций). Неудивительно, что из подобных установок вытекают мало по­нятные европейцам пассажи: «Мудрый не испытывает сомнений», «Больше слушать, не придавая значения сомнениям», «Слушаю многое, выбираю лучшее и следую ему; наблюдаю многое и держу все в памяти — это и есть [метод] постижения знаний». Конфуци­анское познание, таким образом, во многом обращено к усвоению традиции, уже известного, а не к открытию нового. На это ука­зывают и три наиболее значимых термина («сюэ», «чжи», «сы»), применявшихся для описания познавательной деятельнос­ти. Все опи так или иначе обращены к рефлексии, осведомленнос­ти, размышлению, усвоению традиционного знания. Вместе с тем Конфуций допускал и врожденное знание. Но оно, по его мнению, бывает крайне редко. Такие люди «стоят выше всех». Остальные должны обучаться и размышлять. Последнему (размышлению) придавалось не меньшее значение, чем первому (обучению).
После смерти учителя Куна постепенно возникло множе­ство философских школ его последователей. Самые значи­тельные из них: школа Мэн-цзы, оцениваемая как идеалисти­ческая, и школа Сюпь-цзы, считающаяся материалистической. Конфуцианство не раз переживало и падения, и взлеты. Пер­вый удар нанес император Ципь Шихуаиди в III в. до н.э. по подсказке советника Ли Сы. Началось массовое сожжение не­угодных книг, в том числе и конфуцианских. Их читателей кастрировали. Философов топили в нечистотах. Конфуция приговорили к посмертной публичной казни. Но идеи бес­смертны. Во II в. до н.э. император У-ди провозглашает кон­фуцианство государственной идеологией Поднебесной. Второе открытое нападение государственной власти па конфуцианст­во произошло две тысячи лет спустя — во время «великой пролетарской культурной революции» (1972—1976). Хупвэйбипы призывали: «Бить Конфуция, как крысу, перебегающую улицу». Но мракобесие опять проиграло. С конца 70-х годов в КНР началась переоценка культурного и исторического наследия. Конфуций был реабилитирован.
3.8. УЧЕБНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. История философии: Запад — Россия — Восток. В 4 кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1. Т. 1. М., 1995. С. 378-442.
2. Философия / Под ред. В.Д. Губипа и др. М., 1997. С. 6-16.
3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Под ред. И.Т. Фролова. Ч. 1. М., 1989. С. 80-93.
4. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М., 2001. С. 97—137.
5. Васильев JI.C. Проблема генезиса китайской мысли. М., 1989.
6. Древнекитайская философия. В 2 т. / Сост. Ян Хин-шуп. М., 1994.
7. История китайской философии / Пер. с кит. М., 1985.
8. Щуцкий ЮЖ. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1993.
9. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.10. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2 т. М., 1972.
11. Григорьева Т.П. Даосская и буддийская модели мира // Дао и даосизм в Китае. М., 1982.
12. Лукьянов А.Е. Лао-цзы (философия раннего даосизма). М., 1991.
13. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.
14. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской клас­сической философии. М., 1994.
15. Поликарпов B.C. История религий. Лекции и хрестоматия. М„ 1997. С.56-65.
16. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб.,
1998.
17. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
18. Китайская философия: Энциклопедический словарь / Под ред. М.Л. Титаренко. М, 1994.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: