ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Время: 3-10-2012, 18:42 Просмотров: 22985 Автор: antonin
    
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Содержание учебного материала
2.1. Истоки индийской философии: мифология, брахманизм, предфилософия.
2.2. Периодизация.
2.3. Обзор философских школ Древней Индии.
2.4. Общие черты индийской философии.
2.5. Некоторые основополагающие понятия индийской философии.
2.6. Йога: основные идеи.
2.7. Буддизм: основные идеи.
2.8. Учебная и дополнительная литература.
2.1. ИСТОКИ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ: МИФОЛОГИЯ, БРАХМАНИЗМ, ПРЕДФИЛОСОФИЯ
Индийская философия возникает на основе богатой культур­ной традиции многочисленных народностей Великой Бхарата- Варши — Древней Индии. По самым скромным оценкам, индий­ская цивилизация зародилась несколько тысяч лет до пашей эры. Некоторые исследователи, придерживающиеся эзотериче­ской традиции познания, склонны значительно расширять эти временные границы — до десятков, а то и сотен тысяч лет.
В необозримые исторические глубины уходят истоки и духов­ной культуры Индии, представленной многочисленными мифа­ми, эпическими сочинениями, религиозными и предфилософ- скими учениями.
Древняя религиозная и религиозно­философская литература Индии, оказавшая влияние на развитие философии:
• Веды
• Пурапы
• Брахманы
• Итихасы
• Араньяки
• Эпические поэмы
• Упанишады
Непосредственной основой многих фи­лософских систем Древней Индии явился корпус ведической литературы и связан­ная с ним древняя религия — брахманизм (от имени Верховного Бога — Брахма или Брахман). В настоящее время известны че­тыре Веды — Ригведа, Самаведа, Яджурве- да, Атхарваведа. Период их формирования оценивается очень противоречиво: от ты­сячи до десятков тысяч лет. Но можно оп­ределенно сказать, что Веды являются од­ним из самых древнейших письменных па­мятников человеческой мысли. Веды в Индии считаются священным писанием или откровением (шрути), которое записа­ли древние мудрецы (риши). Тексты Вед представляют собой со­брание изречений, религиозных гимнов, жертвенных песен и за­клинаний. Проблематика их весьма широка. Многие гимны по масштабу поднимаемых вопросов и методам их разрешения име­ют философский характер.
К каждой Веде (самхите) примыкают несколько «собраний со­чинений», написанных позднее. Во-первых, это книги, которые называются Брахманами, сборники комментариев и ритуальных текстов. Во-вторых, это Араньяки (букв, «лесные книги»), т.е. на­ставления для лесных отшельников. И, в-третьих, это Упанишады (букв, «сидеть у ног Учителя») — философские произведения, ко­торые расцениваются как высшие сокровенные объяснения Вед. Веды, Брахманы, Араньяки и Упанишады формировались посте­пенно в течение длительного времени.
Значительное влияние па индийскую культуру оказали пура- ны (тексты религиозного характера), итихасы (исторические про­изведения) и эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна. Особое значение для последующего развития философии имела одна из частей Махабхараты — Бхагаватгита (букв. «Песнь Бога»), В пей аватар (воплощение) Бога Вишну Кришна разъясняет своему другу и ученику полководцу Арджуие важнейшие положения ду­ховной философии и принципы йоги.
Развитие философских школ (даршап) Древней Индии тесно связано с эволюцией религиозного мировоззрения индийцев. Пер­воначальная ведическая религия ариев (племен, покоривших туземные пароды Индостана) со временем трансформировалась в брахманизм. Арийская высшая божественная троица: Ипдра — Сурья — Агни была вытеснена повой: Брахма (Бог-творец) — Вишну (Бог-хранитель миропорядка) — Шива (Бог-разруши- тель). Под влиянием неортодоксальных философских учений (джайнизм, буддизм, адживика) к концу I тыс до н.э. в лоне брах­манизма нарастают изменения философского, этического и риту­ального характера. В течение I тыс. н.э. брахманизм видоизменя­ется в индуизм, который в двух своих основных разновидностях (шиваизм и вишнуизм) сохранился до нашего времени почти без изменений.
Основополагающие представления о мире и человеке, харак­терные для ведической религии и брахманизма, позже стали предметом дальнейшей разработки или критики со стороны фи­лософских школ. Важнейшие аспекты этого религиозного миро­понимания схематично выглядят следующим образом. Причиной мироздания является Брахман, понимаемый сначала чисто рели­гиозно — как личностное божество, а позже философски — как высшее Абсолютное Начало объективного порядка. Мироздание состоит из трех миров (трилока) — земного и высших божествен­ных. В них обитают многочисленные живые существа: боги, люди, животные, демоны и т.д. Человек — творение богов и вместе с тем часть природы. Человек наделен атмапом — духовным началом субъективного характера, которое является основой его бессмерт­ной божественной души. Душа включена в круговорот постоян­ных перевоплощений (колесо сансары), которые регулируются кармой (сначала — бог воздаяния, позже — закон воздаяния). Бы­тие души в земном мире неизменно отягчается негативной кар­мой, ведущей к непрерывным страданиям. От нее же зависят ус­ловия нового рождения человека. Преодоление негативной кармы, разрыв замкнутого круга сансары и достижение мокши (освобож­дения) считаются высшими целями религиозной практики.
2.2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ
До сих пор в научной среде не сложилось единого мнения о периодах развития индийской мысли. Это связано прежде все­го с затруднениями в датировках процессов формирования мпо- гочислеппых школ и течений индийской философии. Поэтому указанные ниже периоды следует воспринимать с определенной долей относительности.
1) Ведический период: начинается в глубокой древности и за­вершается примерно в VI—V вв. до н.э. На протяжении этого пе­риода формируется основная часть ведической литературы (Веды, Брахманы, Уиапишады). Возникновение древних эпических про­изведений — Махабхараты и Рамаяны — некоторые востоковеды склонны относить так же далеко, за VI в. до н.э. В это время в Древней Индии преимущественно развиваются мифологиче­ские, религиозные и предфилософские учения.
2) Классический период: VI—V вв. до н.э. - первая половина I тыс. н.э. Возникают и получают основательное развитие важней­шие школы индийской философии.
3) Постклассический (или схоластический) период: первая половина I тыс. н.э.— XVIII в. Философия этого периода связана преимущественно с анализом, дальнейшей разработкой и коммен­тированием учений классического периода. Многие произведения этого этапа отличаются полемичностью и схоластическими на­клонностями, хотя, конечно, есть и исключения.
4) Период неоиндуизма, или новейшей индийской филосо­фии: XIX в,— настоящее время. Происходит возрождение класси­ческих и возникновение новых философских учений.
2.3. ОБЗОР ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Начало индийской философии принято соотносить с VI в. до н.э. Но, вероятно, этот условный рубеж не должен абсолютизировать­ся, так как некоторые философские школы начали развиваться по крайней мере еще за несколько столетий до пего (адживика, джайнизм, сапкхья, йога).
По сложившейся традиции, школы индийской философии раз­деляют па две группы: ортодоксальные (астика) и неортодоксаль­ные (настика). Принцип разделения — отношение конкретной школы к Ведам и ведической религиозпо-предфилософской тра­диции.
Ортодоксальные школы признают авторитет Вед, а следова­тельно, и существование Бога, бессмертие души, жизнь после смерти, перевоплощение души, высшие миры. Это: санкхья (Ка­пила), йога (Патапджали), ньяя (Готама), вайшешика (Канада, он же Улука), миманса (Джаймипи), веданта (Бадараяпа, Вьяса (?)). Две последние школы основываются непосредственно на текстах Вед. Первые четыре образованы па независимых основаниях. Все отмеченные школы — идеалистические либо тяготеющие к иде­ализму.
Неортодоксальные школы не признавали авторитета Вед или по крайней мере критически относились к основанному па них брахманизму, который к тому времени уже приобрел формаль- но-ритуальный, догматический характер. Это: адживика (Макха- ли Госала), джайнизм (Махавира), чарвака, или локаята (Брихас- пати (?)), буддизм (Гаутама Будда).
Строго говоря, важнейшие аспекты философского понимания мира и человека в джайнизме и буддизме не так уж принципи­ально отличались от ведической философии. В этих школах при­знавалась и трансцендентная реальность (высшие миры), и по­смертная жизнь, и перевоплощение, и сверхчеловеческие (божест­венные) существа. Острие их критики было направлено против религиозно-культовой и социальной практики браминов (жре­цов), монополизировавших духовную истину и превративших ее в пустой, по очень прибыльный ритуал.
А вот воззрения адживиков и чарваков, действительно, имели качественные отличия от ведического миропонимания. Сторонни­ки чарваки, например, отрицали Бога, посмертное бытие, перевоп­лощения, высшие миры, существование души. Цель жизни они видели в поиске наслаждений. Чарвака — наивно-материалисти- ческая школа. Адживика также во многом тяготела к материализму.
2.4. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Долгое время индийская философия оставалась практически не известной западному миру. Даже в XX в. далеко не все систе­мы восточной философии были достаточно изучены. При этом стиль или форма выражения индийской, да и китайской мысли нередко подвергались необоснованной критике и унижению — говорили, что это не философия, а смесь мифологии, религии 'и мистицизма. До сих пор встречаются учебники, в которых вос­точная мысль освещается очень бегло и поверхностно, а порой и не освещается совсем. Все это закономерное следствие необъек- тивпых представлений многих западных, в том числе и россий­ских, философов относительно истории, специфики и проблема­тики восточных учений.
На исходе двадцатого столетия, к сожалению, лишь отдельные эрудированные специалисты ясно представляли, какое масштаб­ное влияние оказала мысль Востока, в первую очередь Древней Индии, на западную философскую традицию. Пифагор, Платон, Парацельс учились у восточных мудрецов. Лейбниц, Кант, Гегель, Фрейд порой лишь переоткрывали для Запада многие истины, хо­рошо известные индийским риши. Шопенгауэр и Толстой явно использовали идеи индийской философии. Сочинения Блават- ской, Ла Дыо, Рерихов целиком основаны и насквозь пропитаны эзотерической мудростью Востока.
Философская традиция Индии очень своеобразна и по многим своим особенностям значительно отличается от философии евро­пейской. Отметим ее общие, наиболее существенные характерные черты:
— Параллельное сосуществование множества различных школ и течений. Теисты, атеисты, идеалисты, материалисты, рациона­листы, интуитивисты, скептики, гедонисты имели возможность выражать и развивать свои взгляды.
— Преобладание духовной проблематики (спиритуализма) и тесная связь с религиозными учениями. Основой философских систем нередко являлось не просто интеллектуальное умозрение, по особый мистический опыт, который выражался рациональны­ми средствами.
— Философия, как правило, имеет чисто практический харак­тер. Она призвана наилучшим образом организовывать повсе­дневную жизнь человека.
— Высшая практическая и вместе с тем духовная цель жизпи человека — достижение освобождения (мокша или мукти) от страданий и материальных оков земного мира.
— Пессимизм в индийской философии является не конечным, а исходным положением. Он основан па душевной неудовлетво­ренности и беспокойстве за существующий порядок вещей, при котором мир наполнен страданиями. Стремление осознать при­чину зла и преодолеть его стимулирует развитие философии, ко­торая привносит оптимистическую идею о возможности осво­бождения.
— Практически все школы, кроме чарваки, так или иначе раз­деляют убеждение в существовании «вечного нравственного ми­ропорядка» - высшей упорядоченности и справедливости, кото­рые властвуют над всеми мирами и их обитателями - богами, людьми и животными.
- Незнание (авидья) расценивается как причина зависимости и страданий живых существ. Освобождение невозможно без при­обретения духовного знания о подлинной реальности.
- Нехарактерно противопоставление Бога и человека.
- В большинстве случаев бытие рассматривается с точки зре­ния идеалистического монизма. Крайний материализм, вроде уче­ния чарваков, в индийской философии большая редкость.
- Несмотря на значительное развитие различных научных дисциплин (математика, механика, астрономия, химия, меди­цина и др.), связанных с изучением объективной действитель­ности, многие философские учения тяготели к субъективному опыту, а потому не были лишены известной доли умозритель­ности.
- Вся индийская культура, и философия в том числе, отлича­ется приверженностью традиции. В крайних проявлениях это приводило к исторической инертности и торможению развития передовых культурных тенденций.
2.5. НЕКОТОРЫЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Авидья - незнание, невежество, заблуждение относительно важнейших истин бытия.
Атман — высшее субъективное духовное начало, которое, с одной стороны, противостоит Брахману, с другой - тождест­венно ему. Атман предполагает два взаимосвязанных аспекта. Первый: вселенский - как некий космический духовный прин­цип, олицетворяющий самосознание Брахмана. Второй: индиви­дуализированный - как высшее духовное начало человека, его искра духа, являющаяся неотъемлемой частью пламени космиче­ского духовного принципа. Атман (Джив-Атма) - Высший Бог, находящийся в глубинах субъективности каждого человека.
Брахман — понятие, обозначающее высшую объективную ре­альность, некое безличное Абсолютное Начало, из которого воз­никает и в котором растворяется все мироздание. Для обозначе­ния Абсолюта как невыразимой беспричинной причины бытия иногда используется и другой, близкий по значению термин -
Пара-Брахма (Парабраман), что буквально означает «за предела­ми Брахмы».
Джива — в широком значении божественная душа человека или искра жизни. В определенном смысле соответствует европей­скому термину «монада» в его лейбницианском и теософическом понимании. Иногда Джива или Джив-Атма обозначает единое вселенское жизненное начало духовного свойства.
Дхарма - моральный закон, долг, духовное учение. (Сущест­вуют и другие значения.)
Карма - закон воздаяния, в широком смысле понимаемый как рок или судьба. В философских учениях карма преимущест­венно воспринимается как духовный закон причинно-следствен- ных связей, по которому каждое существо рано или поздно насти­гают последствия всех его добрых и злых мыслей, слов и деяний. От кармы зависят условия не только настоящей, но и будущей жизни (жизней) человека.
Лока - область, место, сфера, мир. В индийской метафизике упоминаются различные по количеству системы лок (миров или сфер) - три локи, семь лок, четырнадцать лок. Таким образом выражается представление о существовании множества миров - материального земного и духовных надземных.
Майя - иллюзия, мираж, космическая сила, создающая объективный мир. В философских текстах употребляется для обо­значения материального бытия, которое считается объективно воспринимаемой иллюзией, т.е. бытием неподлинным. Подлинной реальностью является только высшее духовное существование (Брахман-Атман). Ее достижение невозможно, пока не разрушена майя, авидья, не преодолены карма и сансара.
Мукти - освобождение от сансары и власти земной кармы. Мукти - во многом смысловой аналог понятия «мокша», которое, в свою очередь, близко буддийскому термину «нирвана».
Нирвана - состояние высшей душевной и духовной гармонии, предполагающее переход нирвани (т.е. того, кто достиг нирваны) в сферы высшего надземного бытия. Из-за буквального понима­ния корневой основы слова («угасание», «затухание») нередко ошибочно трактуется как «полное угасание всякой жизни». В дей­ствительности для посвященных буддистов это означает лишь уга­сание пламени чувственных желаний и привязанности к матери­альному, земному бытию.
Пракрита - материальная природа как противоположность духовной природы (Пуруши).
Пуруша - духовный аспект мироздания; духовный прообраз человека - «небесный человек»; иногда - высшее духовное «Я» человека.
Сансара — круг постоянных странствований, или перевопло­щений человеческой души. После физической смерти, согласно воззрениям индийских философов, душа переходит в высшие сферы бытия (локи), существует там, а затем вновь возвращается в физический материальный мир и возрождается в новом теле. Этот цикл повторяется бесчисленное количество раз до тех пор, пока не будет достигнуто освобождение.
2.6. ЙОГА; ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Йога — практиче­ская система духов­ного совершенство­вания человека, основанная на опре­деленных этиче­ских положениях и психофизических методиках управления созна­нием и физиологи­ческими процессами.
Понятие «йога» (санскрит) обычно переводят как «соедине­ние», «союз», «связь», «созерцание», «размышление». Возникает закономерный вопрос: о какой связи идет речь или что с чем со­единяется? Крупнейшие теоретики и прак­тики йоги отвечают так: йога - это соеди­нение (связь) личного ограниченного со­знания человека с безграничным Высшим Космическим Сознанием, которое может трактоваться как Мировой Дух, Абсолют­ная Божественная Личность, Атман и т.д.
Не будет ошибкой, если сказать также, что йога является практической системой ду­ховного совершенствования человека, осно­ванной на определенных этических поло­жениях и психофизических методиках.
Первичная цель йоги — освобожде­ние сознания от невежества, власти кармы и постоян­ных перерождений в сансаре.
Когда и где появилась йога? Прежде чем ответить на этот воп­рос, необходимо провести разделительную черту между йогой как одной из индийских философских школ ортодоксального направ­ления и йогой как практической системой психофизических мето­дов духовного развития, которые использовались почти всеми школами индийской философии, за исклю­чением чарваки и мимансы.
Йога как метод появилась в глубокой Древности. Ее знали в Индии, в Египте, возможно, и в других странах. Ничего бо­лее определенного наука сказать не может, йога как философская школа появляется примерно до н.э. Толчком к ее развитию явилась работа мудреца Патанджали иод названием «Йога-сутра». В этом произве­дении, выполненном в виде краткого конс­пекта основных идей и афоризмов, Па­танджали систематизирует известные ему методики йоги и подводит под них фило­софскую базу школы санкхья. Поэтому классическую йогу Патанджали иногда на­зывают сапкхья-йогой.
Методика достиже­ния освобождения в классической йоге основана на этиче­ском совершенство­вании, аскетической практике и системе психотехнических упражнений.
К концу XX в. пауке было известно уже немало древних Логи­ческих произведений. Их можно разделить па две группы — напи­санные до Патанджали и после пего. К первой группе относятся: Веды, Махабхарата (Бхагаватгита), ранние Упанишады, ранние джайпистские и буддийские сутры (если Патанджали жил позже
V в. до н. э.), в которых уже определенно просматриваются Логи­ческие идеи. Ко второй группе относятся: комментарий Вьясы к «Йога-сутре» — «Йога-бхашья», или «Вьяса-бхашья» (IV в. п.э.(?)); подкомментарий Вачаспати к работе Вьясы, именуемый «Таттва вайшаради» — (IX в.); «Йога-маиибраха» Бходжараджи; «Йога- варттика» и «Йога-сара-сапграха» Виджнянабхикшу, а также другие работы.
Рассмотрим теперь основные философские положения йоги. В целом они соответствуют философским идеям Вед. Хотя есть в них и некоторая специфика — в понимании сознания и проблемы освобождения.
Космология и онтология. Вселенная включает в себя семь ми­ров. Первый — это земной мир. Второй — мир промежуточного пространства — планеты, звезды, созвездия. Первый и второй ми­ры составляют физическую сферу бытия. Третий, четвертый, пя­тый, шестой, седьмой — небесные миры. Они составляют духов­ную сферу бытия. Вся эта космологическая структура заключена в мировое яйцо — некую силовую сферу, охватывающую все кос­мическое пространство.
Высший аспект бытия — Атмап — Мировая Душа (Мировой Дух). Чаще вместо понятия «Атмап» использовался термин «Пу­руша» — духовная субстанция (духовная природа). В сапкхья-йо- ге выделялись две разновидности Атмапа:
а) высший Атмап — творец вселенной (Бог), именуемый Ишвара;
б) низший атмап — совокупность человеческих разумных су­ществ, т.е. множество пурушей (духовных субстанций).
Духовная Природа в своем высшем аспекте (т.е. Атмап, или Пуруша) существует вечно. Неупичтожима и материальная приро­да (пракрити). Она имеет три основных свойства материальности (тупы): тамас (инертность), раджас (движение), саттва (равнове­сие). Материальная природа с ее гулами изменчива и непостоянна. В отличие от вечного бытия Атмапа, она вечно трансформирует­ся. Таким образом, вечное бытие духовной природы противопос­тавляется вечной изменчивости (но не бытию) природы матери­альной.
Теология. В сапкхья-йоге признается существование Бога. Бог понимается теистически, т.е. как Абсолютная Верховная Лич­ность, которая находится над человеческими личностями. Иногда Бог воспринимается и более абстрактно — как вечный, совершен­ный, всемогущий, вездесущий Дух.
Антропология. Человек рассматривается как комбинация духа (индивидуальное «Я» — пуруша), органа разума (мапас) и плот­ного физического тела. Сапкхья-йога разделяет ведическое учение
о сапсаре и карме. Высшая цель человека — достижение освобож­дения (см. ниже).
Гносеология. С точки зрения йоги, познание отражает объек­тивно существующий мир. Источники человеческого познания: чувственный опыт, мышление (разум), авторитетные свидетельст­ва, метафизический (т.е. сверхчувственный) опыт. Метафизиче­ский опыт имеет в йоге первостепенное значение, и па пего опи­раются многие философские выводы.
В процессе познания сознание субъекта оперирует не образом объекта, а самим объектом. Они выступают как некое взаимосвя­занное целое. Каждый субъект самостоятельно формирует собст­венное представление об объекте. Поэтому об одном объекте могут быть разные представления. Всякое познание — это «окрашивание» сознания объектом. Вьяса, например, объясняет это с помощью сле­дующей метафоры: сознание — бесцветный хрусталь; объект — цветная подставка под ним, которая «окрашивает» хрусталь, т.е. пе­редает ему свои определенные свойства. Следовательно, познание — это отражение в сознании свойств познаваемого объекта. В ка- ком-то смысле это есть проникновение субъекта в объект. Точнее, проникновение «энергии» сознания в сущность вещи.
Сознание. Сознание имеет субстанциальную основу. Вместе с тем оно есть особая функция Мирового Духа (Пуруши), функция, осуществляющаяся через материальную природу (иракрити). Высший и единственный подлинный субъект, существующий в мире, это — Мировой Дух (Пуруша, или Атмап). Он проявляется в индивидуальных человеческих и нечеловеческих сознаниях, по вместе с тем не тождествен им.
Индивидуальное сознание имеет диалектическую природу. С од­ной стороны, оно выступает субъектом по отношению к внешним объектам. С другой — оно есть объект рефлексии по отношению к деятельности Мирового Духа (Пуруши).
Цель йоги — освобождение. Как правило, считается, что духов­ная цель йоги — освобождение сознания от невежества, власти кар­мы и постоянных перерождений в саисаре. Но это есть поверхност­ная или промежуточная цель, за которой скрывается другая еще более высокая и абстрактная, а в силу этого еще менее попятная
для обывателя. Освобождение сознания, полагают гуру-йоги, не мо­
жет считаться высшей целью, так как индивидуальное сознание не является самостоятельным (автономным). Оно существует не для себя и не ради себя, а для неких Целей некоего Существа (сущнос­ти). Это Существо, или Сущность, — Абсолютный Мировой Дух (Атмап, Пуруша, или Бог). Его Цель — получение опыта бытия, а затем — освобождение от власти материи и материального бытия.
Путь освобождения индивидуального со­знания — осознание истины о том, что подлинное духовное Я (сущность) чело­века стоит выше те­ла, чувств и ума. Эго есть осознание себя как Абсолют­ного Духа.
Философия йоги
Путь освобождения индивидуального сознания — через осознание истины о том, что подлинное духовное «Я» чело­века стоит выше тела, чувств, ума, счастья и несчастья личного эго, выше пространства, времени и физического мира. Это есть осознание себя как Аб­солютного Духа, пребывающего над из­
менениями, страданиями, злом и смертью.
Система йоги предлагает специальные практические методы достижения осво­бождения.
Йогическая практика. Методика достижения освобождения в классической йоге опирается па следующие фундаментальные основания:
— этическое совершенствование;
— аскетическую практику;
— систему психотехнических упражнений.
Все это считается вспомогательными средствами йоги. В более детальном варианте они составляют классические восемь ступе­ней йоги.
1. Самоконтроль (яма). Основу самоконтроля составляют сле­дующие способности: ненасилие, правдивость, воздержание в сек­се и других потребностях, неприятие даров.
2. Соблюдение этических предписаний (иияма). Основные из
них — нравственная чистота в помыслах, словах и деяниях, удов­летворенность собственным положением, самообучение и самосо­вершенствование, подвижничество, преданность Богу (Высшей Реальности).
3. Дисциплина тела (асаны). Через специальные статиче­ские и очистительные упражнения развивается выносливость и жизнеспособность физического тела.
4. Дисциплина дыхания (ирапаяма). Регулирование дыха­ния и подчинение его контролю воли.
5. Дисциплина органов чувств (пратьяхара). Развитие волево­го управления органами чувств.
6. Концентрация сознания (дхараиа). Развитие внимания па определенном предмете.
7. Созерцание (дхьяпа). Развитие однородной сфокусирован­ности сознания.
8. Полное сосредоточение и транс (самадхи).
С первой по пятую ступень происходит развитие внешних средств йоги. С шестой по восьмую — внутренних. Дхарапа, дхья­па и самадхи — три ступени (степени) психотехнической практи­ки. Именно отсюда начинается настоящая йога. Все остальное — подготовительные средства.
Практика йоги позволяет раскрывать скрытые силы человече­ского духа. В йоге это называют «совершенными способностями». К ним относится, например:
— чтение чужих мыслей;
— способность быть невидимым;
— способность не ощущать голода и жажды;
— способность не чувствовать боли;
— знание о моменте собственной смерти;
— знание прошлых и будущих событий;
— знание чужих и своих прошлых жизней;
— способность озарения;
— обострение органов чувств;
— перемещение сознания из одного тела в другое;
— свободное передвижение в пространстве;
— левитация;
— способность повелевать природными стихиями;
— всезнание;
— способность создавать материальные объекты силой мысли и т.д.
Более детально с теорией и практикой йоги заинтересованный читатель может ознакомиться в специальной литературе.
2.7. БУДДИЗМ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Буддизм — неортодоксальное религиозно-философское уче­ние, оказавшее огромное влияние па мировую философскую мысль.
Основатель буд­дизма — царевич Сид дхартха Гаутама, получивший духов­ный титул «Будда» («Просветленный»), родился в Северной Индии в VI—(V) в. до н.э.
Основатель буддизма — Гаутама Будда (Сиддхартха Гаутама, прозванный Шакьямуни — «отшельник из рода Шакьев») — сын царя (раджи) одного из древних индийских княжеств, находивше­гося на севере современной Индии в пред­горьях Гималаев. Время жизни Будды большинством ориентологов относится к VI—V вв. до н.э. До пас дошло множе­ство красивых легенд о жизни Будды, в которых, однако, подлинные события нередко дополнялись некоторыми преуве­личениями и мифологическими сюжетами, привнесенными последователями Благо­словенного.
Известно, что с самого детства юный царевич был склонен к размышлениям о проблемах бытия. Позже, но одной из вер­сий — в возрасте около тридцати лет, Сиддхартха, осознав непостоянство жизни и наполненность ее страданиями, отказы­вается от дворцовой роскоши и своего царского положения и ста­новится отшельником. Спустя много лет он достигнет Озаре­ния и раскроет причину человеческих страданий, а также дру­гие великие тайны бытия. С тех пор отшельник Сиддхартха Гаутама получает духовный титул «Будда», что означает «просветленный» или «озаренный». До конца своих дней Гаутама Будда будет проповедовать дхарму — учение о пре­одолении земных страданий и достижении нирваны. В тече­ние столетий миллионы людей найдут в нем своего духовного учителя.
философские тексты, написанные самим Буддой, неизвестны. Свое учение он излагал в форме устных бесед, притч и наставле­ний. Позже ближайшими учениками некоторые из них были за­писаны и составили «Трипитаку» («Три корзины учения») - собрание буддийских канонических текстов. В «Трипитаке» выде­ляют три раздела:
- «Виная-питака» (посвящена правилам поведения и принци­пам сангхи - буддийской общины);
- «Сутта-питака» (собрание проповедей и притч);
- «Абхидхарма-питака» (посвящена философской проблема­тике учения Будды).
Фундаментальными основаниями буддизма являются «четыре благородные истины». В кратком изложении они выглядят так.
1. Земная жизнь полна страданий от непрерывных рождений и смертей.
2. Страдания имеют причину. Она заключается в жажде чувст­венной, материальной жизни, заставляющей человека рождать­ся в мире страданий вновь и вновь.
3. Существует возможность прекращения страданий благодаря просветлению и отрешению от жажды чувственной, материальной жизни.
4. Существует практический восьмеричный путь достижения просветления, освобождения от жажды материальной жизни и до­стижения высшего состояния бытия - нирваны. Ступени этого пути: правильное распознавание, правильное мышление, правиль­ная речь, правильное действие, правильная жизнь, правильный труд, правильная самодисциплина, правильное сосредоточение И озарение (самадхи).
Учение Будды в первоначальном, чистом виде не является ре­лигией, так как исходит не из религиозных положений, а из фи­лософских постулатов и личного духовно-
го опыта его основателя. Поэтому настоя- <<и будете страдать щий буддизм правильнее считать этико- пока'не преодоле-' философским учением, или, как иногда ете невежество», еще говорят, духовным Учением Жизни, Гаутама Будда
хотя позже появились и чисто религиоз- '
ные версии буддизма. Этические идеи Будды опираются на мощ­ную философскую платформу (онтологию, антропологию и гносеологию), краеугольными камнями которой являются сле­дующие положения:
- Отрицание Бога как некоего личностного (антропоморфно­го) существа, сотворившего и управляющего миром.
— Признание всеобщего закона причинности (детерминизм), ко­торый определяет все явления и процессы в материальном и духов­ном мирах, поскольку существование всего в мире обусловлено предшествующими причинами. Впенричинпые («чудесные» и сверхъестественные) события отвергаются. Эти воззрения называ­ются теорией обусловленного существования (или зависимого проис­хождения) вещей. Закон кармы — один из аспектов этой теории.
— Нирвана — состояние высшей душевной и ду­ховной гармонии, предполагающее переход сознания в сферы высшего надземного (мета­физического) бытия.
Убеждение в существовании высших (надземных, духовных, трансцендентных, метафизических — то же самое) миров как особых состояний космического бытия.
Нирвана — олицетворение наивысших из этих состояний.
— Теория всеобщей изменчивости, соглас­но которой в природе не существует ничего постоянного и неизменного. Все вещи под­вержены определенным преобразованиям в зависимости от тех или иных причин.
— Отрицание неизменности души. Буддисты признают актив­ную жизнь сознания человека после его биологической смерти и теорию перевоплощения. Но неизменная (бессмертная) душа как субстанция ими отвергается. Переврплощепию подлежит не личная душа, а сверхличпый поток духовной энергии, в котором формируются относительно устойчивые (па одну жизнь) комби­нации дхарм или скандх (психоэпергетических элементов). Чело­век воспринимается в буддизме как духовная индивидуальность, сформировавшаяся в результате своих многочисленных существо­ваний в виде отдельных личностей в прошлых воплощениях. При каждом новом рождении индивидуальность проявляется в земном мире лишь частично.
— Стремление к эмпирическому (т.е. опытному) обоснованию этических и философских постулатов. Вместе с тем нельзя утверждать, что теория познания в буддизме имеет чисто эмпири­ческий, в его европейском понимании, характер. В буддизме при­знаются чувственные, рациональные и иррациональные (метара- циопальпые, или духовные) методы познания. Следует обратить внимание и па то, что Будда избегал рассуждений о высшей сверхфизической реальности. По его мнению, ее познание предпо­лагает высшие (метарациональные) способности сознания и зна­чительный личный духовный опыт ученика. Земной рациональ­ный и чувственный опыт здесь недостаточен.
—'Высшие духовные цели человека: освобождение от невежества (авидьи), пре­одоление страданий и привязанности к зем­ному бытию, достижение нирваны и бес­корыстная помощь другим страдающим существам. Реализации этих целей в ко­нечном счете и была подчинена жизнь буддийской общины (сапгхи).
Основные религиозно-фило- софские течения
в буддизме:
•махаяиа — «Боль­шая колесница» •хипаяпа — «Ма­лая колесница»
• ваджраяна — «Ал­мазная колесница».
С течением времени в рамках буд­дизма появилось множество направле­ний и философских школ, во многих из которых идеи учения Будды претерпели существенные изменения. В позднем буд­дизме выделяют около 30 школ. Важнейшие направления буд­дизма как этико-философского и религиозного учения: маха- яна — «Большая колесница» (или так называемый Северный буддизм), хинаяна — «Малая колесница» (или так называе­мый Южный буддизм), ваджраяна — «Алмазная колесница».
Основные философские школы:
— Шупья-вада (мадхьямика) — Нагарджупа, Асвагхоша;
— Виджпяпа-вада (йогачара) — Асапга, Васубапдха, Дигпага;
— Саутрантика — Кумаралабдха, Дхармоттара, Яшомитра;
— Сарвасти-вада (вайбхашика) — Катьяянипутра, Васумитра, Бхаданта.
Национальные разновидности буддизма:
— Ламаизм (Тибет, а также Монголия, Китай, Бурятия, Кал­мыкия, Тува);
— Чань-буддизм (Китай, Корея);
— Дзеп-буддизм (Япония, со второй половины XX в. популя­рен в США).
2.8. УЧЕБНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Радхакришнан С. Индийская философия / Пер. с англ. В 2 т. М., 1993.
2. Чаттерджи С, Датта Д. Индийская философия / Пер. с англ. М., 1994.
3. Мюллер М. Шесть систем индийской философии / Пер. с англ. М., 1901.4. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2001. С. 33-96.
5. История философии: Запад — Россия — Восток. В 4 КН. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М, 1995. Ч. 1. С. 378-442.
6. Блаватская ЕЛ. Тайная Доктрина. В 2 т. М., 1992.
7. Шохин В.К. Брахмапистская философия. М., 1994.
8. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддий­ская философия. Философия джайнизма. М., 1994.
9. Рерих Е.И. Основы буддизма (Жизнь и Учение Будды). СПб., 1992.
10. Философия: Учебник / Под ред. ВД. Губипа и др. М.,
1997.
11. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Под общ. ред. И.Т. Фролова. Ч. 1. М., 1989. С.80-93.
12. Махабхарата. Рамаяна. М., 1974.
13. Классическая йога. М., 1992.
14. Вивекананда. Практическая веданта. М., 1993.
15. Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997.
16. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: