ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.ИСТОКИ,ГЕНЕЗИС ИСПЕЦИФИКАФИЛОСОФИИ

Время: 3-10-2012, 18:41 Просмотров: 3368 Автор: antonin
    
Тема 1 ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ИСТОКИ, ГЕНЕЗИС И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ
Содержание учебного материала
1.1. Понятие мировоззрения.
1.2. Структура и состав мировоззрения.
1.3. Исторические типы мировоззрений.
1.4. Понятие философии.
1.5. Основные функции философии.
1.6. Особенности философского мировоззрения.
1.7. Время, место и причины возникновения философского мировоззрения.
1.8. Соотношение философии с другими сферами культуры.
1.9. Основные традиционные разделы философии.
1.10. «Основной вопрос» философии.
1.11. Практический смысл изучения философии.
1.12. Учебная и дополнительная литература.
1.1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Под мировоззрением обычно понимают систему общих пред­ставлений о мире и человеке, которая определяет цели, жизнен­ные ориентиры и нормы поведения индивида.
Субъектом или носителем мировоззрения является человек. Вместе с тем имеет смысл рассматривать и социальное мировоз­зрение, которое формируется па основе индивидуальных миро­воззрений. Общество или социальная группа являются коллек­тивными носителями мировоззрения.
1.2. СТРУКТУРА И СОСТАВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Любое мировоззрение — многомерная система, включающая в себя всевозможные компоненты человеческого сознания: чувст­ва, настроения, устремления, убеждения, знания, ценности, оцен­ки, нормы, идеалы, надежды, память, волю и т.д. Отмеченные со­ставляющие образуют целостность, которая в реальной жизни человека в большей либо меньшей степени подлежит видоиз­менениям и развитию.
Мировоззрение включает в себя две основные сферы: миро­ощущение — чувственная, эмоционально-психическая сфера, и миропонимание — рациональная, интеллектуально-познава- тельная сфера.
В структуре мировоззрения, как правило, выделяют несколько самостоятельных уровней:
1) знания — повседневные, профессиональные, научные и фи­лософские систематизированные сведения (познавательно-инфор- мационный уровень мировоззрения);
2) ценности и оценки — определенное отношение человека к жизни (ценностно-идеологический уровень);
3) идеалы и нормы — ориентиры, программы поведения и пред­ставления человека о перспективах своей жизни (поведенческий уровень);
4) убеждения — степень приверженности человека определен­ным взглядам и идеям, а также способность и готовность к жерт­вам ради этих идей.
1.3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ
Мифологическое мировоззрение характерно для ранних ста
­дий развития человека и связано с мифологией — особой формой духовной культуры, посредством которой происходит познание окружающего мира и регулирование социаль-
„ ,, , Исторические
ных отношении. Мифологическое сознание типы
отличается сиикретичпостыо, т.е. целост- мировоззрений: ностью и перасчлепеппостыо. В мифах • мифологическое сложно переплетаются религиозные веро- . религиозное вания, зачатки научных знаний, филосо- . философское фия, искусство, политические и социаль­ные представления. Форма выражения мифов преимущественно чувственно-поэтическая. Рациональные понятия еще не сформи­рованы. Используются сравнения, аллегории, отождествления, символы.
В общественной жизни для мифологического сознания харак­терна ставка не столько на осмысление и целенанравлениое совершенствование социальной действительности, сколько па тра­дицию, ритуал, устоявшиеся нормы поведения и системы ценнос­тей. Тем самым происходит формирование и регулирование об­щественных отношений.
Предметом мифологии выступают: вопросы происхождения
мира и человека, исторические события, культурный мир, вопро­сы жизни и смерти, добра и зла, т.е. извечные философские про­блемы, а также будущее человека и мира.
Ранее мифология расценивалась в качестве наивного, «детско­го», нолуфантастического мировоззрения, в котором, согласно распространенному мнению, реальная действительность причуд­ливо искажалась, как в кривом зеркале. Современные исследова­тели все более отходят от таких односторонних оценок и рассмат­ривают мифы в качестве ранних, иногда метафорических, по по-своему плодотворных и глубоких попыток постижения бытия.
Наиболее известны следующие памятники древней мифологии:
— индийской: «Рамаяна», «Махабхарата», «Ригведа»;
— египетской: «Тексты пирамид», «Пер-м-рху» («Книга мерт­
вых») ;
— шумеро-аккадийской: «Эики и Нипхурсаг», «Ипаппа-Думузи»;
— греческой: «Илиада», «Одиссея», «Труды и дни», «Геитамихос»;
— японской: «Кодзики», «Нихонги»;
— тибетской: «Зермиг», «Лубум», «Маникабум»;
— финской: «Калевала».
Различают мифологию органическую (исходную, входящую в эпос) и идеологическую (вторичную, чаще всего политически ангажированную). В настоящее время органическая мифология бытует среди отсталых народностей. Идеологическая мифология представлена в общественном сознании у цивилизованных наций,
например в виде социальных мифов (о «вожде пародов», о «силь­ной руке», о превосходстве одной нации над другой, об «избран­ности нации» и т.д.).
Религиозное мировоззрение. В ранних, неразвитых формах религиозное мировоззрение практически сливается с мифологией, так как связано преимущественно с эмоционально-чувственным восприятием бытия и основывается на мифологической идейной платформе. В поздних, более развитых формах оно опирается на определенную философскую, т.е. рационально-понятийную, основу.
Термин «религия» имеет два основных значения. Первое, бо­лее широкое, связано с этимологией слова (геН§аге — соединение, связывание, союз) и подразумевает практику приобщения челове­ческой души к некой Высшей Реальности (Бог, Абсолют, Атмап, Ади-Будда, Космический Разум, Вселенское Сознание и т.д.). Второе, более узкое значение определяет один из типов сознания (мировоззрения), а также конкретное социальное выражение это­го типа сознания, т.е. указывает па конкретную религию как со­циальный феномен. Далее в тексте термин «религия» использует­ся во втором своем значении.
Ортодоксальное религиозное мировоззрение характеризуют четыре важнейшие особенности:
1) «вера», возводимая в принцип, при подчиненном положе­нии знания и разума;
2) убеждение в возможности сверхъестественных, внепричип- пых и необъяснимых явлений, того, что выходит за рамки при­родных законов и возможностей человеческого познания;
3) наличие жестко установленных традицией обрядов, ритуа­лов и культа;
4) наличие «священного писания», а иногда и последующих теологических догматов, которые воспринимаются в качестве бо­жественного Откровения, а значит — абсолютной истины.
Предметом веры могут выступать Бог, посмертное бытие, воз­даяние, этические нормы, определенные представления о проис­хождении мира и человека, религиозная практика и т.д. Бог, как правило, понимается в качестве высшего личностного существа (Абсолютной Личности) — творца мира и блюстителя его законов.
Выделяют несколько функций религии:
— мировоззренческая (формирует общее представление о мире в целом);
— компенсаторная (компенсирует слабость человека перед природой, социальными проблемами и иными объективными факторами негативного характера);
— регулятивная (регулирование человеческих отношений и индивидуального поведения определенными идеями, нормами, установками, традициями, ритуалами, нравом, моралью, предписа­ниями);
— культу ретранслирующая (осуществление культурной пре­емственности поколений);
— интегрирующе-дезинтегрирующая (объединение и разъеди­нение индивидов в группы и социальные институты) и некоторые другие функции.
Религии разделяют па религии первобытного общества (пле­менные религии); национальные и мировые (см. схему 2)1.
Первобытные формы верований: тотемизм, магия, фетишизм, анимизм. Наиболее значительные национальные религии: зоро­астризм (парсизм), индуизм (ранняя форма — брахманизм), иуда­изм, конфуцианство, даосизм, синто.
Мировые религии: буддизм (махаяпа, хинаяна, ваджраяпа, ла­маизм, чапь-буддизм, дзэн-буддизм), христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм, суфизм). В современном мире выделяют и нетрадиционные, внекопфесси- оиальиые культы синкретического характера (пью эйдж, саенто­логия и др.).
В истории религиозное мировоззрение, в зависимости от конк­ретных особенностей религии и исторического этапа, играло как прогрессивную, так и регрессивную роль.
В современном мире различные формы религиозного мировоз­зрения распространены как среди отсталых, так и среди высоко­развитых в социально-экономическом смысле наций.
Третьим, наиболее развитым историческим типом мировоззре­ния является философия.
1.4. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ

Согласно распространенному определению, философия — это паука о наиболее общих законах развития природы, человека, об­щества и познания. Однако это определение не всегда подходит для описания особого явления духовной культуры человечества, именуемого философией. Во-первых, не всякое философское уче­ние является научным. Во-вторых, в философии существует не
’ В приложении 1 даны схемы, ссылки на которые указаны в тексте.
только чисто познавательный аспект, по и множество других — мировоззренческий, этический, ценностный и т.д.
Представления о предмете философии весьма многочисленны и различны. Конструирование самого понятия «философия» (см. схему 3) приписывают древнегреческому мудрецу Пифагору (VII—VI вв. до н.э.), у которого оно обозначало «любовь к муд­рости». Гераклит (VI в. до н.э.) называет философом человека, за­нимающегося исследованиями. В качестве определения особой пауки, направленной на познание вечного, непреходящего бытия, термин «философия» начинает использовать Платон (V—IV вв. до н.э.).
Для Сократа (V—IV вв. до н.э.) философия — средство позна­ния добра и зла. У Аристотеля (V—IV вв. до н.э.) философия — исследование причин и принципов вещей. Для эпикурейцев — это путь достижения счастья через познание мира. У Ф. Бэкона и Р. Декарта философия — целостная наука, представленная в по­нятийной форме. Г. Гегель именует философию наукой о всеоб­щем, о разуме, постигающем самого себя. Согласно А. Шопенгауэ­ру, философия призвана отразить сущность мира в форме всеобщих абстрактных понятий.
1.5. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:

мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая, методо­логическая, логическая, аксиологическая, эвристическая, герме­невтическая, гуманистическая, культуротрапелирующая, эстетиче­ская, гуманистическая (см. схему 6).
1.6. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Предметом философского анализа выступают, по сути, практи­чески те же самые вечные вопросы, что в мифологии и религии: происхождение мира и человека, исходные принципы бытия, смысл и нормы человеческой жизни, будущее человека и общест­ва и многие другие. Но метод их осмысления изменяется. Вместо эмоционально-чувственного познания, нормативов, традиций, ве­роисповедных и ритуально-догматических установок па первый план выдвигаются разум и объективное знание. Его достижению способствуют критичное размышление, наблюдения, сбор фактов, логический анализ, выводы и доказательства. Безусловно, в фило­софии, кроме рациональной, присутствуют чувственная и ирраци­ональная составляющая — в большей либо в меньшей степени, в зависимости от специфики конкретной философской системы.
1.7. ВРЕМЯ, МЕСТО И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЕО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Первые из известных оформленных философских учений по­являются на рубеже VII и VI вв. до н.э. практически одновремен­но в трех различных регионах: в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Тем не менее есть основания предполагать, что истоки философии восходят к более ранним периодам истории индийской, египетской и вавилонской цивилизаций, в мифологи­ческих и предфилософских литературных источниках которых уже звучат определенные философские мотивы.
Первоначально философская мудрость проявляется в качестве критики традиционного уклада жизни, норм и представлений. Первые ростки философии взрастают на почве сомнения в спра­ведливости и истинности обыденных, традиционно-патриархаль­ных положений. В целом философия возникает в период кризиса мифолого-религиозпого сознания, установки и методы которого уже не представляются достаточными для объяснения природной и социальной действительности. Возникает необходимость отде­ления истинного от общепринятого, подлинного от видимого, а также необходимость построения нового прочного мировоззре­ния и определения новых жизненных ориентиров. Попытки реше­ния этих задач и приводят к развитию философии как свободно­го, критичного, разумного размышления о мире и человеке.
1.8. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
С ДРУГИМИ СФЕРАМИ КУЛЬТУРЫ

Философия есть синтетическое явление духовной культуры. Ее невозможно полностью соотнести и отождествить пи с искус­ством, пи с наукой, пи с этикой, ни с мистическим метараци- опальпым постижением бытия. Она объединяет в себе перечис­ленные сферы культуры и предстает в качестве целостного, органичного сплава различных аспектов человеческого сознания и типов восприятия мира.
Философия имеет много общего с нравственностью. Привер­женность высоким этическим ценностям была свойственна мно­гим выдающимся философам. А учение о моральном законе зани­мало в их трудах видное и закономерное место.
Соотношение философии с идеологией выглядит несколько иначе. Идеология, как правило, выражает интересы узкой соци­альной либо национальной группы, класса, партии и т.д. Но под­линная философия обращается к общечеловеческим ценностям, которые ставятся выше национальных, классовых или корпора­тивных интересов. Нередко идеологические доктрины предстают в виде идеологической мифологии. В этом случае философия прямо противостоит идеологии и ее мифам.
Многое связывает философию с наукой. Например, стремле­ние к объективному, достоверному познанию мира и человека. Но есть и различия. Философия, в отличие от пауки, изучает наибо­лее общие, наиболее масштабные законы бытия. Это познание имеет мировоззренческое значение, т.е. формирует систему пред­ставлений и отношений к миру и человеку в целом.
Существенное значение для философии имеют ее ценностный аспект и практический смысл. Причем последний отличается от практического смысла науки, который заключается в использова­нии полученных достижений в жизнедеятельности человека. Плоды пауки — от телескопа и телевизора до компьютера и лазера — это орудия, призванные облегчить жизнь человека и увеличить его мо­гущество. Но этими орудиями пользуется человек. Именно от него зависит, как, с какой целью (во благо либо во зло) будут они при­меняться. А вот практический смысл философии — ориентировать поступки человека, наполняя его жизнь разумным, ответственным отношением к миру и возвышенными целями бытия (см. схему 4).
1.9. ОСНОВНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ:
— онтология (учение о наиболее общих категориях и законах бытия);
— философская антропология (учение о человеке);
— социальная философия (учение о наиболее общих законах развития общества);
— гносеология, или эпистемология (учение о познании);
— этика (учение о морали);
— логика (учение о законах мышления);
— эстетика (учение о канонах и законах прекрасного);
— аксиология (учение о ценностях);
— герменевтика (учение о смыслах) (см. схему 5).
1.10. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
Существуют различные взгляды на то, что же является так на­зываемым основным вопросом философии (см. схему 7). Напри­мер, для классической индийской философии он связан с по­иском практических путей освобождения человека от страданий, власти майи (иллюзии), кармы (закона воздаяния) и от необходи­мости постоянных перерождений в земном мире — мире страда­ний. Философия для индийских мудрецов была средством достижения бессмертной жизни в высших духовных мирах. В сред­невековой религиозной философии самым главным считалось по­знание Бога. Немецкий философ И. Капт формулирует несколько важнейших вопросов философии: «Что я могу знать?», «Что я дол­жен делать?», «На что я могу надеяться?»
В марксистско-ленинской философии в качестве основного вопроса философии рассматривается соотношение духа и материи (сознания и бытия). В таком виде эта проблема была поставлена Ф. Энгельсом и позже прочно закрепилась в диалектическом ма­териализме. В данном случае вопрос имеет два аспекта. Первый: что первично — дух или материя (онтологический аспект)? В за­висимости от ответа философов разделяют на материалистов (Брихаспати, школа чарвака, Левкипп, Демокрит, Копдильяк, Ла- метри, Гольбах, Гельвеций, Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин и др.) и идеалистов (Будда, Платон, Аристотель, схоластический реализм, Декарт, Лейбниц, Шеллинг, Гегель, Соловьев, Бердяев и др.). В рамках идеализма выделяют объективных и субъективных идеалистов. В рамках материализма — стихийный древний мате­риализм, механистический материализм Нового времени и ди­алектический материализм XIX XX веков.
Второй аспект вопроса: познаваем ли мир? (В более точной формулировке: способно ли сознание адекватно отражать бытие?) Философов, полностью или частично отрицающих познаваемость мира, именуют агностиками (школа софистов, Д. Юм, некоторые течения в позитивизме и неопозитивизме, Дж. Сантаяна и др.).
С точки зрения некоторых философских направлений, маркси­стская постановка основного вопроса философии является некор­ректной. Например, сторонники эзотерической философии (Мх. Мория, Мх. Кут Хуми, Е. П. Блаватская, Е. И. Рерих и др.) рассматривают дух и материю в качестве основных атрибутов единой космической субстанции. «Материя есть кристаллизован­ный дух», т.е. видоизмененное (уплотненное и дифференцирован­ное) состояние космической субстанции, которая в своих онтоло­гически утонченных и высокоорганизованных формах именуется духом. Материальность и духовность есть противоположные, ди­алектичные характеристики свойств субстанции. В онтологиче­ском смысле они не могут быть разделены. Поэтому вопрос: «Что первично — дух или материя?» по своему характеру тождествен вопросу: «Что возникает раньше — курица или яйцо?»
1.11. ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
Часто студенты спрашивают: зачем менеджеру (банкиру, про­граммисту, врачу, юристу, лингвисту, инженеру, учителю и т.д.) изучать философию? Насколько она необходима им в их будущей профессии? Ответить можно так: философия необходима прежде всего в жизни человека, которая вовсе не исчерпывается выполне­нием профессиональных обязанностей. Хотя вместе с тем дости­жение и профессиональных вершин предполагает овладение культурой и принципами мышления, особым отношением к дей­ствительности и деятельности, чему, собственно говоря, и учит философия.
Итак, что же она дает человеку?
— Познание общих законов и принципов мироздания.
— Осознание своего места в мире и целей своего бытия.
— Выявление истинных ценностей и ориентиров, т.е. осмысле­ние того, как надо правильно (без иллюзий, без заблуждений, без страданий и т.д.) жить.
— Освоение синтетического диалектичного мышления, т.е. спо­собности видеть любую проблему целиком, во всей противоречи­вости и многообразии ее сторон, что позволяет глубоко осмысли­вать и плодотворно решать эту проблему.
— Позволяет использовать достижения философской мудрости для самосовершенствования.— Укрепляет внутренний духовный «стержень» личности и раз­вивает способность стойко переносить и преодолевать жизненные трудности.
— Позволяет человеку возвышаться над ограниченностью сов­ременных ему познаний и заглядывать в будущее.
1.12. УЧЕБНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Под общ. ред. И.Т. Фролова. Ч. 1. М, 1989.
2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М, 1996.
3. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М., 1998.
4. Философия. Основные идеи и принципы: Популярный
очерк / Под общ. ред. А.К. Ракитова. М., 1990.
5. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Рос­тов и/Д., 1996.
6. Мифы пародов мира. Энциклопедия. В 2 т. М, 1992.
7. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2001.
8. Малерб М. Религии человечества. М; СПб., 1997.
9. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. М.; СПб., 1997.’
10. Философский энциклопедический словарь. М, 1983.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: